Дидактическая система К.Д. Ушинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 19:23, контрольная работа

Описание работы

В современной ситуации необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.
Современные воспитательные концепции отличаются стремлением опираться на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют:
. Идеи гуманизации;
. Осуществление воспитания в контексте культуры;
. Создания открытых воспитательных систем;
. Возврата воспитания в семью;

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………… 3
2. Основы формирования культуры личности. Основные подходы у воспитанию личности школьника…………………………………..…
4
Педагогические системы педагогов – новаторов………………….….
Педагоги-новаторы и их концепции…………………………………..
Бондаревская Е.В……………………………………………………….
Газман О.С………………………………………………………………
Таланчук Н.М…………………………………………………………...
Воспитательные подходы……………………………………………… 6
7
9
11
12
13
3.
4. Заключение……………………………………………………………...
Литература…………………………………………………………….... 18
20

Файлы: 1 файл

Педагоги - новаторы.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

- гуманное  отношение  к  людям,  в  том  числе  и  к  самому   себе, умение ненасильственными  путями   разрешать   межличностные   и   внутриличностные конфликты, развитие способности к принятию и пониманию другого человека.

2. Задачи,  связанные  с   гуманизацией   процесса   обучения   и   воспитания,

взаимодействие взрослых и детей:

- гуманизация  существующих  форм  и  методов  работы  в  учебных   заведениях различного уровня системы взаимоотношений взрослых и детей;

- разработка и внедрение новых форм  и  методов  педагогической  деятельности, построенных на основе идей ненасилия;

- реформирование подготовки будущих педагогов в средних специальных  и  высших учебных  заведениях,  формирование  у  них  таких   личностных   свойств   и специальных умений, которые позволили бы им в дальнейшем  воспитывать  детей в духе ненасилия и работать самим  без  использования  принуждения.

      Особого  внимания заслуживает вторая  группа  задач.  Нельзя  у  ребенка

сформулировать  ненасильственное  отношение  к  другим  людям,   если   сама педагогика в своей основе продолжает оставаться  на  авторитарных позициях. Поэтому важно, чтобы был гуманизирован сам  учебно - воспитательный  процесс, начиная с дошкольных учреждений и кончая высшей школой.

      «Гуманизация  –  это  переориентация  с  учебно-дисциплинарной  модели

педагогического взаимодействия на личностно - ориентированную модель.  У  нас же даже в  дошкольных  учреждениях,  как  показали  исследования  одного  из участников VIII международной конференции «Воспитание  свободой  независимой личности»,  до  35%  воспитателей  ориентированы  на   учебно-дисциплинарную модель, и лишь 16% - на личностную модель взаимодействия».

      С  теоретической  точки  зрения  перспективы  педагогики  ненасилия  в

серьезном  и  глубоком  изучении  философских,   религиозных,   эстетических аспектов ненасилия, в разработке, в конечном  итоге,  развернутой  концепции ненасилия.

      В практическом  отношении необходимость  вести  разработку  комплексных программ по воспитанию и обучению в  духе  ненасилия,  а  также  специальных программ по подготовке других учителей к  этой  работе,  обеспечив  их  всем необходимыми методическими материалами.

       Интересен  подход:  показать  развитие  личности  ребенка  в  системе

культуры.  Такой  подход  в  дипломной  работе  представлен  исследователями М.Мид, Н.В.Крыловой, Т.Савицкой, Г.Батуриной, Мещеряковой и других.

      Тому, что  же такое культура поведения  в обществе  и  как  сформировать

те  или  иные   ее   компоненты,   называемые   нами   базовыми,   посвящены

исследования, которые мы тоже не обошли вниманием. К  ним  относятся  работы З.А.Барышниковой, Л.Л.Романовой,  Г.Батуриной,  Т.Кузиной,  Г.И.Железовской, И.С.Левшиной, М.И.Мещеряковой, Л.А.Николаевой, О.С.Богдановой,  Р.Г.Гуровой, Е.И.Шимбаревой и других.

