Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 19:23, контрольная работа
В современной ситуации необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.
Современные воспитательные концепции отличаются стремлением опираться на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют:
. Идеи гуманизации;
. Осуществление воспитания в контексте культуры;
. Создания открытых воспитательных систем;
. Возврата воспитания в семью;
1. Введение………………………………………………………………… 3
2. Основы формирования культуры личности. Основные подходы у воспитанию личности школьника…………………………………..…
4
Педагогические системы педагогов – новаторов………………….….
Педагоги-новаторы и их концепции…………………………………..
Бондаревская Е.В……………………………………………………….
Газман О.С………………………………………………………………
Таланчук Н.М…………………………………………………………...
Воспитательные подходы……………………………………………… 6
7
9
11
12
13
3.
4. Заключение……………………………………………………………...
Литература…………………………………………………………….... 18
20
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
по дисциплине
ПЕДАГОГИКА
Тема:
ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА К.Д. УШИНСКОГО
для специальности
040101 Социальная работа
(повышенный уровень СПО)
заочная форма обучения
(ФИО студента)
Курс 2
Екатеринбург
2010
Оглавление
1. |
Введение………………………………………………………… |
3 |
2. |
Основы формирования культуры личности. Основные подходы у воспитанию личности школьника…………………………………..… |
4 |
Педагогические системы педагогов – новаторов………………….…. Педагоги-новаторы и их концепции………………………………….. Бондаревская Е.В………………………………………………………. Газман О.С……………………………………………………………… Таланчук Н.М…………………………………………………………... Воспитательные подходы……………………………………………… |
6 7 9 11 12 13 | |
3. 4. |
Заключение…………………………………………………… Литература…………………………………………………… |
18 20 |
Введение.
В современной ситуации необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.
Современные
воспитательные концепции
. Идеи гуманизации;
. Осуществление воспитания в контексте культуры;
. Создания открытых
. Возврата воспитания в семью;
. Поддержки и развития индивидуальности;
. Альтернативности и гибкости методов и организационных форм воспитания.
В психолого-педагогической науке ведется разработка проблем развития
культуры личности, что подчеркивает ее теоретическую и практическую необходимость для реального учебно-воспитательного процесса.
Гуманистическая школа осуществляет решительный поворот к личности учащегося, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчужденные от данного индивида абстрактные планы и программы. Такая школа уважает личное достоинство каждого ученика, его индивидуальные жизненные цели, запросы и интересы, создает благоприятные условия для его самоопределения в развитии. Педагоги в такой школе ориентируются не только на подготовку воспитанника к будущей жизни, но на обеспечения полноценного проживания каждого возрастного этапа: детства, отрочества и юности – в соответствии с психическими особенностями развивающейся личности.
Основы формирования культуры личности.
Новые подходы к воспитанию личности школьника.
Несколько лет назад была иллюзия: быстрая демократизация страны также приведет нас к высокому экономическому и культурному уровню, который достигнут в большинстве цивилизованных стран и в образовании, и в воспитании в том числе.
«Культура и богатство страны могут быть изменены простым критерием:
в какой мере семья занимается воспитанием своих детей. Так, в Америке,
Франции, Германии, в других развитых странах функции воспитания берет на себя семья. Она отвечает за ребенка перед законом и перед требованиями общественной морали, а школа решает те же проблемы лишь в учебном процессе и не несет ответственности за поведение школьников на улице».
Жизнь показывает, что пройдет немало времени, пока в нашей стране
ситуация в семье и в школе изменится кардинально.
Конечно, на уроке каждый учитель может сделать многое для пробуждения высоких духовных стремлений ребенка, дать примеры нравственного суждения, доброты и милосердия. И если бы семья, окружающая социальная действительность подтверждали переживаемое на уроках, о опыт общения с миром взрослых закреплял лучшие человеческие качества, то, пожалуй, этого было бы вполне достаточно для школьного воспитания.
«Однако нравственное состояние внешкольной среды, размывание
моральных принципов в обществе, возникшее на зыбком фундаменте
экономической разрухи, не могут дать необходимого питания для духовного здоровья человека. Свободный рынок приходит к нам с такими нравственными рецидивами, как стяжательство, воровство, взяточничество, организованная преступность. Под прикрытием деловитости предпринимательства зачастую понимается престиж крайнего эгоизма, оправдывается законность достижения целей любыми путями, возникает опасность уважения не честности, справедливости, а преклонения перед богатством, властью денег, «красивой жизнью», независимо от того, какой ценой это достигнуто. Так называемый переходный период уже дал нашим детям возможность познакомиться с полу порнографическим «искусством», нацелил на выбор сексуальной распущенности. В то время, когда стираются границы между добром и злом, между нравственным и безнравственным, взрослое общество, сознающее свою ответственность перед подрастающим поколением, не может оставить его без поддержки и помощи в трудный период самоопределения».
