Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 13:33, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности индивидуально- дифференцированного подхода в обучении танцу в любительском коллективе.
Объект исследования: процесс обучения в любительском коллективе.
Предмет исследования: применение индивидуально -дифференцированного подхода в обучении .
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
- Изучить специализированную литературу по данной теме;
- Рассмотреть сущность и содержание процесса обучения , дифференцированный подход к обучению , его понятие, содержание и структуру;
- Выявить что такое любительский коллектив, его определение и признаки;
- Изучить Дифференцированный подход в обучении танцу в любительском коллективе.
Введение
Глава I. Основные понятия процесса обучения и дифференцированного подхода
Сущность и содержание процесса обучения
1.2. Дифференцированный подход к обучению, его понятие, содержание и структура
Глава II. Дифференцированный подход в обучении танцу в любительском коллективе
2.1. Любительский коллектив, определение и признаки
2.2. Дифференцированный подход в обучении танцу в любительском коллективе
Заключение
Список литературы
Любительский коллектив - творческое объединение любителей одного из видов искусства, работающее на добровольных общественных началах при клубах или других культурно-массовых учреждениях. Коллективное творчество имеет ряд особенностей. Это наличие единой цели, руководителей, органов самоуправления, а также сочетание общественных и личных устремлений и интересов участников любительского коллектива.
Сущностные признаки любительского коллектива:
Специфические признаки любительского творчества:
"Любительское творчество
- уникальное социально-
Любительский коллектив играет большую роль в деле эстетического воспитания. Приобщаясь к искусству, человек развивает свою способность воспринимать и ценить прекрасное, повышает свой культурный уровень, развивается духовно. "Хореографические любительские коллективы, выполняя задачи эстетического формирования личности, служат делу массового воспитания и образования. Эти задачи решают средствами искусства танца" [15, с.32] Справедливо выше сказанное можно отнести и к любому другому виду любительского творчества. Будь то пение, сочинение или исполнение музыки, участие в цирковых представлениях, создание предметов изобразительного и декоративно-прикладное искусства, всё это способствует развитию интеллектуального и общекультурного уровня личности.
"Любительский коллектив
… является не только школой
собственно художественного
Участие в любительском коллективе развивает чувство ответственности. Человек стремиться качественно выполнять поставленные задачи, не подводить других участников и руководителей коллектива. Добровольное, без всяческого принуждения, посещение занятий и участие в концертах (представлениях, фестивалях, конкурсах, выставках и т.д.) способствует поднятию уровня самодисциплины.
Любительское творчество можно рассматривать как социально-педагогическую ценность, осуществляющую систему функций: информационно-познавательную; коммуникативную; социальную, содержащую в художественном продукте этические ценности, нормы, идеалы, характерные для разных исторических периодов развития культуры, обеспечивающую тем самым преемственность, способность транслировать её от поколения к поколению; эстетическую, поскольку она несёт в себе представления о прекрасном в жизнедеятельности социума, в быту, в языке, пластике, формах; воспитательную, способствующую развитию и изменению духовных ценностей и потребностей личности.
Через формы любительского коллектива происходит во многом взаимодействие фольклоризма и профессионального искусства, их исполнителей, эстетических норм, технических приемов и т.д.
Можно заметить, что любительский коллектив повторяет виды и жанры, существующие в профессиональном искусстве. Эта особенность позволяет творчески заимствовать методы работы и учебный процесс, а в определенной степени и репертуар профессиональных исполнителей и коллективов. Стадии приближения любительского искусства к профессиональному могут быть разными.
Перед каждым любительским коллективом, как и перед каждым его членом, открыта перспектива творческого роста. Она заключается в том, что, достигнув достаточно высокого уровня мастерства, коллектив или человек получают широкое признание, и дальнейшее их творчество в значительной степени профессионализируется. На базе любительского творчества выросли многие профессиональные драматические и музыкальные театры, ансамбли. За счёт талантливых участников любительского коллектива пополняются крупнейшие профессиональные коллективы.
И всё же основное назначение
самодеятельности в другом. Она даёт
возможность творческого
Выбор творческой деятельности, само участие в том или ином коллективе исключительно добровольны и движимы прежде всего интересами самих участников.
Если профессиональное искусство можно назвать работой, то любительский коллектив носит безвозмездный характер. Людей привлекает не материальная выгода от занятий тем или иным видом творчества, а само участие, удовольствие, получаемое от творческого процесса.
2.2. Дифференцированный подход в обучении танцу
в любительском коллективе.
Педагогический процесс
в любом коллективе — производственном,
трудовом, научном, школьном (ученическом),
студенческом — специфичен по организации,
содержанию, методике проведения и
используемым средствам. Специфика
эта определяется также характером
и основным предметом деятельности,
которую выполняют члены
Не является исключением в этом отношении и любительский коллектив, основной предмет деятельности которого — искусство, а основная цель — формирование и удовлетворение духовно-эстетических потребностей народа. В любительском коллективе эта цель трансформируется в область решения воспитательных задач, прежде всего среди непосредственных исполнителей. Педагогический процесс реализуется благодаря вовлечению их в художественно-творческую и социально-культурную деятельность. Осуществляется эта деятельность во время учебных, репетиционных, художественно-образовательных занятий, концертных выступлений.