 

 

 

Заключение

 

      Поиск путей  повышения качества  высшего  педагогического  образования, способов  интеграции  действующей  системы  в  мировой  педагогический  опыт привел   высшую   педагогическую   школу   к   необходимости   перехода    к многоуровневой  системе  образования.  Отличие  её  от  действующей  состоит прежде всего в  восстановлении  человекообразующих  и  культуросозидательных функций   педагогического   образования,    что    предполагает    приоритет образовательных  программ  над  профессиональными,  отказ  от  традиционного предметоцентризма, определение культурного  ядра  знаний,  создание  условий для творческой самореализации личности.

      Целостный  подход к решению этих  и  других  проблем,  возникающих  при переходе к многоуровневой системе, предполагает разработку  новой  философии педагогического  образования,  в  основе  которой   предположительно   лежит целостный  образ  человека  -   выпускника   педагогического   университета, интегрированного в культуру и способного  к  культуросообразному  устройству жизни собственной и своих учеников, характерными чертами  которого  являются свободомыслие, духовность, гуманность, креативность, адаптивность и др.

      «Культура  личности –  это  комплекс  характеристик  (знаний,  качеств,

привычек,   способов   достижения   задуманного,   ценностных    ориентаций, творческих  успехов),  который  позволяет  личности  жить   в   гармонии   с общечеловеческой   национальной   культурой,   развивать   и   общество,   и индивидуальное своеобразие своей личности.

      Каждая  эпоха, каждый  этап  развития  общества  вносят  свои  акценты,

новое содержание в культуру личности.  Так,  за  долгие  годы  существования социализма наша педагогика  стремилась  сформировать  всесторонне  развитую, гармоническую личность. Возможно ли это? Мы не спорим с тем, что это  идеал, к которому нужно стремиться,  высшая  цель  воспитания,  но  на  наш  взгляд сформировать, или, точнее,  помочь  формированию  гармонической  личности  – можно, а вот  сформировать  всесторонне  гармонически  развитую  личность  –нельзя. Это просто невозможно, это химерическая идея.

      Куда более  важнее сформировать у человека  адекватное отношение к  себе как  социальной  и  биологической  индивидуальности,  к  жизни  как   высшей ценности.

      В связи  с этим и должен вырабатываться  базовый  минимум,  под  которым понимается внешние и внутренние общекультурные предпосылки, необходимые  для здорового неантагонического существования человека и окружающей  его  среды, условия их гармоничного развития.

       Самоопределение  предполагает  и  самостоятельность,  и   позиционную

определенность, и программу действий для ее воплощения.  Основным  условием, обеспечивающим действие этого механизма. Его  базой  является  наличие  сфер самоопределения, выступающих обычно содержанием формирования  мировоззрения. Таких сфер четыре – человек,  общество,  природа,  интегрированные  продукты человеческой деятельности. Воспитание должно обеспечивать гармонию  человека с самим собой через определение им гармонии  с  другими  людьми,  обществом, природой, человеческой деятельностью. Именно достижение  гармонии  -  такова веками вырабатываемая суть псих, нравственного здоровья человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Акимов  М.К.,  Козлова  В.Т.  Индивидуальность  учащегося  и  индивидуальный подход. М., 1992.

2. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа пе6дагогического  процесса.  М.Н., Университетское,1990.

3.   Ангеловски  К.           Учителя            и            инновации.

4. Батурина Г., Кузина  Т.  Традиционная  культура  воспитания  в  национальной школе. Педагогика,1995

5. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. О субъективных факторах творческой  деятельности человека. Педагогика, 1995.

6. Бондаревская   Е.В.   Ценностыне   основания   личностно    ориентированного воспитания. Педагогика, 1995.

7. Борисенков В.П., Краевский В.В.,  Кутьев  В.О.,  Турбовский  Я.С.  Философия образования. Педагогика,1995.

8, Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности.  Базовая  культура личности:  теоретические  и  методологические  проблемы.  Сб.науч.  тр.  Под ред.Газманова     О.С.     М.,      Изд.АПН      СССР,      1989,      9.  Железовская  Г.И.  Формирование  интеллектуальной  педагогической  культуры. Педагогика, 1995.

10 Маралов      В.Г.,      Ситаров      В.А.,       Педагогика       ненасилия.

11.  Стрельницкая Л.П. Образование и идеология. Педагогика,1995.

12. Столяренко Л.Д. Педагогика. Учебник для студентов колледжей. Ростов н/Д: Феникс, 2000.

 


 



Информация о работе Дидактическая система К.Д. Ушинского