И учителя, и родители, и любой зрелый человек должен брать на себя задачу духовного наставничества. Тем более эту задачу должен решать
профессионал – учитель, воспитатель, классный руководитель.
«Цели, как известно, бывают ближние и дальние. Можем ли мы говорить о всестороннем развитии как о самой близкой перспективе? Есть ли такие возможности у общества сейчас? Возможностей, чтобы каждый без исключения мог максимально развивать свои умственные и художественные способности, технические таланты, действительно овладеть физической и духовной культурой (а не просто познакомиться с ней), трудиться в той области, которая наиболее благоприятна для расцвета его личности и раскрытия творческого потенциала, - их пока нет».
Заявляя
всестороннее развитие
некоторые теоретики имели в виду лишь создание материальных условий для занятий детей той или иной деятельностью.
Нельзя не учесть и такой субъективный фактор, как желание и готовность самих учащихся развивать свои дарования и способности. Этот фактор формируется, конечно, в сумме результатов школьного и семейного воспитания. Но в первую очередь он является результатом воздействия общественной культуры. Она же, как известно, развивается десятилетиями, если не веками.
Поскольку, все сказанное выше показывает, что разработка темы в нашей
стране началась не так давно, то и серьезных исследований в отечественной
психолого-педагогической литературе по данной проблеме не так много, а зарубежные исследования, к сожалению, так малодоступны.
Педагогические системы педагогов-новаторов
Василий Александрович Сухомлинский (1918 – 1970) – выдающийся педагог-исследователь. Он посвятил свою жизнь детям и раздумьям об их воспитании. Результатом его педагогического творчества стали книги: «Воспитание коллективизма у учеников» (1956), «Воспитание коммунистического отношения к труду (1959), «Духовный мир школьника» (1961), «Сердце отдаю детям» (1969), «Павлышская средняя школа» (1969), «Рождение гражданина» (1971) и др.
Основные идеи В. А. Сухомлинского:
Краткая характеристика современных систем педагогов-новаторов:
Педагоги-новаторы и их концепции.
В настоящее время существуют несколько подходов к воспитанию:
1. Воспитание основывается на
общечеловеческих ценностях (В.А.
Караковский - один из основателей
этой программы). В воспитании выделить
вечные ценности: Земля - общий
дом всего живого, семья -
воспитывает свое поколение, отечество
- уникальная родина каждого человека
(изучение истории отечества, края,
быта...), физического/умственного/
2. Демократический, гуманистический характер воспитания: идея взаимодействие полагает взаимопонимание, взаимоуважение, учитель должен идти от личности ребенка (советоваться, уважать права детей, их интересы, ученик - субъект воспитания), идея эмоционального стимулирования в процессе деятельности (знания, усвоенные без радости - плохо).
3. Культуроведческий подход рассматривает воспитание как процесс овладения культурой. Культура - наивысший уровень возможностей личности. Показатели культуры: широта кругозора, умение пользоваться знаниями, уровень сформированности мировоззрения. Мир цивилизованного человека - мир культуры, передача детям культуры прошлых поколений. Творческая активность человека. В школьном возрасте школьнику надо овладеть базовой культурой - гармония культуры знаний, культуры творческих действий, культуры чувств. Культура знаний: умение усваивать знания, умение работать с материалом, применять знания. Культура творческих действий: создавать новое на базе полученных знаний. Культура чувств и общений: адекватная реакция на что-то, умение выражать радость, умение вести себя, как выразить свои чувства, умение общаться без конфликтов. Содержание воспитания связано с содержанием культуры.
Интересные подходы, которые более всего отвечают возможностям
обновления воспитательной деятельности в нашей стране представлены в концепциях Бондаревской Е.В., Газмана О.С., Таланчук Н.М. Рассмотрим их.
Бондаревская Е.В.
«Бондаревская Е.В. (Ростов-на-Дону) выдвигает общую цель: воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. В концепции для реализации цели определены содержательные базовые компоненты, которые включают:
- Интернализацию детьми универсальных общечеловеческих ценностей, сохранение совокупного духовного опыта человечества: диалог между различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности; свобода и ответственность;