Дидактическая игра на уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Термин дидактическая игра , под которым понимались специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, впервые ввели Ф.Фребель и М.Монтессори.
В России только в 1960 г в период либерализации общественной жизни - начала распространяться формула ,,учение с увлечением,, пропагандируемая С.Л.Соловейчиком.
Чтобы рассмотреть дидактическую игру на уроке истории , необходимо понять что же такое игра вообще и что есть игра дидактическая . Дидактическая игра-это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях, которая направлена на формирование знаний , умений , навыков .

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………4
Дидактические игры при изучении нового материала на уроке истории………………………………………………………………….5
Дидактические игры на закрепление , повторение и обобщение исторического материала…………………….………………………13
Заключение……………………………………………………………….16
Библиографический список……………………………………………..17

Файлы: 1 файл

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА УРОКАХ ИСТОРИИ.docx

— 33.00 Кб (Скачать файл)

 

Непосредственно при изучении нового материала;

 

После изучения нового материала (при закреплении, при проверки домашнего задания)4

 

Через несколько уроков при обобщении материала.

 

Подготовка школьников к изучению нового учебного материала на уроке истории призвана осуществить следующие задачи:

 

Мобилизовать внимание и познавательную деятельность в изучении нового материала;

 

Актуализировать знание, полученные раннее и необходимые для лучшего усвоения новых фактов и явлений;

 

Возбудить интерес к тем вопросам, которые им предстоит изучить.

 

Игровые познавательные задания успешно решают эти задачи .

 

Рассмотрим примет игры «Земский собор». Здесь игровая учебно-познавательная задача выступает как введение в игру, которая будет проводится непосредственно при изучении нового материала (при изучении разных эпох эта игра может называться «Народное собрание в Афинах», «Римский Сенат», «Съезд феодалов», «Заседание парламента» и др.).

 

Тема урока: «Положение об отмене крепостного права».

 

Класс делится на 5 групп.

 

Учитель: «Сегодня на уроке мы будем с вами играть. Представьте себе, что вы присутствуете на воображаемом Земском соборе, созванном по вопросу принятия положения «Об отмене крепостного права». Укажите представителей России собравшихся сегодня на Земский собор? Помещики черноземных губерний, помещики нечерноземных губерний, промышленники уральского района, промышленники южного и центрального региона, крестьяне, император » (раздаются карточки с названием каждой группы).

 

- Попробуем представить, пофантазировать, что такое собрание  представителей, заинтересованных  в крестьянском вопросе, было  созвано и постараемся воссоздать  картину возможного обсуждения  основных положений крестьянской  реформы.

 

Учитель выступает как Председатель Гос. Совета с докладом об основных моментах «Положения», а затем обсуждая данный проект каждая группа должна выразить отношения к нему и внести поправки.

 

Учитель определяет задание:

 

Что вам понравилось в положении;

 

Что не понравилось,

 

Какие бы поправки вы внесли.

 

Игра создает проблемную ситуацию при восприятии учащихся, поскольку каждый по средствам роли воспринимает информацию под определенным углом зрения. Средствами игры изложение материала становится проблемным, т. е. таким, когда оно «всем своим содержанием и способом раскрытия» ставит какой- то вопрос , требующий решения , но прямого ответа не дает и побуждает учащихся искать ответ. Возникает проблемная ситуация. Она создается также при изложении различных мнений с тем, что бы учащиеся их сами разоблачили, оценили, либо при указании на противоречие, конфликт, с тем, чтобы учащиеся сами нашли пути его решения. При постановке игрового познавательного задания прослеживается параллель с логическими заданиями. Что дает такая игра?

 

Интересная деятельность учащихся с учебным материалом;

 

Эмоциональное восприятие материла, непосредственное живое участие, так как ребенок поживает судьбу персонала. По средствам игры развивается способность к историческому сопереживанию.

 

Возможность развития многостороннего восприятия истории.

 

Проверочная работа на следующем уроке выявит степень усвоения материала.

 

Может быть игра, которая не проводится непосредственно на уроке , когда ее содержание ложится в основу игровой познавательной задачи -это обобщающая игра. Задание дается опережающего характера, заранее.

 

Так, например ,приступая к изучению русского общественного движения 40 г XIX в учитель может поставить следующую учебно -познавательную задачу - развивать способность к историческому сопереживанию.

 

Тема урока посвящена известным людям, ярким личностям второй четверти XIX столетия.

 

- Вы узнаете , кто были эти люди, о чем думали , что составляло предмет их разговоров и споров в кружках, салонах, собраниях той поры.

 

Задание: Каждый из вас должен составить примерный список лиц , которых бы вы включили в свой салон, собрали бы о них максимум информаций . Нужно выделить одного человека ,которого бы вы сами хотели бы играть в вашем салоне.

