Диплом по Педагогикек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:24, дипломная работа

Описание работы

Актуальность обусловлена тем, что ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Научная разработка проблемы закаливания стала возможной лишь благодаря физиологическим исследованиям. У истоков этого направления стоял крупный отечественный физиолог И.Р. Тарханов. Данная проблема рассматривалась в трудах по адаптации человека французским физиологом Клодом Бернаром, канадским исследователем Г. Селье и советским физиологом П.К. Анохиным.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Научно-теоретические основы закаливания детей
1.1 История развития закаливания
1.2 Сущность и механизмы закаливания
1.3 Особенности закаливания детей раннего возраста
Вывод к главе 1
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ. Эффективность методики применения закаливания оздоровительной направленности в процессе
воспитания детей раннего возраста.
2.1 Цель, задачи и организация исследования
2.2 Экспериментальное обоснование эффективности системы закаливания
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы.
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

нужно.doc

— 299.00 Кб (Скачать файл)

Синим переделала посмотри

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

ГЛАВА 1. Научно-теоретические основы закаливания детей

1.1 История развития закаливания

1.2 Сущность и механизмы закаливания

1.3 Особенности закаливания детей раннего возраста

Вывод к главе 1

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ. Эффективность методики применения закаливания оздоровительной направленности в процессе 
воспитания детей раннего возраста.

2.1 Цель, задачи и организация  исследования

2.2 Экспериментальное  обоснование эффективности системы закаливания

2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы.

Заключение 

Список литературы

Приложение

 

 

Введение

По мнению В.К. Бальсевича большую часть потенциала российского  общества первой половины XXI века будут  составлять сегодняшние дети дошкольного возраста [3]. Именно им предстоит решать сложные социально-экономические, морально-этические, национальные и другие проблемы, которые в настоящее время волнуют общественность Российской Федерации. Как считает А.Г. Барабанов, изменения, произошедшие в политическом укладе страны, потребовали серьезных реформ в системе и содержании деятельности образовательных институтов, в том числе, а может быть и в первую очередь, для детей дошкольного возраста [4]. По данным О.П. Щепина в последнее время становятся привычными тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста [22]. В перечне причин, определяющих, по мнению многих ученых, сложившуюся ситуацию, называются снижение общего уровня жизни и социальной защищенности населения России, нарушение экологии среды обитания, несовершенство системы медицинского обслуживания, недостаточное финансирование образовательных учреждений и многие другие. В то же время тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физической и двигательной подготовленности, является ведущим во всех программах обучения и воспитания в детских дошкольных учреждениях. Известно, что многие предпатологические состояния детей можно профилактировать средствами физического воспитания, и в этой связи Ю.К. Чернышенко считает, что данная система функционирует недостаточно эффективно [25]. Сложившаяся в системе физического воспитания детей дошкольного возраста ситуация вызвала острую потребность в ее совершенствовании, позволяющем уменьшить или полностью нейтрализовать указанные негативные тенденции.

Актуальность  обусловлена тем, что ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Научная разработка проблемы закаливания стала возможной лишь благодаря физиологическим исследованиям. У истоков этого направления стоял крупный отечественный физиолог И.Р. Тарханов. Данная проблема рассматривалась в трудах по адаптации человека французским физиологом Клодом Бернаром, канадским исследователем Г. Селье и советским физиологом П.К. Анохиным. Клинические исследования по проблеме закаливания в нашей стране проводились Е.Г. Леви-Гориневской, Г.Н. Сперанским Е.Д. Заблудовской, Е.К. Талановой и многими другими. Таким образом, закаливание является научно обоснованным систематическим использованием естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды. При правильном проведении закаливающих процедур, ребенка можно закалять довольно длительное время и получить хороший результат - крепкое здоровье. Желательно закаливание начинать с младенчества и продолжать всю жизнь. Дело в том, что через две недели после прекращения закаливающих процедур возникает заметная дезадаптация, а через два месяца все, что ребенок приобрел за период закаливания, он может потерять. Все вышесказанное определяет проблему данного исследования, которая заключается в определении оптимальных путей закаливания детей третьего года жизни.

Цель исследования: изучить влияние закаливания на здоровье детей раннего возраста в условиях детского сада.

Объект исследования: систематическое закаливание детей раннего возраста.

Предмет исследования: методика применения закаливания оздоровительной направленности в воспитании детей раннего возраста.

