Дизартрия. Определение всех дефектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 20:11, практическая работа

Описание работы

Дизартрия - нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех групп звуков. Особенности: «смазанная» речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи.
Ринолалия - это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата.
Особенности: голос приобретает «носовое звучание».

Файлы: 1 файл

вапвпке.docx

— 67.16 Кб (Скачать файл)

Бульбарная дизартрия

(от лат. bulbus. — луковица, форму которой имеет продолговатый мозг) проявляется при заболевании (воспалении) или опухоли продолговатого мозга. При этом разрушаются расположенные там ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего и подъязычного, иногда тройничного и лицевого).

Характерным является паралич, или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого нёба. У ребенка с подобным дефектом нарушается глотание твердой и жидкой пищи, затруднено жевание. Недостаточная подвижность голосовых складок, мягкого нёба приводит к специфическим нарушениям голоса: он становится слабым, назализованным. В речи не реализуются звонкие звуки. Парез мышц мягкого нёба приводит к свободному проходу выдыхаемого воздуха через нос, и все звуки приобретают выраженный носовой (назальный) оттенок.

У детей с описываемой  формой дизартрии наблюдается атрофия  мышц языка и глотки, снижается  также тонус мышц (атония). Паретическое состояние мышц языка является причиной многочисленных искажений звукопроизношения. Речь невнятная, крайне нечеткая, замедленная. Лицо ребенка с бульварной дизартрией амимично.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнение дизартрии  и дислалии.

 

 

Часто встречаются дети, у которых при однократном  обследовании каких-либо симптомов  не отмечается. При диагностике отличить легкую степень дизартрии от сходных  с ней нарушений часто бывает очень трудно, поскольку ряд симптомов  дизартрии по форме почти идентичен  симптомам иных расстройств речевой  деятельности. Трудности усугубляются и тем, что дизартрия часто  проявляется в структуре различных  неврологических и психопатологических  синдромов (детский церебральный паралич, синдром минимальной мозговой дисфункции, синдром психофизической расторможенности, задержка психического развития, олигофрения  и др.) и вместе с тем сосуществует с другими речевыми нарушениями (алалией, ринолалией, заиканием). Однако это крайне важно, так как от постановки правильного диагноза в большой  мере зависят выбор адекватных направлений  коррекционно-логопедического воздействия  на ребенка с легкой степенью дизартрии  и соответственно эффективность  этого воздействия. Мне бы хотелось привести сравнение легкой степени  дизартрии в принципе с близким  к ней нарушением – тяжелой  степенью дизартрии, на основе речевых  и неречевых признаков. Стертая  форма дизартрии чаще всего диагностируется  после пяти лет. Для раннего выявления  стертой дизартрии и правильной организации комплексного воздействия  необходимо знать симптомы, характеризующие  эти нарушения. Обследование ребенка  начинается с беседы с мамой и  изучения поликлинической карты  развития ребенка. Анализ анамнестических  сведений показывает, что имеют место: отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония, невропатия и  др.); асфиксия новорожденных; стремительные  или затяжные роды. Со слов мамы, «ребенок закричал не сразу, ребенка приносили  кормить позже, чем всех». При  обследовании в поликлинике у  логопеда у детей в возрасте 5–6 лет со стертой дизартрией выявляются следующие симптомы. В ряде случаев  для диагностики минимальных  проявлений дизартрии помогают функциональные пробы (3, стр. 11). Проба 1. Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удерживать его неподвижно по средней линии и одновременно следить глазами за перемещающимся в боковых направлениях предметом. Проба является положительной и свидетельствует о дизартрии, если в момент движений глаз отмечается некоторое отклонение языка в эту же сторону. Проба 2. Ребенка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При наиболее тонких дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с закидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии. При помощи такого специального, углубленного обследования выявляются негрубые парезы лицевой мускулатуры, препятствующие нормальному формированию артикуляций. Таким образом, все случаи нарушений звукопроизношения такого патогенеза следует рассматривать как расстройства дизартрического ряда. 1.2 Классификации форм стертой дизартрии Впервые попытка классификации форм стертой дизартрии была сделана Е.Н. Винарской и А.М. Пулатовым на основе классификации дизартрии, предложенной О.А. Токаревой. В данной классификации на первый план выступает лишь степень нарушения, но не учитываются механизмы и нозология. В исследованиях Е.Ф. Соботович и А.Ф. Чернопольской определена типология расстройств в зависимости не только от неврологической симптоматики, двигательных нарушений, но и фонематического и общего развития при различных формах дизартрии легкой степени.

