Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:54, реферат

Описание работы

Для этого необходимо решить ряд задач:
1). дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления. В частности следует различать девиантное поведение, которое носит социально-творческий характер, является порождением или отражением социальной инновации, от девиантного поведения, которое порождено или открывает путь к социальной патологии, носит социально негативный характер [5. C. 7];

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………3-4
Пункт 1. Девиантное поведение...................................................................................................4
1. 1. Понятие и виды девиантного поведения…………………………………………………4
1. 2. Причины возникновения девиантного поведения……………………………………….6
Пункт 2. Психолого-педагогическая характеристика детей с девиантным поведение……7
2. 1. Характеристика детей с девиантным поведением……………………………………………………………………………………….7
2. 2. Перечень основных «факторов риска» возможного девиантного поведения ребенка...9
3.Профилактика девиантного поведения……………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………………………...11
Литература………………………………

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 48.56 Кб (Скачать файл)

Первичное и вторичное  отклонения. Под первичным отклонением  подразумевается отклоняющееся  поведение личности, которое в  целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется  девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец  ошибкой.

Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует  выделить необходимые качества и  способы поведения, которые могут  привести к социально одобряемым отклонениям [4. C. 115-117]:

сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллек-туальность может рассматриваться  как способ поведения, приводящий к  социально одобряемым отклонениям  лишь при достижении ограниченного  числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного  деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность  менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера;

особые склонности. Позволяют  проявлять уникальные качества на очень  узких, специфических участках деятельности.

сверхмотивация. Многие социологи  считают, что интенсивная мотивация  часто служит компенсацией за лишения  или переживания, перенесенные в  детстве или юности;

личностные качества - личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности;

счастливый случай. Большие  достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.

Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей  культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.

Рассмотрим теперь основные причины возникновения отклоняющегося поведения.

1. 2. Причины возникновения  девиантного поведения

В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории. Остановимся на каждой из них.

Основная предпосылка  всех теорий физических типов состоит  в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые  ею различные отклонения от норм. Среди  последователей теорий физических типов  можно назвать Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона. В работах этих авторов  присутствует одна основная идея: люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом [4. C. 118]. Однако практика показала несостоятельность теорий физических типов. Всем известны случаи, когда индивиды с лицом херувимов  совершали тягчайшие преступления, а индивид с грубыми, «преступными»  чертами лица не мог обидеть и  муху.

В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит  изучение конфликтов, происходящих в  сознании личности. Согласно теории З. Фрейда, у каждой личности под слоем  активного сознания находится область  бессознательного - это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного природного «беззаконного» состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бессознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида.

В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к  некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются  на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к  окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или  группы становятся его эмоциональной  потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что  автоматически действует в ожидаемой  манере поведения большую часть  времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением.

Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения  могут привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм). По Дюркгейму аномия - это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения [4. C. 121].

Роберт К. Мертон внес некоторые  изменения в концепцию аномии, предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми (легальными или институциональными) средствами их достижения [2. C. 208]. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и  высокому социальному положению, легальные  средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены: когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта  и способностей (легальные средства), он может прибегнуть к обману, подлогу  или воровству, не одобряемым обществом.

Р. Мертоном была разработана  типология поведения личностей  в их отношении к целям и  средствам. Согласно этой типологии  отношение к целям и средствам  любой личности укладывается в следующие  классы:

конформист принимает  как культурные цели, так и институциональные  средства, одобряемые в обществе, и  является лояльным членом общества;

новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая  незаконные и криминальные);

ритуалист принимает институциональные  средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Ритуалы, церемонии  и правила для него являются основой  поведения, в то же время оригинальные, нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются;

изолированный тип отходит  как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения (например бомжи, наркоманы, алкоголики);

мятежник пребывает в  нерешительности относительно как  средств, так и культурных целей; он отступает от существующих целей  и средств, желая создать новую  систему норм и ценностей и  новые средства для их достижения [4. C. 122-123].

При использовании этой типологии  важно помнить, например, что люди никогда не могут быть полностью  конформными к нормативной культуре или быть полными новаторами. В  каждой личности присутствуют в той  или иной степени все перечисленные  типы. Однако какой-то из типов обычно проявляется в большей мере и  характеризует личность.

Таким образом, отклоняющееся  поведение играет в обществе двойственную роль: с одной стороны, представляет угрозу стабильности общества, с другой - поддерживает эту стабильность.

