Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 09:54, реферат
Анализ современных систем дистанционного обучения показал, что большинство из них ограничены решением задач формирования электронных учебных материалов и организацией дистанционного доступа к ним. Устранить данный недостаток позволяет использование видео-компоненты в дистанционном обучении – это видео-лекции, видео-практикумы, видео-семинары, виртуальные экскурсии и т.д., доступные студентам через сеть в реальном масштабе времени или в записи по запросу.
ГГу им.ф.скорины |
Реферат |
По предмету
физическая культура |
Подготовила студентка 1 курса Экономического факультета Светлова Ирина |
г. Гомель 2011
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ.
В настоящее время уже создана и продолжает интенсивно развиваться
технологическая база для построения электронного университета. Центральное место здесь принадлежит системам дистанционного обучения, позволяющим создавать университетские образовательные порталы. Внедрение таких систем в вузах является первым шагом к электронному университету.
Анализ
современных систем дистанционн
Вузы нашей страны все чаще предлагают такую форму обучения, как дистанционное обучение (например – БГУИР). Однако не все старшеклассники (потенциальные абитуриенты) понимают, что это такое и как же на самом деле проходит обучение. А потому обходят его своим вниманием.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – это способ обучения на расстоянии, когда преподаватель и учащийся или студент физически находятся в различных местах. Основной объем учебного материала доставляется с помощью различных технологий.
Когда в конце XVIII века в Европе установилась регулярная и доступная почтовая связь, стало возможным такое явление, как «корреспондентское обучение». Учащиеся вели переписку с преподавателями, получали по почте учебные материалы. А экзамены они сдавали либо доверенному лицу в своей местности, либо в виде научной работы отправляли своему руководителю опять же по почте. В России данный способ появился в конце XIX века.
В 1979 году в Китае впервые в истории дистанционного образования одностороннее взаимодействие университета со студентами стали осуществлять посредствам радио- и телепередач (аудиокассеты получили распространение позже). Двухстороннее же взаимодействие осуществлялось при помощи очных консультаций, краткосрочных курсов и переписки.
Сегодня, наряду с почтовыми пересылками печатных и медиа-материалов, всё чаще применяются современные компьютерные технологии: аудио/видеоконференции, E-Learning (электронное обучение), online Learning(онлайн-обучение), интернет-конференции, интернет-трансляции. Эти технологии позволяют студентам в режиме реального времени консультироваться с педагогами, где бы они ни находились, проходить тесты, сдавать экзамены.
Получить образование дистанционно могут люди различных возрастов и с разными физическими возможностями. При высокой доле самостоятельности обучающиеся могут практически в любое время связаться с преподавателем.
Плюс такого способа обучения заключается еще и в том, что проходит оно в психологически комфортной, привычной обстановке, при индивидуальном темпе.
По окончании курса обучения студентам, в зависимости от программы обучения, выдаются дипломы или сертификаты.
Концепция построения и развития системы дистанционного обучения.
Одной из центральных проблем создания и развития системы дистанционного
обучения в вузе является обеспечение пропускной способности сети и
производительности серверов, необходимых для предоставления образовательных
услуг с требуемым качеством. Это обусловлено тем, что спрос на образовательные услуги крайне неравномерно распределяется по времени и учебным блокам. Создание мощной инфраструктуры в университете для обслуживания пользователей в таких условиях крайне не эффективно. В связи с этим предлагается иерархическая модель децентрализованной системы электронного образования.
Модель основана на распределенном принципе предоставления электронных
образовательных
услуг и описывает
образовательных сервисов и хранения контента. Количество функциональных уровней модели определяется сложившейся структурой национальных инфокоммуникаций.
К первому уровню относится инфокоммуникационная инфраструктура вуза,
ко второму – инфокоммуникационные инфраструктуры вторичных Internet-провайдеров,
к третьему – инфокоммуникационные инфраструктуры первичных Internet-провайдеров,
к четвертому уровню – инфокоммуникационная инфраструктура сети Internet.
Децентрализация, положенная в основу модели, позволяет каждому вузу
самостоятельно реализовывать электронную образовательную политику, распределяя вузовские электронные образовательные сервисы и контент по четырем уровням в зависимости от потребительского спроса. Показателем эффективности такого распределения является минимум капитальных и эксплуатационных затрат на создание и обеспечение функционирования системы дистанционного обучения в вузе.
Для построения вузовской системы дистанционного обучения с интегрированными видеосервисами предлагается трехуровневая модель, включающая физическую и виртуальную серверную платформу (первый уровень),
программное серверное ядро управления образовательными услугами и контентом
(второй уровень)
и периферийные
студию, видеоконференц-залы и тьюторные боксы – третий уровень).
Формирование образовательного видеоконтента.
Создание качественного образовательного видеоконтента является существенным вкладом в национальный информационный ресурс и экспортный потенциал государства.Для различных технологий ВКС существуют свои особенности формирования образовательного видеконтента. Предлагается следующая классификация его примитивных мультимедийных элементов: фигура, лицо, презентация, совместный рабочий стол, звук, титры.
В случае использования аппаратной ВКС общая схема формирования
образовательного видеоконтента включает видеокамеру, микрофон, компьютер для
демонстрации презентаций и видеокодек, объединяющий изображение спикера и звук с компьютерной презентацией. Результирующий видеопоток транслируется через корпоративную сеть и Internet и может быть записан на контент-сервер для хранения и последующего распространения по запросам пользователей.