В школьном возрасте это  приводит к зеркальному письму, недостаточной  ориентировки в тетради. Дети могут  испытывать трудности на уроке черчения в старшем возрасте при выполнении геометрических заданий. При обследовании ребенок не выполняет пальчиковые  упражнения. Характерным является поиск  движений, требующих тонкой дифференцированной работы пальцев: «замок», «коза». У ребенка  с дислалией со стороны моторики таких нарушений нет. Артикуляционный  аппарат У ребенка со стертой  дизартрией выявляются: гипертонус: лицо ребенка маскообразное, мышцы при  пальпации твердые; губы – характерно положение верхней губы – она  натянута и прижата к верхней  десне, а во время речи она неподвижна; язык всегда толстый (или меняет форму  «осеннего огурчика»); голос ослабленный, отсутствуют модуляции (не может  изобразить как мычит корова); не выполняет задание «Эхо»; речь немного  ускоренная; ослаблен речевой выдох; страдают согласные и гласные  звуки. гипотонус: лицо гипомимично (мимика недостаточная); при пальпации мышцы  лица дряблые; рот приоткрыт; ребенок  не удерживает позу закрытого рта (но надо исключить лорпатологию); речевое  дыхание поверхностное; ребенок  не договаривает окончаний слов, как  бы допускает грамматические ошибки, страдают обычно согласные. гиперсаливация: (повышенное слюноотделение) особенно при увеличении нагрузки. При этом надо исключить заболевания желудочно-кишечного  тракта (гастриты, состояние голода). девиация языка (отклонение языка от средней линии) при функциональной нагрузке на речевой аппарат. Например, при выполнении упражнения «маятник»  нужно посмотреть в какую сторону  отклоняется язык. гиперкинезы: (насильственные движения языка) выделяются степени  гиперкинезов: тяжелая (язык подергивается  в переднее-заднем направлении), средняя (по языку пробегают волны, то в  продольном, то в поперечном направлении, иногда, это наблюдается только при  функциональной нагрузке), легкая (тремор кончика языка при функциональной нагрузке, иногда сопровождается цианозом – посинением). нарушение качества артикуляционных движений: движения выполняются, но страдает их качество; ослаблена мышечная сила (много щелчков  языком сделать не может, страдает ритмичность); сокращено время удержания артикуляционной  позы. У ребенка с дислалией  обычно нет таких симптомов. Звукопроизношение  При стертой дизартрии постановка звуков ведется по классической схеме, т.е. способы те же, приемы, можно  использовать фонетическую ритмику. Причем здесь звуки ставятся легко, но длителен процесс автоматизации. Иногда, приходится отрабатывать в спонтанной речи каждую позицию звука в слове. При  дислалии постановка звука также  ведется по классической схеме, но поставленный звук усваивается в речи ребенка  надолго и не требует длительного  процесса автоматизации. Общее речевое  развитие Детей со стертой дизартрией условно можно разделить на три  группы: дети, у которых нарушено звукопроизношение, просодика, но у  них хороший фонематический слух, богатая лексика, не нарушен грамматический строй языка – ФН (нарушение  погранично с дислалией, их трудно дифференцировать). дети, у которых не закончился процесс  формирования фонематического слуха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Степени дизартрии.

 

 

Степень выраженности дизартрического  нарушения речи зависит от тяжести  и характера поражения центральной  нервной системы. Условно выделяют 3 степени выраженности дизартрии: легкую, среднюю и тяжелую. 
 
