Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 20:11, практическая работа
Дизартрия - нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех групп звуков. Особенности: «смазанная» речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи.
Ринолалия - это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата.
Особенности: голос приобретает «носовое звучание».
(от лат. bulbus. — луковица, форму которой имеет продолговатый мозг) проявляется при заболевании (воспалении) или опухоли продолговатого мозга. При этом разрушаются расположенные там ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего и подъязычного, иногда тройничного и лицевого).
Характерным является паралич, или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого нёба. У ребенка с подобным дефектом нарушается глотание твердой и жидкой пищи, затруднено жевание. Недостаточная подвижность голосовых складок, мягкого нёба приводит к специфическим нарушениям голоса: он становится слабым, назализованным. В речи не реализуются звонкие звуки. Парез мышц мягкого нёба приводит к свободному проходу выдыхаемого воздуха через нос, и все звуки приобретают выраженный носовой (назальный) оттенок.
У детей с описываемой формой дизартрии наблюдается атрофия мышц языка и глотки, снижается также тонус мышц (атония). Паретическое состояние мышц языка является причиной многочисленных искажений звукопроизношения. Речь невнятная, крайне нечеткая, замедленная. Лицо ребенка с бульварной дизартрией амимично.
Сравнение дизартрии и дислалии.
Часто встречаются дети,
у которых при однократном
обследовании каких-либо симптомов
не отмечается. При диагностике отличить
легкую степень дизартрии от сходных
с ней нарушений часто бывает
очень трудно, поскольку ряд симптомов
дизартрии по форме почти идентичен
симптомам иных расстройств речевой
деятельности. Трудности усугубляются
и тем, что дизартрия часто
проявляется в структуре
В школьном возрасте это
приводит к зеркальному письму, недостаточной
ориентировки в тетради. Дети могут
испытывать трудности на уроке черчения
в старшем возрасте при выполнении
геометрических заданий. При обследовании
ребенок не выполняет пальчиковые
упражнения. Характерным является поиск
движений, требующих тонкой дифференцированной
работы пальцев: «замок», «коза». У ребенка
с дислалией со стороны моторики
таких нарушений нет. Артикуляционный
аппарат У ребенка со стертой
дизартрией выявляются: гипертонус: лицо
ребенка маскообразное, мышцы при
пальпации твердые; губы – характерно
положение верхней губы – она
натянута и прижата к верхней
десне, а во время речи она неподвижна;
язык всегда толстый (или меняет форму
«осеннего огурчика»); голос ослабленный,
отсутствуют модуляции (не может
изобразить как мычит корова); не
выполняет задание «Эхо»; речь немного
ускоренная; ослаблен речевой выдох;
страдают согласные и гласные
звуки. гипотонус: лицо гипомимично (мимика
недостаточная); при пальпации мышцы
лица дряблые; рот приоткрыт; ребенок
не удерживает позу закрытого рта (но
надо исключить лорпатологию); речевое
дыхание поверхностное; ребенок
не договаривает окончаний слов, как
бы допускает грамматические ошибки,
страдают обычно согласные. гиперсаливация:
(повышенное слюноотделение) особенно
при увеличении нагрузки. При этом
надо исключить заболевания
Степени дизартрии.
Степень выраженности дизартрического
нарушения речи зависит от тяжести
и характера поражения
^ Легкая степень выраженности дизартрии характеризуется
незначительными нарушениями (речевой
и неречевой симптоматикой) в структуре
дефекта. Часто проявления легкой степени
дизартрии называют «нерезко выраженной»
или «стертой» дизартрией, имея в виду
негрубые («стертые») парезы мышц артикуляционного
аппарата, нарушающих процесс произношения.
Иногда логопеды-практики пользуются
терминами «минимальные дизартрические
расстройства» и «дизартрический компонент»,
при этом некоторые из них неверно считают
эти проявления только элементами дизартрии
или промежуточным нарушением между дислалией
и дизартрией.
При легкой степени дизартрии общая разборчивость
речи может быть не нарушена, но звукопроизношение
несколько смазанное, нечеткое. Искажения
наблюдаются чаще всего при произнесении
свистящих, шипящих и/или сонорных звуков.
