Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 05:23, дипломная работа
Предмет исследования: педагогические условия использования дидактических игр, направленных на развитие фонематического слуха у старших дошкольников.
В основу исследования положена гипотеза: развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно, если педагог:
1) подбирает дидактические игры по тематическому признаку: звук, слог, слово.
2) строит работу согласно следующих принципов подбора дидактических игр:
Введение………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы развития фонематического
слуха у детей старшего дошкольного возраста……………………
1.1. Психологические особенности развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста …………………………..
1.2. Влияние дидактической игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста………………..
1.3. Педагогические условия использования дидактических игр в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………...
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию
фонематического слуха у детей старшего дошкольного
возраста …………………………………………………………….
2.1. Уровень сформированности фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста по данным констатирующего этапа исследования………………………………………………
2.2. Организация педагогических условий использования дидактических игр в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе исследования………………………………………………
2.3. Сравнительный анализ результатов по данным контрольного этапа исследования…………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………
При выполнении заданий дети экспериментальной группы допускали ошибки в выделении звуков в словах, но правильно делили слова на слоги и различали короткие и длинные слова. Дети контрольной группы легко справились с этими же заданиями.
Приведенный анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. У детей экспериментальной группы выявлен средний уровень развития фонематического восприятия. Для детей характерны некоторые нарушения восприятия. Дифференциация согласных, оппозиционных по звонкости-глухости, для детей сложнее, чем различение согласных по твердости – мягкости, по месту и способу образования.
2. Наибольшие трудности вызвали задания на узнавание заданного звука и в словах, а также задания на различение правильного и неправильного звучания слов.
3. На формирование фонематического восприятия у детей также влияет низкий уровень развития речевого внимания.
4. Преодоление нарушений
развития фонематического
Проведенная экспериментальная работа дала возможность определить пути и средства для развития фонематического слуха у старших дошкольников. После изучения результатов нами определена система работы по развитию фонематического слуха у старших дошкольников средствами дидактической игры.
2.2. Организация педагогических условий использования
дидактических игр в развитии фонематического слуха
у детей старшего дошкольного возраста
на формирующем этапе исследования
Целью формирующего эксперимента являлась проверка педагогических условий использования дидактических игр в формировании фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи формирующего эксперимента: научить детей старшего дошкольного возраста звуковому анализу слова.
Для решения поставленной задачи мы использовали дидактические игры, учитывая следующие:
1) тематический подбор
дидактических игр на развитие
фонематического восприятия, фонематического
слуха, навыков звукового
2) использовать в процессе проведения дидактических игр игровые приемы: анаграммы, метаграммы, метаанаграммы, логогрифы.
Формирующий педагогический эксперимент был проведен с сентября 2009 г. по апрель 2010 г.
При этом дети контрольной группы обучались грамоте по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой.
В экспериментальной группе мы больше использовали в процессе обучения дидактические игры. Игры поводились на занятиях, вне занятий, в самостоятельной деятельности детей (см. Приложение 5).
Дидактические игры проводились в естественных условиях, не нарушая режима детей, с учетом возрастных особенностей, в соответствии с программой «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой.
Было составлено перспективное планирование с использованием дидактических игр (см. Приложение 6).
В процессе проведения дидактических игр задача педагога создать условия, при которых дошкольники смогли бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умея мыслить самостоятельно, нестандартно.
Дидактические игры на развитие фонематического слуха дают возможность:
• познакомить детей с гласными звуками, или закрепить знание гласных звуков;
• формировать понятие «гласный звук»;
• развивать слуховое внимание;
• развивать и корригировать фонематический слух;
• проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук – слог - слово».
Дидактические игры, помимо перечисленных выше задач, позволяют: формировать понятие «гласный звук», «согласный звук»;
Особая роль здесь отводилась характеру заданий, где применялись метаграммы, анаграммы, метаанаграммы. которые имеют внешнее сходство при различном их содержании и вариативности способов решения. Задания рассчитаны на мыслительную деятельность, включают вопросы, требующие от старших дошкольников догадки, выдвижения возможных предложений.
