Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:54, реферат
Для этого необходимо решить ряд задач:
1). дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления. В частности следует различать девиантное поведение, которое носит социально-творческий характер, является порождением или отражением социальной инновации, от девиантного поведения, которое порождено или открывает путь к социальной патологии, носит социально негативный характер [5. C. 7];
Введение………………………………………………………………………………………3-4
Пункт 1. Девиантное поведение...................................................................................................4
1. 1. Понятие и виды девиантного поведения…………………………………………………4
1. 2. Причины возникновения девиантного поведения……………………………………….6
Пункт 2. Психолого-педагогическая характеристика детей с девиантным поведение……7
2. 1. Характеристика детей с девиантным поведением……………………………………………………………………………………….7
2. 2. Перечень основных «факторов риска» возможного девиантного поведения ребенка...9
3.Профилактика девиантного поведения……………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………………………...11
Литература………………………………
Отчуждение означает утрату
эмоциональной связи с
Деперсонализация имеет место тогда, когда отчуждается собственное «Я», т. е. утрачивается ощущение собственного тела, теряет смысл любая деятельность, апатия и безразличие становятся доминирующими, притупляется эмоции.
Депрессия - это состояния аффекта с отрицательным эмоциональным знаком. Под депрессией понимают сильную тоску, которая сопровождается чувством отчаяния и кризисом духа. В детстве такие состояния обычное дело. «Зеленая тоска» проявляется в том, что все окружение становится скучным и неинтересным, человек испытывает подавленность и скуку, резко снижается воля. Приходят мысли о собственной ничтожности, и тогда возможны попытки самоубийства.
2. 2. Перечень основных «факторов риска» возможного девиантного поведения ребенка
Физиологические (биологические) факторы следующие:
отклонения (дефекты) состояния здоровья (физические);
перенесенные (физические) травмы, особенно тяжелые, в т. ч. приведшие к увечью и/или инвалидности;
перенесенные инфекционные (особенно тяжелые) заболевания;
наличие хронической болезни;
недостаточное общее физическое развития организма или его отдельных параметров;
врожденное уродство.
Психологические (психиатрические) и психолого-педагогические факторы следующие:
низкий и/или недостаточный уровень развития интеллекта, задержка умственного развития в целом;
определенный тип нервной деятельности (импульсивность характера т. п.);
соматическое нервное заболевание;
наличие депрессивного состояния, подавленности, апатии);
врожденное и/или
генетическое заболевание, в т. ч. наследственного характера;
педагогическая запущенность ребенка или подростка;
акцентуация характера;
низкая самооценка, недостаточный
уровень критичности и
побеги из дома, школы (или другого учебного, учебно-воспитательного, лечебного учреждения), в т. ч. как следствие «аутсайдерства»;
угроза или попытка самоубийства;
курение (вообще или раннее), употребление спиртных напитков, токсинов, наркотиков, видео- компьютеромания (игромания);
ночные кошмаы и/или страхи, энурез;
низкая успеваемость, нарушение дисциплины в школе, дома, по месту жительства, сквернословие;
участие в группировках асоциальной направленности и т. д.
Факторы социального характера
Проживание в определенном районе, микрорайоне и конкурентной микросреде характеризуют следующие факторы:
уровень социально-экономического развития района проживания;
уровень экологического состояния региона;
степень гомогенности или гетерогенности населения во всех аспектах;
тип жилья, его размеры, наличие удобств, отдельной комнаты для ребенка, окружающий ландшафт, наличие или отсутствие мест досуга, уровень обеспеченности различными услугами для семьи;
уровень криминальной пораженности региона, ближайшего окружения;
тип и состояние учебного (воспитательного) учреждения, которые посещал и/или посещает ребенок, подросток;
домашнее или общественное воспитание ребенка;
наличие в зоне интересов ребенка неформальных объединений ассоциальной и/или антиобщественной направленности.
Факторы семейного характера следующие:
неполная семья (при этом важно, по какой причине нет или не стало одного из родителей;
формально полная семья;
замещающая семья;
опекунство и т. д.;
наличие братьев и/или
сестер с отклонениями в поведении,
уровень взаимоотношений с
уровень (степень) сплоченности, единства семьи, прежде всего эмоционального; контакты с ближайшими родственниками и их влияние на ребенка;
тип семьи с психологической точки зрения;
тип воспитания в семье - авторитарный, потворствующий, авторитетный;
наличие родителей (или одного из них, важно - кого) или ближайших родственников (входящих в микросреду) с отклонениями в поведении и какого рода - преступления, пьянство, наркомания и т. д.
3.Профилактика девиантного поведения.
1) Профилактика должна проходить
в комплексе, а именно
ство с различными социозащитными структурами, органами правопорядка
и общественными организациями.
2) Методы и средства
ным видам девиантного поведения. Основным средством профилактики
должно стать выявление на самых ранних стадиях развития факторов ри-
ска, которые определяют поведение подростка. И работа по адаптации не-
202
совершеннолетних к этим факторам, так как изменить большинство факто-
ров сейчас почти невозможно.