При произнесении гласных самые большие
затруднения вызывают звуки [и] и [у]. Нередко оглушаются звонкие согласные
звуки. Иногда изолированно ребенок все
звуки может произносить правильно (особенно
если с ним занимается логопед), но при
увеличении речевой нагрузки отмечается
общая смазанность звукопроизношения.
Также наблюдаются недостатки речевого
дыхания (учащенное, неглубокое), голоса
(тихий, глуховатый) и просодики (маломодулированность).
При легкой степени дизартрии у детей
отмечаются нерезко выраженные нарушения
тонуса мышц языка, иногда губ и незначительное
снижение объема и амплитуды их артикуляционных
движений. При этом нарушены наиболее
тонкие и дифференцированные движения
языка (прежде всего — подъем вверх). Неречевая
симптоматика также может проявляться
в виде легкой саливации, затруднения
жевания твердой пищи, редких поперхиваниях
при глотании, повышении глоточного рефлекса.
При средней (умеренно выраженной) степени дизартрии нарушена общая разборчивость речи, она
становится невнятной, иногда даже малопонятной
для окружающих. В некоторых случаях речь
ребенка трудно понять при незнании контекста.
У детей отмечается общая смазанность
звукопроизношения (многочисленные выраженные
искажения во многих фонетических группах).
Нередко звуки в конце слова и в стечении
согласных опускаются. Нарушения глубины
и ритма дыхания обычно сочетаются с расстройствами
силы (тихий, слабый, иссякающий) и тембра
голоса (глухой, назализованный, напряженный,
сдавленный, прерывистый, хриплый). Отсутствие
голосовых модуляций делает голос немодулированным,
а речь детей монотонной.
У детей выражены нарушения тонуса язычной,
губной и лицевой мускулатуры. Лицо гипомимичное,
артикуляционные движения языка и губ
замедлены, строго ограничены, неточные
(не только верхний подъем языка, но и его
боковые отведения). Значительные трудности
представляют удержание языка в определенном
положении и переключение от одного движения
к другому. Для детей со средней степенью
дизартрии характерна гиперсаливация,
нарушения акта приема пищи (затруднение
или отсутствие жевания, пережевывания
и захлебывания при глотании), синкинезии,
повышение рвотного рефлекса.
^ Тяжелая степень дизартрии — анартрия — это полное или почти полное отсутствие
звукопроизношения в результате паралича
речедвигательных мышц. Анартрия возникает
при тяжелом поражении центральной нервной
системы, когда моторная реализация речи
становиться невозможной. У большинства
детей с анартрией главным образом проявляются
расстройства управления речевыми артикуляциями
(артикуляционного, фонаторного, дыхательного
отдела), а не только исполнение. Кроме
патологии центральных исполнительных
систем речевой деятельности, нарушено
формирование динамического артикуляционного
праксиса. Отмечается расстройство произвольного
управления речевым аппаратом. Нарушения
произносительных способностей при анартрии
обусловлены ярко выраженными центральными
речедвигательными синдромами: спастическим
парезом в очень тяжелой степени, тоническими
нарушениями управления артикуляционными
движениями, гиперкинезами, атаксией и
апраксией. Апраксия охватывает все отделы
речевого аппарата: дыхательный, фонаторный,
губно-нёбно-язычный. Апраксические расстройства
проявляются неумением ребенка произвольно
оформить гласные и согласные звуки, слитно
произносить слог из имеющихся звуков
или слово из имеющихся слогов.
Анартрия характеризуется глубоким поражением
артикуляционных мышц и полной бездеятельностью
речевого аппарата. Лицо амимичное, маскообразное;
язык неподвижен, движения губ резко ограничены.
Жевание твердой пищи практически отсутствует;
выражены захлебывания при глотании, гиперсаливация.
По тяжести проявлений анартрия может
быть различной (И.И. Панченко):
а) полное отсутствие речи (звукопроизношения)
и голоса;
б) наличие только голосовых реакций;
в) наличие звукослоговой активности.
В зависимости от сочетания речедвигательного
расстройства с нарушениями различных
компонентов речевой функциональной системы
можно выделить несколько групп детей
с дизартрией.
1. Дети с чисто фонетическими нарушениями. У них страдает
звукопроизношение, речевое дыхание, голос,
просодика и артикуляционная моторика.
