Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:54, реферат

Описание работы

Для этого необходимо решить ряд задач:
1). дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления. В частности следует различать девиантное поведение, которое носит социально-творческий характер, является порождением или отражением социальной инновации, от девиантного поведения, которое порождено или открывает путь к социальной патологии, носит социально негативный характер [5. C. 7];

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………3-4
Пункт 1. Девиантное поведение...................................................................................................4
1. 1. Понятие и виды девиантного поведения…………………………………………………4
1. 2. Причины возникновения девиантного поведения……………………………………….6
Пункт 2. Психолого-педагогическая характеристика детей с девиантным поведение……7
2. 1. Характеристика детей с девиантным поведением……………………………………………………………………………………….7
2. 2. Перечень основных «факторов риска» возможного девиантного поведения ребенка...9
3.Профилактика девиантного поведения……………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………………………...11
Литература………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 48.56 Кб (Скачать файл)

Отчуждение означает утрату эмоциональной связи с ближайшим  окружением, и «избегающий» испытывает дефицит положительных эмоций;

Деперсонализация имеет  место тогда, когда отчуждается  собственное «Я», т. е. утрачивается ощущение собственного тела, теряет смысл  любая деятельность, апатия и безразличие  становятся доминирующими, притупляется эмоции.

Депрессия - это состояния аффекта с отрицательным эмоциональным знаком. Под депрессией понимают сильную тоску, которая сопровождается чувством отчаяния и кризисом духа. В детстве такие состояния обычное дело. «Зеленая тоска» проявляется в том, что все окружение становится скучным и неинтересным, человек испытывает подавленность и скуку, резко снижается воля. Приходят мысли о собственной ничтожности, и тогда возможны попытки самоубийства.

2. 2. Перечень основных  «факторов риска» возможного  девиантного поведения ребенка

Физиологические (биологические) факторы следующие:

отклонения (дефекты) состояния  здоровья (физические);

перенесенные (физические) травмы, особенно тяжелые, в т. ч. приведшие  к увечью и/или инвалидности;

перенесенные инфекционные (особенно тяжелые) заболевания;

наличие хронической болезни;

недостаточное общее физическое развития организма или его отдельных  параметров;

врожденное уродство.

Психологические (психиатрические) и психолого-педагогические факторы  следующие:

низкий и/или недостаточный  уровень развития интеллекта, задержка умственного развития в целом;

определенный тип нервной  деятельности (импульсивность характера  т. п.);

соматическое нервное  заболевание;

наличие депрессивного состояния, подавленности, апатии);

врожденное и/или приобретенное  заболевание ЦНС;

генетическое заболевание, в т. ч. наследственного характера;

педагогическая запущенность ребенка или подростка;

акцентуация характера;

низкая самооценка, недостаточный  уровень критичности и самокритичности;

побеги из дома, школы (или  другого учебного, учебно-воспитательного, лечебного учреждения), в т. ч. как  следствие «аутсайдерства»;

угроза или попытка  самоубийства;

курение (вообще или раннее), употребление спиртных напитков, токсинов, наркотиков, видео- компьютеромания (игромания);

ночные кошмаы и/или страхи, энурез;

низкая успеваемость, нарушение  дисциплины в школе, дома, по месту  жительства, сквернословие;

участие в группировках асоциальной  направленности и т. д.

Факторы социального  характера

Проживание в определенном районе, микрорайоне и конкурентной микросреде характеризуют следующие  факторы:

уровень социально-экономического развития района проживания;

уровень экологического состояния  региона;

степень гомогенности или  гетерогенности населения во всех аспектах;

тип жилья, его размеры, наличие  удобств, отдельной комнаты для  ребенка, окружающий ландшафт, наличие  или отсутствие мест досуга, уровень  обеспеченности различными услугами для  семьи;

уровень криминальной пораженности региона, ближайшего окружения;

тип и состояние учебного (воспитательного) учреждения, которые  посещал и/или посещает ребенок, подросток;

домашнее или общественное воспитание ребенка;

наличие в зоне интересов  ребенка неформальных объединений  ассоциальной и/или антиобщественной направленности.

Факторы семейного характера  следующие:

неполная семья (при этом важно, по какой причине нет или  не стало одного из родителей;

формально полная семья;

замещающая семья;

опекунство и т. д.;

наличие братьев и/или  сестер с отклонениями в поведении, уровень взаимоотношений с ними;

уровень (степень) сплоченности, единства семьи, прежде всего эмоционального; контакты с ближайшими родственниками и их влияние на ребенка;

тип семьи с психологической  точки зрения;

тип воспитания в семье - авторитарный, потворствующий, авторитетный;

наличие родителей (или одного из них, важно - кого) или ближайших родственников (входящих в микросреду) с отклонениями в поведении и какого рода - преступления, пьянство, наркомания и т. д.

3.Профилактика  девиантного поведения.

1) Профилактика должна проходить  в комплексе, а именно сотрудниче-

ство с различными социозащитными структурами, органами правопорядка

и общественными организациями.

2) Методы и средства профилактики  должны быть адекватны конкрет-

ным видам девиантного поведения. Основным средством профилактики

должно стать выявление на самых  ранних стадиях развития факторов ри-

ска, которые определяют поведение  подростка. И работа по адаптации  не-

202

совершеннолетних к этим факторам, так как изменить большинство  факто-

ров сейчас почти невозможно.

