Дидактическая система К.Д. Ушинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 19:23, контрольная работа

Описание работы

В современной ситуации необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.
Современные воспитательные концепции отличаются стремлением опираться на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют:
. Идеи гуманизации;
. Осуществление воспитания в контексте культуры;
. Создания открытых воспитательных систем;
. Возврата воспитания в семью;

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………… 3
2. Основы формирования культуры личности. Основные подходы у воспитанию личности школьника…………………………………..…
4
Педагогические системы педагогов – новаторов………………….….
Педагоги-новаторы и их концепции…………………………………..
Бондаревская Е.В……………………………………………………….
Газман О.С………………………………………………………………
Таланчук Н.М…………………………………………………………...
Воспитательные подходы……………………………………………… 6
7
9
11
12
13
3.
4. Заключение……………………………………………………………...
Литература…………………………………………………………….... 18
20

Файлы: 1 файл

Педагоги - новаторы.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ


 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

 

по дисциплине

ПЕДАГОГИКА

 

Тема:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА К.Д. УШИНСКОГО

 

для специальности

040101 Социальная работа

(повышенный уровень  СПО)

 

заочная форма обучения

 

 

(ФИО студента)

Курс 2

 

 

                 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2010

 

 

Оглавление

 

1.

Введение…………………………………………………………………

3

2.

Основы формирования культуры личности. Основные подходы у воспитанию личности школьника…………………………………..…

 

4

 

Педагогические системы педагогов – новаторов………………….….

Педагоги-новаторы и их концепции…………………………………..

Бондаревская Е.В……………………………………………………….

Газман О.С………………………………………………………………

Таланчук Н.М…………………………………………………………...

Воспитательные подходы………………………………………………

6

7

9

11

12

13

3.

4.

Заключение……………………………………………………………...

Литература……………………………………………………………....

18

20


 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

      В современной ситуации  необходим  творческий  поиск  новых  подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.

      Современные  воспитательные концепции отличаются  стремлением  опираться на общечеловеческие ценности и  цивилизованные  формы  жизнедеятельности  во всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют:

. Идеи гуманизации;

. Осуществление воспитания  в контексте культуры;

. Создания открытых воспитательных  систем;

. Возврата воспитания  в семью;

. Поддержки и развития индивидуальности;

. Альтернативности и гибкости методов и организационных форм воспитания.

      В психолого-педагогической  науке ведется разработка  проблем  развития

культуры  личности,  что  подчеркивает  ее  теоретическую   и   практическую необходимость для реального учебно-воспитательного процесса.

      Гуманистическая  школа  осуществляет  решительный  поворот  к  личности   учащегося, он становится  действительно  субъектом  своего  развития,  а  не средством, с помощью которого  педагоги  реализуют  отчужденные  от  данного индивида  абстрактные  планы  и  программы.  Такая  школа   уважает   личное достоинство каждого ученика, его индивидуальные жизненные  цели,  запросы  и интересы, создает благоприятные условия для его самоопределения в  развитии. Педагоги в такой школе ориентируются не только на подготовку воспитанника  к будущей  жизни,  но   на   обеспечения   полноценного   проживания   каждого возрастного  этапа:  детства,  отрочества  и  юности  –  в  соответствии   с психическими особенностями развивающейся личности.

Основы формирования культуры личности.

Новые подходы к воспитанию личности школьника.

   

 Несколько лет назад  была иллюзия: быстрая демократизация  страны  также приведет  нас  к  высокому  экономическому  и  культурному  уровню,  который достигнут  в  большинстве  цивилизованных  стран  и  в  образовании,   и   в воспитании в том числе.

      «Культура  и богатство страны могут быть  изменены простым  критерием:

в какой мере семья занимается  воспитанием  своих  детей.  Так,  в  Америке,

Франции, Германии, в других развитых странах  функции  воспитания  берет  на себя семья. Она отвечает за  ребенка  перед  законом  и  перед  требованиями общественной морали, а школа решает те же проблемы лишь в  учебном  процессе и не несет ответственности за поведение школьников на улице».

      Жизнь показывает, что пройдет немало  времени,  пока  в  нашей  стране

ситуация в семье и в школе изменится кардинально.

