Дизартрия. Определение всех дефектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 20:11, практическая работа

Описание работы

Дизартрия - нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех групп звуков. Особенности: «смазанная» речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи.
Ринолалия - это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата.
Особенности: голос приобретает «носовое звучание».

Файлы: 1 файл

вапвпке.docx

— 67.16 Кб (Скачать файл)

«МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ.М.А.ШОЛОХОВА»

 

 

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЛОГОПЕДИИ

 

ЗАЧЕТ ПО ЛОГОПЕДИИ

ТЕМА:ДИЗАРТРИЯ.

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса

очно-заочного отделения

спецальности:логопедия

 

 

 

 

 

 

г.Москва 2013

 

Определение всех дефектов.

 

 

Дислалия - это самое распространенное нарушение. 
Особенности: хороший словарный запас, правильное построение предложений и согласование слов; но есть дефектное произношение некоторых звуков.

Дизартрия - нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех групп звуков. 
Особенности: «смазанная» речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи.

Ринолалия - это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата. 
Особенности: голос приобретает «носовое звучание».

Заикание - нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата; возникает в возрасте 2 - 2,5 года. 
Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («а», «и»).  
Профилактика заикания:

  • речь окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчетливой;
  • нужно ограничить контакты малыша с заикающимися;
  • не допускайте скандалов и конфликтов при ребенке;
  • избегайте психических и физических травм (особенно головы);
  • не перегружайте ребенка информацией и впечатлениями;
  • не опережайте развитие ребенка и не пытайтесь сделать из него вундеркинда;
  • не запугивайте ребенка страшными сказками и всякими бабками-ёжками;
  • не оставляйте ребенка в качестве наказания в темном помещении, не бейте ребенка;

Алалия - это полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет); оно обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка. 
Особенности: 
моторная алалия - ребенок понимает речь, но не умеет её воспроизводить; 
сенсорная алалия - ребенок не понимает чужую речь; наблюдается автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос малыш повторяет сам вопрос).

Мутизм - прекращение речевого развития из-за психической травмы. 
Особенности: 
общий мутизм - ребенок не говорит вообще; 
избирательный мутизм - своим молчанием малыш протестует против каких-либо обстоятельств или людей;

Детский аутизм - состояние психики, при котором ребенок полностью уходит в свои переживания и отстраняется от внешнего мира; при этом отсутствуют элементарные бытовые навыки и речь. 
Особенности:

  • дети легко возбудимы и иногда агрессивны;
  • часто зацикливаются на чем-то; такие дети могут предпочитать какой то пределенный вид продуктов не из-за вкусовых качеств, а скажем, из-за внешнего вида, и при этом отказываются от другой предложенной пищи; например малыш может не захотеть пить молоко из пакета, а не из картонной упаковки;
  • с первых месяцев малыш не стремится к общению со взрослыми, не прижимается к матери;
  • для таких детей характерно чувство опасности; но их страхи часто имеют необычную направленность: малыш может пугаться, например, письменного стола, но совершенно не бояться собак и высоты;

Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).  
 
ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.  
 
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда).  
 
Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления,которые указывают на системные нарушения речевой деятельности:

  • более позднее начало речи (первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам);
  • речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена;
  • ребёнок, понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли;
  • речь детей с ОНР является малопонятной;

Выделяют три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояниекомпонетов языка при ОНР:

1-ый уровень - полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов. 
Особенности:

  • словарь детей состоит из лепетных слов типа «ляля», «биби»;
  • при этом одно слово может обозначать разные понятия («ляля» - это и кукла и девочка);
  • часто названия предметов употребляются вместо названий действий и наоборот: «туй»(стул) - сидеть, «пать» (спать) - кровать;
  • такие дети не умеют строить фразы; они говорят однословные слова-предложения типа«дай»;
  • многие звуки не произносятся;
  • сложные слова сокращаются до простых: «аба» (собака), «алет» (самолет);

2-й уровень 
Особенности:

  • достаточно большой словарный запас; двухсловные и трехсловные фразы;
  • используемые слова сильно искажены и связи между словами в предложениях еще не оформлены; например: «кадас ледит той» (карандаш лежит на столе);
  • нарушено согласование слов; например: «иса безал» (лиса бежала);
  • в сложных словах часто переставляются слоги или добавляются новые; например:«лисипед» (велосипед);

3-й уровень: характеризуется развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии различных сторон речи; однако есть нарушения в оформлении сложных речевых единиц. 
Особенности:

  • неправильное употребление окончаний и рассогласование слов: «стулы» (стулья); «красная солнце» (красное солнце); «два булки» (две булки);
  • упрощение сложных предлогов: «из стола» (из-за стола);
  • словарный запас достаточно большой, но может отсутствовать знание нюансов (например, ребенок может не знать, таких частей тела, как запястье, локоть, переносица);
  • неправильное образование уменьшительно-ласкательных форм: «стулик» (стульчик); относительных прилагательных: «стекловый» (стеклянный); притяжательных прилагательных:«лисовая шкура» (лисья шкура); и глаголов с приставками: «зашивать пуговицу» (пришивать пуговицу);
  • слоговая структура слова воспроизводится правильно, за исключением сложных слов; например: «милицанер» (милиционер);
  • звуки произносятся правильно, кроме некоторых сложных звуков: «р», «л»;
  • нарушен звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, плохо подбирает картинки на заданный звук);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель и принципы анализа  речевых  нарушений

 

 

 



 

 

 

 

 

                                                

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Клинико-педагогическая классификация нарушений речи

