Диплом по Педагогикек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:24, дипломная работа

Описание работы

Актуальность обусловлена тем, что ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Научная разработка проблемы закаливания стала возможной лишь благодаря физиологическим исследованиям. У истоков этого направления стоял крупный отечественный физиолог И.Р. Тарханов. Данная проблема рассматривалась в трудах по адаптации человека французским физиологом Клодом Бернаром, канадским исследователем Г. Селье и советским физиологом П.К. Анохиным.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. Научно-теоретические основы закаливания детей
1.1 История развития закаливания
1.2 Сущность и механизмы закаливания
1.3 Особенности закаливания детей раннего возраста
Вывод к главе 1
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ. Эффективность методики применения закаливания оздоровительной направленности в процессе
воспитания детей раннего возраста.
2.1 Цель, задачи и организация исследования
2.2 Экспериментальное обоснование эффективности системы закаливания
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы.
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

нужно.doc

— 299.00 Кб (Скачать файл)

·  улучшение работы внутренних органов,

·  активизация обмена веществ,

·  невосприимчивость к действию болезнетворных факторов [21].

Основные задачи закаливания - укрепление здоровых детей, развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям. Это система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей, как в дошкольном учреждении, так и дома. Закаливание, как средство совершенствования защитных реакций организма, основывается на тренировке - систематическом повторении воздействия определенных факторов, начиная с кратковременных и слабых их воздействий и постепенно нарастающих по силе и длительности. Средства закаливания просты и доступны. Главное отбросить многие укоренившиеся предрассудки бабушек и родителей и не кутать детей, не бояться свежего воздуха [23].         

При закаливании  детей следует придерживаться таких  основных принципов:

·  проводить закаливающие процедуры систематически,

·  увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно,

·  учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры,

·  начинать закаливание в любом возрасте,

·  никогда не выполнять процедуры, если ребенок замерз, то есть не допускать переохлаждения ребенка,

·  избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце,

·  правильно подбирать одежду и обувь: они должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов,

·  закаливаться всей семьей,

·  закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и массажем,

·  в помещении, где находится ребенок, никогда не курить [19].

Основные факторы закаливания - природные и доступные «Солнце. Воздух и Вода». Закаливание проводится при непременном соблюдении следующих условий:

·  учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания;

·  комплексное использование всех природных факторов и закаливающих процедур;

·  постепенность в увеличении силы воздействия природного фактора;

·  систематичность закаливания - оно осуществляется круглый год, но виды его и методики меняются в зависимости от сезона и погоды;

·  Спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающей процедуры [15].

