Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 10:24, контрольная работа
Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений
Введение
Глава I. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста
1 Особенности психофизического развития дошкольников
Особенности развития у детей среднего дошкольного возраста познавательной активности.
Глава II. Развивающие возможности дидактической игры
Дидактическая игра, характеристика и классификация игр.
Возможности дидактической игры для развития у детей среднего дошкольного возраста познавательной активности
Заключение
Список литературы
Контрольная работа по педагогике.
Тема: "Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста".
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста
Глава II. Развивающие возможности дидактической игры
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
«Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность… В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир – в этом основное, центральное и самое общее значение игры»
С.Л. Рубинштейн
Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.
Дидактическая игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности.
Педагогической обработкой дидактических игр, отбором и пропагандой игровых форм как средств развития занимались В.И. Даль, П.Ф. Лесгафт, П.Н. Бокин, Е.М. Дементьев и др.
Цель работы: выявить значимость влияния дидактической игры на развитие познавательной деятельности ребенка.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
- Подобрать,
проанализировать и
- Изучить особенности
психолого-педагогического
- Изучить особенности дидактической игры, ее классификацию;
- Выявить специфику
развития познавательной
- Изучить развивающие
возможности дидактической
- Оформить выводы
по результатам проведенной
ГЛАВА I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дошкольный возраст — начальный этап социализации личности, становления основ самосознания и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности. Особое значение в развитии дошкольника принадлежит игровой деятельности, поскольку она является наиболее доступным способом переработки и выражения впечатлений и эмоций, полученных из окружающего мира.
Это возраст дальнейшего
развития способностей. Ребёнок, занявшись
чем-то интересным, меньше отвлекается
от своего занятия, чем раньше. Его игры
становятся более длительными и сложными.
Ребенок учится действовать последовательно,
подчиняется правилам: не только тем, которые
диктуем ему мы, но и тем, которые он сам
вырабатывает для себя.
Он уже лучше запоминает, пытается рассуждать. Эти рассуждения еще очень наивны и нередко вызывают у нас улыбку. Ребенок стремится понять взаимосвязь событий, догадаться о причинах того, что происходит вокруг него.
Он уже способен
оценивать свойства вещей, сравнивая их
друг с другом, замечать сходства и различия
между ними.
К 5 годам у детей возрастает потребность
в общении, особенно со сверстниками, осознании
своего положения среди них. Лучше ориентируется
в человеческих отношениях: способен заметить
эмоциональное состояние близкого взрослого,
проявить внимание, сочувствие.
Гордость за собственные достижения, стремление продемонстрировать свои умения перед сверстниками особенно важны для ребенка в среднем возрасте, так как у него формируется потребность в уважении.
На 5-году складываются представления, как надо вести себя, поэтому они обращаются к сверстникам: «надо делиться», «нельзя обижать другого». Свобода поведения выражается в стремлении совершать независимые поступки, выбирать ту или иною деятельность (игру), детей, с кем играть.
Наиболее информативным и сложным показателем развития является умственное развитие. В широком смысле слова под умственным развитием понимается развитие основных познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания. Какие же изменения происходят.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка. Характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники,
удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно ими тируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Восприятие. Ребенок в этом возрасте не только хорошо владеет представлениями об основных цветах спектра, но и имеет представление об оттенках. Может сопоставить по величине 7-10 предметов одинаковой формы. Может назвать различия двух фигур разной формы. Может разделить спектральную сложную фигуру на несколько простых.
Мышление. Ребенок может по предложенной схеме сделать несложную постройку (из кубиков). Узнают предметы на схематических изображениях. Ребенок может найти выход из простого лабиринта (2-3 перегородки). Классифицирует, обобщает простые слова, может выделить главные признаки.
Воображение. Ребенок может дорисовать начальное изображение, дополнить его деталями. Может сочинить самостоятельно небольшую сказку или историю на заданную тему.
Внимание. Ребенок может заниматься привлекательной для него деятельностью в течении 15-20 минут. Ребенок может действовать в соответствии с правилами: отбирать нужные картинки, заштриховать необходимые фигуры. К 5-годам можно предложить следующую игру на внимание: на листе бумаги в случайном порядке изображены ряды квадратов, кругов и треугольников. Предложить закрасить один вид геометрических фигур, например треугольник.
