Дидактическая игра как средство развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 05:23, дипломная работа

Описание работы

Предмет исследования: педагогические условия использования дидактических игр, направленных на развитие фонематического слуха у старших дошкольников.
В основу исследования положена гипотеза: развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно, если педагог:
1) подбирает дидактические игры по тематическому признаку: звук, слог, слово.
2) строит работу согласно следующих принципов подбора дидактических игр:

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы развития фонематического
слуха у детей старшего дошкольного возраста……………………
1.1. Психологические особенности развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста …………………………..
1.2. Влияние дидактической игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста………………..
1.3. Педагогические условия использования дидактических игр в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию
фонематического слуха у детей старшего дошкольного
возраста …………………………………………………………….
2.1. Уровень сформированности фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста по данным констатирующего этапа исследования………………………………………………
2.2. Организация педагогических условий использования дидактических игр в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе исследования………………………………………………
2.3. Сравнительный анализ результатов по данным контрольного этапа исследования…………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом 25.11.10.doc

— 563.00 Кб (Скачать файл)

Метод развивающего обучения, к которому относится применение дидактических игр,  направлен на создание условий, при которых ребенок выступает субъектом развития, а не объектом воздействия педагога.

В дидактических играх  перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует  сосредоточенности, внимания, умственного  усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они  содействуют развитию у детей ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Значение  дидактической игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов рассматривает игру, как серьезную и нужную для ребенка деятельность, но со своей точки зрения

В работах отечественных  исследователей и педагогов (Е.И. Тихеевой [44], Ф.Н. Блехер, А.И. Сорокиной[43], Л.К. Бондаренко[3], Е.Ф. Иваницкой, Е.А. Удальцовой и др.) представлено много дидактических игр, с помощью которых происходит формирование сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком.

Игра дидактическая  имеет определенную структуру независимо от вида, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Структуру дидактической игры образуют:

1) Основные компоненты – дидактические и игровые задачи, игровые действия;

2) Дополнительные компоненты – сюжет, роль.

Дидактическая игра - это  «такая организация учебной речевой  деятельности, в основе которой лежит  принцип практического общения» [43]. Дидактические игры завоевывают всё большую популярность среди педагогов дошкольных учреждений, благодаря тому, что в них как нельзя лучше реализуется технологический подход к обучению.

Анализ  работ  методистов,  З.М. Богуславской,  А.Н. Усовой [47],  Д.Б. Эльконина [55], занимающихся проблемой игры показал, что главной целью любой дидактической игры является обучение. Поэтому ведущим компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта  от ребенка игровой. Своеобразие дидактической игры и определяется рациональным сочетанием двух игровых задач: игровой и дидактической. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение,     а если игровая задача, то деятельность теряет свое обучающее значение [10];[43];[55].

Оценивая роль дидактической  игры, А.В. Запорожец пишет, что необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей.

Дидактическая игра как форма обучения содержит два начала:

  1. учебное (познавательное);
  2. игровое (занимательное).

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Она осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего развития личности ребенка:

1. Дидактическая  задача. Она решается в игровой форме. Игра удалась, если решена дидактическая задача.

Для выбора дидактической  игры нужно знать уровень знаний детей, т. к. в игре он опирается на имеющиеся знания, умения и навыки. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, нужно знать:

  1. Какие знания, умения и навыки имеют дети;
  2. Какие знания, умения и навыки нужно закрепить;
  3. Какие умственные операции развиваются;
  4. Какие качества личности формируются.

В каждой дидактической  игре есть своя дидактическая задача, что отличает одну игру от другой.

2. Игровая задача. Это задача для ребенка, она побуждает ребенка включиться в игру и достичь результата. Игровая задача и познавательная направленность игрового действия иногда заложены в названии.

3. Игровое действие.

Чем разнообразнее  и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра. Игровым действиям детей  нужно учить. Лишь при этом условии  игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решить игровую задачу.

Игровые действия – сложные умственные операции, выраженные в процессах мышления. В играх, где участвуют все  дети и выполняют одинаковые роли, игровые действия едины для всех. Иногда они не видны, так как идут в уме. Игровые действия  взаимодействуют друг с другом, подкрепляют друг друга при условии познавательного содержания.

4.Игровые правила. Они организуют и направляют игровое поведение детей. Без выполнения правил не выполняется дидактическая задача. Правила дисциплинируют детей в игре. Правила могут запрещать, предписывать, разрешать действия. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, выполнение ими норм поведения. Правила определяют порядок игровых действий и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений. В этом их воспитывающее значение. [43].

5.Результат игры. «Чем правила жестче, тем острее игра и динамичнее, ярче окончание игры. Факт создания мнимой ситуации ведет к развитию отвлеченного мышления». 

Предлагаемые игры и  игровые упражнения на развитие фонематического  слуха построены с постепенным  усложнением игровых и учебных  заданий. Вначале детей учим слышать, различать и определять первый звук в одном слове (дидактическая игра «Определи первый звук»), затем – первый и последний звуки в ряде слов (игра «Цепочка слов»)[33].

Далее они определяют любую позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце (игровое упражнение «Найди место звука в слове»). Кроме того, старшие дошкольники упражняются в подборе слов с определенным звуком (игры «Кто в домике живет?», «Собери букет»), в дифференциации наиболее сложных звуков: с–ш, р–л (игры «Кто быстрее соберёт вещи?», «Магазин»).

В дидактической игре «Найди пару» ребёнок, передвигая стрелку по диску, учится подбирать слова по звучанию: миска – мишка, усы – осы, ком – сом.

С помощью занимательных  игр-головоломок типа «Построй пирамиду»  дошкольников упражняют в определении количества звуков и слогов в словах. Так, в «цветочном магазине» можно купить цветок, если сумеешь определить количество слогов в его названии.

Оригинальна игра «Как их зовут?», по условиям которой ребенок составляет имя девочки или мальчика, ориентируясь на первые звуки в названиях предметов: мак–аист–шапка–арбуз = М-а-ш-а.

 Определение твердости или мягкости первого согласного звука можно закрепить в дидактической игре «Два домика». По серии картинок дети определяют «третий лишний» звук, ориентируясь на начало слова. Различение смешиваемых звуков подтверждается в игре «Четвертый лишний». Деление слов на слоги закрепляется в игре «Украсим елку» двух- и трехсложные слова: звез-да, хло-пуш-ка и т.д. [6] Картонные куклы-девочки (гласные звуки) и куклы-мальчики (согласные) тренируют дошкольников определять по артикуляции нужный звук. Дошкольники раскладывают картинки по звукам-человечкам (Ане – арбуз, альбом, автобус и т.д.) Узнавание и различение речевых звуков, слоговое деление слов формируется в словесных играх: «Эхо», «Поле чудес», «Живые звуки», «За грибами», «Отбей мячом слово по слогам». Развивают фонематический интерес игры: «Подбери рифму», «Доскажи словечко», «Слова-перевёртыши», «Добавлялки»[36].

Особенно нравятся дошкольникам игры с различными манипуляциями: «Поймай рыбку», «Звенит-жужжит», «Телеграф» [3]. «Покорми горохового человечка» – так называется дидактическая игра, способствующая одновременно и становлению фонематического слуха, и развитию мелкой моторики рук. Сначала ребёнок должен вычленить из звукового ряда контрольный звук. Например, педагог называет «А» – ребёнок отвечает «нет», «Ф» – «нет», «М» – «нет», «Р» – «Да. Кушай, Рома, пожалуйста!» и с этими словами отправляет в рот «человечку» одну горошину. Затем аналогичное задание ребёнок выполняет со слоговым рядом и только потом – со словесным. При обнаружении двух контрольных звуков в одном слове необходимо дать «человечку» две горошины. Разные имена дают дети «гороховому человечку» – в зависимости от контрольного звука (Семён, Захар, Миша, Женя, Володя, Рома, Игорь, Костя, Гена и др.).

Как показала практика, оправдывает  себя интересный способ развития фонематического слуха: речевая работа по действующей телефонной связи, когда обучение осуществляется посредством единственного анализатора – слухового. На таком разнообразии игровых дидактических приемов постоянно поддерживается интерес детей в процессе формирования фонематического слуха.

Воспитатель перед детьми постоянно ставит задачи звукового  анализа и использует эффективные  средства для решения этих задач: дидактические игры, специальный пенал по моделированию речи.