В случае использования программной ВКС для формирования видеоконтента
используется компьютер с web-камерой, микрофоном и акустической системой.
Совмещение видеоизображения с презентацией осуществляется в компьютере.
Результат записывается в мультимедийный файл на сервер видеоконференц-связи. В системе дистанционного обучения с интегрированными видеосервисами видеоконтент формируется аналогично, но в формате SCORM. Просмотр учебного видеоконтента возможен через образовательный портал посредством web-браузера или специального клиента (например, Microsoft LifeMeeting). Рабочее окно образовательного портала состоит из четырех основных полей: поле презентаций, поле видео, поле чата (обмена короткими сообщениями) и поле управления. В поле видео отображается тьютор (лектор или докладчик) и его возможный оппонент (эту пару изображений видят все дистанционные клиенты). В поле презентаций выводится документ или демонстрируется рабочий стол (окна любых запущенных приложений). В поле чата можно задать текстовый вопрос тьютору и увидеть ответ.
В состав видеосервисов вуза входят персональное дистанционное обучение; групповое дистанционное обучение; формирование образовательного видеоконтента; импорт и экспорт учебного видеоконтента через сеть Internet; университетское телевидение; корпоративные административные видеоконференции; внешние административные и научные видеоконференции.
Персональное дистанционное обучение – предоставление образовательного видеоконтента – видеолекций, видеопрактикумов и т.п. – для виртуальных
аудиторий студентов дистанционной формы обучения в реальном времени и по запросу,проведение дистанционных консультаций, семинаров, зачетов и экзаменов через сеть Internet.
Групповое дистанционное обучение – предоставление образовательного видеоконтента через корпоративную университетскую сеть для поточных аудиторий студентов. Формирование университетского видеоконтента – видеозапись лекций и практикумов, видео-протоколирование конференций и совещаний. Импорт и экспорт учебного видеоконтента через сеть Internet –
обмен учебным
видеоконтентом с другими учреждениями
образования.
Университетское телевидение – вывод на мониторы и видеостены административной и образовательной информации. Корпоративные административные видеоконференции – совещания на уровне ректората, деканатов и структурных подразделений.
Внешние административные и научные видеоконференции – дистанционные совещания, научно-технические и научно-методические конференции различного уровня, защиты диссертаций через сеть Internet.
Таким образом, дистанционное обучение способствует:
- Активизации позиции учащегося.
Дистанционное обучение предполагает гибкое и эвристическое управление
самостоятельной работой обучаемого, что позволяет студенту активизировать личную позицию по определенному спектру проблем, самостоятельно планировать время, отводимое на занятие, а также во многом определять содержание учебного процесса.
- Повышению мотивации обучаемых к самообразованию и саморазвитию.
Дистанционное обучение нацелено на повышение уровня профессиональной
мотивации студентов, расширению их общего кругозора.
- Формированию навыков самостоятельной работы с использованием
современных компьютерных технологий. Компьютеризация образовательного процесса, бесспорно, формирует компьютерную грамотность, как одну из основополагающих компетенций выпускника высшего учебного заведения.
- Повышению эффективности организации учебно-воспитательного процесса в
рамках классно-урочной системы. Современные компьютерные информационные технологии, в частности дистанционное обучение, позволяют во многом преодолеть такие несовершенства классно-урочной системы, как отсутствие обратной связи между преподавателем и студентом, сложность организации самостоятельной работы студентов, отсутствие у преподавателей возможности опросить каждого студента на занятии/лекции, дефицит
учебного материала, и т.д.
- Оптимизации процесса обучения для студентов-заочников. Правильно организованная система дистанционного обучения позволит студентам ознакомиться или получить учебный материал непосредственно из дома
и или, в случаи невозможности приезда на занятия, автоматизировать систему контроля полученных знаний, предоставить гибкий график обучения и многое другое.
- Улучшению общего психологического климата на занятиях в классе.
При использовании элементов дистанционного обучения студенты могут в
полной мере продемонстрировать свои знания, умения, навыки в режиме автономной работы, что способствует снижению уровня тревожности и созданию ситуации успеха на занятии. Отношения между преподавателем и студентом становятся более доверительными, так как о возможных ошибках студента будет осведомлён только преподаватель, а не весь класс.
- Индивидуализации и дифференциации процесса обучения.
Внедрение элементов дистанционного обучения в учебно-воспитательный процесс способствует с одной стороны индивидуализации данного процесса, так как
программа во многом определяется в соответствие с психолого-педагогическими
характеристиками личности обучаемого. С другой стороны, в основе дистанционного обучения лежит принцип дифференциации педагогического процесса, так как студентам предлагается различные способы самоконтроля.
- Расширению возможностей контроля с обратной связью и диагностикой
Дистанционное обучение предполагает комплексную диагностику и мониторинг
процесса обучения, получаемых знаний, умений и навыков по заданной теме.
- Осуществлению самоконтроля и самокоррекции.
Данная информационная компьютерная технология позволяет формироваться и
совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы студентов.
Также системы дистанционного обучения существенно помогают в организации
процесса обучения студентов-инвалидов, которые могут получить качественное
образование, не выходя из дома. Новые информационные технологии позволяют таким студентам активно участвовать в общественной жизни и приобщаться к новым знаниям с возможностью постоянных онлайн консультаций и контроля
сформированности этих знаний.