Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:54, реферат

Описание работы

Для этого необходимо решить ряд задач:
1). дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления. В частности следует различать девиантное поведение, которое носит социально-творческий характер, является порождением или отражением социальной инновации, от девиантного поведения, которое порождено или открывает путь к социальной патологии, носит социально негативный характер [5. C. 7];

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………3-4
Пункт 1. Девиантное поведение...................................................................................................4
1. 1. Понятие и виды девиантного поведения…………………………………………………4
1. 2. Причины возникновения девиантного поведения……………………………………….6
Пункт 2. Психолого-педагогическая характеристика детей с девиантным поведение……7
2. 1. Характеристика детей с девиантным поведением……………………………………………………………………………………….7
2. 2. Перечень основных «факторов риска» возможного девиантного поведения ребенка...9
3.Профилактика девиантного поведения……………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………………………...11
Литература………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 48.56 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования 

«Ульяновский  государственный педагогический университет  имени И.Н.Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УЛГПУ  ИМ. И.Н. УЛЬЯНОВА»)

Кафедра педагогики

 

 

РЕФЕРАТ

 

«Девиантное поведение»

 

                                   

 

             

                                   

 

                                       Выполнил:

                                                                                           Студент 2-го  курса гр.

                                         ФБ-11-2

                                                           Дунаев Владимир

 Проверил:

 Канд. пед. наук,

 доцент кафедры педагогики

 Дементьева Н.Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Ульяновск

2012

                                                                             План

Введение………………………………………………………………………………………3-4

Пункт 1. Девиантное поведение...................................................................................................4

1. 1. Понятие и виды  девиантного поведения…………………………………………………4

1. 2. Причины возникновения  девиантного поведения……………………………………….6

Пункт 2. Психолого-педагогическая характеристика детей с девиантным поведение……7

2. 1. Характеристика детей  с девиантным поведением……………………………………………………………………………………….7

2. 2. Перечень основных  «факторов риска» возможного  девиантного поведения ребенка...9

3.Профилактика девиантного  поведения……………………………………………………..10

Заключение……………………………………………………………………………………...11

Литература………………………………………………………………………………………12

 

Введение

Всему миру, социальному  бытию и каждому человеку свойственно  отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи  и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим  собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении  является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления  социального развития.

Отклонение в поведении - девиантное поведение - является, таким образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества. Иначе говоря, девиантное поведение было, есть и будет и в этом заключается актуальность его изучения.

Основная цель данной контрольной  работы заключается в том, чтобы  понять сущность девиантного (отклоняющегося) поведения.

Для этого необходимо решить ряд задач:

1). дать определение отклоняющегося  поведения и разобраться с  различными формами его проявления. В частности следует различать  девиантное поведение, которое  носит социально-творческий характер, является порождением или отражением  социальной инновации, от девиантного  поведения, которое порождено  или открывает путь к социальной  патологии, носит социально негативный  характер [5. C. 7];

2). понять причины возникновения  девиантного поведения, рассмотрев  различные подходы к изучению  указанной проблемы.

Спецификой данной работы будет изучаемый контингент - дети с девиантным поведением. Выбор изучаемой группы зависел от того, что именно в детском возрасте закладываются основы характера и особенностей личности человека и отклонения в поведении могут наложить отпечаток на всю последующую жизнь.

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело  в

последние годы массовый характер и поставило эту проблему в  центр внимания

социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных

органов.

Объяснить причины, условия  и факторы, детерминирующие это  социальное явление,

стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов  на ряд

фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма»

(социальная норма) и  об отклонениях от нее. В  стабильно функционирующем и

устойчиво развивающемся  обществе ответ на этот вопрос более  или менее ясен.

Социальная норма –  это необходимый и относительно устойчивый элемент

социальной практики, выполняющий  роль инструмента социального регулирования  и

контроля. «Социальная норма, - отмечает Я.И. Гилинский, - определяет

исторически сложившийся  в конкретном обществе предел, меру, интервал

допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей,

социальных групп, социальных организаций».

Социальная норма находит  свое воплощение (поддержку) в законах, традициях,

обычаях, т.е. во всем том, что  стало привычкой, прочно вошло в  быт, в образ

жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль

«естественного регулятора»  общественных и межличностных отношений. Английский

мыслитель Клайв С. Льюис  склонен видеть в моральных нормах своего рода

«инструкции», «обеспечивающие  правильную работу человеческой машины» [5].

