Дидактическая игра на уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Термин дидактическая игра , под которым понимались специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, впервые ввели Ф.Фребель и М.Монтессори.
В России только в 1960 г в период либерализации общественной жизни - начала распространяться формула ,,учение с увлечением,, пропагандируемая С.Л.Соловейчиком.
Чтобы рассмотреть дидактическую игру на уроке истории , необходимо понять что же такое игра вообще и что есть игра дидактическая . Дидактическая игра-это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях, которая направлена на формирование знаний , умений , навыков .

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………4
Дидактические игры при изучении нового материала на уроке истории………………………………………………………………….5
Дидактические игры на закрепление , повторение и обобщение исторического материала…………………….………………………13
Заключение……………………………………………………………….16
Библиографический список……………………………………………..17

Файлы: 1 файл

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА УРОКАХ ИСТОРИИ.docx

— 33.00 Кб (Скачать файл)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА УРОКАХ ИСТОРИИ

 

Выполнила:учитель: I категории

 

Бутченко Нина Анатольевна

 

учитель истории и обществознания

 

МКОУ «Благодаровская СОШ»

 

Одесского района

 

Омской области

 

Благодаровка 2012

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………4

 

Дидактические игры при изучении нового материала на уроке истории………………………………………………………………….5

 

Дидактические игры на закрепление , повторение и обобщение исторического материала…………………….………………………13

 

Заключение……………………………………………………………….16

 

Библиографический список……………………………………………..17

 

Приложение……………………………………………………………….18

 

Введение

В настоящее время возвращается былая актуальность игровой деятельности. На проблемы игр направлено внимание психологов, философов, социологов, педагогов и других специалистов. Известные педагоги прошлого и не столь отдаленного настоящего И.Г.Песталоцци, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Я. Корчак, В.АСухомлинский , А.С. Макаренко относились к феномену игры ,как к уникальному явлению детства. И в наши дни такие педагоги как С.А.Шмаков И.И.Фришман, Н.П.Аникеева, В.В.Петрусинский, Н.Е.Щуркова и многие другие исследуют , анализируют , обобщают ,воссоздают, разрабатывают методики и формы игровой деятельности.

 

Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности - усвоение фактов, дат, имен и др…Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию дат ,повторению ,закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические процессы и функции ребенка.

 

Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности школьника информацией .Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации .Развить подобные умения помогает дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

 

Игра способна решить еще одну проблему, она органично объединяет эмонациональный и рациональный виды познавательной деятельности. Учитель, исполняющий игру организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка.

 

Термин дидактическая игра , под которым понимались специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, впервые ввели Ф.Фребель и М.Монтессори.

 

В России только в 1960 г в период либерализации общественной жизни - начала распространяться формула ,,учение с увлечением,, пропагандируемая С.Л.Соловейчиком.

 

Но занимательность уступила место рационализации обучения т к игру считали ведущей деятельностью лишь в дошкольном возрасте ,а в дальнейшем ее, по мнению многих педагогов , неизменно должно сменить учение в чистом виде .Но учение может и должно органично вписаться в спектр деятельности ребенка и гармонично сосуществовать с игровой деятельностью.

 

 

Дидактические игры при изучении нового материала на уроке истории

 

 

Чтобы рассмотреть дидактическую игру на уроке истории , необходимо понять что же такое игра вообще и что есть игра дидактическая . Дидактическая игра-это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях, которая направлена на формирование знаний , умений , навыков .

 

В дидактической игре есть составляющие:

 

- деятельность, как важнейшая  форма проявления жизни человека ,его активного отношения к окружающей деятельности: в этой деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные эмоционально-волевые качества личности, ее способности и характер.

 

-условность ,которая понимается как признак отражения и деятельности, указывающий на нетождественность образа и его образа .

 

Игра становиться дидактической, если учебный материал, или какая-то его часть может лечь в основу содержания игры ;обычно образовательный материал становится содержанием условного компонента ,а развивающий -содержанием деятельностного компонента.

 

В дидактической игре отчетливо просматривается двойственный характер: при объяснении игры для учащихся главное -сама игра . а для учителя главное -дидактический результат.

 

Игра -это вид деятельности ,где ребенок может проявлять себя в разных позициях : просто участник ,активный участник ,ведущий ,организатор ,инициатор игры. Происходит постепенное развитие самостоятельности учащихся , а учитель постепенно отходит от роли организатора к роли консультанта игры, участника игры или просто зрителя.