Память. Ребенок может запомнить по просьбе взрослого 5 названий предметов. Ребенок запоминает поручения взрослого (2-3 последовательных действия).
Для того, чтобы ребенок рос любознательным, умным, сообразительным, чтобы все его возможности могли реализоваться, способности раскрыться необходимо прислушиваться к ребенку, понимать и учитывать особенности данного возраста, оценивать его собственные индивидуальные возможности.
1.2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
В работе с детьми
среднего дошкольного возраста решается
задача расширения знаний детей о ближайшем
окружении, постепенного перехода от выделения
ярко выраженных качеств и свойств (цвет,
форма, величина и т.д.) к установлению
более сложных связей и отношений, сущностных
характеристик, лежащих в основе первых
родовых понятий (игрушки, обувь, одежда,
инструменты и пр.). Необходимо научить
детей рассматривать предметы, выделяя
особенности их строения; пользоваться
всеми простейшими способами сенсорного
анализа для адекватного их использования
в разных видах деятельности (игра, труд,
изобразительная деятельность и пр.). Для
воспитания бережного отношения к предметному
миру нужно помочь ребенку освоить соответствующий
словарь, научиться точно и ясно формулировать
в речи свои суждения, предположения.
Ознакомление с трудом няни, повара, шофера,
продавца, врача и др. дает возможность
приобщить ребенка к современному миру,
расширить его контакты со взрослыми,
научить общаться с незнакомыми людьми.
Задача педагога – познакомить детей
с конкретными трудовыми процессами, помочь
увидеть их направленность на достижение
результата труда и удовлетворение потребностей
людей, научить вычленять компоненты трудовых
процессов (цель и мотив труда, предмет
труда, инструменты оборудования, трудовые
действия, результат), сформировать первое
представление о некоторых видах труда
и профессиях, побуждать к отражению полученных
впечатлений в играх. Важно научить ребенка
переносу приобретаемых знаний о труде
взрослых и трудовых умений на собственную
трудовую деятельность. На этой основе
происходит первичная социализация ребенка,
освоение ценностных ориентиров, определяющих
отношение к окружающим людям и предметному
миру.
Продолжается формирование представлений детей о растительном и животном мире, о сезонных явлениях в природе. Воспитатель прививает интерес к окружающей природе, способность любоваться ее красотой, бережно относиться к растениям и животным: осторожно обходить кусты, цветы; срезанные или в небольшом количестве сорванные растения ставить в воду; спокойно вести себя возле птиц и других животных; проявлять заботу о живых существах.
Большое внимание уделяется формированию у детей интереса к себе, своим близким. Дети получают начальные сведения о ближайшем социальном окружении, осваивают правила безопасности жизнедеятельности.
Для речевого развития детей данного возраста характерно
активное расширение словаря, интенсивное
формирование грамматического строя собственной
речи, освоение норм звукопроизношения.
Ребенок 4–5 лет уже готов к общению с собеседником,
его вопросы осмыслены и предполагают
ответы собеседника. Роль педагога состоит
в том, чтобы создать условия для развития
этих естественных процессов и при необходимости
корректировать их, развивать познавательную
речевую активность детей. Отсюда вытекают задачи работы по развитию речи с детьми
4–5 лет:
1) обогащение
активного и пассивного
2) развитие грамматического строя речи;
3) развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;
4) развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи детей.
Главная ценность данного возраста – сохраняющаяся высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, готовность к «содействию» с текстом, выражающаяся в практической и игровой деятельности.
В средней группе основной задачей педагогов является формирование у дошкольников навыков восприятия произведений различных видов искусства в их жанровом многообразии на основе общих закономерностей отражения действительности.
Дети данной возрастной группы отличаются повышенной потребностью участия в жизни взрослых и в открытии своего мира. Поэтому задачей этого года обучения является помощь ребенку в обнаружении мельчайших градаций в изменении окружающего мира по цветовым показателям, обозначении формы, места расположения в пространстве. Педагог помогает ребенку в создании внеситуативной модели общения на основе изобразительной деятельности через освоение техник и моделирование предметной творческой среды.
На этом этапе закрепляются ранее полученные навыки работы карандашом, гуашью. Добавляется знакомство с акварелью и тонкостями создания цветовой картины мира, а также расширяется сюжетный спектр и возможности его эмоционального переживания.