Дидактическая игра на уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Термин дидактическая игра , под которым понимались специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, впервые ввели Ф.Фребель и М.Монтессори.
В России только в 1960 г в период либерализации общественной жизни - начала распространяться формула ,,учение с увлечением,, пропагандируемая С.Л.Соловейчиком.
Чтобы рассмотреть дидактическую игру на уроке истории , необходимо понять что же такое игра вообще и что есть игра дидактическая . Дидактическая игра-это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях, которая направлена на формирование знаний , умений , навыков .

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………4
Дидактические игры при изучении нового материала на уроке истории………………………………………………………………….5
Дидактические игры на закрепление , повторение и обобщение исторического материала…………………….………………………13
Заключение……………………………………………………………….16
Библиографический список……………………………………………..17

Файлы: 1 файл

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА УРОКАХ ИСТОРИИ.docx

— 33.00 Кб (Скачать файл)

 

Необходимо на уроках истории применять смеховую культуру.

 

Полное отсутствие в преподавании истории смехового начала снижает интерес школьников к предмету. По мнению новосибирского историка Ю.Л.Троицкого, «серьезное можно уважать, можно бояться, можно перед

 

ним преклоняться, но для того, чтобы нечто сделалось своим и близким, оно должно быть доступно смеху».

 

Утвердиться в этом мне помогли ученики. Познакомив с основами геральдики (на уроке «Военно-рыцарский быт»), я предложила им нарисовать гербы, сочинить к ним девизы, а затем защитить свои работы. При этом я попросила ребят посмотреть на историческую эпоху не только с позиции серьезного, но и комического. Многим ученикам это вполне удалось. На одной работе изображение огненно-рыжего льва с острым оскалом и в короне сопровождалось девизом:

 

Я лев, а не овца,

 

Я весь пошел в отца!

 

Другой юный художник изобразил средневекового «шварцнеггера» со шрамами на лице. Девиз гласил:

 

^ Всегда я тверд и  прям,

 

На мне недаром шрам.

 

Проблема взаимодействия серьезного и комического на уроках реализуется посредством перекодировки сатирического или комического текста в серьезный.

 

Так, изучая с пятиклассниками вопросы религии, помимо серьезных текстов предлагаю и такой:

 

^ Из глины сделаны божки,

 

Им от людей влетело:

 

Обломок тела без башки

 

Или башка без тела.

 

Видать, в один прекрасный день,

 

Не допросившись чуда,

 

Их били все, кому не лень,

 

Как бьют со зла посуду.

 

(В.Берестов.)

 

Прошу ребят определить тип текста и обосновать свой вывод. Ученики высказывают суждения об отношении автора к религии, предлагают версии по поводу разбитых древних скульптур. Можно дать задание написать ответ автору стихотворения.

 

Заключение

1. Изучение литературы, анализ  и обобщение по проблеме «Дидактическая  игра на уроках истории» дали  возможность определить теоретические  основы использования игр разного  типа предназначенных для применения  на разных этапах урока.

 

2. Анализ литературы и  опыт работы привели к необходимости  использования дидактических игр, направленных на активизацию  познавательной деятельности учащихся  на уроках истории.

 

3. Игра позволяет активизировать  работу учащихся по изучению  исторических материалов, дает возможность  отдельным учащимся глубоко познакомиться  с историей и проявить свои  знания в форме, отличной от традиционной.

 

4. Ролевые игры позволяют  глубоко вникнуть в содержание  изучаемого материала, развивать  историческое воображение, способствуют  творческому применению полученных  знаний и обретенных умений, прочувствовать  специфику изучаемого исторического  времени, проникнуть в быт изучаемой  эпохи.

 

5. Игры приучают учащихся  мыслить логически, правильно ставить  вопросы, сопоставлять ответы и  приходить к правильным выводам.

 

6. Изучаемый в процессе  игровой деятельности исторический  материал забывается учащимися  в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого  игра не использовалась. Это объясняется прежде всего тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников и деятельность, благодаря которой, в процессе обучения усвоение знаний становится более качественным и прочным.

 

 

Библиографический список

 

 

Алексеева Н. М. Игры на уроках // Преподавание истории в школе. 1991. № 5.

 

Борзова Л. П. Дидактические игры // Преподавание истории в школе. 2000. № 1.

 

Борзова Л. П. Дидактические игры // Преподавание истории в школе. 2000. № 3.

 

Борзова Л. П. Игры на уроках истории .- М.: Владос-пресс.- 2004 г.

 

Вяземский Е. Е. Историческое образование в современной России. - М.: 1997г.

 

Кулагина Г.А. 100 игр по истории. - М.: Просвещение. - 1998г.

 

Федорчук И. А. История. Интеллектуальные игры для школьников . - Ярославль: «Академия развития», 1998. - 176 с.

 

Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры М.: Просвещение.1994 г.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

Рис. Технологическая схема деловой игры


Информация о работе Дидактическая игра на уроках истории