Дидактическая игра как средство развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 05:23, дипломная работа

Описание работы

Предмет исследования: педагогические условия использования дидактических игр, направленных на развитие фонематического слуха у старших дошкольников.
В основу исследования положена гипотеза: развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно, если педагог:
1) подбирает дидактические игры по тематическому признаку: звук, слог, слово.
2) строит работу согласно следующих принципов подбора дидактических игр:

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы развития фонематического
слуха у детей старшего дошкольного возраста……………………
1.1. Психологические особенности развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста …………………………..
1.2. Влияние дидактической игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста………………..
1.3. Педагогические условия использования дидактических игр в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию
фонематического слуха у детей старшего дошкольного
возраста …………………………………………………………….
2.1. Уровень сформированности фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста по данным констатирующего этапа исследования………………………………………………
2.2. Организация педагогических условий использования дидактических игр в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе исследования………………………………………………
2.3. Сравнительный анализ результатов по данным контрольного этапа исследования…………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом 25.11.10.doc

— 563.00 Кб (Скачать файл)

Вывод: разработанный нами комплекс дидактических игр - по развитию уровня фонематического слуха у старших дошкольников как фактора подготовки детей к школе в повседневной жизни достаточно эффективен.

 

Заключение

 

 

Анализ работ отечественных  и зарубежных специалистов, посвященных  проблеме развития фонематического  слуха у детей, показали, что в  настоящее время проблема развития фонематического слуха, привлекает внимание многих специалистов.

Для детей – дошкольников, игровая деятельность сохраняет  свое значение и роль как необходимое  условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов – все это, в разной степени влияет на игровую деятельность детей. Значение игры как ведущего всесторонне развивающего дошкольников вида деятельности позволяет широко использовать игровые приемы в работе воспитателя. А также выводит игру на первый план среди разнообразных методов при обучении дошкольников. Посредством применения дидактической игры и отдельных игровых действий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в работе с детьми по формированию и развитию фонематического слуха.

Работа воспитателя нуждается в использовании игровых приемов и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятий. А также подчеркивает особую роль дидактических игровых приемов. Дидактические игры имеют особое воспитательное значение. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности.

В то же время, как показывает анализ исследований, некоторые аспекты  этой проблемы требуют дополнительного  изучения; проблеме применения игры в  формировании фонематического слуха посвящено немало работ ведущих специалистов. Ими разработано и предложено для применения достаточно много игр и игровых приемов.

Данное исследование проводилось на базе старшей группы МДОУ детский сад № 8 г. Уссурийска, исследованием были охвачены 20 детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

На констатирующем этапе  эксперимента диагностические исследования позволили нам выявить первоначальный уровень развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста, у каждого он был различен. Высокий уровень развития фонематического слуха в экспериментальной группе показали – 30% (6 детей),  средний уровень – 60% (12 детей), низкий уровень 10% (2 детей) У детей контрольной группы высокий уровень сформированности фонематического слуха составил – 20 %, (4 детей); средний уровень – 60 % (12детей), низкий уровень – 20 %(4 детей).

Дети испытывали трудности  в дифференциации речевых и неречевых  звуков, в преобразовании слогов за счет изменения одного звука, выделение среднего звука в односложном слове. Сложным были задания на осуществление анализа и синтеза прямого слога, выделение ударного гласного в начале слова. При  исследовании состояния фонематического слуха дети допускали такие ошибки как выделение гласного звука в конце слова, выделение согласного в начале слова.  Сложным  было задание на дифференциацию на слух сохранных звуков (без проговаривания): - по твердости- мягкости ([м-м’], [н-н’]). Для решения этих задач мы разработали дидактические игры на развитие фонематического внимания, фонематического слуха, фонематического восприятия.

В результате проведенной  нами работы на формирующем этапе эксперимента, использование в обучении детей дидактических игр на развитие фонематического слуха, мы отметили, что произошло повышение уровня сформированности фонематического слуха. Результативность работы была продемонстрирована при анализе контрольного этапа экспериментального исследования. Данные, полученные на контрольном этапе, говорят о том, что уровень сформированности фонематического слуха повысился. Состояние развития фонематического слуха у детей экспериментальной группы по сравнению с констатирующим этапом улучшилось. Так высокий уровень показали 6 человек, что составило 30 % и 12 человек – 60 % - показали средний уровень, низкий уровень – 2 ребенка, что составило - 10%. Это свидетельствует о том, что состояние сформированности фонематического  слуха на контрольном этапе улучшилось. В целом, результаты экспериментального исследования отразили достаточно высокий уровень изменения фонематического слуха  детей после применения нами дидактических игр. У детей контрольной группы тоже изменились уровни сформированности фонематического слуха, но в основном соответствовали среднему. 

Экспериментальная работа показала, что создание оптимальных  условий применения дидактических игр, представленных данным исследованием, для формирования фонематического слуха позволяет находить новые пути и методы его развития, что, в свою очередь, создает базу для качественного обучения дошкольников грамоте.

