Дискуссия как метод активного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 14:04, контрольная работа

Описание работы

В эпоху глобальных проблем и новейших технологий самой большой ценностью на земле остаётся человек. Но в современных социально-экономических условиях мы наблюдаем проблемы и противоречия между ними.
Период глобальной реформации российского общества характеризуется новыми повышенными требованиями к обучающимся и выпускникам школы. Они должны быть подготовленными к жизни в современном обществе, т. е. ученик современной школы – это активная творческая личность, способная самостоятельно приобретать новые знания и навыки, действовать и решать проблемы. Сложившееся традиционное обучение ограничивается репродуктивными методами, действиями по образцу, а инновационные подходы, идеи, технологии только начинают активно интегрироваться в образовательную систему.

Содержание работы

Введение.
Дискуссия как активный метод обучения.
2.1 Отличительные признаки традиционных и активных методов обучения
2.2 Понятие о дискуссионных методах обучения
Особенности организации дискуссии в учебном процессе
3.1 Групповая дискуссия
3.2 Методические приемы организации метода «мозгового
штурма»
3.3 Методика организации кейс-метода
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа - дискуссия как метод активного обучения.docx

— 72.14 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

 

ФГБОУ ВПО Ивановский государственный  университет

Социолого-психологический  факультет

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Методика преподавания психологии»

на тему «Дискуссия как метод активного обучения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 2 курса уск. об.  ОЗО

спец. «Психология»

Волков С.В.

 

Проверил:

к.псх.н., доцент

Попель Н.В.

 

Иваново 2013

 

План

  1. Введение.
  2. Дискуссия как активный метод обучения.

2.1 Отличительные признаки традиционных и активных методов обучения

2.2 Понятие о дискуссионных  методах обучения

  1. Особенности организации дискуссии в учебном процессе

3.1 Групповая дискуссия

3.2  Методические приемы организации метода «мозгового

 штурма»

3.3 Методика организации кейс-метода

  1. Заключение
  2. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

В эпоху глобальных проблем  и новейших технологий самой большой  ценностью на земле остаётся человек. Но в современных социально-экономических  условиях мы наблюдаем проблемы и  противоречия между ними.

Период глобальной реформации российского общества характеризуется  новыми повышенными требованиями к  обучающимся и выпускникам школы. Они должны быть подготовленными  к жизни в современном обществе, т. е. ученик современной школы –  это активная творческая личность, способная самостоятельно приобретать  новые знания и навыки, действовать  и решать проблемы.  Сложившееся  традиционное обучение ограничивается репродуктивными методами, действиями по образцу, а инновационные подходы, идеи, технологии только начинают активно  интегрироваться в образовательную  систему.

Дискуссионные групповые  методы - это группа активных методов  обучения, пришедших  на смену уже  сложившимся традиционным, поскольку  в их основе  лежит доминирующая продуктивная деятельность.

В скором будущем российская система образования перейдет на стандарты второго поколения. От двухкомпонентного состава стандарта, мы перейдем к другой структуре. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, семейными, общественными государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ. В Законе Российской Федерации «Об образовании» такая структура стандарта закреплена в статье 7 «Федеральные государственные образовательные стандарты»*. Поэтому, если раньше под образовательными результатами мы имели  в виду только то, что связано с предметными результатами, то теперь мы будем иметь дело с операционными, личностными результатами, определяющими мотивацию, направленность деятельности человека.   По моему мнению, одна из главных задач учителя на уроке развивать у детей самостоятельное, критическое мышление, так как обучение выступает одним из оптимальных способов социальной адаптации человека к современной жизни.  Сложность поставленной задачи предъявляет особые требования к её реализации. Следовательно,  педагогу необходимо активно осваивать и применять методы, которые способствуют формированию таких качеств как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Я считаю, что дискуссионные методы обучения создают особую среду взаимодействия, где ученик может быть активным и компетентным.

Объект изучения: деятельность участников образовательного процесса.

Предмет изучения: дискуссионные групповые методы обучения.

Цель: продемонстрировать возможности дискуссионных групповых методов обучения для успешного формирования ключевых компетенций обучающихся.

Задачи:

  1. Изучить роль активных методов  в учебном процессе.
  2. Проанализировать необходимые условия для включения дискуссионных методов в процесс обучения.
  3. Обобщить результаты применения дискуссионных методов в процессе обучения.

 

 

2. Дискуссия как активный метод обучения.

2.1 Отличительные признаки традиционных и активных методов обучения.

Методы обучения — это  способы организации учебного материала  и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Как говорил известный педагог М.Н. Скаткин,  метод — это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил. Любой метод обучения предполагает цель и систему действий, средства обучения по ее достижению, намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик.

Различают две группы методов  обучения: традиционные или репродуктивные методы обучения и активные или продуктивные методы обучения. Они отличаются друг от друга, прежде всего, по своей задаче.

Традиционное обучение (или информационно-рецептивное, от лат. receptio - восприятие) - форма информационно-рецептивного обучения, носящего репродуктивный характер, и направленная на передачу определенной суммы знаний, формирование навыков практической деятельности.

К ним относятся хорошо известные: лекция (рассказ), практические занятия и т.п. Их результатом  выступают «знания - описания» и  навыки применения эти знаний в типичных ситуациях. Задача обучаемого, при обучении традиционными методами, -  выучить заданное и воспроизвести его при контроле.

Активные методы обучения (от лат. aktivus - деятельный) - форма обучения, направленная на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности решать нестандартные задачи. Цель обучения - не просто знания, а умение мыслить, размышлять, осмысливать свои действия. Знания усваиваются не «про запас», учат не культуре исполнительского действия, а культуре мыслительной творческой деятельности. Они рассчитаны на самостоятельную поисковую деятельность учащихся.

Известно, что одна из общих  закономерностей процесса усвоения знаний - это зависимость эффективности  процесса усвоения от собственной интеллектуальной активности обучаемого. Активные методы обучения предоставляют возможность и обеспечивают проявление большей активности учеников, чем традиционные методы, ведь экспериментально установлено, что в памяти человека запечатлеется до 10 % того, что он слышит, до 50 % того, что он видит, и до 90 % того, что он делает.

Основатель советской  школы психологической установки  Д.Н.Узнадзе в своих теоретических выкладках, писал: «основное место в учении занимает не продукт, предоставляемый нам в качестве конкретного навыка или знания конкретного ее содержания, а развитие в определенном направлении сил учащегося. Основное в учении не конкретный навык или знание, а развитие сил, участвующих в процессе учения»

 

2.2. Понятие о дискуссионных  методах обучения.

 

Активные методы обучения в зависимости от количества обучаемых можно подразделить на групповые и индивидуальные. Групповые методы  состоят из игровых, дискуссионных и тренинг-методов, а индивидуальные – из выполнения практических исследовательских заданий, индивидуальных практикумов.

Дискуссионные методы - вид групповых методов активного обучения, основанных на общении или организационной коммуникации участников в процессе решения ими учебных задач.

Синонимы к слову «дискуссия» - спор, дебаты, диспут, полемика, прения, обсуждение, обмен мнениями, беседа. Все названные понятия характеризуют дискуссию как форму общения. В педагогическом смысле –организации учебного процесса с применением группового рассмотрения

Рис.1 Методы обучения

 

это метод исследования, публичного обсуждения проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания мнений учащимися.

Дискуссии относятся к  наиболее широко известным в истории  педагогики методам обучения. Еще  во времена античности их успешно  применяли в гимназиях и академиях  Древней Греции для подготовки молодых  людей. Знаменитая фраза «В спорах рождается  истина» относится к дискуссионным  методам.

Исследования показали, что  групповая дискуссия повышает мотивацию  участников в решение обсуждаемых  проблем. Дальнейшее изучение механизмов групповой дискуссии показало целесообразность ее применения для активизации межличностных  процессов в творческой, управленческой, учебной и других видах деятельности.

В педагогической практике дискуссия все активнее используется как метод развития критического мышления учащихся, формирования коммуникативной и дискуссионной культуры, стимулирования активности и инициативности учащихся. В процессе обсуждения глобальных и личностно-значимых проблем происходит формирование ценностных ориентиров.

Основными характеристиками учебной дискуссии являются:

– Актуальность, проблемность, противоречивость.

В основу любой дискуссии  положена проблема, выбор которой  определяется актуальностью, злободневностью  с одной стороны, и удобством  и уместностью для учебного процесса, с другой. Поэтому основными ориентирами  при выборе темы должны стать:

- соответствие темы (проблемы) дидактическим задачам; 

- значение, своевременность,  значимость для всех членов  общества;

- подготовленность (моральная,  эмоциональная, психологическая,  знаниевая) участников дискуссии.

– Мотив, целенаправленность.

Проблемная ситуация сопровождается интеллектуальным затруднением, возбуждением познавательной активности, желанием разобраться, высказаться. Так возникает  мотив дискуссии. Формулировка проблемы, её анализ, поиск путей решения происходят в ходе группового обсуждения, результатом которого должно стать формулирование выводов, их обсуждение, проверка, возможно даже достижение окончательного единственного решения.

Применение дискуссионных  методов  способствует частичному или  полному решению следующих задач:

  • осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу;
  • развитие самостоятельного  мышления учащихся, предполагающая знание и учет различных, зачастую диаметрально противоположных точек зрения, отказ от доктринерства (идеи превосходства какой-либо концепции);
  • выработка уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов;
  • развитие умения осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, включая точки зрения оппонентов;
  • развитие умения воспринимать критические замечания в свой адрес;
  • развитие умения формулировать вопросы и оценочные суждения, слушать, не перебивая, вести полемику;
  • развитие умения работать в группе единомышленников;
  • способность продуцировать множество решений;
  • формирование навыка говорить кратко и по существу;
  • развитие умения выступать публично, отстаивая свою правоту;
  • формирование личностной гражданской позиции.

Поэтому чаще дискуссионные  методы применяются в процессе преподавания общественных гуманитарных дисциплин.

 

3. Особенности организации дискуссии в учебном процессе.

 

В педагогической практике  используются следующие дискуссионные методы обучения: групповая дискуссия, метод «мозгового штурма» и кейс-метод.

3.1. Групповая дискуссия.

Групповая дискуссия - метод организации совместной коммуникации в интересах интенсивного и продуктивного решения групповой задачи.

Как активный метод обучения групповая дискуссия применяется  при обсуждении сложных теоретических  проблем. Основная задача, решаемая данным методом, - это обмен мнениями между  слушателями, уточнение и согласование их позиций, выработка единого подхода, к проблеме. Этот метод позволяет  успешно закрепить знания, расширить  их и сформировать умение вести диалог.

Дискуссия в целях обучения имеет следующие отличия от обычной  беседы: беседа, как правило, охватывает несколько тем и не имеет ни ограничений, ни структуры. Дискуссия, как метод обучения, имеет тенденцию ограничиваться одним вопросом или темой и строится в определенном порядке.

Информация о работе Дискуссия как метод активного обучения