Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 19:42, контрольная работа
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как мотивировать обучающихся к изучаемому предмету и стимулировать их активность на протяжении всего урока.
Поэтому одна из важнейших задач современной педагогики – поиск новых эффективных методов и приемов обучения, активизирующих мысль школьников, стимулирующих их к самостоятельному приобретению знаний.
Дидактические игры на уроках математики
Ускова Анна Семёновна, учитель математики,
почетный работник народного образования
Ерохина Екатерина Викторовна, учитель математики.
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательного учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 38 II вида»
город Новокузнецк
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как мотивировать обучающихся к изучаемому предмету и стимулировать их активность на протяжении всего урока.
Поэтому одна из важнейших задач современной педагогики – поиск новых эффективных методов и приемов обучения, активизирующих мысль школьников, стимулирующих их к самостоятельному приобретению знаний.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учеников зависит от того, насколько сам учитель увлечён своим предметом и насколько увлекательно он обучает. Нужно, чтобы на уроке каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Особенно важно это в подростковом возрасте, когда еще формируются интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этом возрасте учителю необходимо стремиться раскрыть притягательные стороны математики.
Один из эффективных путей развития у школьников интереса к предмету – организация игровой деятельности.
В практике современной школы редко используются игровые технологии на уроках математики и во внеклассной работе.
В процессе игры замечательный мир детства соединяется с прекрасным миром науки, в который вступают ученики.
В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что казалось трудным, даже недостижимым, на внеклассном занятии, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовлетворение – важные психологические показатели игры.
Игра, учение, труд являются основными видами деятельности человека. Игра готовит ребенка, как к учению, так и к труду, являясь, одновременно, и учением и трудом. Глубоко ошибаются те, кто считает, что игра – лишь забава и развлечение. [7]
Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.
Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о числе или в целом о математическом понятии и его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обучающий характер.
С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактической игры является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет обучающую задачу. Поэтому дидактические игры представляются обучающимся не простой забавой, а интересным, необычным занятием.
На уроках математики игра приобретает особенное значение, как писал Я. И. Перельман, не столько для друзей математики, сколько для ее недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению.
Не всегда победителями игры становятся хорошо успевающие ученики. Часто много терпения и настойчивости проявляют к игре те дети, у которых этого не хватает для систематического приготовления уроков.
Дидактические игры хороши в системе с другими формами обучения, использование которых должно в конечном итоге привести к решению следующих задач:
Использование дидактической игры в системе обучения математике в 5—11 классах является важным средством интенсификации учебной деятельности школьников, осуществления преемственности между начальным и средним образованием. Наиболее существенными для учителей математики являются следующие вопросы:
Роль и место дидактических игр в процессе обучения математики
Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло.
Возьмем, к примеру, известную игру «морской бой». Даже в этой элементарной игре развивается внимание, наблюдательность, сообразительность. В процессе игры дети лучше и быстрее усваивают понятия декартовых координат, убеждаются, что положение точки на плоскости определяется с помощью двух её координат (а не одной или трех).
Ученики 7-ых классов убеждаются в том, что система отсчета для всех игр должна быть одинаковой, так как без этого они просто не смогут играть. Наконец, игра учит быть выдержанным в самые трудные минуты «гибели эскадры», сражаться до конца, до последнего «снаряда» под обстрелом «неприятельских линкоров».
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
Рассмотрим, в чем состоит специфика дидактической игры, ее существенный признак. Во-первых, дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает ее от всякой другой деятельности.
Основными структурными компонентами дидактической игры являются:
В отличие от игр вообще, дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.[4]
Игровой замысел – первый структурный компонент игры выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.
Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение обучающихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей обучающихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.
Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учеников. Дают им возможность продемонстрировать свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи.
Учитель, как руководитель игры, направляет ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует ее ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.
Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения. Сюда также относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы, флажки, которыми награждаются команды-победители.
Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений обучающихся или в усвоении знаний, или в их применении. [1]
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил, дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры, указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности обучающихся, реализовать межпредметные связи.
Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, ее эффективность, приводят к желаемому результату.
Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.
При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра по обязанности теряет свое дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности исчезает самое ценное – её эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует своевременно принять действия, ведущие к изменению обстановки. Этому могут служить эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка отстающих. При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.
Очень важно проводить игру выразительно. Если учитель разговаривает с детьми сухо, равнодушно, монотонно, то дети относятся к учёбе безразлично, начинают отвлекаться. В таких случаях бывает трудно поддерживать их интерес, сохранять желание слушать, смотреть, участвовать в игре. Нередко это и совсем не удается, и тогда дети не получают от игры никакой пользы, она вызывает у детей только утомление. Возникает отрицательное отношение к предмету.
Учитель сам должен в определенной степени включиться в игру, иначе руководство и влияние его будут недостаточно естественными. Умение включаться в игру – тоже один из показателей педагогического мастерства. Интересная игра, доставившая детям удовлетворение, оказывает положительное влияние и проведение последующих игр. При проведении дидактических игр забавность и обучение надо сочетать так, чтобы они не мешали, а, наоборот помогали друг другу. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и их мотивации к изучению математики.
Примеры дидактических игр на уроках математики
После изучения темы «Тождества сокращенного умножения» для закрепления и проверки знаний обучающихся по данному материалу можно предложить игру «Смотри не ошибись».
Для проведения игры необходимо сделать предварительно записи на доске или на экране.
Например:
правила игры
Учитель вызывает поочередно по одному ученику из каждой команды и просит вместо квадратика написать букву или число так, чтобы выполнялось равенство. После окончания этой работы предлагается всем внимательно просмотреть и проверить записи. Далее закрывается вначале правая часть тождества и требуется воспроизвести левую сторону, затем наоборот. Затем игра усложняется: закрываются все записи, и требуется по памяти воспроизвести их. Для воспроизведения одной – двух записей вызывается один ученик. Желательно, чтобы записи выполнялись в той последовательности, в которой они предлагались на доске.
Игру ведет учитель. К доске вызываются ученики поочередно из каждой команды. Выполнивший задание участник игры приносит команде 5 очков, не справившийся с заданием участник лишает команду 3 очков. Результаты соревнований записываются на доске. За нарушение дисциплины снимается 1 очко. Отдельным ученикам в конце игры выставляются оценки в журнал.