Первому этапу (развитие фонематического слуха) предшествует пропедевтика — дидактические игры, в ходе которых дети знакомятся с понятиями «звук», «слово» учатся выделять отдельные звуки, подбирать слова с определенным звуком, называть позицию звука в слове и т. д. При знакомстве с согласными проводились дидактические игры «Угадай, кому фишку», «Скажи как я» на выделение слов с определенным согласным звуком. Дети научились выделению конечных согласных в односложных словах кот, мак, паук, а Света К., Вова К., научились анализировать слоги типа ап, ут, ок.
После участия в игре «Кто в домике живет» на определение гласных звуков в слове, Галя Ф. легко справлялась с таким заданием как выделение гласных звуков а, о, у, ы в середине слова. Олегу С. стал легче даваться анализ слов только в результате повторных игр «Построй пирамидку» на умение делить слова на слоги. Эльвира М. не справлялась с заданием на выделение согласных звуков в начале слова, после неоднократного использования в самостоятельной деятельности детей игр «Передай картинку гному» на дифференциацию согласных звуков, дети научилась выделять не только согласные звуки в начале слова, но и проводить анализ открытого слога. Итогом стало овладение детьми звуковым анализом односложных слов типа сок, для чего использовалась игра «Живые слова». Все дети к концу обучающего периода овладели терминами гласный звук, согласный звук, слово.
Предлагая детям на закрепление знаний, полученных на занятиях по обучению грамоте дидактические игры «Лото» на дифференциацию звуков по звонкости – глухости, «Подбери и назови», «Где спрятался звук», «Найди место звука в слове» на определение места звука в слове, результатом которых стало, то, что Галя И., Катя У. научились легко делить слова на слоги. Дети узнали, что в слове столько слогов, сколько гласных.
Дидактические игры «Цепочка слов», «Определи первый звук», «Подбери и назови» способствовали тому, что дети к концу года не испытывали трудностей в обучении грамоте.
Работая над введением в игровую деятельность детей метагарамм, анаграмм, метаанаграмм (см. Приложение 7), например, игра «Слово рассыпалось» (анаграмма), «Игровые автоматы» (метаграммы). На доске слово с измененным порядком букв (при этом может получиться не одно слово, а несколько, например: сосна - насос, терка - актер).
Придумывание слов на определенный слог (например: мука, муха, музей, мусор, мул). Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова (метаграмма). Например: зайка - майка - гайка - чайка. Образование новых слов из букв данного слова. Например: мороженое - море, нож, морж и т.д. педагог сначала объясняет правила игры, затем вместе с детьми обсуждает пути их решения и конечный результат. Если дети испытывают затруднения, педагог помогает дошкольнику, направляет его, чтобы у детей возникло желание достичь цели и играть в эту игру снова и снова. После участия в дидактических играх пассивные и робкие дети «оживали», активизировались.
Предложенные дидактические игры «Четвертый лишний», «Длинный звук – короткий» активизировали словарь детей и обучили их слоговому анализу. Детям предложенные игры можно использовать в виде презентации для работы с компьютерами (См. Приложение 8). Использование дидактических игр в развитии фонематического слуха – это такая форма работы, которая позволила закрепить свойственный детям интерес к звуковой стороне речи. Дидактические игры «Поймай звук», «Чей голос» способствовали познавательной активности детей, улучшению произношения, расширению активного словаря, углублению интереса к языку. Дидактические игры использовались с постепенным усложнением условий дифференциации звуков от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам различающимися только одним звуком.
Дидактические игры «Кто быстрее соберет вещи», «Магазин» помогли Кате Ш., Вадиму Б., Алеше Д. научиться определять место звука в слове (с опорой на картинки), активизировать словарь, дети стали использовать новые слова и в других видах деятельности.
Использование в дидактических играх загадок, отгадок, которые начинаются на интересующий звук, стихов с многократно повторяющимся определенным звуком расширило кругозор детей, способствовало развитию воображения, мышления.
Проводя игру «Услышишь
– хлопни» (обязательное выполнение
задания с закрытыми глазами),
позволило максимально
Дидактическая игра «Скажи наоборот» способствовала закреплению у Вовы К. понятий твердости – мягкости звуков. Игра использовалась многократно и вариабельно.
В дидактической игре «Чудесный мешочек» дошкольники рисовали картинки на заданный звук. Эта увлекательная игра помогла Тане В., Гале И. научиться находить звук в начале, середине, конце слова.
