Дистанционное обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 09:54, реферат

Описание работы

Анализ современных систем дистанционного обучения показал, что большинство из них ограничены решением задач формирования электронных учебных материалов и организацией дистанционного доступа к ним. Устранить данный недостаток позволяет использование видео-компоненты в дистанционном обучении – это видео-лекции, видео-практикумы, видео-семинары, виртуальные экскурсии и т.д., доступные студентам через сеть в реальном масштабе времени или в записи по запросу.

Файлы: 1 файл

Дистанционное обучение.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

    Используемые в настоящее время методики дистанционного обучения базируются, в основном, на удаленном выполнении студентом различных тестовых

заданий и работ  с целью обучения заданному курсу . Преподаватель, получив по

электронной почте  выполненное задание, проверяет  правильность выполнения и в

случае необходимости  отправляет задание на доработку  студенту. В этой

последовательности  «преподаватель-студент – преподаватель» присутствуют довольно значительные временные задержки, связанные с процессом выполнения студентом задания, временем подготовки и отправки задания на проверку, временем получения, проверки задания преподавателем и временем формирования ответа с результатами.

   Как показывает практика для сдачи, например, лабораторной работы студенту

дистанционного  обучения требуется в среднем около 1-1.5 месяца при достаточной степени базовой подготовки. В сравнении со студентами дневного обучения, обучающиеся на дистанционном обучении успевают выполнить за тот же срок значительно меньше заданий.

   Одной из основных причин этого является невозможность прямого общения с

преподавателем  в процессе обучения и выполнения тестовых заданий и работ. В связи  с вышеизложенным, в целях ускорения процесса обучения была разработана

автоматизированная  система с возможностью проведения преподавателем онлайн

консультаций  для одного или группы студентов.

 

 

    Отличительными особенностями   данной системы являются:

 

1. Автоматизация  работы преподавателя по ведению  учета студентов записавшихся на курс.

2. Автоматическая  генерация тестовых и учебных  заданий индивидуально для

каждого студента.

3.Возможность проведения  онлайн консультаций как индивидуальных, так и в

составе сформированной группы студентов.

4.Ведение подробной статистики по каждому обучаемому, включая успеваемость

и заданные онлайн вопросы.

5.Ведение подробной статистики по каждому преподавателю (время работы со

студентом, вопросы и ответы, учет сданных работ и т.п.).

6.Ведение учета по всем преподавателям с возможностью выдачи настраиваемых

отчетов из базы данных.

  

  Система состоит из клиентской и серверной частей. Серверная часть системы

обеспечивает подключение  клиентских модулей и хранение в базе данных сведений об успеваемости студентов и временных затратах преподавателей, а также записи онлайн консультаций. Для работы системы студенту и преподавателю необходимо загрузить клиентскую часть системы на свою рабочую станцию. Работа системы в режиме онлайн консультаций состоит из нескольких шагов. На первом шаге студент, желающий получить консультационную помощь, дистанционно записывается на консультацию к данному преподавателю. Преподаватель инициирует проведения консультаций посредством назначения времени проведения. В заданное время сервер создает выделенный программный канал между рабочими станциями студентов и рабочей станцией преподавателя. На мониторе преподавателя отображаются окна рабочих столов студентов с возможностью выбора активного окна. На мониторах студентов в отдельном окне отображается содержимое рабочего окна, выбранного преподавателем в качестве демонстрационного, причем это может быть любое окно рабочего стола студента либо преподавателя. Таким образом, все студенты могут наблюдать за действиями как преподавателя, так и других студентов, выбранных преподавателем для показа. Отдельное окно у студентов предназначено для текстовых пояснений, либо демонстрации преподавателем презентационных материалов по изучаемой работе. Студенты могут задавать вопросы и получать ответы на них без каких либо задержек в онлайн режиме. B результате, количество одинаковых и похожих вопросов студентов резко снижается, так как все обучаемые одновременно видят и задаваемый вопрос и ответ, что повышает производительность труда преподавателя и ускоряет процесс обучения. Имеется возможность коллективной работы нескольких студентов над одним проектом.               Модуль автоматической генерация тестовых и учебных заданий позволяет выдавать для каждого студента индивидуальное задание по заранее настроенному шаблону, что повышает производительность труда преподавателя и снижает вероятность получения одинаковых заданий для разных студентов.

В качестве сервера базы данных используется Linux UBUNTU 11.04 server, база

данных использует СУБД MySQL, клиентская часть системы реализована  с

использованием технологий framework QT 4.6. Использование бесплатного

программного обеспечения с открытым исходным кодом снижает материальные

затраты и повышает гибкость системы. Модульная структура позволяет, в дальнейшем, по мере развития подключать необходимые модули, например, модуль автоматизации бухгалтерского учета.