Но в реформируемом  обществе, где разрушены одни нормы  и не созданы даже на

уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы

становится чрезвычайно  сложным делом. Можно понять полное горечи высказывание

А. Солженицына: «Какая это  реформа, если результат ее – презрение  к труду и

отвращение к нему, если труд стал позорным, а жульничество стало доблестным?»

[6]. Полемизирующий с А.  Солженицыным по ряду вопросов, связанных с оценкой

нынешней ситуации в России, Г. Померанц тоже приходит к близкому по сути

выводу: «Вышла не свобода  как в Германии или Франции, т.е. жизнь по закону, а

воля – бандитам убивать, ворам – воровать, интеллигентам – свободн

высказывать, что на душе. К сожалению, достаточно духовной силы, чтобы

перевесить, переупрямить хаос, не оказалось, не надо ее собирать» [7].

Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком  положении.

Девиантное поведение  значительной массы населения воплощает  сегодня наиболее

опасные для страны разрушительные тенденции.

Практически вся жизнь  любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как  они называются научным термином - девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины  таких отклонений, находить пути преодоления  их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку.

Определение причин девиаций, их форм и последствий - важный инструмент социального контроля и управления обществом.

В недалеком прошлом термин "отклонение" был связан в нашем  сознании только с криминальными  явлениями - преступлениями, пьянством, наркоманией, проституцией и др. И  это неслучайно, ибо они практически  везде и всегда считаются отклонениями от существующих социальных норм. Но в  этой связи возникает вопрос: только ли подобные явления можно назвать  отклонениями и что представляет собой девиация?

Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные  формы человеческого поведения. В качестве нежелательных почти  в равной степени оказывались  гении и злодеи, сверхленивые и  очень трудолюбивые, нищие и богачи. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и  в отрицательную сторону грозили  стабильности общества, которая всегда ценилась превыше всего.

Проблему социальных отклонений изучают криминология, правовая статистика, социология и другие науки. При этом именно социология занимается определением наиболее общих причин и последствий  девиации, ее влияния на развитие социальных процессов, указывает путь рационального  контроля, предотвращения и ликвидации такого поведения с помощью экономических, социальных и политических мер.

Отклонение в поведении - девиантное поведение - является естественным условием развития человека, жизни  всего общества. Иначе говоря, девиантное поведение, было, есть и будет и  в этом заключается актуальность его изучения.

Цель данной работы выявить  и изучить основные формы (модели) отклоняющегося поведения.

Отклоняющееся поведение

Социологи называют отклоняющееся  поведение девиантным.

"Во всех обществах  поведение человека порой выходит  за рамки, допустимые нормами.  Нормы только указывают, что  человек должен делать, а что  не должен; но они не являются  отражением фактического поведения.  Реальные поступки некоторых  людей не редко выходят за  рамки того, что другие рассматривают  как допустимое поведение". Волков  Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко  В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник/Под  ред. Проф. Ю.Г.Волкова. - Изд.2-е испр.и  доп. - М.: Гардарики, 2003. - 512 с.:ил. Девиация - это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает враждебную реакцию.

О девиации нельзя сказать, что она внутренне присуща  определенным формам поведения; скорее это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами. В повседневной жизни человек составляет суждения о желательности (или нежелательности) того или иного стиля поведения; общество переводит такие суждения в положительные (или отрицательные) последствия для тех, кто следует (или не следует) подобным моделям  поведения. В этом смысле можно сказать, что девиация есть то, что общество считает отклонением.

 

 

Пункт 1. Понятие девиантного поведения

1. 1. Понятие и  виды девиантного поведения

Процесс социализации (процесс  усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых  для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая  характеризуется обретением личностью  интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе).

Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением  недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права [1. C. 78]. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

Многочисленные формы  отклоняющегося поведения свидетельствуют  о состоянии конфликта между  личностными и общественными  интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.

Рассмотрим различные  виды социальных отклонений.

Культурные и психические  отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и  так далее.

Люди часто пытаются связывать  культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении  связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря с психическими отклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все  правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.

Индивидуальные и групповые  отклонения.

индивидуальные, когда отдельный  индивид отвергает нормы своей  субкультуры;

групповое, рассматриваемое  как конформное поведение члена  девиантной группы по отношению к  ее субкультуре (например, подростки  из трудных семей, проводящие большую  часть своей жизни в подвалах. «Подвальная жизнь» кажется им нормальной, у них существует свой «подвальный» моральный кодекс, свои законы и  культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут  в соответствии с нормами собственной  субкультуры) [4. C. 113].

Информация о работе Девиантное поведение