Дидактическая система К.Д. Ушинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 19:23, контрольная работа

Описание работы

В современной ситуации необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.
Современные воспитательные концепции отличаются стремлением опираться на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют:
. Идеи гуманизации;
. Осуществление воспитания в контексте культуры;
. Создания открытых воспитательных систем;
. Возврата воспитания в семью;

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………… 3
2. Основы формирования культуры личности. Основные подходы у воспитанию личности школьника…………………………………..…
4
Педагогические системы педагогов – новаторов………………….….
Педагоги-новаторы и их концепции…………………………………..
Бондаревская Е.В……………………………………………………….
Газман О.С………………………………………………………………
Таланчук Н.М…………………………………………………………...
Воспитательные подходы……………………………………………… 6
7
9
11
12
13
3.
4. Заключение……………………………………………………………...
Литература…………………………………………………………….... 18
20

Файлы: 1 файл

Педагоги - новаторы.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

- Овладение  детьми  основными  сферами   жизнедеятельности   современного    человека,   гуманизирующими   личность   и   отношения   между    людьми;    художественное и техническое  творчество;  забота  о  здоровье  и  жилье;    охрана природы  и  среды  обитания;  общение  с  родителями  и  друзьями;    совместные экскурсии и путешествия; оказание помощи младшим и  старшим  и    другое;

 -  Освоение  материальных   и   духовных   ценностей   общечеловеческой   и

национальной культуры: научных, художественных, технических  нравственных    и воспроизводство в творческих видах деятельности;

-  Формирование опыта гражданского поведения: участие в  гражданских  делах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека, противодействие   аморальным явлениям и другое;

 - Накопление опыта эмоционально-насыщенных  ситуаций  гуманного  поведения:    организация  детьми  актов  милосердия,  проявление  заботы  о   близких,    уважение прав и достоинства других людей и другое;

-  Овладение детьми ситуациями реальной ответственности,  самостоятельности: принятия решений, свободный выбор поступков  и  ответственности  за  них, выбор способов саморегуляции поведения во всех сферах  жизнедеятельности, овладение способами самовоспитания и  совершенствования  и  другое».

       Реализация  базового  содержания  воспитания  опирается  на  принципы гуманизации   и   теснейшим   образом   связана   с   гуманитаризацией       образования.

       Важнейшими  принципами  реформирования  педагогического   образования должны быть:  обращенность  к  общечеловеческим  ценностям,  обращенность  к педагогической  культуре,  обращенность  к  детям,  школе,  обращенность   к индивидуальности, творческому потенциалу учащегося.

1. Обращенность   к    общечеловеческим    ценностям    означает    возвращение педагогического   образования   в   лоно    культуры,    его    гуманизацию, гуманитаризацию,  создание  экологически  чистой   культурно-образовательной среды,  отношение  к  учащемуся,   как   свободному   суверенному   субъекту подготовки, ответственность  школы  за  качество  его  подготовки.  Основное содержание подготовки должна составлять отечественная  и  мировая  культура. Вуз и школа должны иметь единое образовательное пространство.

2. Овладение учащимися базовыми  основами  культуры  -  фундаментальная  задача общепедагогической подготовки.  Культура  рассматривается  как  динамическая система  общечеловеческих  ценностей,  творческих  способов  деятельности  и личностных достижений людей. Поэтому основные задачи становления и  развития личности, как человека культуры состоят в том, чтобы ввести учащегося в  мир культурных  и  общечеловеческих  ценностей,  оказать  помощь   в   овладении базовыми основами культуры  и  развитии  субъектных  свойств  личности,  как человека культуры.

В качестве основных ценностей определяющих ориентации выделены:

    .  человеческие:  социальная  защита  личности,  помощь,  поддержка  его

      индивидуальности, творческого потенциала;

    . духовные:  совокупный  опыт  человечества,  отраженный  в  философских теориях и способах мышления;

    . практические: способы  практической деятельности, проверенные  практикой  образовательно-воспитательной системы;

    .  личностные:   способности,   индивидуальные   особенности   личности, собственного жизнетворчества.

        Интренализация этих ценностей составляет мировую культуру.

        Базовые компоненты культуры: гуманистическая позиция и личностные  качества; философские теории и  творческое  мышление;  опыт  творческой  деятельности, обоснование собственной деятельности как системы  (дидактической);  культура поведения, способы саморазвития и саморегуляция личности.

     Система дисциплин и  уровни  подготовки.  С  учетом  необходимости  усвоения учащимися   обозначенных   компонентов   культуры   определена    адекватная номенклатура дисциплин: основы культуры; деятельность и общение.