 

Определить вопросы или темы для бесед и споров, которые могли бы быть в вашем салоне.

 

Таким образом учащиеся не пассивно воспринимают материал, а выполняют трехуровневое мыслительное задание:

 

восприятие информации;

 

выполнение заданий (выписать имена, фамилии, сведения о лицах, имеющих отношения к общественным движениям, составить перечень вопросов);

 

творческая работа (расписать роли, темы бесед).

 

Устное изложение исторического материала реализуется по средствам таких приемов, как повествование, описание, характеристике, объяснение, рассуждение. Каковы возможности игры при этом ? Устное изложение может стать рабочим элементом игры, ее частью, либо выступить подготовкой к ней. Игра может вобрать в себя такие приемы устного изложения, как сюжетно- образное повествование, художественное ( картинное) описание, образная характеристика и др…

 

Примером могут быть такие игры: «Три предложения», «Из уст в уста» и др ..В игре «Три предложения» ученикам необходимо внимательно выслушать и передать рассказ учителя тремя предложениями.

 

Другой вариант игры -работа с печатным текстом . Это может быть пункт из параграфа учебника.

 

В основе этой игры - выделение главного . Условный компонент, делающий игру занимательной, достигается посредством правила уложить это «главное» в три предложения. Без него нет игры, есть обычное задание.

 

В том же методическом направлении (ориентирование в информационном потоке, прессе, умении составлять план, конспект, реферат, работа по развитию речи) работает игра «Древо познания» .В ней учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому историческому материалу .На уроке, когда изучается новый материал, детям дается задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на 5 листочках 5 разных вопросов и заданий к нему.

 

После изучения листочки сдаются. Наиболее удачные прикрепляются к « дереву» познания ( нарисованному на ватмане) и на следующем уроке, при проверке знаний ,вызываемые учащиеся снимают любой листок, читают вопрос и отвечают на него. Эта игра рассчитана на 2 урока. На первом проходят следующие этапы игры :

 

сообщение об игре

 

объяснение ее правил и подготовка к ней .

 

Именно эти этапы и существенны для изучения нового материала, остальные этапы и само игровое действие проходят при повторении пройденного.

 

Самостоятельная работа учащихся становится увлекательной, если превращается в игру «Найди ошибки» Эта игра применяется при закреплении или повторении материала. Однако, она успешно может использоваться и при изучении нового материала., если перед работой над текстом с ошибками , учащиеся изучают такой же текст, только без ошибок .Таким образом, правильный текст является частью игры и дети работают над ним с интересом. В отличии от подобной игры на закреплении или обобщении, ошибки в тексте могут быть не очень сложными; главное, чтобы были занимательными. Дети могут работать парами , группами, индивидуально. Дается 10 минут на изучение правильного текста , затем забираются листы и даются тексты с ошибками. Побеждают те, кто за определенное время обнаружат больше ошибок в тексте. Возможен вариант игры, основанной на работе с учебником, когда сами учащиеся пишут текст с ошибками по заданной теме, а потом меняются и обнаруживают ошибки.

 

При изучении нового материала большое значение имеет наглядность, она бывает изобразительная, предметная и условно-графическая. Работа с наглядность на уроке истории строится посредством наблюдения и анализа содержания наглядного объекта. Средствами игры учащиеся получают игровое задание, которое побуждает их внимательно рассмотреть картину, чтобы топом на основе увиденного и услышанного на уроке, воплотить собственный образ приближенный к историческому.

 

Это может быть игра «Оживи картину», может быть вариант игры когда по ходу изучения нового материала учить и ученика создают «живую картину».

 

Игру «Экскурсия» можно проводить при необходимости рассмотрения картины, скульптурной композиции или архитектурного памятника. Класс делится на несколько групп. Каждая из них за определенное время готовит содержание и «Экскурсии» о данном экспонате, но для разных возрастных групп экскурсантов:

 

детского сада;

 

начальной школы;

 

старшеклассников;

 

студентов;

 

иностранцев.

 

Представитель каждой группы проводит такую экскурсию. Можно при изучении нового материала соединить игру и практическую работу учащихся «Творческая лаборатория». Учащиеся получают игровое задание, выполняя которые они становятся сценаристами, журналистами , историками, художниками-иллюстраторами. Например по теме «Кровавое воскресенье». Задания могут быть следующими:

 

создание видеофильма;

 

создание исторического альманаха;

 

написание сообщений о событии для газеты, для дипломатов за границей.

