Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:54, реферат
Для этого необходимо решить ряд задач:
1). дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления. В частности следует различать девиантное поведение, которое носит социально-творческий характер, является порождением или отражением социальной инновации, от девиантного поведения, которое порождено или открывает путь к социальной патологии, носит социально негативный характер [5. C. 7];
Введение………………………………………………………………………………………3-4
Пункт 1. Девиантное поведение...................................................................................................4
1. 1. Понятие и виды девиантного поведения…………………………………………………4
1. 2. Причины возникновения девиантного поведения……………………………………….6
Пункт 2. Психолого-педагогическая характеристика детей с девиантным поведение……7
2. 1. Характеристика детей с девиантным поведением……………………………………………………………………………………….7
2. 2. Перечень основных «факторов риска» возможного девиантного поведения ребенка...9
3.Профилактика девиантного поведения……………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………………………...11
Литература………………………………
Первичное и вторичное
отклонения. Под первичным отклонением
подразумевается отклоняющееся
поведение личности, которое в
целом соответствует культурным
нормам, принятым в обществе. В данном
случае совершаемые индивидом
Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.
Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям [4. C. 115-117]:
сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллек-туальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера;
особые склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности.
сверхмотивация. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности;
личностные качества - личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности;
счастливый случай. Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.
Культурно осуждаемые отклонения.
Большинство обществ
Рассмотрим теперь основные
причины возникновения
1. 2. Причины возникновения девиантного поведения
В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории. Остановимся на каждой из них.
Основная предпосылка
всех теорий физических типов состоит
в том, что определенные физические
черты личности предопределяют совершаемые
ею различные отклонения от норм. Среди
последователей теорий физических типов
можно назвать Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера,
В. Шелдона. В работах этих авторов
присутствует одна основная идея: люди
с определенной физической конституцией
склонны совершать социальные отклонения,
осуждаемые обществом [4. C. 118]. Однако практика
показала несостоятельность теорий
физических типов. Всем известны случаи,
когда индивиды с лицом херувимов
совершали тягчайшие
В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории З. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного - это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного природного «беззаконного» состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бессознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.
В соответствии с социологическими,
или культурными, теориями индивиды
становятся девиантами, так как процессы
проходимой ими социализации в группе
бывают неудачными по отношению к
некоторым вполне определенным нормам,
причем эти неудачи сказываются
на внутренней структуре личности.
Когда процессы социализации успешны,
индивид сначала адаптируется к
окружающим его культурным нормам,
затем воспринимает их так, что одобряемые
нормы и ценности общества или
группы становятся его эмоциональной
потребностью, а запреты культуры
частью его сознания. Он воспринимает
нормы культуры таким образом, что
автоматически действует в
Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения могут привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм). По Дюркгейму аномия - это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения [4. C. 121].
Роберт К. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми (легальными или институциональными) средствами их достижения [2. C. 208]. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены: когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей (легальные средства), он может прибегнуть к обману, подлогу или воровству, не одобряемым обществом.
Р. Мертоном была разработана типология поведения личностей в их отношении к целям и средствам. Согласно этой типологии отношение к целям и средствам любой личности укладывается в следующие классы:
конформист принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества;
новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные);
ритуалист принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то же время оригинальные, нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются;
изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения (например бомжи, наркоманы, алкоголики);
мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей; он отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения [4. C. 122-123].
При использовании этой типологии
важно помнить, например, что люди
никогда не могут быть полностью
конформными к нормативной
Таким образом, отклоняющееся поведение играет в обществе двойственную роль: с одной стороны, представляет угрозу стабильности общества, с другой - поддерживает эту стабильность.
Так например, при наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения. Происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка.
С другой стороны, отклоняющееся
поведение является одним из путей
адаптации культуры к социальным
изменениям. Нет такого современного
общества, которое долгое время оставалось
бы статичным. Даже совершенно изолированные
от мировых цивилизаций сообщества
должны время от времени изменять
образцы своего поведения из-за изменения
окружающей среды. Но новые культурные
нормы редко создаются путем
обсуждения и дальнейшего их принятия
всеми членами социальных групп.
Новые социальные нормы рождаются
и развиваются в результате повседневного
поведения индивидов, в столкновении
постоянно возникающих
Пунтк II. Психолого-педагогическая характеристика детей с девиантным поведением
2. 1. Характеристика детей с девиантным поведением
Девиантное поведение у детей можно подразделить на две группы:
Поведение, отклоняющееся
от норм психического здоровья, т. е. наличие
у детей явной или скрытой
психопатологии. Эту группу, во-первых,
составляют лица, которых условно
можно отнести к третьей зоне
характеров, т. е. астеников, шизоидов,
эпилептоидов и других психически ненормальных
людей. Во-вторых, к этой группе примыкают
лица с акцентуированными
Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющихся в различных формах социальной патологии. Подобный вид девиантного поведения выражается в форме проступков или преступлений. Если эти проступки незначительны не приносят большого вреда общественным отношениям, то лица, совершившие их не подлежат наказанию со стороны государства.
Детям свойственны некоторые отклонения, наблюдаемые у взрослых. Например, к социальной патологии можно отнести наркоманию и токсикоманию, бытовое пьянство и алкоголизм, бродяжничество и др.
Таким образом, психические расстройства у детей проявляются в двух формах:
акцентиурированные характеры,
т. е. крайние варианты нормы, когда
отдельные черты характера
психопатия - это явное или скрытое отклонение от нормы психологических качеств человека. Эти отклонения проявляются в поведении, поступках, вербальном невербальным общении. Люди с латентной или явной патологией являются клиентами психиатрических служб.
Психические расстройства в форме акцентуаций возникают у молодых людей по ряду причин.
Часто психические расстройства обусловлены тем, что к детям среда и общество предъявляют непосильные требования в виде усложненных учебных программ, что ведет к появлению так называемой «умственной отсталости», т. е. сознательному или бессознательному недовольству чертами своего характера.
Если на врожденные отклонения
в характере накладываются
Особенно провоцирует
проявление ранее скрытой акцентуации
или патологии пубертатный
На поведение детей оказывает влияние и трудности взросления. Переход во «взрослую жизнь» сопровождается бурной перестройкой психики: перестраиваются такие важные психические процессы, как мышление, ощущение, восприятие; меняется мир эмоций и чувствований, идет интенсивное формирование и закрепление имеющихся и новых черт характера, в полной мере проявляются черты темперамента, способности, задатки и пр.
Перестройка «Я-концепции» - процесс очень сложный и сопровождается рядом так называемых личностных расстройств. «Я-концепция» - это устойчивая и неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свои отношения с окружением и с самим собой. В это время формируется образ собственного «Я» как установка по отношению к самому себе, складывается представление о личных качествах, способностях, социальной значимости, внешности.
Личностные качества проявляются в нескольких формах:
Отчуждение, которое проявляется в том, что человек, оказавшись в конфликтной ситуации, не может самостоятельно выйти из нее. Постоянные стрессы начинают угрожать его психике и самому существованию.