 

Газман О.С.

 

       Другой,  интересный, на  наш  взгляд  подход,  изложен  в  концепции

руководителя авторского коллектива Газмана О.С.

      «Выдвинутая  цель – обеспечить каждому  школьнику базовое образование  и культуру  как  основу  для  жизненного  самоопределения.   Основные   задачи педагогической работы направлены  на  формирование  способности  личности  к культурной  самореализации,  самоорганизации  и  самореабилитации.  Основные направления воспитательной деятельности отражены в целевых программах.

«Здоровье»;«Учение»; «Общение»; «Досуг»; «Семья».

      При этом  реализация  программ  происходит  с  обеспечением  процессов

самоопределения, самореализации, самоорганизации, самореабилитации,  которые выступают  важнейшими  компонентами  саморазвития  личности   и   становятся основными направлениями педагогической работы».

Таланчук Н.М.

 

      «Много  интересных идей несет в себе  оригинальная  системно-социальная концепция школьного воспитания (автор Таланчук Н. М.).  В  основу  концепции положен системно-ролевой  подход  к  формированию  личности.  Отсюда  задачи воспитания  в  интегрированном  виде  сводятся  к  подготовке  подрастающего поколения  к  выполнению  семейных,  профессионально-трудовых,  гражданских, геосоциальных и интерсоциальных и само регулятивных ролей.

      Система ролей включает в себя:

в  сфере  «Семья»  –  сыновне-дочернюю,  супружескую,  отцовскую,  отцовско-материнскую; выдвигает задачи воспитания  и  самовоспитания  –  формирование супружеской,  педагогической  культуры,   формирование   чувства   долга   и ответственности перед родителями;

в  коллективе  –  профессионально-трудовой,  экономическую,  организаторско - управленческую, коммуникативную и другие задачи  воспитания  –  формирование профессиональных знаний, умений, экономической, коммуникативной  культуры  и организаторских способностей;

в  сфере   «Общества»   –   патриотическую,   национально-интернациональную, политическую, правовую, нравственную и экологическую; задачи  воспитания  – формирование основных компонентов этих культур;

в сфере «Мир» – геосоциальную и интерсоциальную;

в сфере «Я  –  Сфера»  -  субъекта  материальных  и  духовных  потребностей, учения, самовоспитания,  творчества,  психорегулятивную;  задачи  воспитания выражаются в формировании здоровых потребностей,  умении  самообразования  и самовоспитания, развития творческих способностей, умений  ставить  жизненные цели, саморегуляции».

 

Воспитательные подходы

 

      Идеи ненасилия  породили интересные воспитательные  подходы.  Эти  идеи все шире проникают в педагогику.

      Ненасилие  и насилие,  –  этические  понятия,  характеризующие  способы

отношения человека к миру в целом, к  природе  ко  всему  живому,  к  другим людям с позиции добра и зла как  нравственных  категорий,  регулирующих  его жизнедеятельность.

      Насилие, как его обычно определяют, -  форма  принуждения  со  стороны

первой группы людей (одного человека) по отношению к другой  группе  (одному человеку)  с  целью  приобретения  или  сохранения  определенных   выгод   и привилегий, завоевания политического или другого господства.

       Насилие,  как  мы  его  понимаем,  -  это  идеологический,  жизненный

этический принцип, в основе которого лежит признание ценности всего  живого, человека и его существования,  отрицающий  принуждение  как  способ  решения политических,  экономических,  нравственных,  эстетических,   этнических   и межличностных проблем и конфликтов.

       «Выделяют,   по   крайней   мере,   четыре   сферы   функционирования

общественного сознания, где  ненасилие  выступает  в  качестве  центрального момента   мировоззренческой   системы:   религиозно-этическую,   философско-этическую, общественно-политическую и психолого-педагогическую».

      В  философско-этическом  ключе  концепция  ненасилия  анализируется  с

позиции отношения к злу. Здесь наибольшую известность получила  теория  Л.Н. Толстого  «непротивления  злу  насилием».  Суть  ее  состоит  в  том,  чтобы бороться со злом в человеке, одновременно любя его и  ненавидя  его  пороки. Именно любовь выступает у него как  нравственный  критерий.  Чтобы  получить любовь,  необходимо  одно  –  «…  отучить  себя  от  ненависти,   презрения, неуважения, равнодушия ко всякому человеку. А это можно.  Я  сделал  в  этом отношении так мало, а уже как будто получил  вперед  незаслуженную  награду».