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психолого-педагогическая классификация нарушений речи 

                                                       (по Р.Е.Левиной)

 

 

 

 

 


 


 

 

 

 

 


 

 

 


 

 



 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М К Б - 10

 

Блок нарушений

Шифр

Рубрика по МКБ -10

Психолого-педагогическое заключение

                                          Расстройства психологического развития                   

Специфические расстройства развития речи и языка  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специфические расстройства развития учебных навыков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся в детском и подростковом возрасте

F80 

 

 

F80.0

 

 

 

 

 

F80.1

 

F80.2

 

F80.3

 

F80.8

 

F80.9

 

 

 

 

F81

F81.0

 

 

 

 

F81.1

 

 

 

 

F81.3

 

 

 

 

 

 

F98

F98.5

 

F98.6

 

 

 

Специфические расстройства речевой артикуляции

 

 

 

 

Расстройство  экспрессивной речи

Расстройство  рецептивной речи

Приобретенная афазия с эпилепсией

Другие расстройства развития речи и языка

Расстройства  развития речи и языка  неуточненные

 

 

 

 

Специфическое расстройство чтения

 

 

 

Специфическое расстройство спеллингования

 

 

 

Смешанное расстройство учебных навыков

 

 

 

 

 

 

Заикание

 

Речь взахлеб

 

 

 

 

 

 

 

Дислалия (механическая дислалия; функциональная дислалия: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая)

 

Моторная алалия

 

Сенсорная алалия

 

Детская афазия

 

 

 

Неосложненный вариант  общего недоразвития речи (ОНР невыясненного генеза)

 

 

 

Дислексия (фонематическая, семантическая, аграмматическая, мнестическая, оптическая, тактильная; дислексия в сочетании  с дисграфией)

Дисграфия (артикуляторно-акустическая, акустическая, дисграфия на почве  нарушения языкового анализа  и синтеза, аграмматическая, оптическая)

Трудности обучения

 

 

 

 

 

 

 

Заикание (невротическое и неврозоподобное)

Тахилалия (баттаризм, полтерн)

   Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках                                      

Симптомы и признаки, относящиеся  к речи и голосу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

R47.0

 

 

 

 

R47.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

R49.0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

R49.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

R49.2

 

Дисфагия и  афазия

 

 

 

 

Дизартрия, анартрия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дисфония 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Афония 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытая гнусавость и закрытая гнусавость

 

Афазия (акустико-гностическая, акустико-мнестичкеская, моторная афферентная, моторная эфферентная, семантическая, динамическая)

Дизартрия (бульбарная; псевдобульбарная: стертая форма дизартрии;  подкорковая: экстрапирамидная,  гиперкинетическая; мозжечковая; корковая: афферентная, эфферентная); анартрия

 

 

 

 

 

Дисфония (функциональная: гипертонусная, гипотонусная; органическая: дисфония при параличах и порезах центрального и периферического характера, дисфония при новообразованиях, дисфония при  кровоизлияниях голосовых складок, дисфония после удаления новообразований, дисфония при профессиональном трахеите)

 

Афония (функциональная: гипертонусная, гипотонусная, психогенная; органическая: афония при параличах и порезах, афония при новообразованиях гортани, афония при кровоизлиянии голосовых  складок, афония при  профессиональном трахеите)

 

Открытая   ринолалия (органическая открытая, функциональная открытая)  и закрытая ринолалия (передняя, задняя, функциональная)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дизартрия: причины  возникновения и способы устранения.

 

 

Дизартрия — это вид нарушения звукопроизношения, причинами которой являются преимущественно органические патологии в речевом аппарате. При дизартрии, являющейся достаточно тяжелой формой нарушений в речевом развитии, особенно явно проявляются расстройства в артикуляции звуков, неправильное голосообразование, нарушения в ритме и темпе произносимой речи, а также некорректная интонация произношения.

Причины дизартрии кроются  намного глубже, чем простые нарушения  в развитии речевого аппарата, в основном они связаны с поражениями центральной нервной системы ребенка, полученные им во внутриутробном развитии, во время родов или в период первого года жизни.

Наиболее распространенными  случаями, которые могут привести к возникновению и развитию дизартрии у ребенка, являются:

— Инфекции острого и хронического характера во время беременности;

— Кислородное голодание;

— Интоксикации и токсикозы беременности;

— Несовместимый резус — фактор;

— Различные травмы во время беременности и родов;

— Недоношенность;

— Асфиксия;

— Инфекционные заболевания в первый год жизни ребенка;

По причине того, что дизартрия связана с нарушениями, произошедшими в центральной нервной системе, её лечение и формирование правильных речевых навыков у ребенка — это сложный и длительный процесс. Работа по постановке и коррекции речи, нарушения которой связаны с дизартрией, требует высокой квалификации и профессионального опыта логопеда, а также активной помощи родителей, которые должны неукоснительно выполнять вместе с ребенком все назначенные упражнения, направленные также на улучшение моторики пальцев, развитость которой напрямую влияет на речевые способности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы дизартрии.

 

 

Дизартрия нередко наблюдается  у детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП). Поданным Е. М. Мастюковой, дизартрия при ДЦП проявляется  в 65 — 85% случаев.

Классификация клинических  форм дизартрии основывается на выделении  различной локализации поражения  мозга. Дети с различными формами  дизартрии отличаются друг от друга  специфическими дефектами звукопроизношения, голоса, артикуляционной моторики, нуждаются в различных приемах  логопедического воздействия и  в разной степени поддаются коррекции.

Формы дизартрии

Информация о работе Дизартрия. Определение всех дефектов