Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 05:23, дипломная работа
Предмет исследования: педагогические условия использования дидактических игр, направленных на развитие фонематического слуха у старших дошкольников.
В основу исследования положена гипотеза: развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно, если педагог:
1) подбирает дидактические игры по тематическому признаку: звук, слог, слово.
2) строит работу согласно следующих принципов подбора дидактических игр:
Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы развития фонематического
слуха у детей старшего дошкольного возраста……………………
1.1. Психологические особенности развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста …………………………..
1.2. Влияние дидактической игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста………………..
1.3. Педагогические условия использования дидактических игр в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию
фонематического слуха у детей старшего дошкольного
возраста …………………………………………………………….
2.1. Уровень сформированности фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста по данным констатирующего этапа исследования………………………………………………
2.2. Организация педагогических условий использования дидактических игр в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе исследования………………………………………………
2.3. Сравнительный анализ результатов по данным контрольного этапа исследования…………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………
Вывод: разработанный нами комплекс дидактических игр - по развитию уровня фонематического слуха у старших дошкольников как фактора подготовки детей к школе в повседневной жизни достаточно эффективен.
Заключение
Анализ работ отечественных и зарубежных специалистов, посвященных проблеме развития фонематического слуха у детей, показали, что в настоящее время проблема развития фонематического слуха, привлекает внимание многих специалистов.
Для детей – дошкольников, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.
Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов – все это, в разной степени влияет на игровую деятельность детей. Значение игры как ведущего всесторонне развивающего дошкольников вида деятельности позволяет широко использовать игровые приемы в работе воспитателя. А также выводит игру на первый план среди разнообразных методов при обучении дошкольников. Посредством применения дидактической игры и отдельных игровых действий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в работе с детьми по формированию и развитию фонематического слуха.
Работа воспитателя нуждается в использовании игровых приемов и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятий. А также подчеркивает особую роль дидактических игровых приемов. Дидактические игры имеют особое воспитательное значение. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности.
В то же время, как показывает анализ исследований, некоторые аспекты этой проблемы требуют дополнительного изучения; проблеме применения игры в формировании фонематического слуха посвящено немало работ ведущих специалистов. Ими разработано и предложено для применения достаточно много игр и игровых приемов.
Данное исследование проводилось на базе старшей группы МДОУ детский сад № 8 г. Уссурийска, исследованием были охвачены 20 детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
На констатирующем этапе
эксперимента диагностические исследования
позволили нам выявить
Дети испытывали трудности в дифференциации речевых и неречевых звуков, в преобразовании слогов за счет изменения одного звука, выделение среднего звука в односложном слове. Сложным были задания на осуществление анализа и синтеза прямого слога, выделение ударного гласного в начале слова. При исследовании состояния фонематического слуха дети допускали такие ошибки как выделение гласного звука в конце слова, выделение согласного в начале слова. Сложным было задание на дифференциацию на слух сохранных звуков (без проговаривания): - по твердости- мягкости ([м-м’], [н-н’]). Для решения этих задач мы разработали дидактические игры на развитие фонематического внимания, фонематического слуха, фонематического восприятия.
В результате проведенной нами работы на формирующем этапе эксперимента, использование в обучении детей дидактических игр на развитие фонематического слуха, мы отметили, что произошло повышение уровня сформированности фонематического слуха. Результативность работы была продемонстрирована при анализе контрольного этапа экспериментального исследования. Данные, полученные на контрольном этапе, говорят о том, что уровень сформированности фонематического слуха повысился. Состояние развития фонематического слуха у детей экспериментальной группы по сравнению с констатирующим этапом улучшилось. Так высокий уровень показали 6 человек, что составило 30 % и 12 человек – 60 % - показали средний уровень, низкий уровень – 2 ребенка, что составило - 10%. Это свидетельствует о том, что состояние сформированности фонематического слуха на контрольном этапе улучшилось. В целом, результаты экспериментального исследования отразили достаточно высокий уровень изменения фонематического слуха детей после применения нами дидактических игр. У детей контрольной группы тоже изменились уровни сформированности фонематического слуха, но в основном соответствовали среднему.
Экспериментальная работа показала, что создание оптимальных условий применения дидактических игр, представленных данным исследованием, для формирования фонематического слуха позволяет находить новые пути и методы его развития, что, в свою очередь, создает базу для качественного обучения дошкольников грамоте.
Анализ результатов работы показал, что включение различных видов дидактических игр и игровых приемов (метаграмм, анаграмм, метаанаграмм, логогрифов), игровых ситуаций в процессе обучения способствует успешной работе по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста. Использование предложенной нами серии дидактических игр и упражнений в работе показало эффективные результаты по формированию фонематического слуха у старших дошкольников.
Данные в этой работе рекомендации по использованию дидактической игры, как метода педагогической работы, в процессе фронтальных занятий с детьми, прошли практическую проверку, которая подтвердила их эффективность. Это свидетельствует о том, что гипотеза данного исследования подтвердилась, цель и задачи, поставленные перед исследованием, достигнуты.
Мы полагаем, что предложенная нами работа по развитию фонематического слуха у старших дошкольников поможет как родителям, так и воспитателям детских садов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