Особенно остро встаёт вопрос о развитии фонематического  слуха при обучении детей грамоте.

Для развития фонематического  слуха должна быть организована  познавательная и игровая деятельность.

В процессе организации  познавательной деятельности проводятся дидактические игры по нескольким направлениям:

  • Знакомство с артикуляционным аппаратом; введение понятия «слово»;
  • Знакомство с разнообразием слов, родственными словами;
  • Формирование первоначального представления о звуке; знакомство с гласными звуками; нахождение звуков в словах, фиксация фишкой
  • Введение понятия «согласный звук»; знакомство с согласными звуками, уточнение произношения, дифференциация мягких и твёрдых согласных; фиксация понятия твёрдости-мягкости фишками;
  • Дифференциация гласных и согласных звуков, фиксация фишкой позиции звуков в слове.

Игры, используемые для решения поставленных проблем, можно разделить на несколько групп: на развитие слухового внимания, фонематического слуха, фонематического восприятия, на развитие познавательного интереса по экспериментированию со звуками.

Метаграммы (от греч. meta — между, gramma — буква) — разновидность шарад, загадок, в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нем одну или несколько букв так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки. например, из слова «липа», заменив «П» на «С», получаем другое слово - «лиса». Аналогично: «сазан - фазан», «цапля - капля», «карта - парта», «сайка - чайка - байка - майка»[33]. Также существуют головоломки, целью которых является последовательным изменением по одной букве, перейти от одного загаданного слова к другому в заданное число шагов.

Играть в эту игру можно в компании, раздав каждому  по одной метаграмме на отдельном  листке бумаги или по нескольку таких  листков. Кто быстрее разгадает свои метаграммы, тот и победит.

Существует два основных вида метаграмм. Первый из них имеет  общие черты с обычными загадками  или шарадами, второй представляет собой логическую игру, головоломку. В первом случае задачей является отгадать загаданные в шараде слова, а во втором случае необходимо от заданного слова, постепенно меняя по одной букве, чтобы получить «промежуточные» слова, прийти в итоге к конечному слову.

Анаграммы - слова, отличающиеся друг от друга только порядком букв, называются анаграммами. Например: УКЛОН – КУЛОН – КОЛУН – КЛОУН.

Метаанаграммы, если для получения анаграмм разрешается менять только порядок букв в слове, а при образовании метаграмм – только одну букву, то метаанаграммы могут отличаться друг от друга и буквой, и порядком букв в слове. Например: МУХА – ХУЛА – ЛУНА – ЛУНЬ – НОЛЬ – СЛОН.

Слова-матрёшки - некоторые слова как бы вложены в другие, более длинные: ПОЛ – ПОЛК – ПОЛКА; ДА – ЕДА – БЕДА – ОБЕДА – ПОБЕДА

АР – ПАР – ПАРИ – ПАРИК.

Цепочки таких слов напоминают матрёшку. Можно соревноваться в  поиске таких слов – это не так  уж легко. 

Слова-перевёртыши - отдельные  слова любопытны тем, что при прочтении их записи справа – налево получается новое слово: ЛОМ – МОЛ, СОРТ – ТРОС[35]. Словесные игры: «Подбери рифму», «Доскажи словечко», «Добавлялки»[34].

При наличии систематической  целенаправленной работы по формированию фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста на основе  использования игровой деятельности произойдёт повышение качества речевого развития детей, обеспечение качественной подготовки детей к школе.

Одной из основных задач развития фонематического слуха у старших дошкольников посредством использования дидактических игр является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе.

Таким образом, значение игры как ведущего всесторонне развивающего дошкольников вида деятельности позволяет воспитателю широко использовать дидактическую игру в работе по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста. Выводит игру на первый план среди разнообразных методов при развитии фонематического слуха. Посредством применения игры в ходе занятий, вне занятий, в самостоятельной деятельности детей можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в работе воспитателя с детьми по развитию фонематического слуха, фонематического восприятия, звукового анализа слова.

Работа воспитателя нуждается в использовании дидактических игр и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятий. А также подчеркивает особую роль дидактических игр. Дидактические игры имеют особое воспитательное значение. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности.

Информация о работе Дидактическая игра как средство развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста