Дискуссия как метод активного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 14:04, контрольная работа

Описание работы

В эпоху глобальных проблем и новейших технологий самой большой ценностью на земле остаётся человек. Но в современных социально-экономических условиях мы наблюдаем проблемы и противоречия между ними.
Период глобальной реформации российского общества характеризуется новыми повышенными требованиями к обучающимся и выпускникам школы. Они должны быть подготовленными к жизни в современном обществе, т. е. ученик современной школы – это активная творческая личность, способная самостоятельно приобретать новые знания и навыки, действовать и решать проблемы. Сложившееся традиционное обучение ограничивается репродуктивными методами, действиями по образцу, а инновационные подходы, идеи, технологии только начинают активно интегрироваться в образовательную систему.

Содержание работы

Введение.
Дискуссия как активный метод обучения.
2.1 Отличительные признаки традиционных и активных методов обучения
2.2 Понятие о дискуссионных методах обучения
Особенности организации дискуссии в учебном процессе
3.1 Групповая дискуссия
3.2 Методические приемы организации метода «мозгового
штурма»
3.3 Методика организации кейс-метода
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа - дискуссия как метод активного обучения.docx

— 72.14 Кб (Скачать файл)

В мировом педагогическом опыте получили распространение  ряд приемов организации групповой  дискуссии обмена мнениями, которые  представляют собой свернутые формы  дискуссий. К их числу относятся:

– симпозиум  конференция – формализованное обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса).

- круглый стол – беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа учащихся (обычно около пяти человек), во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так с «аудиторией». «Круглый стол» предназначен для того, чтобы не только глубоко раскрыть теоретические или практические проблемы, но и дать обучаемым большой объем научной информации;

– заседание экспертной группы («панельная дискуссия») (обычно четыре-шесть учащихся, с заранее назначенным председателем), на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы, а затем ими излагаются свои позиции всему классу. При этом председатель высказывает наиболее популярную, общепринятую точку зрения, затем каждый участник выступает с сообщением, которое четко регламентируется. Экспертные группы могут заседать по одной теме  или по разным проблемам, выделенным из одной общей.

- судебное заседание – обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела), в ходе которого происходит «защита» своей точки зрения.

– дебаты – явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), – и опровержений.

 

Любая дискуссия имеет  три этапа:

1 – подготовительный, в ходе, которого происходит формулировка проблемы, определение основных вопросов для обсуждения, устанавливаются правила, условия, регламент, распределяются роли, раздается дидактический материал;

2 – ход дискуссии;

3 – этап подведения  итогов, в ходе которого делается резюме, суммируются высказанные мнения, обсуждаются варианты дальнейшей работы или способов применения полученных выводов, а затем оценивается ход обсуждения, участие каждого в решении проблемы.

Для введения в дискуссию  можно использовать разные приемы:

- изложение проблемы или  описание конкретного случая;

- ролевая игра;

- демонстрация кинофрагмента; 

- обсуждение представленного  наглядного материала (объекты,  иллюстрации);

- обсуждение текущих новостей.

Обычно руководство ходом  дискуссии берет на себя учитель. Как организатору дискуссии, учителю приходится придерживаться определенной стратегии:

1) воздерживаться от собственных  суждений;

2) стимулировать продуктивность  идей с помощью вопросов;

3) менять ход обсуждения  с помощью вопросов или обобщенных  суждений;

4)      уточнять, пояснять высказывания учащихся с помощью вопросов, перефразирования;

5)      не игнорировать ни одного вопроса и ответа;

6)      давать время для обдумывания ответов;

7)      наблюдать за соблюдением правил ведения дискуссии:

– Выступления должны проходить  организованно, каждый участник может  выступать только с разрешения председательствующего (ведущего); повторные выступления  могут быть только отсроченными; недопустима  перепалка между участниками.

– Каждое высказывание должно быть подкреплено фактами. В обсуждении следует предоставить каждому участнику  возможность высказаться.

– Каждое высказывание, позиция  должны быть внимательно рассмотрены.

– В ходе обсуждения недопустимо  «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т. п.

При ориентации на задачу метод  группового обсуждения способствует уяснению каждым участником своей собственной  точки зрения, развитию инициативы, а также развивает коммуникативные  качества и умение пользоваться своим  интеллектом.

3.2 Методические приемы организации метода «мозгового штурма».

«Мозговой штурм» («мозговая  атака») - первичная форма инновационной игры, род дискуссионных методов, который характеризуется отсутствием критики поисковых усилий, сбором всех гипотез, рожденных в поиске. «Мозговой штурм» - это метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Этот метод может заранее  планироваться как фрагмент занятия, в основу которого положен поиск  новых принципов решения проблемы. Метод способствует динамичности мыслительных процессов, абстрагированию от привычных  взглядов и сосредоточению на какой-либо конкретной цели.

В настоящее время наиболее распространенным названием данного  метода является "мозговой штурм". Распространены также варианты перевода: "мозговая атака", "конференция  идей". Мозговой штурм является наиболее свободной формой дискуссии.

Пять правил проведения мозгового  штурма:

1. Отсутствие всякой критики.

Свободный поток идей может  литься только тогда, когда отсутствует  страх подвергнуться критике. Также  важно не показывать, что идея не имеет ценности, игнорируя чей-либо вклад или демонстрируя критичное  отношение невербальными жестами (пожимая плечами, поднимая брови  и т.п.).

2. Поощрение идей.

Чтобы удостовериться, что  существует достаточно идей, группа должна чувствовать, что вклад каждого  будет оценён. Должен быть сделан акцент на количестве предложений, а не на их качество. На стадии оценки у каждого  появится возможность выразить свои чувства по поводу любого частного предложения.

3. Равноправие участников.

