Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:54, реферат
Для этого необходимо решить ряд задач:
1). дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления. В частности следует различать девиантное поведение, которое носит социально-творческий характер, является порождением или отражением социальной инновации, от девиантного поведения, которое порождено или открывает путь к социальной патологии, носит социально негативный характер [5. C. 7];
Введение………………………………………………………………………………………3-4
Пункт 1. Девиантное поведение...................................................................................................4
1. 1. Понятие и виды девиантного поведения…………………………………………………4
1. 2. Причины возникновения девиантного поведения……………………………………….6
Пункт 2. Психолого-педагогическая характеристика детей с девиантным поведение……7
2. 1. Характеристика детей с девиантным поведением……………………………………………………………………………………….7
2. 2. Перечень основных «факторов риска» возможного девиантного поведения ребенка...9
3.Профилактика девиантного поведения……………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………………………...11
Литература………………………………
Министерство
образования и науки Российской
Федерации Федеральное
«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова»
(ФГБОУ ВПО «УЛГПУ ИМ. И.Н. УЛЬЯНОВА»)
Кафедра педагогики
РЕФЕРАТ
«Девиантное поведение»
Проверил:
Канд. пед. наук,
доцент кафедры педагогики
Дементьева Н.Н
2012
Введение…………………………………………………………
Пункт 1. Девиантное поведение.....................
2. 1. Характеристика детей
с девиантным поведением…………………
Введение
Всему миру, социальному
бытию и каждому человеку свойственно
отклоняться от оси своего существования,
развития. Причина этого отклонения
лежит в особенностях взаимосвязи
и взаимодействия человека с окружающим
миром, социальной средой и самим
собой. Возникающее на основе такого
свойства разнообразие в психофизическом,
социокультурном, духовно-нравственном
состоянии людей и их поведении
является условием расцвета общества,
его совершенствования и
Отклонение в поведении - девиантное поведение - является, таким образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества. Иначе говоря, девиантное поведение было, есть и будет и в этом заключается актуальность его изучения.
Основная цель данной контрольной работы заключается в том, чтобы понять сущность девиантного (отклоняющегося) поведения.
Для этого необходимо решить ряд задач:
1). дать определение
2). понять причины возникновения
девиантного поведения,
Спецификой данной работы будет изучаемый контингент - дети с девиантным поведением. Выбор изучаемой группы зависел от того, что именно в детском возрасте закладываются основы характера и особенностей личности человека и отклонения в поведении могут наложить отпечаток на всю последующую жизнь.
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в
последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания
социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных
органов.
Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление,
стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд
фундаментальных вопросов,
среди которых вопросы о
(социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и
устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен.
Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент
социальной практики, выполняющий
роль инструмента социального
контроля. «Социальная норма, - отмечает Я.И. Гилинский, - определяет
исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал
допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей,
социальных групп, социальных организаций».
Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях,
обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ
жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль
«естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Английский
мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода
«инструкции», «обеспечивающие правильную работу человеческой машины» [5].
Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на
уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы
становится чрезвычайно сложным делом. Можно понять полное горечи высказывание
А. Солженицына: «Какая это реформа, если результат ее – презрение к труду и
отвращение к нему, если труд стал позорным, а жульничество стало доблестным?»
[6]. Полемизирующий с А. Солженицыным по ряду вопросов, связанных с оценкой
нынешней ситуации в России, Г. Померанц тоже приходит к близкому по сути
выводу: «Вышла не свобода как в Германии или Франции, т.е. жизнь по закону, а
воля – бандитам убивать, ворам – воровать, интеллигентам – свободн
высказывать, что на душе. К сожалению, достаточно духовной силы, чтобы
перевесить, переупрямить хаос, не оказалось, не надо ее собирать» [7].
Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком положении.
Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее
опасные для страны разрушительные тенденции.
Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином - девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку.
Определение причин девиаций, их форм и последствий - важный инструмент социального контроля и управления обществом.
В недалеком прошлом термин "отклонение" был связан в нашем сознании только с криминальными явлениями - преступлениями, пьянством, наркоманией, проституцией и др. И это неслучайно, ибо они практически везде и всегда считаются отклонениями от существующих социальных норм. Но в этой связи возникает вопрос: только ли подобные явления можно назвать отклонениями и что представляет собой девиация?
Во все времена общество
пыталось подавлять нежелательные
формы человеческого поведения.
В качестве нежелательных почти
в равной степени оказывались
гении и злодеи, сверхленивые и
очень трудолюбивые, нищие и богачи.
Резкие отклонения от средней нормы,
как в положительную, так и
в отрицательную сторону
Проблему социальных отклонений
изучают криминология, правовая статистика,
социология и другие науки. При этом
именно социология занимается определением
наиболее общих причин и последствий
девиации, ее влияния на развитие социальных
процессов, указывает путь рационального
контроля, предотвращения и ликвидации
такого поведения с помощью
Отклонение в поведении - девиантное поведение - является естественным условием развития человека, жизни всего общества. Иначе говоря, девиантное поведение, было, есть и будет и в этом заключается актуальность его изучения.
Цель данной работы выявить и изучить основные формы (модели) отклоняющегося поведения.
Отклоняющееся поведение
Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным.
"Во всех обществах
поведение человека порой
О девиации нельзя сказать, что она внутренне присуща определенным формам поведения; скорее это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами. В повседневной жизни человек составляет суждения о желательности (или нежелательности) того или иного стиля поведения; общество переводит такие суждения в положительные (или отрицательные) последствия для тех, кто следует (или не следует) подобным моделям поведения. В этом смысле можно сказать, что девиация есть то, что общество считает отклонением.
Пункт 1. Понятие девиантного поведения
1. 1. Понятие и виды девиантного поведения
Процесс социализации (процесс
усвоения индивидом образцов поведения,
социальных норм и ценностей, необходимых
для его успешного
Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права [1. C. 78]. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.
Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.
Рассмотрим различные виды социальных отклонений.
Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее.
Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря с психическими отклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.
Индивидуальные и групповые отклонения.
индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;
групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах. «Подвальная жизнь» кажется им нормальной, у них существует свой «подвальный» моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры) [4. C. 113].