      Конечно, на  уроке каждый учитель может  сделать многое для  пробуждения высоких духовных стремлений ребенка, дать  примеры  нравственного  суждения, доброты   и   милосердия.   И   если   бы   семья,   окружающая   социальная действительность подтверждали переживаемое  на  уроках,  о  опыт  общения  с миром взрослых закреплял лучшие человеческие качества,  то,  пожалуй,  этого было бы вполне достаточно для школьного воспитания.

       «Однако  нравственное   состояние   внешкольной   среды,   размывание

моральных   принципов   в   обществе,   возникшее   на   зыбком   фундаменте

экономической разрухи, не могут  дать  необходимого  питания  для  духовного здоровья человека. Свободный рынок приходит к  нам  с  такими  нравственными рецидивами, как  стяжательство,  воровство,  взяточничество,  организованная преступность.  Под  прикрытием  деловитости   предпринимательства   зачастую понимается престиж крайнего  эгоизма,  оправдывается  законность  достижения целей  любыми   путями,   возникает   опасность   уважения   не   честности, справедливости, а преклонения перед  богатством,  властью  денег,  «красивой жизнью», независимо от того, какой  ценой  это  достигнуто.  Так  называемый переходный период уже дал  нашим  детям  возможность  познакомиться  с  полу порнографическим «искусством», нацелил на выбор  сексуальной  распущенности. В то время, когда стираются границы между добром и злом, между  нравственным и безнравственным, взрослое общество, сознающее свою  ответственность  перед подрастающим поколением, не может оставить его  без  поддержки  и  помощи  в трудный период самоопределения».

      И учителя, и родители, и любой зрелый  человек  должен  брать  на  себя задачу  духовного  наставничества.  Тем  более  эту  задачу  должен   решать

профессионал – учитель, воспитатель, классный руководитель.

      «Цели, как  известно, бывают ближние и дальние. Можем ли мы говорить  о всестороннем развитии  как  о  самой  близкой  перспективе?  Есть  ли  такие возможности у общества сейчас? Возможностей,  чтобы  каждый  без  исключения мог максимально развивать  свои  умственные  и  художественные  способности, технические таланты, действительно овладеть физической и духовной  культурой (а не  просто  познакомиться  с  ней),  трудиться  в  той  области,  которая наиболее благоприятна для расцвета  его  личности  и  раскрытия  творческого потенциала, - их пока нет».

      Заявляя  всестороннее развитие личности  в  качестве  цели  воспитания,

некоторые теоретики имели в виду  лишь  создание  материальных  условий  для занятий детей той или иной деятельностью.

       Нельзя  не  учесть  и  такой  субъективный  фактор,  как  желание   и готовность самих учащихся  развивать  свои  дарования  и  способности.  Этот фактор формируется, конечно,  в  сумме  результатов  школьного  и  семейного воспитания.  Но  в  первую  очередь  он  является  результатом   воздействия общественной культуры. Она  же,  как  известно,  развивается  десятилетиями, если не веками.

      Поскольку, все сказанное выше показывает, что разработка темы в  нашей

стране началась не так давно, то и серьезных  исследований  в  отечественной

психолого-педагогической литературе по  данной  проблеме  не  так  много,  а зарубежные исследования, к сожалению, так малодоступны.

 

Педагогические системы педагогов-новаторов

 

Василий Александрович Сухомлинский (1918 – 1970) – выдающийся педагог-исследователь. Он посвятил свою жизнь детям и раздумьям об их воспитании. Результатом его педагогического творчества стали книги: «Воспитание коллективизма у учеников» (1956), «Воспитание коммунистического отношения к труду (1959), «Духовный мир школьника» (1961), «Сердце отдаю детям» (1969), «Павлышская средняя школа» (1969), «Рождение гражданина» (1971) и др.

Основные идеи В. А. Сухомлинского:

    • детский коллектив – сообщество детей, в котором есть идейная, интеллектуальная, эмоциональная и организаторская общность: «коллективная духовная жизнь», «интеллектуальный фон класса»;
    • традиции, фольклор, природа оказывает важное воспитательное воздействие на ребенка;
    • основное внимание должно уделяться воспитанию гражданственности;
    • успех работы воспитателя, направленной на гармоничное развитие детей, возможен только при глубоком знании духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка.