Следовательно, каждый должен чувствовать, что его предложение  стоит рассмотрения, тогда все  будут иметь стимул выдвигать  свои идеи. Лучший способ предотвратить  доминирование одного или двух членов группы — установить систему, когда  каждый участник высказывает свое мнение по очереди. Эта процедура может  замедлить процесс, сделав его более  формализованным, но это более чем  компенсируется за счет включения в  работу всех участников.

4. Запись всех идей.

Запись — это не просто фиксирование важных предложений, но также  возможность оттолкнуться от них  в надежде на рождение дальнейших идей.

Применение метода «мозгового штурма» на этапе объявления темы и постановки УЗ, обеспечивает нестандартность  организации данного этапа.

Преимущества мозгового  штурма:

1. Поощрение креативного  мышления.

Часто утверждают, что креативность - это не то качество, которому следует  обучать, и что идеи не приходят с  легкостью туда, где есть формализованный  подход к их выработке. Мозговой штурм  является одним из немногих способов генерации идей с использованием структурированной процедуры. Ведь именно само существование основных правил «мозгового штурма» является причиной его высокой эффективности.

2. Выход за пределы  стандартного мышления.

Процесс использования чужих  идей для стимулирования собственной  креативности имеет своим результатом  некоторый ряд предложений, более  широкий, чем, если бы их производил один человек.

3. Простота.

Мозговой штурм - это метод, который легко понять и легко  применять. Он не требует высокотехнологичного оборудования или долговременного  обучения, а его результаты можно  с легкостью оценить.

    1. Методика организации кейс-метода.

Использование метода кейсов в качестве средства обучения стало  чрезвычайно популярно в последние  годы.

Кейс-метод - род дискуссионных методов обучения, основанный на изучении анализа конкретных ситуаций. Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учащихся  проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Условия, необходимые для  организации кейс-метода.

1. Выбор подходящего материала.

Материал, отобранный для  метода кейсов, должен отражать проблемы, соответствующие содержанию учебного материала. Дополнительные сведения всегда можно предоставить позже. Это может  происходить или автоматически  или в зависимости от требований группы.

2. Наличие альтернатив.

Выбранный вопрос должен быть достаточно обширным, чтобы охватывать различные стороны  и иметь  различные решения. Проблемы, имеющие  лишь один "правильный" ответ наименее пригодны для использования в  этом методе.

3. Небольшое число участников  в группе.

Чем больше группа, тем более  громоздким и неуклюжим может  стать упражнение. Чтобы получить оптимальные результаты при помощи метода кейсов, ограничивают число  людей в группе до десяти человек. Если группа большая, ее делят на несколько  малых, каждая из которых будет заниматься одним аспектом заданной проблемы.

Преимущества метода кейсов:

1. Реализм.

Использование метода кейсов  может дополнить многие теоретические  аспекты курса посредством введения практических задач, которые группе необходимо решить.

2. Минимизация давления.

Метод кейсов дает уникальную возможность изучить сложные  или эмоционально значимые вопросы  в безопасной обстановке тренинга, а не в реальной жизни, с ее угрозами и риском.

3. Активное взаимодействие.

Коммуникативная природа  упражнения предоставляет возможность  быстрой, но достаточно полной оценки важности обсуждаемых проблем и  предлагаемых решений.

 

 

 

4. Заключение.

Внедрение дискуссионных  методов обучения обеспечит решение  проблем, связанных с формированием  компетенций обучающихся, обеспечит  развитие их способностей для жизни  в современном обществе и творческую самореализацию, они  станут более  уверенными, способными выражать и  отстаивать свое мнение.

При применении в педагогической практике различных дискуссионных методов обучения, выделяются общие достоинства и недостатки.

 

Достоинства

Недостатки

1. Привлекают к активному  участию всех присутствующих.

2. Дают возможность представить,  услышать и сопоставить разные  точки зрения.

3. Побуждают к самоанализу. 

4. Возможность использования  дополнительных материалов.

5. Воспитывается терпимость, умение слышать  других.

6. Позволяют углубить  знания по предмету.

7. Позволяют организовать  учебный процесс в новых нестандартных  формах.

 

1. Занимает много времени. 

2. Требуется предварительно  объяснить правила. 

3. При узко поставленной  теме возможны повторения.

4. Требует дополнительной  подготовки и учителя и учеников.


 

 

5. Список литературы.

1. Беспалько В.П. Слагаемые  педагогической технологии. - М.: Высшая  школа, 1989. -191с.

2. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Краткий курс лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 254 с.

3. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004.- 208 с.

4. Гулюкина Н.А. Система адаптивного обучения. - Новосибирск: ТАТАПринт, 2001. - 77 с.

5. Колесникова И.А. Педагогическая  реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. - СПб.: Детство-Пресс, 2001.- 288 с.

6. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. - М.: Наука, 1997. - 223 с.

7. Кулюткин Ю.Н. Культура групповых дискуссий. - СПб.: СПбГУПМ, 1997. - 25 с.

8. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. - СПб.: СПбГУПМ, 2002. - 48 с.

9. Мухина С.А., Соловьева  А.А. Нетрадиционные педагогические  технологии в обучении. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 384 с.

10. Немов Р.С. Психология. В 2х кн. -Кн. 2. - Психология образования. - М.: Просвещение: Валдос, 1994. - 496 с.

11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 255 с.

12. Столяренко Л.Д. Основы  психологии. - Ростов-на Дону: Феникс, 1996. - 736с.

13. Расчетина С.А. Коммуникативная среда подростка-девианта// Социальная реабилитация детей. - СПб.: РПГУ им. А.И. Герцена, 1998. - С. 50-60.


 


Информация о работе Дискуссия как метод активного обучения