Анализ результатов  работы показал, что включение различных  видов дидактических  игр и  игровых приемов (метаграмм, анаграмм, метаанаграмм, логогрифов), игровых ситуаций в процессе обучения способствует успешной работе по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста. Использование предложенной  нами серии дидактических игр и упражнений в работе показало эффективные результаты  по формированию фонематического слуха у старших дошкольников.

Данные в этой работе рекомендации по использованию дидактической игры, как метода педагогической работы, в процессе фронтальных занятий с детьми, прошли практическую проверку, которая подтвердила их эффективность. Это свидетельствует о том, что гипотеза данного исследования  подтвердилась, цель и задачи, поставленные перед исследованием,  достигнуты.

Мы полагаем, что предложенная нами работа по развитию фонематического  слуха у старших дошкольников поможет как родителям, так и воспитателям детских садов.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И.Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пос. М.: Изд. Центр Академия, 1998. 448 с.
  2. Арушанова Л.Г., Рычагова Е.С. Игры со звучащим словом // Дошкольное образование. 2008. № 9. С. 4-5.
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детских садах. М.: Просвещение, 1999. 160с.
  4. Бородич А.Н. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Профессиональное образование, 1984. 202 с.
  5. Бугрименко Е.А., Жедек П.С., Цукерман Г.А. Обучение чтению по системе Д.Б. Эльконина. М.: Просвещение, 2003. 123 с.
  6. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М.: Московский психолого-социальный институт  Флинта, 1997. 97с.
  7. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Академия, 1997. 221с.
  8. Веракса Н.Е., Веракса Н.Н. Развитие речи ребенка в дошкольном детстве. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. М.: Просвещение, 1966.
  10. Гальперин Л.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий //Теория учения: Хрестоматия / Под ред. Н.Ф. Тализиной, И.А. Володарской. М.: 1998.
  11. Геллер Е.М. Наш друг – игра. Минск, 1979. 158 с.
  12. Гельфан Е.М. Игры и упражнения для маленьких и больших. М.: 1969. 148с.
  13. Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. М.: Педагогика, 1971. 271с.
  14. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. 213с.
  15. Давыдов В.В., Цукерман Г.А. Обучение грамоте «по Эльконину» // Дошкольное воспитание. 1997. № 6. С.30.
  16. Дошкольная педагогика. / Под ред. Ф.А. Сохина, В.И. Ядэшко. М.: 1978. 219с.
  17. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1981. 112с.
  18. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. М.: 1974. 152 с.
  19. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте / Под. ред. Н.В. Дуровой. М.: А.П.О., 1994
  20. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников / Под. ред. А.В. Запорожца, А.Л. Усовой. М.: Просвещение, 1963.
  21. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста./ Сост. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. М.: 1989. 280с.
  22. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Академия, 2002. 190 с.
  23. Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. М.: 1941.
  24. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: 1975. 359с.
  25. Леонтьев А.Н. Слово в речевой деятельности. М.: Мысль, 1975. 193с.
  26. Леонтьев А.Н.Язык, речь, речевая деятельность. М.: 1969.
  27. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Знание, 1981. 123с.
  28. Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика М.: Просвещение, 1988. 320с.
  29. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. М.: Просвещение, 1972. 256с.
  30. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. М.: 1983. 240с.
  31. Максаков Л.И. Учить, играя. М.: Просвещение, 1978.
  32. Морозова Л. Игры с буквами //Ребенок в детском саду. 2008. № 5. С 25-29.
  33. Никитин Б.П. Развивающие игры. М.: Педагогика, 1985. 120с.
  34. Новоторцева Н.В. Учимся читать. Обучение грамоте в детском саду и дома. Ярославль: Академия развития, 1988.
  35. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 2001.
  36. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, М.: Мозаика-Синтез.2009.
  37. Психология и педагогика игры дошкольника. /Под ред. А.В Запорожца. М.: Просвещение, 1996. 351с.
  38. Сохин Ф.А.Осознание речи старшими дошкольниками // Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. М.: Просвещение, 1978. С 50-56.
  39. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. Воронеж, 2002.
  40. Сохин Ф. А. Развитие речи у детей дошкольного возраста. М.: 1970. 218с.
  41. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: ВЛАДОС, 1994. 344с.
  42. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1982. 103с.
  43. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М.: Просвещение, 1981.
  44. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М.: Просвещение, 1999. 96с.
  45. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. / Под. ред. Н.Н. Поддьякова., Ф.А. Сохина. 1988. 192 с.
  46. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение, 1976. 206с.
  47. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 288 с.
  48. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М.: Академия, 2001. 240с.
  49. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М.: Сфера, 2008.
  50. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1977.
  51. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1981. 240с.
  52. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. / Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. М.: Просвещение, 1991. 64с.
  53. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи./Под ред. В.В. Гербовой. М.: Просвещение, 1988. 64 с.
  54. Эльконин Д. Б. Психология игры М.: Педагогика, 1978. 304с.
  55. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Просвещение, 1960. 350с.
  56. Эльконин Д.Б.Как учить детей читать. М.: 1991.
  57. Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. М.: Педагогика, 1988.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 


Информация о работе Дидактическая игра как средство развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста