Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 14:04, контрольная работа
В эпоху глобальных проблем и новейших технологий самой большой ценностью на земле остаётся человек. Но в современных социально-экономических условиях мы наблюдаем проблемы и противоречия между ними.
Период глобальной реформации российского общества характеризуется новыми повышенными требованиями к обучающимся и выпускникам школы. Они должны быть подготовленными к жизни в современном обществе, т. е. ученик современной школы – это активная творческая личность, способная самостоятельно приобретать новые знания и навыки, действовать и решать проблемы. Сложившееся традиционное обучение ограничивается репродуктивными методами, действиями по образцу, а инновационные подходы, идеи, технологии только начинают активно интегрироваться в образовательную систему.
Введение.
Дискуссия как активный метод обучения.
2.1 Отличительные признаки традиционных и активных методов обучения
2.2 Понятие о дискуссионных методах обучения
Особенности организации дискуссии в учебном процессе
3.1 Групповая дискуссия
3.2 Методические приемы организации метода «мозгового
штурма»
3.3 Методика организации кейс-метода
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО Ивановский государственный университет
Социолого-психологический факультет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Методика преподавания психологии»
на тему «Дискуссия как метод активного обучения»
Выполнил:
студент 2 курса уск. об. ОЗО
спец. «Психология»
Волков С.В.
Проверил:
к.псх.н., доцент
Попель Н.В.
Иваново 2013
План
2.1 Отличительные признаки традиционных и активных методов обучения
2.2 Понятие о дискуссионных методах обучения
3.1 Групповая дискуссия
3.2 Методические приемы организации метода «мозгового
штурма»
3.3 Методика организации кейс-метода
В эпоху глобальных проблем
и новейших технологий самой большой
ценностью на земле остаётся человек.
Но в современных социально-
Период глобальной реформации
российского общества характеризуется
новыми повышенными требованиями к
обучающимся и выпускникам
Дискуссионные групповые методы - это группа активных методов обучения, пришедших на смену уже сложившимся традиционным, поскольку в их основе лежит доминирующая продуктивная деятельность.
В скором будущем российская
система образования перейдет на
стандарты второго поколения. От
двухкомпонентного состава
Объект изучения: деятельность участников образовательного процесса.
Предмет изучения: дискуссионные групповые методы обучения.
Цель: продемонстрировать возможности дискуссионных групповых методов обучения для успешного формирования ключевых компетенций обучающихся.
Задачи:
2. Дискуссия как активный метод обучения.
2.1 Отличительные признаки традиционных и активных методов обучения.
Методы обучения — это способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Как говорил известный педагог М.Н. Скаткин, метод — это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил. Любой метод обучения предполагает цель и систему действий, средства обучения по ее достижению, намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик.
Различают две группы методов обучения: традиционные или репродуктивные методы обучения и активные или продуктивные методы обучения. Они отличаются друг от друга, прежде всего, по своей задаче.
Традиционное обучение (или информационно-рецептивное, от лат. receptio - восприятие) - форма информационно-рецептивного обучения, носящего репродуктивный характер, и направленная на передачу определенной суммы знаний, формирование навыков практической деятельности.
К ним относятся хорошо известные: лекция (рассказ), практические занятия и т.п. Их результатом выступают «знания - описания» и навыки применения эти знаний в типичных ситуациях. Задача обучаемого, при обучении традиционными методами, - выучить заданное и воспроизвести его при контроле.
Активные методы обучения (от лат. aktivus - деятельный) - форма обучения, направленная на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности решать нестандартные задачи. Цель обучения - не просто знания, а умение мыслить, размышлять, осмысливать свои действия. Знания усваиваются не «про запас», учат не культуре исполнительского действия, а культуре мыслительной творческой деятельности. Они рассчитаны на самостоятельную поисковую деятельность учащихся.
Известно, что одна из общих закономерностей процесса усвоения знаний - это зависимость эффективности процесса усвоения от собственной интеллектуальной активности обучаемого. Активные методы обучения предоставляют возможность и обеспечивают проявление большей активности учеников, чем традиционные методы, ведь экспериментально установлено, что в памяти человека запечатлеется до 10 % того, что он слышит, до 50 % того, что он видит, и до 90 % того, что он делает.
Основатель советской
школы психологической
2.2. Понятие о дискуссионных методах обучения.
Активные методы обучения в зависимости от количества обучаемых можно подразделить на групповые и индивидуальные. Групповые методы состоят из игровых, дискуссионных и тренинг-методов, а индивидуальные – из выполнения практических исследовательских заданий, индивидуальных практикумов.
Дискуссионные методы - вид групповых методов активного обучения, основанных на общении или организационной коммуникации участников в процессе решения ими учебных задач.
Синонимы к слову «дискуссия» - спор, дебаты, диспут, полемика, прения, обсуждение, обмен мнениями, беседа. Все названные понятия характеризуют дискуссию как форму общения. В педагогическом смысле –организации учебного процесса с применением группового рассмотрения
Рис.1 Методы обучения
это метод исследования, публичного обсуждения проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания мнений учащимися.
Дискуссии относятся к
наиболее широко известным в истории
педагогики методам обучения. Еще
во времена античности их успешно
применяли в гимназиях и
Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию участников в решение обсуждаемых проблем. Дальнейшее изучение механизмов групповой дискуссии показало целесообразность ее применения для активизации межличностных процессов в творческой, управленческой, учебной и других видах деятельности.
В педагогической практике дискуссия все активнее используется как метод развития критического мышления учащихся, формирования коммуникативной и дискуссионной культуры, стимулирования активности и инициативности учащихся. В процессе обсуждения глобальных и личностно-значимых проблем происходит формирование ценностных ориентиров.
Основными характеристиками учебной дискуссии являются:
– Актуальность, проблемность, противоречивость.
В основу любой дискуссии положена проблема, выбор которой определяется актуальностью, злободневностью с одной стороны, и удобством и уместностью для учебного процесса, с другой. Поэтому основными ориентирами при выборе темы должны стать:
- соответствие темы (проблемы) дидактическим задачам;
- значение, своевременность, значимость для всех членов общества;
- подготовленность (моральная,
эмоциональная,
– Мотив, целенаправленность.
Проблемная ситуация сопровождается интеллектуальным затруднением, возбуждением познавательной активности, желанием разобраться, высказаться. Так возникает мотив дискуссии. Формулировка проблемы, её анализ, поиск путей решения происходят в ходе группового обсуждения, результатом которого должно стать формулирование выводов, их обсуждение, проверка, возможно даже достижение окончательного единственного решения.
Применение дискуссионных
методов способствует частичному или
полному решению следующих
Поэтому чаще дискуссионные методы применяются в процессе преподавания общественных гуманитарных дисциплин.
3. Особенности организации дискуссии в учебном процессе.
В педагогической практике используются следующие дискуссионные методы обучения: групповая дискуссия, метод «мозгового штурма» и кейс-метод.
3.1. Групповая дискуссия.
Групповая дискуссия - метод организации совместной коммуникации в интересах интенсивного и продуктивного решения групповой задачи.
Как активный метод обучения
групповая дискуссия
Дискуссия в целях обучения имеет следующие отличия от обычной беседы: беседа, как правило, охватывает несколько тем и не имеет ни ограничений, ни структуры. Дискуссия, как метод обучения, имеет тенденцию ограничиваться одним вопросом или темой и строится в определенном порядке.