 

Задачи исследования:

1.  Проанализировать научно-теоретическую литературу по теме закаливания детей раннего возраста;

2.  Провести экспериментальное исследование применения закаливания детей раннего возраста.

3.  Обосновать эффективность проведенной экспериментальной работы.

Гипотеза данного  исследования основывается на предположении о том, что использование закаливание в процессе оздоровительной работы с детьми раннего возраста будет способствовать укреплению здоровья ребенка и снижение заболеваемости детей.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ.

1.1 История развития закаливания

Начало представлениям о закаливании человека положил  Гиппократ (460 – 356 гг. до н. э.). Заслуга  Гиппократа состоит в том, что он систематизировал имеющийся обширный фактический материал по использованию холода в целях укрепления здоровья. Закаливанию он отводил большую роль и в профилактике самых различных заболеваний. По его мнению, особой целительной силой обладают холодовые закаливающие процедуры, а «холодные дни укрепляют тело, делают его упругим и удобоподвижным». На этом основании он предостерегал от нежелательных последствий, которые могут возникнуть при постоянном нахождении в тепле. Он писал, что у тех, кто часто держит себя в тепле, происходят следующие вредные последствия: изнеженность мышц, слабость нервов, обмороки, кровотечения. Взгляды Гиппократа получили своё дальнейшее развитие в трудах его учеников и последователей. Труды величайшего учёного того времени Абу-Али Ибн-Сина, известного в Европе под именем Авиценны, представляют важную веху в развитии учения о закаливании. В своём всемирно известном «Каноне врачебной науки» он привёл в стройную систему все имеющиеся знания и данные практического опыта по использованию закаливания и предпринял попытку создать основные правила закаливающих процедур. На уровне знаний того периода он анализировал также и физиологические механизмы закаливания. 
По мнению Авиценны, начинать закаливание нужно летом, а главным средством он считал воду и наиболее эффективную форму её использования – купание. Купание он рекомендовал людям с хорошим здоровьем и строго соблюдающим режим дня. Авиценна подчёркивал необходимость строго дозировать длительность купания и предложил пользоваться при этом субъективными теплоощущениями: «Купающийся остаётся в воде, пока ему приятно и сносно и пока он не чувствует дрожи».  
Физиологические механизмы закаливания, по его мнению, заключаются в регуляции кровообращения: «Купание в холодной воде… сразу же осаживает прирождённую теплоту вовнутрь тела, затем она заново  
приливает к поверхности тела, усиленная в несколько раз». В этом представлении нетрудно заметить прообраз современных взглядов на роль флюктуации (попеременного сужения и расширения) кровеносных сосудов в сохранении тепла в теле человека.

В эпоху Возрождения закаливание  рассматривалось уже как одна из важных задач, составляющих систему  воспитания. Т. Кампанелла, Дж. Локк и многие другие отводили закаливанию большое место в воспитании детей. Ценный вклад в развитие учения о закаливании внёс знаменитый немецкий врач Х. Гуфеланд. Его заслуга особенно велика в популяризации и пропаганде закаливания. В своём широко известном труде «Искусство продления человеческой жизни» (1796) в качестве одного из важнейших средств профилактики многих заболеваний он отмечал закаливание.