 

Игры направлены большей частью на развитие воображения школьников на основе образного событийного исторического материала, который не поддается однозначному толкованию и ставит перед учащимися проблемы, в том числе нравственного характера, позволяет глубже проникать в глубь исторических явлений. В них осуществляется работа на преобразующем и творчески поисковом уровне познавательной деятельности. Обычной игре предшествует предварительная подготовка, которая включает самостоятельный поиск и восприятие информации ее творческой переработки в соответствии с условиями ролевой игры. Ролевые игры могут «объять необъятное» гармонично объединить фактический или теоретический материал, заставить функционировать разные уровни познавательной деятельности учащихся.

 

В результате использования игры при изучении нового материала на основе активизации познавательной деятельности, задание может быть адресовано на выполнение одной из логических операций (выделение главного, сравнения).

 

Достоинства игровых уроков состоят в следующем:

 

игра мотивирует, активизирует познавательный процесс школьника - внимание, восприятие, мышление, воображение;

 

игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;

 

повышается подлинный интерес к предмету;

 

игры позволяют развивать специальные способности учащихся занятием историей, историческую память учащихся (факты , явления, представления, способность к мыслительной реконструкции, способность к историческому сопереживанию.

 

 

2. Дидактические игры на  закрепление , повторение и обобщение исторического материала

При закреплении, повторении и обобщении исторического материала на уроках могут быть применены игры. На разных этапах урока могут быть применены игры с правилами, ролевые и комплексные.

 

Игры в которых на основе создания условной игровой ситуации устанавливается взаимосвязь терминов, названий, имен, дат, фактов, вопросов, являются словесно - логические игры. Школьников привлекает не только возможность выиграть, но занимателен и сам процесс отгадывания, проявления сообразительности, смекалки, быстроты реакции. Например «Исторических снежный ком». В игре могут участвовать несколько учеников или весь класс. Задается тема. Первый участник называет имя исторического деятеля относящегося к этой теме, следующий участник должен повторить сказанное и добавить по теме свое и т. д. Побеждает тот кто скажет все цепочку правильно. Игра позволяет в увлекательной форме запомнить сложные для усвоения термины, имена и т. д.

 

Игра «По одному слову» - предполагает составить рассказ по пройденной теме всем классом. При этом каждый участник игры может сказать только одно слову. Один ученик записывает рассказ, анализируя его. Эту игру лучше проводить по группам. Затем определяется лучший рассказ из групп. В этой игре развивается оперативность мышления, памяти, умение слышать другого человека.

 

При закреплении можно повести игру «Три или два направления» (в зависимости от количества рядов в классе). Участники делятся по рядам для итогового повторения курса, например «История древнего мира» Египет, Греция , Рим. Учитель произносит слова относящиеся к истории одной из стран, ряд сигнализирует карточками, если это относится к нему.

 

Варианты игры: представители разных областей культуры.

 

«Определи место жительства» - эта игра проводится в классе при закреплении или обобщении материала. Необходимо представить, что в руки учащихся попали рассказа людей живущие в разных городах, странах. Им необходимо определить:

 

О каком народе идет речь;

 

Жители какой страны это говорят;

 

В каком городе это происходит.

 

Вопросы могут быть разные в зависимости от материала.

 

При повторении темы искусства можно предложить игру « Восстанови изображение». Нужно из кусочков собрать изображение или картину. Эта игра развивает память, мышление, способность к запоминанию.

 

В ролевых играх участники творчески воспроизводят социальные отношения или материальные объекты на основе своих жизненных или художественных впечатлений. Игры носят творческий характер. Именно новая позиция, в которую становится ребенок, создает привлекательность ролевой игры и обеспечивает огромную побудительную силу деятельности ребенка. На этой основе происходит изменение эмоционального состояния, приобретение новых знаний, развитие умений и навыков и умений игровой деятельности. Однако ролевые игры имеют количественные ограничения (не более 2 -3 игр в течении года, т. к. они требуют серьезной подготовки.

 

Игра « Музей» предполагает деление класса на несколько групп, которые получают задание по теме. Например Россия в XIV - XVI г. Каждая группа должна организовать музей по темам.

 

Музей Ивана Грозного.

 

Поход Ермака в Сибирь

 

Введение патриаршества в России.

 

Первый Земский собор.

 

Текст экскурсии должен быть исторически верен, хотя экспонаты не могут быть оригиналами.

 

Данная игра позволяет творчески перерабатывать полученную традиционными способами историческую информацию.

 

«Беседа с историческим героем» - игра позволяющая инсценировать разговор с историческим героем.

 

Учащийся, который играет героя собирает максимум информаций о том человеке , которого придется играть, а «корреспонденты» должны заранее подготовить интересные вопросы.

Информация о работе Дидактическая игра на уроках истории