   Применение данной системы на практике позволит значительно ускорить процесс прохождения обучения, увеличить заинтересованность студента в изучении, повысить качество обучения и объем изученного материала, увеличить производительность труда преподавателя за счет освобождения его от рутинных процессов ведения учета.

 Среди высших учебных заведений немало таких, которые предлагают получить образование с использованием дистанционных технологий. Всё потому, что, в отличие от тех же самых колледжей, у вузов информационно-техническая база на порядок лучше. Однако принцип организации дистанционного обучения ничем не отличается.

 

 Студенты также  посещают on-line лекции и участвуют  в on-line семинарах, пользуются электронными  библиотеками через Интернет, получают  учебные материалы и задания на свой электронный почтовый ящик,  имеют возможность консультироваться с тьюторами и преподавателями с помощью Интернет-телефонии. Если у вуза есть такая возможность (удаленный доступ к лабораторному оборудованию, компьютерные тренажеры), то студенты могут дистанционно выполнять и лабораторные, и практические работы. Однако обучение по некоторым специальностям (например, медицинским) нельзя осуществить дистанционно.

 

 Как и при получении  среднего профессионального образования  удаленно, обучение в виртуальном вузе чаще представляет собой заочное обучение с применением дистанционных образовательных технологий. То есть промежуточные и итоговые испытания студент должен проходить непосредственно в вузе или его филиале.

 

            

               ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

 

       

      Плюсы:

 

+ Возможность  обучаться в любое время 

 

 Студент, обучающийся  дистанционно, может самостоятельно  решать, когда и сколько времени  в течение семестра ему уделять  на изучение материала. Он строит  для себя индивидуальный график обучения. Некоторые образовательные учреждения предоставляют своим студентам возможность откладывать обучение на длительный срок и возвращаться к нему без необходимости снова оплачивать образовательные услуги.

 

+ Возможность  обучаться в своем темпе

 

 Учащимся дистанционно  не нужно беспокоиться о том,  что они отстанут от своих  однокурсников. Всегда можно вернуться  к изучению более сложных вопросов, несколько раз посмотреть видео-лекции, перечитать переписку с преподавателем, а уже известные темы можно пропустить. Главное, успешно проходить промежуточные и итоговые аттестации.

 

+ Возможность  обучаться в любом месте

 

 Студенты могут  учиться, не выходя из дома  или офиса, находясь в любой  точке мира. Чтобы приступить  к обучению, необходимо иметь компьютер с доступом в Интернет. Отсутствие необходимости ежедневно посещать учебное заведение – несомненный плюс для людей с ограниченными возможностями здоровья, для проживающих в труднодоступных местностях, отбывающих наказание в местах лишения свободы, родителей с маленькими детьми.

 

+ Учеба без  отрыва от основной деятельности

 

 Дистанционно можно  обучаться на нескольких курсах  одновременно, получать очередное  высшее образование. Для этого  совсем не обязательно брать  отпуск на основном месте работы, уезжать в командировки. Существуют образовательные организации, которые организуют корпоративное обучение (повышение квалификации) для сотрудников фирм и госслужащих. В этом случае учеба не прерывает трудовой стаж, а изученные вопросы можно сразу применить в трудовой деятельности.

 

+ Высокие результаты  обучения

 

 Как показывают  исследования американских ученых, результаты дистанционного обучения  не уступают или даже превосходят  результаты традиционных форм  обучения. Большую часть учебного  материала студент-дистанционник изучает самостоятельно. Это улучшает запоминание и понимание пройденных тем. А возможность сразу применить знания на практике, на работе помогает закрепить их. Кроме того, использование в процессе обучения новейших технологий делает его интереснее и живее.

 

+ Мобильность

 

 Связь с преподавателями,  репетиторами осуществляется разными  способами: как on-line, так и off-line. Проконсультироваться с тьютором  с помощью электронной почты  иногда эффективнее и быстрее,  чем назначить личную встречу  при очном или заочном обучении.

 

+ Доступность  учебных материалов

 

 Обучающимся дистанционно  незнакома такая проблема, как  нехватка учебников, задачников, методичек. Доступ ко всей необходимой  литературе открывается студенту  после регистрации на сайте  университета, либо он получает учебные материалы по почте.

 

+ Дистанционное  образование дешевле

 

 Если сравнивать  обучение по отдельно взятой  специальности на коммерческой  основе очно и дистанционно, то  второе окажется дешевле. Студенту  не приходится оплачивать дорогу, проживание, а в случае с зарубежными вузами не нужно тратиться на визу и загранпаспорт.

