Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 19:42, контрольная работа
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как мотивировать обучающихся к изучаемому предмету и стимулировать их активность на протяжении всего урока.
Поэтому одна из важнейших задач современной педагогики – поиск новых эффективных методов и приемов обучения, активизирующих мысль школьников, стимулирующих их к самостоятельному приобретению знаний.
При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики:
1. Цель игры. Какие умения и навыки в области математики обучающиеся освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие воспитательные задачи реализуются в процессе игры?
2. Количество участников игры. Каждая игра требует определенного количества игроков.
3. Какие дидактические материалы и пособия потребуются для игры?
4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?
5. На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней в дальнейшем?
6. Как обеспечить участие всех учеников в игре?
7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы повысить интерес и активность детей?
8. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?
9.Какие выводы следует сообщить учащимся в заключение, после игры (лучшие моменты игры, недочеты в игре, результат усвоения математических знаний, оценки отдельным участникам игры, замечания по нарушению дисциплины и др.)?
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Игровые формы занятий применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры у обучающихся вырабатывается целеустремленность, организованность, положительное отношение к учебе.
Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависит от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это, прежде всего, игры обучающие, контролирующие, обобщающие.
Обучающей будет игра, если ученики, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем, результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.
Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке знаний. Для участия в ней каждому ученику необходима определенная математическая подготовка.
Например, после изучения темы «Действия над десятичными дробями» в 6 классе самостоятельную работу можно провести в виде игры «Индивидуальное лото».
Цель игры – проверка знаний обучающихся по теме «Действия над десятичными дробями».
Для каждого ученика подготовлен индивидуальный комплект карточек.
Правила игры: в специальном конверте ученикам предлагается набор карточек. Обычно их больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт. На большой карте нарисовано 4 прямоугольника, а у ученика 8 карточек таких же размеров с записанными на них упражнениями. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют какой – то условный шифр: рисунок, чертеж, букву. Учитель, проходя по рядам, легко определяет результаты работы.
пример карточек и большой карты
маленькие карточки
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
Большая карта
0,63 |
7 |
0,288 |
3,27 |
Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.
Например, можно провести игру «Молчанка». Сигнальные карточки (красная, зеленая) очень помогают учителю дисциплинировать учеников и одновременно получить информацию об усвоении материала.
Правила игры: при устном опросе: если ученик за партой согласен с отвечающим, то он поднимает зеленую карточку, а если нет – красную. Таким образом, каждый ученик имеет право высказаться.
Если условиться, что зеленая карточка соответствует утверждению «истинно», а красная «ложно», то можно провести много устных упражнений. Занятия будут проходить в форме игры.
Приведем примеры некоторых таких упражнений.
Тема «Степень с натуральным показателем».
;
.
;
.
При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:
1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала — доступно пониманию школьников.
2. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать математическую зоркость и внимание.
3. Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, иначе игра не даст должного эффекта.
4. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль ее результата со стороны всего коллектива участников. Учет результатов соревнования должен быть открытым, ясным и справедливым. Ошибки в учете, неясности в самой организации учета приводят к несправедливым выводам о победителях, а, следовательно, к недовольству участников игры.
5. Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.
6. Если на уроке проводится несколько игр, то легкие и более трудные по математическому содержанию должны чередоваться.
7. Если на нескольких уроках проводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала они должны соответствовать принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному. Это положение необходимо последовательно и строго соблюдать при проведении логических игр
8. Игровой характер при проведении уроков математики должен иметь определенную меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети во всем будут видеть только игру.
9. В процессе игры обучающиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой.
10. Игру нужно закончить на данном уроке и получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль. [4]
Многие дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания школьников, но они приносят большую пользу тем, что учат детей применять знания в новых условиях или ставят умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности. Дидактические игры являются средством умственного развития, так как в процессе игры активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно внимательно выслушать и осмыслить объяснение учителя. Решение задач, поставленных играми, требует сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности, выполнения сравнения и обобщения.
В свою очередь, дидактические игры, в зависимости от содержания материала, способа организации, уровня подготовки школьников, цели урока могут приобретать различный характер: например, быть продуктивными, репродуктивными, творческими, конструктивными, практическими, воспитывающими.
В конечном счете, в игровых формах занятия реализуются идеи совместного сотрудничества, самоуправления, соревнования, воспитания через коллектив, приобщения детей к научно-техническому творчеству, воспитания ответственности каждого за учебу и дисциплину в классе, а главное – интереса к обучению математике.
урок в 9 классе
тема: Квадратные уравнения
Цель – обобщение и систематизация учебного материала по теме «Квадратные уравнения».
Задачи:
Тип урока
Урок обобщения и систематизации знаний с дидактической игрой «Крестики нолики»
Организационные формы общения
Групповая, индивидуальная.
Структура урока:
Ход урока
Правила игры:
В игре участвуют два класса 9а и 9б. С помощью жребия выбирается код команды – «крестик» или «нолик». Выигрывает та команда, которая набирает большее количество своих знаков. Команда, которая с очередным задание справилась быстрее имеет право выбора следующего конкурса. Непременное условие игры начинать с конкурса «Вспомни».
Оформление
На доске расположены таблицы с названиями конкурсов.
Вспомни |
Т |
! |
Тест прогноз |
Письмо из прошлого |
Реши задачу |
Если команда выиграла конкурс, то в таблице вместо названия конкурса проставляется код команды – «крестик» или «нолик», так участники могут следить за ходом игры.
Конкурс «Вспомни»
Заполнить таблицу где a, b – коэффициенты квадратного уравнения ax²+bx+c=0, D – его дискриминант, N – число корней уравнения и x1, x2 корни уравнения.
Уравнения |
a |
b |
c |
D |
N |
x1,x2 |
x1+x2 |
x1*x2 |
2 x² = 0 |
||||||||
x²+4x=0 |
||||||||
x²-9=0 |
||||||||
x²+5=0 |
||||||||
5 x²+2=0 |
||||||||
x²-10 x+21 = 0 |
Следующие конкурсы проходят в таком порядке, в каком их выбирают команды, проставляя в таблице соответственно – «крестик» или «нолик».