При этом не наблюдается нарушений фонематического
восприятия и лексико-грамматического
строя речи.
2. Дети с фонетико-фонематическим
недоразвитием. У них нарушается не только произносительная
сторона речи (звукопроизношение, речевое
дыхание, голос, просодика), но и фонематические
процессы (трудности звукового анализа
и синтеза). При этом лексико-грамматических
недостатков речи не наблюдается.
3. Дети с общим недоразвитием речи. У детей
этой группы нарушены все компоненты речи
— как произносительная сторона речи,
так и лексическое, грамматическое и фонематическое
развитие. Отмечаются ограничения словарного
запаса: дети пользуются обиходными словами,
часто употребляют слова в неточном значении,
подменяя смежными по сходству, по ситуации,
по звуковому составу. Для детей-дизартриков
нередко характерно недостаточное овладение
грамматическими формами языка. В их речи
часто опускаются предлоги, недоговариваются
окончания или неправильно употребляются,
не усваиваются падежные окончания, категории
числа; имеются затруднения в согласовании,
управлении.
Степень выраженности (тяжести) дизартрии
не зависит от количества нарушенных компонентов
речевой функциональной системы. Например,
при стертой (легкой степени) дизартрии могут быть
нарушены все компоненты речи (фонетический,
фонематический и лексико-грамматический
строй), а при дизартрии средней и тяжелой
степени может быть нарушен только фонетический
строй речи.
Дизартрия при ДЦП.
Одним из самых распространённых речевых нарушений при ДЦП является дизартрия. Примерно 80% детей с ДЦП страдают этим нарушением, которое возникает вследствие органического поражения головного мозга. При дизартрии иннервация мышц речевого аппарата недостаточна, из-за чего страдает произносительная и просодическая сторона речи. Также нарушенными оказываются дыхание, голос, моторика. Симптомы дизартрии у детей с ДЦП следующие:
1) тонус артикуляционной
мускулатуры далёк от нормы.
Для тонуса характерна
При попытках разговаривать он нарастает.
2) подвижность артикуляционных
мышц нарушена. Это происходит
из-за пареза или паралича. Подвижность
артикуляционных мышц может
3) нарушение дыхания, голоса
и просодики. Страдает глубина,
4) наличие гиперкинезов,
атаксии и синкинезий. Насильственные
движения (гиперкинезы) или тремор
(дрожание) встречаются преимущественно
в мышцах лица и языка.
5) нарушено звукопроизношение
всех звуков. Речь смазана, обычно
все звуки произносятся с
И.И. Панченко выделяет следующие виды дизартрии: спастико-паретическая, спастико-ригидная, гиперкинетическая, атактическая.
Спастико-паретическая дизартрия встречается при гемипаретическом и спастическом виде ДЦП. Для спастико-паретической дизартрии характерен парез и гипертонус мышц артикуляционной мускулатуры: лицо гипомимично, объём и амплитуда артикуляционных движений резко ограничены. Ребёнку трудно выполнять определённую артикуляционную позу, удерживаться на ней, переключаться с одной позиции на другую. Во время речи усиливается слюнотечение, нёбный и глоточный рефлексы, имеют место оральные синкинезии, нарушены процессы глотания, жевания, откусывания, речевого дыхания. Страдает просодика (темпо-ритмическая и мелодико-интонационная сторона речи). В изолированном виде звуки произносятся чётко, а в словах и предложениях они смазаны, ребёнок не видит разницы между гласными и согласными, твёрдыми и мягкими.
Спастико-ригидная дизартрия характерна для двойной гемиплегии. При этой форме дизартрии имеется парез артикуляционных мышц, которые по своему тонусу ригидны. Перед попыткой сказать какое-либо слово или фразу у ребёнка происходит повышение тонуса в артикуляционной мускулатуре, что ограничивает объём и амплитуду артикуляционных движений. Голос такого ребёнка тихий, сдавленный, напряженный, темп убыстрённый, речь скандирована. Дифференциация звуков затруднена – речь ребёнка абсолютна неразборчива. Нарушены процессы глотания, жевания, дыхания. Вместо жевания происходит сосание, перед глотанием дыхание замедляется, глотание происходит с небольшими паузами.
При гиперкинетическом виде
ДЦП возникает гиперкинетическа
Атактическая дизартрия характе