3) Существенное расширение репрессивных  мер воздействия. Созда-

ние таких мер социального воздействия  на несовершеннолетних, которые

уже встали на «скользкую дорожку» девиантного  поведения, которые бы

не ввергали их в уголовную среду, но при этом и имели жесткие  педаго-

гические цели. Следовательно, в  отношении молодых правонарушителей

допустимо сокращение сроков лишении  свободы, отсрочка исполнения

приговора, условно-досрочное освобождение и главное изменение условий

содержания.

4) Создание гибкой и разветвленной  системы социальной помощи,

включающие государственные, общественные, благотворительные и иные

структурные звенья. Неплохо зарекомендовали  себя общественные органи-

зации по принципу «самопомощи» (группы анонимных алкоголиков, нар-

команов или освобожденных из мест лишения свободы), однако их ущерб-

ность и вытекает из их названия. Прежде всего, необходимо поставить всю

молодежь под тотальный контроль, который и позволит выявлять на ранних

стадиях социальные отклонения. Создать  для этого необходимо отдельную

службу федерального подчинения независимую  от МВД и МО, но сотруд-

ничающую с ними.

5) В целях профилактики необходимо  задействовать СМИ, в задачу

которым поставить ретрансляцию и  адекватную пропаганду подлинных

человеческих ценностей (семья, труд, Родина, религия, вера в добро). Кон-

троль за проведение информационной политики необходимо также возло-

жить на предполагаемую структуру. При этом изъять из сферы масс медиа

пропаганду антиценностей.

Цели профилактики должны быть выполнены, но уверенность в этом

будет лишь тогда, когда на государственном  уровне осознается необходи-

мость в проведении жестких и  волевых решении и в этом направлении.

 

Заключение

Итак, мы определили, что  девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются.

Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние «социальной дезорганизации», когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения.

Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые  разные формы (как негативные, так  и позитивные), необходимо изучать  данное явление, проявляя дифференцированный подход.

Отклоняющееся поведение  часто служит основанием, началом  существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся  поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен.

Если рассматривать любые  области человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне определенно ответить на этот вопрос (например, какие нормы лучше: воспринятые нами республиканские культурные нормы или старые монархические, современные нормы этикета или нормы этикета наших отцов и дедов?).

Удовлетворительный ответ  на эти вопросы дать трудно. Вместе с тем не все формы девиантного  поведения требуют столь детального анализа. Криминальное поведение, сексуальные  отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению  полезных для общества новых культурных образцов.

Следует признать, что подавляющее  число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов - распознавать и отбирать полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидов и групп.

Для раскрытия природы  и причины социальных отклонений необходимо исходить из того, что они  как и социальные нормы, есть выражение  отношений людей, складывающийся в  обществе. Социальная норма и социальное отклонение – два полюса на одной  и той же оси социально значимого  поведения индивидов, социальных  групп и других социальных общностей. 
 
Многие поступки не подпадают под нормы и в месте с тем не являются отклонениями от них просто потому, что они лежат в сфере отношений, не регулируемых конкретными нормами (процесс художественного или научноготворчества. 
 
Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Более того, разнообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализироанны. 
 
Аморальный поступок одного человека может быть совершенно не похож на поступок другого даже преступлению признаки, которых четко зафексированны в уголовном кодексе, так же разнообразны, как и сами,люди. 
 
Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой. При том одно и то же противоречие “может лежать в основе как социально не желаемых форм поведения ( преступность , алкоголизм, самоубийство и т. д.), так и социально одобряемых ( познавательная активность, творчество, бытовая активность и т. д.). 
 
В период перехода к рыночной экономики изменилось материальное положение многих слоев населения. Большинство живет за чертой бедности, увеличилось количество безработных. Все это создает конфликтные ситуации, а они приводят к девиациям. Кто забывается в бутылке, кто забывается в наркотическом дурмане, а кто послабее сводит счеты с жизнью. Единственный способ как-то изменить сложившееся положение – улучшить жизнь, помочь людям преодолеть их проблемы для этого и создаются теперь социальные службы и другие организации. Но если их деятельность н будет поддерживаться государством рост преступности, наркомании, алкоголизма и т. д. будет только расти.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Алмазов Б. Н. Психологические основы педагогической реабилитации учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» Издательство: ВЛАДОС, 2008 г .286 c.

2.Антонян Ю. М. Преступность и психические аномалии. - М. - 1987.206 c.

3.Беличева С. А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних. - М. - 1989. -48 c.

4.Братусь Б. С. аномалии личности. - М. - 1988.-304 c.

5.Занесоцкий А. С. Эта непонятная молодежь. - М. - 1990.-224 c.

6.Иващенко Г. Т. и др. Социальная реабилитация дезаптированных детей и подростков в специальных учреждениях. - М. - 1996.-205 c.

7.Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровский. - М. - 1987.- 238 c.

8.Радугин А. А., Радугин К. А. Социология. Курс лекций. - М.: Центр, 1997.-156 c.

9.Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994.-687 c.

10.Сологуб Г. П. Пробуждение личности. - М. - 1987.-207 c.

11.Социально-психологические проблемы отклонений в поведении молодежи. - Киев. - 1989.19 с.

12.Тощенко Ж. Т. Социология. - М.: Прометей, 1998.-509 с.

13.Фролов С. С. Социология. - М.: Логос, 1997.-357 с.

 


Информация о работе Девиантное поведение