Развитие представлений  о закаливании в России проходило  самобытным путём. Предтечей учения о закаливании явилась народная медицина. В памятниках отечественной  культуры, таких, как «Поучение Владимира Мономаха», «Домострой», «Гражданство обычаев детских» (Епифания Славинецкого), «Юности честное зерцало» (Феофана Прокоповича) и некоторых других, содержатся положения предупредительной медицины, рекомендпции по воспитанию детей здоровыми и закаленными. В трудах известных русских просветителей большое внимание отводилось закаливанию, в частности закаливанию детей. Они рассматривали его как важное средство воспитания ребёнка. Так, И. Бецкой настойчиво рекомендовал приучать детей чаще быть на воздухе. Много внимания пропаганде закаливания уделял выдающийся русский просветитель Н. Новиков. В своей работе «Разговор о здоровье» он писал, что тому, кто хочет быть здоровым и крепким, надо привыкать сносить жар и стужу, ветер и сырую погоду. По его мнению, закаливание не только повышает устойчивость организма к холоду, но и в известной мере формирует характер человека, поскольку, как он считал, изнеженные люди, которые ничего вытерпеть не могут, почти, ни к чему на свете непригодны. Известный интерес в этом плане представляет деятельность его ученика и последователя П. Енгалычева. В 1804 г.вышел в свет его труд «О продолжении человеческой жизни или средстве, как достигнуть можно здоровой, весёлой и глубокой старости». В нём большое место отведено закаливанию. По мнению автора, у детей нужно «воспитывать привычку к холодной воде». Для этого он рекомендует ежедневные обливания. 
Большой вклад в развитие учения о закаливании принадлежит русским медикам. Среди них в первую очередь следует упомянуть ученика М. Ломоносова С. Зыбелина. Он создал свод санитарно-гигиенических правил, в котором важное место отводил закаливанию.Поскольку на Руси оплотом гигиены и основным лечебным и профилактическим средством были бани, то уже в начале прошлого века их влияние на организм человека явилось объектом пристального внимание врачей. В 1826 г. в Московском университете была защищена первая диссертация А.Бойко-Куринским, посвящённая изучению физиологического действия бани на человека. Она называлась «О банях вообще и о русских банях в частности».Точкой отсчёта научного этапа развития учения о закаливании является 1881 г. В этом году была опубликована диссертация русского врача А. Назарова «О значении для животного организма искусственно вызванных колебаний температуры». В ней были изложены результаты экспериментального изучения физиологических механизмов закаливания. Теоретическое и практическое значение исследований Назарова в том, что он впервые научно доказал возможность повышения устойчивости организма к холоду в результате повторных (систематических) холодовых воздействий.Исследования А. Назарова явилась стимулом к развёртыванию широкого фронта работ по изучению физиологических механизмов закаливания. В этот период работал блестящий русский физиолог И. Тарханов, перу которого принадлежит книга вышедшая в 1899 г «О закаливании человеческого организма». Он был и неутомимым пропагандистом закаливания. Много сделал для дальнейшего развития учения о закаливании и его популяризации В. Гориневский. Отдельные положения его книги «О закаливании человеческого организма как средстве воспитания», выпущенной в 1900 г., не утратили своего значения и в наши дни. Конец прошлого века характеризуется повышенным вниманием к закаливанию детей. Основоположником закаливания детей грудного и ясельного возрастов был Г.Сперанский. Его книга «О закаливании детского организма» (1910) была первой в России, посвящённой данному вопросу. В настоящее время исследования по физиологии человека – неотъемлемая часть программ, направленных на решение важнейших медицинских и социально – экономических задач; они неразрывно связаны с комплексом работ в области совершенствования общественных отношений, формирования личности человека, развития социалистического образа жизни. Большой отряд советских учёных внёс и вносит свой вклад в изучение проблемы закаливания: В. Гориневский, Г. Сперанский, И. Саркизов – Серазини, М. Маршак, А. Слоним, К. Смирнов, А. Парфенов и многие другие. Огромная роль в популяризации закаливания принадлежит И. Саркизову – Серазини. Его основные труды «Моря и реки как источник здоровья» (1925), «Водолечение» (1927), «Основы закаливания» (1953) и другие посвящены актуальным вопросам теории и практики закаливания. Следует отметить, что разработка теоретических и практических вопросов закаливания – заслуга главным образом нашей отечественной науки.

1.2 Сущность и механизмы закаливания

Целебные и закаливающие свойства холодной воды с незапамятных времен были известны и широко использовались разными племенами и народами Древней Руси. Известен старинный народный обычай «очищение»: массовое омовение в проруби. Сохранилось много документов времен Петра I, в которых описывается пристрастие русских к ледяной воде в сочетании с баней [14]. Современная медицина дает в руки человека множество разнообразных средств, призванных предупредить и лечить болезни. И многие передоверили охрану своего здоровья медицине, забывая, что существуют животворящие источники, разумное использование которых может сделать даже в глубокой старости излишними лучшие медикаменты. Такими источниками жизни являются физкультура и закаливание организма с помощью природных факторов [10]. Что же подразумевается под понятием «закаливание»? «В русской речи, - писал профессор В.В. Гориневский, - понятие это возникло на основании аналогии, которая существует между превращением железа и стали из одного состояния в другое и теми приемами, которые ведут к укреплению организма и его выносливости» [8]. Суммируя научные данные об использовании естественных факторов природы, физиолог А.П. Парфенов отмечал, что можно «… определить закаливание человека как частный случай тренировки, направленной к совершенствованию способности организма выполнить работу, связанную с повышением стойкости своих тканей по отношению к действию вредных влияний» [13, с.7]. В более узком смысле под закаливанием следует понимать различные мероприятия, связанные с рациональным использованием естественных сил природы для повышения сопротивляемости организма вредным влияниям различных метеорологических факторов.