Принцип индивидуального
подхода — один из важнейших принципов
отечественной педагогики и теории
воспитания. Основной смысл данного
принципа заключается в необходимости
постоянно учитывать
Индивидуальные качества,
способности играют огромную роль.
Именно в художественной деятельности,
организации учебно-
Индивидуальный подход в любительском коллективе — основа успешной работы коллектива.
Нужно отметить, что важность обеспечения и реализации дидактических принципов касается не только учебных занятий, но и репетиционной и, отчасти, концертной практики любительского коллектива.
Для того чтобы организовать процесс обучения, руководитель должен знать наиболее общие положения методического характера, которые обеспечивали бы при наименьших затратах времени и усилий максимальную эффективность. [10]
В начинающем коллективе используются три основные формы процесса обучения: индивидуальная, мелкогрупповая и групповая, или коллективная. Из-за специфики организации работы самодеятельного коллектива, когда приходится одновременно обучать 15—20, а иногда и более человек, наиболее удобная и оправданная в психологическом отношении мелкогрупповая форма занятий. В отличие от театральных, музыкальных, хореографических учебных заведений, где с каждым учащимся педагог много времени занимается индивидуально, в самодеятельном коллективе руководитель не имеет возможности таким образом организовать и проводить занятия из-за недостатка времени. Он вынужден проводить учебные занятия с группами из 5—7 человек. Одновременно могут заниматься 2—3 группы в разных помещениях, расположенных недалеко друг от друга. Каждая группа получает определенное задание и выполняет его под контролем руководителя.
Занятия не рекомендуется
проводить одновременно со всеми
группами или партиями. Это затрудняет
контроль за каждым участником. С солистами—танцорами
— также целесообразно
При составлении групп необходимо учитывать индивидуальные различия исполнителей, в первую очередь физиологические, психические, возрастные. Любительский коллектив объединяет людей самой различной подготовки, разных по социальному составу, а главное, разных по одаренности и предрасположенности к художественной деятельности. Многие из них приходят в коллектив уже взрослыми людьми, со сложившейся психикой, другие, наоборот, только вступают на жизненный путь. Некоторые имеют недостатки в движениях (зажатость, скованность, несценичность и т. п.), не могут сразу исполнить требуемое, одинаково быстро усваивать учебный материал.
Для развития творческих навыков
у менее одаренных участников
необходимо использовать различные
дополнительные приемы — предоставлять
длительное время небольшие роли,
отрывки, партии; заниматься индивидуально
по особому плану; не форсировать
прохождения программы, заставляя
тщательно усваивать задания
и т. п. На занятиях важно постоянно
обращать внимание на слабые места
в подготовке каждого участника
и в зависимости от этого подбирать
соответствующий учебный
Период этот сложный с точки зрения их психологического настроя на занятия, учебную работу. Утомительно на протяжении 1,5— 2 часов репетиции отрабатывать один и тот же прием, звук, штрих, движение, слово. Поэтому желательно чаще разнообразить задания, которые ставятся перед участниками. Помимо постановки рук, выработки правильной осанки, постановки корпуса, усвоения приемов игры, в занятия важно вводить элементы познавательные и игровые. Это значительно активизирует у участников интерес к занятиям, к познанию искусства и средств его выражения.
Со слабыми, отстающими, как и с наиболее подготовленными участниками, необходимы, кроме мелкогрупповых, индивидуальные занятия. На групповых занятиях отстающих трудно контролировать, на ходу исправлять допущенные ими ошибки. Индивидуальные занятия дают возможность быстрее овладеть основами практических навыков, подтянуть к общему уровню исполнителей. Наиболее подготовленным участникам можно давать разучивать самостоятельно партии, роли, упражнения, этюды. В этом случае индивидуальные занятия с ними помогают быстрее формировать их творческое лицо.
Реализация данной задачи
основывается на диагностике творческих
способностей участников, точном определении
уровня их художественно-исполнительских
и художественно-
Разработка проблемы диагностики творческих способностей в целом, несмотря на предпринимаемые усилия, требует дальнейшего внимания. Это относится и к профессиональному художественному образованию, и к любительскому творчеству. В обоих случаях используют при выявлении способностей одни и те же методы. И недостатки, наблюдаемые при этом, общие: крайняя условность, формализация оценок, эмпиризм и субъективизм. В результате нередки случаи, когда один и тот же человек может оцениваться как исполнитель противоположными оценками. В профессиональном образовании это приводит к большим отсевам студентов и учащихся как профессионально непригодных к художественной деятельности, в любительском творчестве- их нравственным издержкам в воспитании. Это недопустимо ни с точки зрения материальной (впустую расходуются огромные государственные средства), ни с точки зрения моральной (наносится иногда непоправимый вред, нравственный ущерб личности, калечатся судьбы).
Диагностика дает возможность
определить наиболее интересные нормы
вовлечения человека в творчество.
Многие руководители принимают в
коллектив не всех желающих, чтобы
не снижать исполнительский
Информация о работе Дифференцированный подход в обучении танцу в любительском коллективе