 

Опыт организации игры позволяет выделить следующие этапы постепенного развития творческой инициативы в игровой деятельности учащихся:

 

Инициатива, организация ведение игры - деятельность учителя, ученики являются участниками игры;

 

Учитель выбирает, организует и ведет игру, но ему помагают активные ученики;

 

Ученики придумывают или выбирают, а также помогают организовать игру;

 

Ученики придумывают или выбирают, а также организовывают, а учитель им помогает;

 

Ученики инициаторы и организаторы игры, а учитель либо участник, либо консультант.

 

В организации игры все должно быть продумано до мелочей.

Структура организации игры.

 

^ Выбор игры

 

На этом этапе происходит отбор содержания исторического материала для игры на основе изучения учителем программы, тематического плана, учебника, методической литературы. Нужно четко представлять, какие результаты учитель хочет получить.

 

Подготовка игры

 

Задача учителя в том, чтобы дети понимали, что они должны сделать в ходе подготовительной работы. Нужно создать игровое эмоциональное настроение.

 

Введение в игру

 

Предложение игры детям;

 

Объяснение правил игры (сформулировать просто и конкретно);

 

Выбор участников игры. Важно включить каждого школьника в активный познавательный процесс, поэтому целесообразно, чтобы участников было как можно больше.

 

Ход игры

 

Начало игры. Уточняются правила и нюансы игры;

 

Развитие игрового действия;

 

Заключительный этап.

 

Для того, чтобы закончить игру вовремя, нужно заранее сказать о приближении ее окончания

 

Подведение итогов

 

Оценка и поощрение школьников.

 

Анализ игры.

 

В зависимости от дидактических целей игры можно провести классификацию по структурным элементам урока:

 

Игры ля изучения нового материала;

 

Игры для закрепления;

 

Игры для проверки знаний;

 

Обобщающие игры.

 

Иногда игры делятся на межпредметные, по источнику знаний, по количеству участников.

 

На уроках истории, когда применяются игры быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, активизируется внимание, запоминание, восприятие, мышление. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению.

 

В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы , какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации .Игра создает особые условия ,при которых развивается творчество .Суть таких условий заключается в общении на равных,, где исчезает робость , возникает ощущение--,, я тоже могу,, т е в игре происходит внутренние раскрепощение .В игре осуществляется самостоятельный поиск знаний , проходит огромная воспитательная работа.

 

В процессе игры ребенка осуществляется жизненный баланс между ним и взрослым человеком.

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте

 

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

 

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Деловые игры

 

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

 

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.

 

^ Имитационные игры. На  занятиях имитируется деятельность  какой-либо организации, предприятия  или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т.д. Имитироваться  могут события, конкретная деятельность  людей (деловое совещание, обсуждение  плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых  происходит событие или осуществляется  деятельность (кабинет начальника  цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий  имитационной игры, кроме сюжета  события, содержит описание структуры  и назначения имитируемых процессов  и объектов.

 

^ Операционные игры. Они  помогают отрабатывать выполнение  конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды  и агитации. В операционных играх  моделируется соответствующий рабочий  процесс. Игры этого типа проводятся  в условиях, имитирующих реальные.

 

^ Исполнение ролей. В этих  играх отрабатываются тактика  поведения, действий, выполнение функций  и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением  роли разрабатывается модель-пьеса  ситуации, между учащимися распределяются  роли с «обязательным содержанием».

 

«^ Деловой театр». В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

 

^ Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей» и «деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

 

Технология деловой игры состоит из следующих этапов (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

 

^ Этап подготовки. Подготовка  деловой игры начинается с  разработки сценария - условного  отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание  изучаемой проблемы, обоснование  поставленной задачи, план деловой  игры, общее описание процедуры  игры, содержание ситуации и характеристик  действующих лиц.

 

Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается поста­новка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необ­ходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

 

Этап проведения - процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

 

Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.

 

Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.

 

Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.

 

Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.

 

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов  игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

 

Используя игру при изучении нового материала, она должна лечь в основу учебно-познавательной задачи. Готовясь к игре учащиеся должны взять необходимую для проведения информацию (имена, даты, термины, образы, особенности эпохи и т. д.) из изучаемого нового материала.

 

Постановка игровой учебно-познавательной задачи, предваряющей изучение нового материала, обычно предстает как введение в игру или напоминание об игре, которая будет проводится:

Информация о работе Дидактическая игра на уроках истории