Так например, при наличии  в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство  ожидаемого поведения. Происходит дезорганизация культуры и разрушение социального  порядка.

С другой стороны, отклоняющееся  поведение является одним из путей  адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже совершенно изолированные  от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменения  окружающей среды. Но новые культурные нормы редко создаются путем  обсуждения и дальнейшего их принятия всеми членами социальных групп. Новые социальные нормы рождаются  и развиваются в результате повседневного  поведения индивидов, в столкновении постоянно возникающих социальных обстоятельств. Отклоняющееся от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом  создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение содержащее новые жизнеспособные нормы, все  в большей степени проникает  в сознание людей. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно  перестает быть отклоняющимся.

Пунтк II. Психолого-педагогическая характеристика детей с девиантным поведением

2. 1. Характеристика  детей с девиантным поведением

Девиантное поведение  у детей можно подразделить на две группы:

Поведение, отклоняющееся  от норм психического здоровья, т. е. наличие  у детей явной или скрытой  психопатологии. Эту группу, во-первых, составляют лица, которых условно  можно отнести к третьей зоне характеров, т. е. астеников, шизоидов, эпилептоидов и других психически ненормальных людей. Во-вторых, к этой группе примыкают  лица с акцентуированными характерами, которые тоже страдают психическими отклонениями, но в пределах нормы.

Поведение, отклоняющееся  от морально-нравственных норм человеческого  общежития и проявляющихся в  различных формах социальной патологии. Подобный вид девиантного поведения  выражается в форме проступков или  преступлений. Если эти проступки  незначительны не приносят большого вреда общественным отношениям, то лица, совершившие их не подлежат наказанию  со стороны государства.

Детям свойственны некоторые  отклонения, наблюдаемые у взрослых. Например, к социальной патологии  можно отнести наркоманию и токсикоманию, бытовое пьянство и алкоголизм, бродяжничество и др.

Таким образом, психические  расстройства у детей проявляются  в двух формах:

акцентиурированные характеры, т. е. крайние варианты нормы, когда  отдельные черты характера очень  усилены и человек уязвим для  определенных психологических воздействий. Дети с ярко выраженными «тяжелыми» чертами характера» часто являются клиентами социально-медицинских  служб и состоят на учете в  милиции.

психопатия - это явное или скрытое отклонение от нормы психологических качеств человека. Эти отклонения проявляются в поведении, поступках, вербальном невербальным общении. Люди с латентной или явной патологией являются клиентами психиатрических служб.

Психические расстройства в  форме акцентуаций возникают  у молодых людей по ряду причин.

Часто психические расстройства обусловлены тем, что к детям  среда и общество предъявляют  непосильные требования в виде усложненных  учебных программ, что ведет к  появлению так называемой «умственной  отсталости», т. е. сознательному или  бессознательному недовольству чертами  своего характера.

Если на врожденные отклонения в характере накладываются болезненные  переживания с отрицательным  эмоциональным знаком, то формируется  комплекс неполноценности и как  следствие возникает необходимость  в искусственных компенсаторах - агрессивном поведении, например. Небольшой жизненный опыт делает ребенка особенно чувствительным к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Особенно провоцирует  проявление ранее скрытой акцентуации  или патологии пубертатный период, т. е. период полового созревания. Он и  сам может быть причиной психологических  расстройств. Так, слишком ранняя сексуальная  жизнь и сексуальная невоздержанность может привести либо к аморальным формам поведения, либо к сексуальной  немощи в форме импотенции.

На поведение детей  оказывает влияние и трудности  взросления. Переход во «взрослую  жизнь» сопровождается бурной перестройкой психики: перестраиваются такие  важные психические процессы, как  мышление, ощущение, восприятие; меняется мир эмоций и чувствований, идет интенсивное формирование и закрепление  имеющихся и новых черт характера, в полной мере проявляются черты  темперамента, способности, задатки  и пр.

Перестройка «Я-концепции» - процесс очень сложный и сопровождается рядом так называемых личностных расстройств. «Я-концепция» - это устойчивая и неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свои отношения с окружением и с самим собой. В это время формируется образ собственного «Я» как установка по отношению к самому себе, складывается представление о личных качествах, способностях, социальной значимости, внешности.

Личностные качества проявляются  в нескольких формах:

Отчуждение, которое проявляется  в том, что человек, оказавшись в  конфликтной ситуации, не может самостоятельно выйти из нее. Постоянные стрессы  начинают угрожать его психике и  самому существованию.

Информация о работе Девиантное поведение