Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 09:54, курсовая работа
Цель исследования: выявить эффективность использования дидактических игр с целью формирования устойчивой учебной мотивации у младших школьников.
Задачи исследования:
изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
подобрать методы диагностики мотивации учебной деятельности младших школьников;
выявить в ходе констатирующего эксперимента тип учебной мотивации младших школьников;
выявить актуальный уровень устойчивости учебной мотивации младших школьников;
разработать и провести эксперимент по формированию устойчивой учебной мотивации младших школьников при помощи дидактических игр;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
§ 1. Сущность понятия мотива, мотивации учебной деятельности…….5
§ 2. Особенности мотивации учения и формирования ее в младшем школьном возрасте ………………………………………………………………..17
§ 3. Педагогическая сущность и содержательные аспекты дидактических игр…………………………………………………………………………………..22
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ…………………………………………………….32
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
§ 1. Актуальный уровень сформированности устойчивой учебной мотивации…………………………………………………………………………..33
§ 2. Включение дидактических игр в учебный процесс с целью формирования учебной мотивации.................................................................43
§ 3. Анализ эффективности использования дидактических игр в качестве средства формирования устойчивой учебной мотивации...........................................................................................................47
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ…………………………………………………...56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..58
БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………..
Т.И. Шамова считает, что «мотив – это осознанное побуждение, которое обуславливает целенаправленную деятельность. Но, являясь источником деятельности человека, мотив сам формируется в процессе совершения учеником действий по осознанию противоречия между возникшей познавательной потребностью и возможностью ее удовлетворения своими силами » [50].
Некоторые ученые смешивают понятия «мотивация» и «мотив». Так, В.Г. Леонтьев выделяет два типа мотивации: первичную, которая проявляется в форме потребности, влечения, инстинкта, и вторичную, проявляющуюся в форме мотива. Он полагает, что мотив как форма мотивации возникает только на уровне личности и обеспечивает личностное обоснование решения действовать в определенном направлении для достижения определенных целей [24].
Таким образом, в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства взглядов. А в некоторых работах эти два понятия используются как синонимы.
В своей работе мы будем придерживаться точки зрения М.В. Матюхиной, которая говорит, что «мотивация – сложное структурное образование, в котором различные мотивы выступают в единстве и взаимосвязи » [32].
По мнению П.М. Якобсон, мотивация учения как деятельность, сознательно осуществляемая человеком, является результатом как переработки тех воздействий, которые он получает из семейной и широкой социальной среды, так и образования сознательного или малосознательного отношения к этим воздействиям, связанного с особенностями жизненных установок, устремлений, интересов человека. Все это сказывается на чертах его мотивации, на мотивах учения [58].
Можно выделить три вида комплексов побуждений к учебной деятельности, три разных типа мотивации:
Эти три формы мотивации учения никогда не выступают в чистом виде.
В ходе роста личности учащегося могут произойти изменения. Можно выделить две группы, приводящих к изменениям.
Первая группа причин – это установки учащегося в отношении к учению, которые образовались у него в результате каких-то обстоятельств и влияний. Так, например, возникает отношение – стремление обходить трудности учения – пассивность, нежелание совершить усилие и т.д.
Возникает и противоположное отношение – стремление преодолевать трудности; начинает привлекать как раз не самое простое и ясное в учебном материале.
Другая группа причин, которая приводит к сдвигам в мотивации учения, заложена в самом процессе с его динамическими изменениями в ходе этого процесса [58].
В качестве благоприятных
черт мотивации отмечается общее
положительное отношение
Мотивация младших школьников также имеет и ряд негативных характеристик, препятствующих учению. Так, интересы младших школьников:
- неустойчивы, то есть ситуативные, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться;
- слабо обобщены, то
есть охватывают одни или
- мало осознанны, что проявляется в неумении школьника называть, что и почему нравится в данном предмете;
- недостаточно действенны,
так как сами по себе долго
не поддерживают учебную
- содержат в себе ориентировку школьника чаще на результат учения, а не на способ учебной деятельности [23].