      В психолого-педагогическом  плане концепция  ненасилия  реализовывалась и реализуется в теориях гуманистической педагогики и психологии.  Наибольшую известность здесь приобрели взгляды К.Н. Вентцеля, А.Маслоу, К.Рождерса, Ж.- Ж.Руссо, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, Ш. Амонашвилли.

      Концепция  ненасилия в педагогики тесно  связана с  понятием  «свобода».

Понятие  свободы  является  центральным  в  гуманистически   ориентированной педагогики,   однако   понималось   и   понимается   свобода   в   различных педагогических течениях по-разному.

      Свобода  как  обращенность  ребенка  к  собственному  опыту.  Одним  из

основоположников такого подхода  является  Жан-Жак  Руссо.  По  его  мнению, свобода – одно из естественных прав  человека  и никому  не  дано  отбирать этого права. Ребенок должен сам извлекать уроки из естественных  последствий своих поступков, что будет являться стимулом для  возникновения  правильного представления о  том,  как  нужно  вести  себя  в  той  или  иной  ситуации. Следовательно, воспитание – это ненасильственное  воздействия  взрослого,  а средство свободной ориентации ребенка в окружающем мире.

      «Свобода  как  самопроизвольная  деятельность  ребенка.  Такая  позиция

поддерживается  многими  представителями  свободного   воспитания,   которые исходят из посылок приоритета биологических факторов в развитии личности.  В качестве яркого  примера  можно  назвать  М. Монтессори.  Суть  ее  концепции состоит в том, что школа должна  давать  простор  свободным  и  естественным проявлениям личности ребенка. Учитель не должен вмешиваться  в  деятельность ребенка, тем более настаивать на чем-то, заставлять прилагать усилия и  тому подобное. По мнению Монтессори,  все,  что  должно  проявиться,  проявиться, если этому не мешать. Фактически же получается,  что  ребенок  не  свободен, разве  можно  говорить  о  свободе,  когда  признается,  что   все   заранее запрограммировано наследственностью».

      Свобода  как  действие  и  самостоятельное  творчество.  Основы  такого

понимания свободы были заложены Л.Н.Толстым. Он выступает за признание  прав ребенка, вмешательство воспитателя в развитие убеждений и  характера  детей. Основной   акцент   делается   на   естественно   складывающуюся   атмосферу сотрудничества  между  учителем  и  учеником,  которое  полностью  исключает принуждение. В полной мере эти идеи реализованы в концепции К.Н.Вентцеля.  В качестве  основной  цели  воспитания  он  видит   освобождение   ребенка   и представление   ему   всех   положительных   данных   для    развития    его индивидуальности,  его  свободной  личности.  Говоря  об   основном   методе воспитания, К.Н.Вентцель  отмечает,  что  этот  метод  должен  быть  методом освобождения в ребенке творческих сил, методом пробуждения и  поддержания  в нем духа искания, исследования творчества.

      Свобода  как возможность осуществлять  сознательные выборы.  Современные теории гуманистической педагогики и психологии  базируются  на  положении  о свободе как возможности  осуществлять  выборы.  По  мнению  К.Роджерса,  это достигается лишь в том случае, если  человек  приобретает  способность  быть самим собой, прислушивается к себе, принимать себя,  ориентироваться  не  на мнение других, а на собственный опыт, в то же  время  научиться  понимать  и принимать других. Нельзя людям навязывать что-либо, принуждая их делать  то, что кажется кому-то необходимым.

       На  современном  этапе  в  отечественной  теории  и  практики   такое понимание  свободы  можно  найти  у   педагогов-наваторов   (Ш.А.Амонашвили, И.П.Волков, Е.Н.Ильин, С.И.Лысенкова, В.Ф.Шаталов  и  другие).  Практика  их работы  показала,  что  достичь  высоких  результатов  в  сфере  обучения  и воспитания  подрастающего  поколения  можно  только  в  том   случае,   если максимально учитывать интересы  детей,  предоставлять  им  право  свободного выбора, любить их и принимать их такими, какие они есть.

      Таким образом, анализ различных подходов к  проблеме  свободы  показал, что, несмотря на общепризнанность категории  свободы  в  различных  отраслях науки, понимание ее, в  частности,  в  педагогике  достаточно  вариативно  и отражает исходные концепции авторов.

      Какие же  задачи призвана решать педагогика  ненасилия?

      Здесь можно  выделить два взаимосвязанных  блока.

1. Задачи, связанные с воспитанием у  подрастающих  поколений  духа  ненасилия, что включает в свою очередь три направления:

- ненасильственное отношение к природе, ко всему живому;

Информация о работе Дидактическая система К.Д. Ушинского