Для оздоровления детей всех возрастов  очень полезна во всех отношениях ходьба босиком, хотя бы потому, что  она является профилактикой плоскостопия и деформации стопы (искривление  большого пальца стопы с последующими негативными проявлениями этой патологии) [20]. Чтобы достичь хорошего общего физического развития детей и устойчивости к заболеваниям, ученые рекомендуют приучать детей к систематическому хождению босиком (дома, во дворе, на даче и даже в парках, садах, на улице). Начинать нужно в летний период, а затем в прохладное время продолжать это полезное для здоровья занятие. Детям раннего возраста свойственно естественное стремление ходить босиком, если им не запрещают родители, особенно по лужам после дождя [9]. Многие люди, приученные с детства ходить босиком, сохраняют эту привычку на всю жизнь и не имеют проблем с плоскостопием, деформацией стоп и др. Кроме того, они реже болеют простудными заболеваниями. Как уже было сказано, во всех случаях нужно придерживаться «золотых правил» закаливания — постепенности и систематичности. Ребенка нужно приучать к хождению босиком вначале на ковре, а в теплые летние дни - на траве или нагретом песке [17]. Детям от 1 года и старше, прошедшим такой курс закаливания, можно разрешить побегать босиком по крашеному деревянному или паркетному полу, а летом - по траве или по песку не более 30 минут в день; затем время постепенно увеличивают. Закаленный таким образом ребенок дошкольного возраста может с пользой для здоровья круглый год дома, а в теплое время и во дворе ходить без обуви. Полезны после хождения босиком ножные ванны с постепенным понижением температуры воды. Поскольку стопы рефлекторно связаны с верхними дыхательными путями, детям, как и взрослым, полезно одновременно с хождением босиком полоскать горло и нос водой, постепенно снижая температуру воды от 20 до 8° С. [18]. Начинать закаливание ребенка можно в любом возрасте после осмотра малыша врачом-педиатром. Ослабленным и больным детям назначают главным образом частичные водные процедуры: умывание, влажное обтирание тела по частям, обливание стоп тепловатой водой. Температуру воды, от исходной (35-36°), снижают очень медленно. И лишь после улучшения общего состояния ребенка доводят до температуры, рекомендованной для здоровых детей. У детей, страдающих экссудативным диатезом, водой обтирают только непораженные участки кожи. При острых заболеваниях, сопровождающихся повышением температуры тела, закаливающие процедуры прекращают и назначают снова после выздоровления с учетом индивидуальных особенностей организма ребенка [6]. По интенсивности воздействия на организм водные процедуры располагаются в следующем порядке: влажное обтирание, обливание, душ, ножные ванночки. При закаливании ослабленных детей, перенесших тяжелое заболевание, необходима осторожность. Вначале, в течение первых 2-3 дней обтирают только руки, затем столько же - руки и грудь, далее руки, грудь и спину и т.д. Потом уже, не торопясь, постепенно переходят и к другим методам закаливания [15]. Все процедуры, по закаливанию детей, не должны им приносить отрицательных эмоций и дискомфорта. Надо помнить и о том, что для детей с хроническими заболеваниями к закаливанию необходима и соответствующая терапия. В совокупности с лечением, закаливание принесет положительный результат, укрепит здоровье ребенка, позволит ему расти крепким, адаптированным к неблагоприятным воздействиям, человеком. Закаливание следует проводить систематически, а не от случая к случаю. Длительные перерывы ведут к ослаблению или полной утрате приспособительных защитных реакций организма [5].

Закаливающие водные процедуры

Самым распространенным видом закаливания является закаливание  водой. Его необходимо проводить  в комплексе с другими методами, в частности, со световоздушными ваннами и закаливанием солнцем. Закаливание водой может проводиться как местные или общие процедуры. К местным процедурам относят умывание, обтирание, обливание, ванны. Закаливание только тогда эффективно, когда холодной водой обливают теплого ребенка[10].

Интенсивные методы закаливания

К интенсивным методам  закаливания относят те методы, при  которых происходит хотя бы кратковременный  контакт тела со снегом, ледяной  водой или морозным воздухом. Промежуточное  место между традиционным и интенсивным  закаливанием занимают контрастные процедуры. При хронических заболеваниях верхних дыхательных путей у детей, тонзиллите, аденоидах предпочтительнее применять контрастные процедуры [7].

Основные виды контрастных закаливающих процедур:

·  контрастные ножные ванны,

·  контрастное обтирание,

·  контрастный душ,

·  сауна,

·  русская баня [12].

 

Вывод к главе I.

Невозможно представить  себе жизнь ребенка в детском  саду без оздоровительных мероприятий. Одни развивают сообразительность, другие смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее — воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствует опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника - это не просто воспоминание о каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребенка.

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, т.е. создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.

Эти формы работы нацелены не на оттачивание техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание. Разнообразные формы работы с детьми дошкольного возраста ценны тем, что создают условия для эмоционально-психологического благополучия, так как оказывают большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создают определенный духовный настрой, побуждают интерес к самовыражению, способствуют не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияют на детскую психику.

Комплекс оздоровительных мероприятий в ДОУ, направленных на укрепление организма и развитие движений детей, помимо укрепления и развития опорно-двигательного аппарата ребенка, вызывает улучшение кровообращения, углубляет дыхание и улучшает вентиляцию легких, повышает пищеварительные и выделительные функции, улучшает обмен веществ. Все это благоприятно влияет на рост и развитие детского организма.

Медицинское обслуживание детей в нашем ДОУ осуществляется старшей медицинской сестрой. В  ДОУ имеется медицинский кабинет, изолятор. Используется для оздоровления детей бактерицидные облучатели для очищения воздуха, фитотерапия, проводятся закаливающие процедуры, коррекционная гимнастика. Общее санитарно-гигиеническое состояние ДОУ соответствует требованиям Госсанэпидемнадзора: питьевой, световой и воздушный режимы поддерживаются в норме.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.

ИССЛЕДОВАНИЕ  ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКАЛИВАНИЯ В  СИСТЕМЕ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ  РАННЕГО ВОЗРАСТА.

2.1 Цель, задачи и организация  исследования

Для подтверждения поставленной гипотезы было проведено экспериментальное исследование.

Цель данного исследования заключается в оценке влияния закаливания на детей раннего возраста.

Основные задачи исследования:

1.  Разработать и экспериментально обосновать технологию закаливания детей раннего возраста.

2.  Проследить динамику здоровья, и число простудных заболеваний детей третьего года жизни, занимающихся по разным программам оздоровления.

Методологическую основу исследования составили современные  представления о закономерностях  развития функциональных систем (П.К.Анохин, 1975), ведущей роли деятельности в  становлении человека как личности (Б.Г. Ананьев, 1980; А.В. Запорожец, 1986; А.Н. Леонтьев, 1994), возрастной периодизации (И.А. Аршавский, 1975), онтокинезиологии человека (В.К. Бальсевич, 2000).

В исследовании приняли  участие 12 детей в возрасте 2-3 лет. Дети были разделены на две группы – контрольную и экспериментальную. Для определения эффективности проведенной работы до и после экспериментальной работы дети были обследованы.

Педагогические наблюдения использовались для определения  эффективности предложенных методик, установления качественных и количественных показателей здоровья, объема и интенсивности физической нагрузки, контроля над здоровьем детей.

Исследование проходило в три этапа:

На первом этапе на основе медицинского обследования и  медицинских карт детей было выявлено состояние здоровья детей.

На втором этапе дети контрольной группы продолжали прохождение оздоровительной программы по традиционной методике. Дети экспериментальной группы участвовали в оздоровлении по специально разработанной методике оздоровления с использованием закаливания.

На третьем этапе  исследования здоровье детей было вновь обследовано и на основе этого были разработаны рекомендации по использованию закаливания в оздоровительной работе с детьми раннего возраста.

2.2  Экспериментальное обоснование эффективности системы закаливания

Результаты анализа  медицинских карт детей до эксперимента свидетельствуют о неблагоприятной тенденции, связанной с увеличением количества детей раннего возраста, отнесенных по состоянию здоровья в подготовительную и специальную медицинские группы. Наиболее распространенные отклонения в состоянии здоровья, выявленные у детей – частые острые респираторные и заболевания у 60% дошкольников. У 40% детей наблюдались различные вирусные инфекции. У 30% детей выявлены хронические воспалительные заболевания (пиелонефрит, бронхит, ларингит).

В Таблице 1, 2 занесены данные медицинского обследования опытных групп детей раннего возраста до эксперимента (Приложение 1,2). В таблицах указаны данные за последние три месяца.

На рисунке 1,2 показана динамика показателей простудных заболеваний у детей опытных групп в процессе эксперимента (Приложение 3,4).

Из рисунков и таблиц можно увидеть, что и в контрольной, и в экспериментальной группе очень большое количество детей подвержено простудным и вирусным заболеваниям.

После обследования дети контрольной группы продолжали проходить прежнюю программу оздоровления, которая включала в себя прогулки на свежем воздухе, утреннюю гимнастику, два занятия физкультурой в неделю, умывание холодной водой.

Система оздоровительной  работы в экспериментальной группе включала в себя следующие мероприятия:

·  Утренняя гимнастика (ежедневно).

·  Физкультурные занятия 2 раза в неделю.

·  Прогулки ежедневно при температуре не ниже - 15С (ежедневно).

·  Умывание прохладной водой (ежедневно 3 раза, температура воды +14,+16 С.

·  Дневной сон с применением фитотерапии (применение индивидуальных фитоподушек с травами: ромашка, можжевельник, почки сосны).

·  Бодрящая гимнастика под музыку (ежедневно после сна).

·  Ходьба по “тропинке здоровья ”(профилактика плоскостопия) ежедневно после сна.

·  Полоскание рта водой комнатной температуры (ежедневно после обеда).

Информация о работе Диплом по Педагогикек