В процессе использования дидактических игр по развитию фонематического слуха дети экспериментальной группы научились:
- выделять гласные и согласные звуки из ряда других звуков
- выделять слог с определенным звуком
- называть первый и последний звук в слове
- определять местоположение
звука в слове (в начале слова,
- определять последовательность и количество звуков в слове
- определять местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.
Проанализировав результаты, мы пришли к выводу о правильности выбора данных дидактических игр как средства развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
2.3. Сравнительный анализ результатов на контрольном этапе исследования
Цель контрольного эксперимента - проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий - использование дидактических игр по развитию уровня фонематического слуха у старших дошкольников.
Контрольный эксперимент проводился в апреле 2010 года с дошкольниками экспериментальной и контрольной групп.
Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте. Результаты контрольного эксперимента представлены в таблицах (см. Приложение 9).
По результатам диагностики в констатирующем и контрольном эксперименте определяем величину изменения уровней развития фонематического слуха у дошкольников экспериментальной и контрольной групп
Уже в сентябре, до начала обучения грамоте и использования на занятиях по обучению грамоте и вне занятий, в самостоятельной деятельности детей тематических дидактических игр, часть детей была способна выделять в трехзвуковом слове все три звука. Эта часть составляла около четверти детей (20 % в контрольной группе и 15 % в экспериментальной группе). Конечно, дети не умели самостоятельно, без помощи взрослого последовательно выделить и называть все звуки в слове. Но помощь, которая им требовалась, заключалась всего лишь во вспомогательных вопросах, направленных на организацию действия звукового анализа, а само действие было им уже доступно (детям задавали вопросы типа: «Какой, по-твоему, 1-й звук в этом слове? Второй? Третий?»). Еще более значительная часть детей (55 % в контрольной группе и 70 % в экспериментальной группе) оказалась способна проанализировать слово частично, то есть выделить в нем правильно один-два звука. При этом чаще всего они «теряли» гласный звук. И только 25 % детей в контрольной группе и 15 % в экспериментальной группе совсем не смогли выполнить задание — выделить хотя бы один звук в слове.
Используя дидактические игры, занимательный дидактический материал по развитию фонематического слуха, способствующий развитию мышления, внимания к звуку, слову, воображение – позволило дошкольникам достаточно быстро и легко ориентироваться в звуковой системе языка, а так же научить детей создавать собственные творческие продукты: загадки, шарады и др.
К середине учебного года число детей, умеющих дифференцировать звуки по твердости - мягкости, звонкости – глухости, находить слова с заданным звуком, определять положение звука в начале слова, середине и конце слова, выделять звуки в словах, увеличилось в обеих группах.
В контрольной группе в апреле полностью справились с заданиями (выделили все звуки в слове и) 20 % детей, справились частично (не выделили один-два звука) 60 % и только 20 % не смогли выделить ни одного звука. В экспериментальной группе (где фонематический слух развивали при помощи дидактических игр) все звуки смогли выделить 30 %, не смогли выделить один-два звука —70 % и не справились с заданием 10 %. Ход овладения звуковым анализом в двух группах шел практически параллельно.
Большинство детей из экспериментальной группы, демонстрировали умение различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки, пользуясь при этом соответствующей терминологией. Дети контрольной группы, естественно, могли это делать, но они нуждались во вспомогательных вопросах, часто называли звуки не так, как они звучат в слове (к, кь), а обобщенно (кэ); это связано с тем, что ребенок уже знает буквы.
Умения этих детей выделять в речевом потоке его звуковую сторону, слышать отдельные звуки, устанавливать их последовательность, сравнивать их по характеру звучания и произнесения (длительность, твердость-мягкость) не всегда легко обнаружить. Дети обладают немалыми возможностями, не отдавая себе в этом отчета.
К концу учебного года в обеих группах произошли существенные изменения в уровне владения звуковым анализом. И в контрольной группе, и в экспериментальной группе этот уровень несколько возрос.
Контрольный эксперимент, позволил отследить результаты работы с детьми экспериментальной группы и сделать выводы и рекомендации для работы воспитателей.
Из полученных результатов видно, что использование дидактических игр по развитию у детей фонематического слуха является эффективным средством формирования и развития фонемного анализа у детей 6-7 лет. Дети стали более внимательными, повысилась работоспособность. Они с интересом слушают, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые воспитатель с удовольствием отвечает. Полученные знания дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности, играх, самостоятельной деятельности. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности.