Дидактические игры на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 19:42, контрольная работа

Описание работы

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как мотивировать обучающихся к изучаемому предмету и стимулировать их активность на протяжении всего урока.
Поэтому одна из важнейших задач современной педагогики – поиск новых эффективных методов и приемов обучения, активизирующих мысль школьников, стимулирующих их к самостоятельному приобретению знаний.

Файлы: 1 файл

Дидактические игры на уроках математики.doc

— 682.10 Кб (Скачать файл)

При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики:

1. Цель игры. Какие умения и навыки в области математики обучающиеся освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие воспитательные задачи реализуются в процессе игры?

2. Количество участников игры. Каждая игра требует определенного количества игроков.

3. Какие дидактические материалы и пособия потребуются для игры?

4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?

5. На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней в дальнейшем?

6. Как обеспечить участие  всех учеников в игре?

7. Как организовать наблюдение  за детьми, чтобы повысить интерес и активность детей?

8. Какие изменения можно  внести в игру, чтобы повысить  интерес и активность детей?

9.Какие выводы следует  сообщить учащимся в заключение, после игры (лучшие моменты игры, недочеты в игре, результат усвоения математических знаний, оценки отдельным участникам игры, замечания по нарушению дисциплины и др.)?

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Игровые формы занятий применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры у обучающихся вырабатывается целеустремленность, организованность, положительное отношение к учебе.

Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависит от правильного понимания учителем функций дидактических игр и  их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это, прежде всего, игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

Обучающей будет игра, если ученики, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем, результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная математическая подготовка.

Например, после изучения темы «Действия над десятичными дробями» в 6 классе самостоятельную работу можно провести в виде игры «Индивидуальное лото».

Цель игры – проверка знаний обучающихся по теме «Действия над десятичными дробями».

Для каждого ученика подготовлен индивидуальный комплект карточек.

Правила игры: в специальном конверте ученикам предлагается набор карточек. Обычно их больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт. На большой карте нарисовано 4 прямоугольника, а у ученика 8 карточек таких же размеров с записанными на них упражнениями. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют какой – то условный шифр: рисунок, чертеж, букву. Учитель, проходя по рядам, легко определяет результаты работы.

 

пример карточек и большой карты

 

маленькие карточки

 

 


 


 


 


 

 


 

 


 

 


 

 



 

 

 

Большая карта

 

 

0,63

 

7

 

0,288

 

3,27


Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.

Например, можно провести игру «Молчанка». Сигнальные карточки (красная, зеленая) очень помогают учителю дисциплинировать учеников и одновременно получить информацию об усвоении материала.

Правила игры: при устном опросе: если ученик за партой согласен с отвечающим, то он поднимает зеленую карточку, а если нет – красную. Таким образом, каждый ученик имеет право высказаться.

Если условиться, что зеленая карточка соответствует утверждению «истинно», а красная «ложно», то можно провести много устных упражнений. Занятия будут проходить в форме игры.

Приведем примеры некоторых таких упражнений.

Тема «Степень с натуральным показателем».

  1. Больше или меньше нуля? 
    ;  
    ;  
    .
  2. Что больше?  
    ;  
    ;  
    .
  3. Какое из чисел 2, -2, 3 или -3 является корнем уравнения?

;  
.

  1. При каком значении x верно равенство?

;

.

 

При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:

1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала — доступно пониманию школьников.

2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.

3. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, иначе игра не даст должного эффекта.

4. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль ее результата со стороны всего коллектива участников. Учет результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым. Ошибки в учете, неясности  в самой организации учета приводят к несправедливым выводам о победителях, а, следовательно, к недовольству участников игры.

5. Каждый ученик должен  быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.

6. Если на уроке проводится несколько игр, то легкие и более трудные по математическому содержанию должны чередоваться.

7. Если на нескольких  уроках проводятся игры, связанные  со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала они должны соответствовать принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Это положение необходимо последовательно и строго соблюдать при проведении логических игр

8. Игровой характер при  проведении уроков математики должен  иметь определенную меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети во  всем будут видеть только игру.

9. В процессе игры  обучающиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой.

10. Игру нужно закончить  на данном уроке и получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль. [4]

Многие дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания школьников, но они приносят большую пользу тем, что учат детей применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности. Дидактические игры являются средством умственного развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно внимательно выслушать  и осмыслить объяснение учителя. Решение задач, поставленных играми, требует сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности, выполнения сравнения и обобщения.

В свою очередь, дидактические игры, в зависимости от содержания материала, способа организации, уровня подготовки школьников, цели урока могут приобретать различный характер: например, быть продуктивными, репродуктивными, творческими, конструктивными, практическими, воспитывающими.

В конечном счете, в игровых формах занятия реализуются идеи совместного сотрудничества, самоуправления, соревнования, воспитания через коллектив, приобщения детей к научно-техническому творчеству, воспитания ответственности каждого за учебу и дисциплину в классе, а главное – интереса к обучению математике.

урок в 9 классе

тема: Квадратные уравнения

 

Цель – обобщение и систематизация учебного материала по теме «Квадратные уравнения».

 

Задачи:

  • провести диагностику усвоения системы знаний и умений и её применения для выполнения практических заданий стандартного уровня;
  • содействовать рациональной организации труда; введением игровой ситуации снять нервно-психическое напряжение;
  • развивать познавательные процессы, память воображение, мышление, внимание, наблюдательность, сообразительность;
  • формировать у обучающихся положительный мотив учения;
  • развивать слуховое восприятие, работать над коррекцией произношения.

 

Тип урока

 

Урок обобщения и систематизации знаний с дидактической игрой «Крестики нолики»

 

Организационные формы общения

Групповая, индивидуальная.

 

Структура урока:

  1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели (игровой замысел).
  2. Сообщение правил игры.
  3. Входной контроль – игровые действия, в процессе которых происходит актуализация опорных знаний.
  4. Игровые действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание, происходит воспроизведение и коррекция учебных знаний; проводится диагностика усвоения системы знаний и умений и ее применения для выполнения практических заданий стандарта с переходом на более высокий уровень.
  5. Итог игры, подведение итогов игры.
  6. Творческое домашнее задание.
  7. Рефлексия.

Ход урока

 

    1. Мотивационная беседа с обучающимися
    2. Сообщение правил игры

 

Правила игры:

В игре участвуют два класса 9а и 9б. С помощью жребия выбирается код команды – «крестик» или «нолик». Выигрывает та команда, которая набирает большее количество своих знаков. Команда, которая с очередным задание справилась быстрее имеет право выбора следующего конкурса. Непременное условие игры начинать с конкурса «Вспомни».

 

Оформление

На доске расположены таблицы с названиями конкурсов.

 

Вспомни

 

Т

 

!

 

Тест прогноз

 

Письмо из прошлого

 

Реши задачу




 

 

Если команда выиграла конкурс, то в таблице вместо названия конкурса проставляется код команды  – «крестик» или «нолик», так участники могут следить за ходом игры.

 

    1. Актуализация опорных знаний

 

Конкурс «Вспомни»

Заполнить таблицу где a, b – коэффициенты квадратного уравнения ax²+bx+c=0,  D – его дискриминант, N – число корней уравнения и x1, x2 корни уравнения.

 

Уравнения

a

b

c

D

N

x1,x2

x1+x2

x1*x2

2 x² = 0

               

x²+4x=0

               

x²-9=0

               

x²+5=0

               

5 x²+2=0

               

x²-10 x+21 = 0

               

 

 

 

    1. Игровые действия

Следующие конкурсы проходят в таком порядке, в каком их выбирают команды, проставляя в таблице соответственно – «крестик» или «нолик».

Информация о работе Дидактические игры на уроках математики