^ Легкая степень выраженности дизартрии характеризуется незначительными нарушениями (речевой и неречевой симптоматикой) в структуре дефекта. Часто проявления легкой степени дизартрии называют «нерезко выраженной» или «стертой» дизартрией, имея в виду негрубые («стертые») парезы мышц артикуляционного аппарата, нарушающих процесс произношения. Иногда логопеды-практики пользуются терминами «минимальные дизартрические расстройства» и «дизартрический компонент», при этом некоторые из них неверно считают эти проявления только элементами дизартрии или промежуточным нарушением между дислалией и дизартрией. 
 
При легкой степени дизартрии общая разборчивость речи может быть не нарушена, но звукопроизношение несколько смазанное, нечеткое. Искажения наблюдаются чаще всего при произнесении свистящих, шипящих и/или сонорных звуков. При произнесении гласных самые большие затруднения вызывают звуки [и] и [у]. Нередко оглушаются звонкие согласные звуки. Иногда изолированно ребенок все звуки может произносить правильно (особенно если с ним занимается логопед), но при увеличении речевой нагрузки отмечается общая смазанность звукопроизношения. 
 
Также наблюдаются недостатки речевого дыхания (учащенное, неглубокое), голоса (тихий, глуховатый) и просодики (маломодулированность). 
 
При легкой степени дизартрии у детей отмечаются нерезко выраженные нарушения тонуса мышц языка, иногда губ и незначительное снижение объема и амплитуды их артикуляционных движений. При этом нарушены наиболее тонкие и дифференцированные движения языка (прежде всего — подъем вверх). Неречевая симптоматика также может проявляться в виде легкой саливации, затруднения жевания твердой пищи, редких поперхиваниях при глотании, повышении глоточного рефлекса. 
 
При средней (умеренно выраженной) степени дизартрии нарушена общая разборчивость речи, она становится невнятной, иногда даже малопонятной для окружающих. В некоторых случаях речь ребенка трудно понять при незнании контекста. У детей отмечается общая смазанность звукопроизношения (многочисленные выраженные искажения во многих фонетических группах). Нередко звуки в конце слова и в стечении согласных опускаются. Нарушения глубины и ритма дыхания обычно сочетаются с расстройствами силы (тихий, слабый, иссякающий) и тембра голоса (глухой, назализованный, напряженный, сдавленный, прерывистый, хриплый). Отсутствие голосовых модуляций делает голос немодулированным, а речь детей монотонной. 
 
У детей выражены нарушения тонуса язычной, губной и лицевой мускулатуры. Лицо гипомимичное, артикуляционные движения языка и губ замедлены, строго ограничены, неточные (не только верхний подъем языка, но и его боковые отведения). Значительные трудности представляют удержание языка в определенном положении и переключение от одного движения к другому. Для детей со средней степенью дизартрии характерна гиперсаливация, нарушения акта приема пищи (затруднение или отсутствие жевания, пережевывания и захлебывания при глотании), синкинезии, повышение рвотного рефлекса. 
 
^ Тяжелая степень дизартрии — анартрия — это полное или почти полное отсутствие звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц. Анартрия возникает при тяжелом поражении центральной нервной системы, когда моторная реализация речи становиться невозможной. У большинства детей с анартрией главным образом проявляются расстройства управления речевыми артикуляциями (артикуляционного, фонаторного, дыхательного отдела), а не только исполнение. Кроме патологии центральных исполнительных систем речевой деятельности, нарушено формирование динамического артикуляционного праксиса. Отмечается расстройство произвольного управления речевым аппаратом. Нарушения произносительных способностей при анартрии обусловлены ярко выраженными центральными речедвигательными синдромами: спастическим парезом в очень тяжелой степени, тоническими нарушениями управления артикуляционными движениями, гиперкинезами, атаксией и апраксией. Апраксия охватывает все отделы речевого аппарата: дыхательный, фонаторный, губно-нёбно-язычный. Апраксические расстройства проявляются неумением ребенка произвольно оформить гласные и согласные звуки, слитно произносить слог из имеющихся звуков или слово из имеющихся слогов. 
 
Анартрия характеризуется глубоким поражением артикуляционных мышц и полной бездеятельностью речевого аппарата. Лицо амимичное, маскообразное; язык неподвижен, движения губ резко ограничены. Жевание твердой пищи практически отсутствует; выражены захлебывания при глотании, гиперсаливация. 
 
По тяжести проявлений анартрия может быть различной (И.И. Панченко): 
 
а) полное отсутствие речи (звукопроизношения) и голоса; 
 
б) наличие только голосовых реакций; 
 
в) наличие звукослоговой активности. 
 
В зависимости от сочетания речедвигательного расстройства с нарушениями различных компонентов речевой функциональной системы можно выделить несколько групп детей с дизартрией. 
 
1. Дети с чисто фонетическими нарушениями. У них страдает звукопроизношение, речевое дыхание, голос, просодика и артикуляционная моторика. При этом не наблюдается нарушений фонематического восприятия и лексико-грамматического строя речи. 
 
2. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. У них нарушается не только произносительная сторона речи (звукопроизношение, речевое дыхание, голос, просодика), но и фонематические процессы (трудности звукового анализа и синтеза). При этом лексико-грамматических недостатков речи не наблюдается. 
 
3. Дети с общим недоразвитием речи. У детей этой группы нарушены все компоненты речи — как произносительная сторона речи, так и лексическое, грамматическое и фонематическое развитие. Отмечаются ограничения словарного запаса: дети пользуются обиходными словами, часто употребляют слова в неточном значении, подменяя смежными по сходству, по ситуации, по звуковому составу. Для детей-дизартриков нередко характерно недостаточное овладение грамматическими формами языка. В их речи часто опускаются предлоги, недоговариваются окончания или неправильно употребляются, не усваиваются падежные окончания, категории числа; имеются затруднения в согласовании, управлении. 
 
Степень выраженности (тяжести) дизартрии не зависит от количества нарушенных компонентов речевой функциональной системы. Например, при стертой (легкой степени) дизартрии могут быть нарушены все компоненты речи (фонетический, фонематический и лексико-грамматический строй), а при дизартрии средней и тяжелой степени может быть нарушен только фонетический строй речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дизартрия при ДЦП.

Одним из самых распространённых речевых нарушений при ДЦП  является дизартрия. Примерно 80% детей с ДЦП страдают этим нарушением, которое возникает вследствие органического поражения головного мозга. При дизартрии иннервация мышц речевого аппарата недостаточна, из-за чего страдает произносительная и просодическая сторона речи. Также нарушенными оказываются дыхание, голос, моторика. Симптомы дизартрии у детей с ДЦП следующие:

1) тонус артикуляционной  мускулатуры далёк от нормы.  Для тонуса характерна спастичность, гипотония, дистония. При спастичности  тонус в мускулатуре лица и  шеи является повышенным. Язык  напряжён, комом оттянут назад  или имеет форму жала, вытянутого  вперёд. Рот обычно приоткрыт,  наблюдается гиерсаливация. Для  гипотонии характерен сниженный  тонус мышц. В этом случае мышцы  лицевой мускулатуры вялые, язык  распластан, рот приоткрыт. При  дистонии мышечный тонус меняется  от повышенного к пониженному  и наоборот. 
При попытках разговаривать он нарастает.

2) подвижность артикуляционных  мышц нарушена. Это происходит  из-за пареза или паралича. Подвижность  артикуляционных мышц может нарушаться  в различной степени: от полной  обездвиженности до снижения  объёма и амплитуды движений. Ребёнок слабо ощущает артикуляционные  позы и движения.