3) Существенное расширение
ние таких мер социального
уже встали на «скользкую дорожку» девиантного поведения, которые бы
не ввергали их в уголовную среду, но при этом и имели жесткие педаго-
гические цели. Следовательно, в
отношении молодых
допустимо сокращение сроков лишении свободы, отсрочка исполнения
приговора, условно-досрочное освобождение и главное изменение условий
содержания.
4) Создание гибкой и
включающие государственные, общественные, благотворительные и иные
структурные звенья. Неплохо зарекомендовали себя общественные органи-
зации по принципу «самопомощи» (группы анонимных алкоголиков, нар-
команов или освобожденных из мест лишения свободы), однако их ущерб-
ность и вытекает из их названия. Прежде всего, необходимо поставить всю
молодежь под тотальный
стадиях социальные отклонения. Создать для этого необходимо отдельную
службу федерального подчинения независимую от МВД и МО, но сотруд-
ничающую с ними.
5) В целях профилактики
которым поставить ретрансляцию и адекватную пропаганду подлинных
человеческих ценностей (семья, труд, Родина, религия, вера в добро). Кон-
троль за проведение информационной политики необходимо также возло-
жить на предполагаемую структуру. При этом изъять из сферы масс медиа
пропаганду антиценностей.
Цели профилактики должны быть выполнены, но уверенность в этом
будет лишь тогда, когда на государственном уровне осознается необходи-
мость в проведении жестких и волевых решении и в этом направлении.
Заключение
Итак, мы определили, что девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.
Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние «социальной дезорганизации», когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения.
Учитывая, что девиантное
поведение может принимать
Отклоняющееся поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен.
Если рассматривать любые области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определенно ответить на этот вопрос (например, какие нормы лучше: воспринятые нами республиканские культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета или нормы этикета наших отцов и дедов?).
Удовлетворительный ответ
на эти вопросы дать трудно. Вместе
с тем не все формы девиантного
поведения требуют столь
Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов - распознавать и отбирать полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидов и групп.
Для раскрытия природы
и причины социальных отклонений
необходимо исходить из того, что они
как и социальные нормы, есть выражение
отношений людей, складывающийся в
обществе. Социальная норма и социальное
отклонение – два полюса на одной
и той же оси социально значимого
поведения индивидов, социальных
групп и других социальных общностей.
Многие поступки не подпадают под нормы
и в месте с тем не являются отклонениями
от них просто потому, что они лежат в сфере
отношений, не регулируемых конкретными
нормами (процесс художественного или
научноготворчества.
Социальные отклонения столь же разнообразны,
сколь сами социальные нормы. Более того,
разнообразие отклонений превышает разнообразие
норм, ибо норма типична, а отклонения
могут быть весьма индивидуализироанны.
Аморальный поступок одного человека
может быть совершенно не похож на поступок
другого даже преступлению признаки, которых
четко зафексированны в уголовном кодексе,
так же разнообразны, как и сами,люди.
Отклонения от социальных норм, несмотря
на большое разнообразие, имеют некоторые
общие причины, поддерживающие их существование,
а подчас ведущие к их росту и распространенности.
По своей сути они сводятся к объективным
и субъективным противоречиям общественного
развития которые нарушают взаимодействие
личности с социальной средой и ведут
к формам поведения индивидов не согласующимся
с существующей нормативной системой.
При том одно и то же противоречие “может
лежать в основе как социально не желаемых
форм поведения ( преступность , алкоголизм,
самоубийство и т. д.), так и социально одобряемых
( познавательная активность, творчество,
бытовая активность и т. д.).
В период перехода к рыночной экономики
изменилось материальное положение многих
слоев населения. Большинство живет за
чертой бедности, увеличилось количество
безработных. Все это создает конфликтные
ситуации, а они приводят к девиациям.
Кто забывается в бутылке, кто забывается
в наркотическом дурмане, а кто послабее
сводит счеты с жизнью. Единственный способ
как-то изменить сложившееся положение
– улучшить жизнь, помочь людям преодолеть
их проблемы для этого и создаются теперь
социальные службы и другие организации.
Но если их деятельность н будет поддерживаться
государством рост преступности, наркомании,
алкоголизма и т. д. будет только расти.
Список использованной литературы
2.Антонян Ю. М. Преступность и психические аномалии. - М. - 1987.206 c.
3.Беличева С. А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних. - М. - 1989. -48 c.
4.Братусь Б. С. аномалии личности. - М. - 1988.-304 c.
5.Занесоцкий А. С. Эта непонятная молодежь. - М. - 1990.-224 c.
6.Иващенко Г. Т. и др. Социальная реабилитация дезаптированных детей и подростков в специальных учреждениях. - М. - 1996.-205 c.
7.Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровский. - М. - 1987.- 238 c.
8.Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. Курс лекций. - М.: Центр, 1997.-156 c.
9.Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994.-687 c.
10.Сологуб Г. П. Пробуждение личности. - М. - 1987.-207 c.
11.Социально-психологические проблемы отклонений в поведении молодежи. - Киев. - 1989.19 с.
12.Тощенко Ж. Т. Социология. - М.: Прометей, 1998.-509 с.
13.Фролов С. С. Социология. - М.: Логос, 1997.-357 с.