 

+ Обучение в  спокойной обстановке

 

 Промежуточная аттестация  студентов дистанционных курсов  проходит в форме on-line тестов. Поэтому у учащихся меньше  поводов для волнения перед встречей с преподавателями на зачетах и экзаменах. Исключается возможность субъективной оценки: на систему, проверяющую правильность ответов на вопросы теста, не повлияет успеваемость студента по другим предметам, его общественный статус и другие факторы.

 

+ Удобство для  преподавателя 

 

 Учителя, репетиторы, преподаватели, занимающиеся педагогической  деятельностью дистанционно, могут  уделять внимание большему количеству  учеников и работать, находясь, например, в декретном отпуске.

 

+ Индивидуальный подход

 

 При традиционном  обучении преподавателю довольно  трудно уделить необходимое количество  внимания всем учащимся группы, подстроиться под темп работы  каждого. Использование дистанционных  технологий подходит для организации  индивидуального подхода. Кроме того, что учащийся сам выбирает себе темп обучения, он может оперативно получить у тьютора ответы на возникающие вопросы.

 

 

       Минусы:

 

- Необходима  сильная мотивация

 

 Практически весь  учебный материал студент-дистанционник  осваивает самостоятельно. Это требует развитой силы воли, ответственности и самоконтроля. Поддерживать нужный темп обучения без контроля со стороны удается не всем.

 

- Дистанционное  образование не подходит для  развития коммуникабельности

 

 При дистанционном  обучении личный контакт учащихся друг с другом и с преподавателями минимален, а то и вовсе отсутствует. Поэтому такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде.

 

- Недостаток  практических знаний

 

 Обучение специальностям, предполагающим большое количество практических занятий, дистанционно затруднено. Даже самые современные тренажеры не заменят будущим медикам или учителям «живой» практики.

 

- Проблема идентификации  пользователя

 

 Пока самый эффективный  способ проследить за тем, честно и самостоятельно ли студент сдавал экзамены или зачеты, - это видеонаблюдение, что не всегда возможно. Поэтому на итоговую аттестацию студентам приходится лично приезжать в вуз или его филиалы.

 

- Недостаточная  компьютерная грамотность

 

 В России особенная  потребность в дистанционном  образовании возникает в отдаленных  районах. Однако в глубинке  не у всех желающих учиться  есть компьютер с доступом  в Интернет.

 

                     

 

                       МИФЫ О ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ.

 

1. При дистанционном  обучении, качество получаемых знаний ниже, чем при очном.

 

 В какой бы форме  ни предоставлялось образование,  его качество, в первую очередь,  зависит от самого учащегося.  Дистанционное обучение предполагает  большую степень самостоятельности. Если у студента сильная мотивация, то он наверняка успешно справится с учебной программой. В то же время, качество образования, полученного самостоятельно, часто бывает даже выше уровня знаний, полученных традиционно за партой.

 

 Во-вторых, немаловажную роль играет статус учебного заведения. Согласитесь, диплом Гарварда, полученный даже после дистанционного обучения, ценится больше документа, полученного в одном из российских вузов после очного обучения.

 

 В-третьих, применяя  дистанционные технологии, учебным заведениям гораздо легче организовать семинары с высококвалифицированными педагогами и учеными.

 

2. Дистанционное  обучение мало отличается от  заочного.

 

 Заочная форма обучения  предполагает периодические очные  занятия учащихся в учебном заведении: лекции, семинары, зачеты и экзамены.

 

 Дистанционное образование  предполагает удалённое изучение  материала. Студенты встречаются  с преподавателями только во  время итоговой аттестации и  защиты дипломной работы. Однако  некоторые учебные заведения организуют обучение полностью дистанционно, включая сессии и защиту выпускных работ.

 

 Второе существенное  отличие – учебные материалы.  Студенты-заочники пользуются традиционными  бумажными учебниками. При дистанционном  обучении применяются в основном  электронные учебные пособия, виртуальные тренажеры.

 

3. Контакт с  преподавателями и сокурсниками  затруднен.

 

 Проконсультироваться  с преподавателем, обучаясь дистанционно, порой может быть даже легче,  чем студентам-очникам и заочникам.  Есть несколько способов связи с тьютором: электронная почта, система личных сообщений на сайте учебного заведения, чат-системы, Интернет-телефония. Эти же средства используются и для коммуникации со своими сокурсниками. Таким образом, можно практически ежедневно общаться как с преподавателями, так и с одногруппниками.

 

4. Чтобы успешно  учиться дистанционно, нужно быть  продвинутым пользователем ПК.

Информация о работе Дистанционное обучение