В целом мотивационная сфера учения определяется следующими моментами:
1) характером самой
учебной деятельности
2) особенностями эмоций, сопровождающих процесс учения;
3) характером мотивов учения;
4) зрелостью целей;
5) смыслом учения для
каждого школьника (
Соотношение всех этих сторон
мотивационной сферы
По мнению С.Л. Рубинштейна, Б.В. Зейгарника и других ученых мотивационный компонент является совершенно необходимым для всякого целостного психического акта, всякого процесса (мыслительного, процесса восприятия и пр.). Мотивация определяет содержательную избирательность процессов; динамическая характеристика побуждения (сила, значимость) определяет длительность и интенсивность процесса, готовность к тому или иному предельному уровню его функциональной напряженности. Функциональные возможности психических процессов определяют содержательную сторону мотивации (характер интересов, ведущих потребностей в том или ином виде деятельности и пр.) и динамическую сторону (интенсивность побуждений) [2].
А.К. Маркова выделяет две группы психологических характеристик мотивов [23].
Первая группа мотивационных характеристик – их называют содержательными – прямо связана с содержанием осуществляемой школьником учебной деятельностью.
Вторая группа характеристик
– их условно называют динамическими
– характеризует не столько содержание,
сколько форму, динамику выражения
этих мотивов: эти особенности мотивов
ближе стоят к психофизиологиче
Содержательными характеристиками мотивов являются следующие:
Если есть различия в содержании мотивов, то существуют и особенности их форм. Они образуют динамические характеристики мотивов.
1. Первой и важнейшей особенностью является устойчивость мотивов. Это выражается в том, что тот или иной мотив актуализируется достаточно постоянно во всех учебных ситуациях или в большинстве из них.
Интерес может быть ситуативным, ограниченным отдельными вспышками на эмоционально привлекательные ситуации обучения. Такой интерес проходит при выходе ученика из данной ситуации. Этот интерес требует постоянной стимуляции извне и не оставляет особого следа в структуре личности.
Интерес становится относительно устойчивым, связанным с определенным кругом предметов, заданий.
2. Другой особенностью
формы проявления мотивов
3. Остальные формы проявления мотивов выражаются также в силе мотива, его выраженности, быстроте возникновения и т.д. Они обнаруживаются в том, например, как долго может сидеть школьник над работой, сколько заданий он может выполнить, движимый данным мотивом и т.д. Формы выражения мотивов учения должны находиться в поле зрения учителя; по ним учитель составляет первое представление о характере мотивации данного ученика [23].
В психологической литературе
вопросы о классификации
Так, А.К.Макарова распределила мотивы в две большие группы:
Социальные мотивы также представлены несколькими подгруппами:
М.В. Матюхина также выделяет два основных типа мотивов, заложенных в самом процессе учебной деятельности:
- мотивация процессом (имеющая три уровня: исполнительский – как выполнение деятельности; поисково-исполнительский – как выделение правила; творческий – как самостоятельное составление задачи);
- мотивация содержания
(имеющая три уровня: интерес-
занимательность; интерес к
Мотивы, связанные с тем, что лежит вне учебной деятельности:
а) широкие социальные;
б) узколичные;
в) отрицательные [26].
Л.И.Божович и П.М.Якобсон выделяют следующие группы и подгруппы мотивов:
I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее прямым продуктом. В этой группе учебно-познавательных мотивов можно выделить следующие подгруппы:
1) мотивы, связанные с
содержанием учения. Учащегося побуждает
учиться стремление узнавать
новые факты, овладевать
2) мотивы, связанные с
самим процессом учения. Учащегося
побуждает учиться стремление
проявлять интеллектуальную
II. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, его результатом, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности. Сюда относятся следующие подгруппы мотивов:
- мотивы долга и
ответственности перед
- мотивы самоопределения
(понимание значения знаний
2) узколичные мотивы:
- стремление получить
одобрение со стороны учителей,
родителей, одноклассников, получить
хорошие отметки. Такую
- желание быть в числе первых учеников, быть лучшим. Такую мотивацию условно назовем престижной мотивацией;
3) отрицательные мотивы,
стремление избежать
Информация о работе Дидактическая игра как способ формирования мотивацииу младших школьников