Краткая характеристика современных систем педагогов-новаторов:

    • педагогика сотрудничества – основывается на воспитательном подходе к обучению: судить о ребенке следует не по знаниям, а по его отношению к труду, к людям, нравственным ценностям и качествам;
    • система В. Ф. Шаталова – учебный материал объясняется максимально четко, логично, с использованием блок-схем, которые отражают логические связи учебного материала; ученики отвечают, опираясь на блок-схему, которую держат в уме; дома первоначально решаются те же задачи, что и на уроке, - в результате даже «слабые», но желающие учиться школьники могут добиться успеха; оценивание знаний производится после усвоения темы каждым учеником;
    • система Е. И. Ильина – уроки литературы – уроки человековедения, средство глубокого творческого восприятия литературы и как учебного предмета, и как учебника жизни; ключ к изучению литературного произведения – художественная деталь в тексте;
    • система С. И. Лысенковой – изучение нового материала «крупными блоками», идея опережающего обучения (когда несколько минут на уроке уделяются знакомству с новыми понятиями, которые будут изучаться в скором времени);
    • система Ш. Амонашвили – идея «гуманной педагогики», которая в состоянии «приобщить ребенка к процессу изучения самого себя»; идея педагогического сотрудничества в системе «учитель – ученик»;
    • система И. П. Волкова – использование различных видов деятельности для развития склонностей и способностей учащихся; идея «свободной мастерской», где каждый может выбрать дело по душе, при этом нет ограничения инициативы школьника; творческая реализация принципа: «Научился сам – научи товарища».

 

Педагоги-новаторы и их концепции.

 

     В настоящее время существуют несколько подходов к воспитанию:

1. Воспитание основывается на общечеловеческих ценностях  (В.А.  Караковский  - один из основателей этой программы). В воспитании выделить вечные  ценности: Земля -  общий  дом  всего  живого,  семья  -  воспитывает  свое  поколение, отечество - уникальная родина каждого человека (изучение истории  отечества, края, быта...), физического/умственного/душевного  труда,  ценность  знаний, ценность культуры (духовной жизни,  прекрасного),  ценность  мира,  ценность человека - все в мире направлено на человека.

2. Демократический, гуманистический характер  воспитания:  идея  взаимодействие полагает взаимопонимание, взаимоуважение, учитель должен  идти  от  личности ребенка (советоваться, уважать права детей, их интересы,  ученик  -  субъект воспитания), идея  эмоционального  стимулирования  в  процессе  деятельности (знания, усвоенные без радости - плохо).

3. Культуроведческий подход  рассматривает  воспитание  как  процесс  овладения культурой. Культура - наивысший уровень  возможностей  личности.  Показатели культуры:  широта   кругозора,   умение   пользоваться   знаниями,   уровень сформированности  мировоззрения.  Мир   цивилизованного   человека   -   мир культуры, передача детям культуры прошлых поколений. Творческая  активность человека. В школьном возрасте школьнику надо овладеть  базовой  культурой  - гармония культуры знаний, культуры  творческих  действий,  культуры  чувств. Культура знаний: умение усваивать  знания,  умение  работать с  материалом, применять знания. Культура творческих  действий:  создавать  новое  на  базе полученных знаний. Культура чувств и общений: адекватная реакция на  что-то, умение выражать радость, умение  вести  себя,  как  выразить  свои  чувства, умение общаться без конфликтов. Содержание воспитания связано с  содержанием культуры.

       Интересные  подходы,  которые  более  всего   отвечают   возможностям

обновления  воспитательной  деятельности  в  нашей  стране  представлены   в концепциях Бондаревской Е.В., Газмана О.С., Таланчук Н.М. Рассмотрим их.

 

 

 

 

Бондаревская Е.В.

 

      «Бондаревская  Е.В. (Ростов-на-Дону) выдвигает общую  цель:  воспитание как  возрождение  человека  культуры  и  нравственности.  В  концепции   для реализации  цели  определены  содержательные  базовые  компоненты,   которые включают:

 -   Интернализацию   детьми   универсальных   общечеловеческих   ценностей,    сохранение  совокупного  духовного  опыта  человечества:   диалог   между    различными  культурами  и  народами;  уважение  к   человеческой   жизни,    осознание ее неприкосновенности; свобода и ответственность;

Информация о работе Дидактическая система К.Д. Ушинского