3) нарушение дыхания, голоса  и просодики. Страдает глубина,  ритм дыхания, плохо скоординированы  вдох и выдох. Вдох неглубокий, а выдох истощаем. Голос недостаточен  по силе, имеются отклонения в  тембре. Ребёнок не умеет менять  высоту голоса и ритм, из-за  чего речь оказывается монотонной, маловыразительной, скандированной.

4) наличие гиперкинезов, атаксии и синкинезий. Насильственные  движения (гиперкинезы) или тремор (дрожание) встречаются преимущественно  в мышцах лица и языка. Атаксия  проявляется в дисметрии и  асинергии. Дисметрия – это  неточность произвольных артикуляционных  движений. При асинергии нарушена  координация между дыханием, голосообразованием, артикуляцией. При попытке заговорить  у ребёнка могут появиться  непроизвольные сопутствующие движения  – синкинезии (например, открывание  рта, опускание головы).

5) нарушено звукопроизношение  всех звуков. Речь смазана, обычно  все звуки произносятся с боковым  и межзубным оттенком, твёрдые  звуки смягчаются, автоматизация  затруднена. Если слишком рано  закончить логопедическую работу, то сформированные навыки начнут  распадаться.

И.И. Панченко выделяет следующие  виды дизартрии: спастико-паретическая, спастико-ригидная, гиперкинетическая, атактическая.

Спастико-паретическая дизартрия встречается при гемипаретическом и спастическом виде ДЦП. Для спастико-паретической дизартрии характерен парез и гипертонус мышц артикуляционной мускулатуры: лицо гипомимично, объём и амплитуда артикуляционных движений резко ограничены. Ребёнку трудно выполнять определённую артикуляционную позу, удерживаться на ней, переключаться с одной позиции на другую. Во время речи усиливается слюнотечение, нёбный и глоточный рефлексы, имеют место оральные синкинезии, нарушены процессы глотания, жевания, откусывания, речевого дыхания. Страдает просодика (темпо-ритмическая и мелодико-интонационная сторона речи). В изолированном виде звуки произносятся чётко, а в словах и предложениях они смазаны, ребёнок не видит разницы между гласными и согласными, твёрдыми и мягкими.

Спастико-ригидная дизартрия характерна для двойной гемиплегии. При этой форме дизартрии имеется парез артикуляционных мышц, которые по своему тонусу ригидны. Перед попыткой сказать какое-либо слово или фразу у ребёнка происходит повышение тонуса в артикуляционной мускулатуре, что ограничивает объём и амплитуду артикуляционных движений. Голос такого ребёнка тихий, сдавленный, напряженный, темп убыстрённый, речь скандирована. Дифференциация звуков затруднена – речь ребёнка абсолютна неразборчива. Нарушены процессы глотания, жевания, дыхания. Вместо жевания происходит сосание, перед глотанием дыхание замедляется, глотание происходит с небольшими паузами.

При гиперкинетическом виде ДЦП возникает гиперкинетическая дизартрия. При этой форме речевого нарушения появляются гиперкинезы мышц лица, языка, шеи. Гиперкинезы усиливаются при попытке речевой деятельности. Из-за этого объём артикуляционных движений является недостаточным. Ребёнку трудно удерживать артикуляционную позу, искажения отмечаются в группе щелевых и сонорных, наблюдаются трудности в автоматизации звуков. Речь невнятная, голос вибрирующий, напряжённый, прерывистый. Координация между дыханием, глотанием и жеванием нарушена. Однако, слюнотечения при гиперкинетической дизартрии не наблюдается.

Атактическая дизартрия характерна для атонически-астатической формы ДЦП. Атаксия – ведущий симптом при атактической дизартрии. Атаксия проявляется в виде дисметрии и асинергии. Из-за ассиметрии артикуляционные движения неточные, несоразмеренные, их амплитуда и траектория быстро теряется. Асинергия – асинхронность дыхательной, артикуляционной и фонаторной мускулатуры. Голос ребёнка при атактической дизартрии неинтонированный, немодулированный, скандированный. Темп речи медленный.

Информация о работе Дизартрия. Определение всех дефектов