Органы чувств, в том числе и кожа, воспринимают любые изменения, возникающие вокруг и внутри человека и передают сигналы тревоги в центральную нервную систему, которая немедленно включает защитные приспособления, обеспечивающие уравновешенность и сохранность своего организма. Исследования Тихомирова И.И. и Д.Р. Кенсхало по определению количества тепловых и холодовых точек на различных участках поверхности кожи подтвердили предположение о значительно большем количестве терморецепторов на подошвенной поверхности стопы, чем на остальных участках кожи. Ходьба босиком, воздействуя на рецепторное поле, как подошвенная поверхность стопы, вызывает высокую, порождаемую температурными ощущениями импульсацию [1]. Большое количество тепловых и холодовых точек на подошве является причиной того, что именно охлаждение ног у незакаленных людей часто вызывает простудные заболевания. К тому же, стопы находятся в рефлекторной связи со слизистой оболочкой верхних дыхательных путей, при местном охлаждении ног ее температура резко снижается, вследствие чего появляются насморк, кашель и хрипота. Ходьба босиком является основной формой местного закаливания ног. Под влиянием закаливания вырабатываются парадоксальные сосудистые реакции, т.е. при охлаждении периферические сосуды не сужаются, а расширяются. При закаливании нужно соблюдать некоторые принципы: систематичность, постепенность и последовательность, учет индивидуальных особенностей, сочетание общих и местных процедур, активный режим, разнообразие средств и форм, самоконтроль [24]. Общие закаливающие мероприятия проводятся на протяжении повседневной жизни человека и предусматривают правильный режим дня, рациональное питание, ежедневные прогулки, сон на воздухе, рациональную одежду, соответствующий возрасту воздушный и температурный режим помещения, регулярное проветривание помещения [16].

К специальным закаливающим мероприятиям относятся строго дозированные воздействия ультрафиолетовым облучением, гимнастические упражнения, массаж, воздушные  и водные процедуры, плавание, начиная  с раннего возраста. Закаливание – комплекс мероприятий по повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных погодно – климатических условий. Одним из важнейших факторов внешней среды является температура. Организм человека должен постоянно поддерживать тепловой баланс при различных внешних температурах. В организме непрерывно происходят окислительные процессы с освобождением энергии, которая превращается в тепловую и передается во внешнюю среду. При понижении температуры внешней среды интенсивность обмена веществ увеличивается, тепла вырабатывается больше, что препятствует переохлаждению организма, и температура тела остается неизменной [11]. Нет человека, который не хотел бы быть здоровым. Но это требует усилий, и тем больших, чем нарушено здоровье. Начальные стадии закаливания – солнечные, воздушные и водные процедуры, купания в прохладной и холодной воде. Ученые заметили, что человек, надолго изолированный от солнца, перестает получать витамин Д, который образуется при облучении кожи ультрафиолетовыми лучами, в результате чего возникают нарушения деятельности различных органов. Поэтому предупреждение «солнечного голодания» является обязательным условием закаливания. Воздух – среда обитания всего живого на Земле. Холодный воздух, действуя на поверхность обнаженной кожи, закаливает организм. При ветре тело остывает быстрее, чем в безветрие. Чем выше скорость ветра, тем больше теплоотдача кожи и тем выше закаливающие свойства воздуха. Также в профилактике заболеваний, укреплении здоровья и лечении болезней огромную роль играет вода. Вода в целом и ледяная вода в частности обладает рядом свойств, которых нет у других жидкостей. Молекулы воды имеют различные структурные связи между кислородом и водородом, влияющие на ее свойства. Холодная вода является естественным стимулятором резервных сил организма. Вода отличается от лекарственных препаратов тем, что оздоравливающе влияет на весь организм, в то время как многие лекарства действуют избирательно, нередко дают отрицательный побочный эффект [2].

1.3  Особенности закаливания детей раннего возраста

Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких  температур воздуха и за счет этого  предотвратить частые заболевания.

Основные эффекты  закаливающих процедур:

·  укрепление нервной системы,

·  развитие мышц и костей,

Информация о работе Диплом по Педагогикек