Дизартрия. Определение всех дефектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 20:11, практическая работа

Описание работы

Дизартрия - нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех групп звуков. Особенности: «смазанная» речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи.
Ринолалия - это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата.
Особенности: голос приобретает «носовое звучание».

Файлы: 1 файл

вапвпке.docx

— 67.16 Кб (Скачать файл)

Логопедическая работа с  такими детьми направлена не только на развитие речи, но и на совершенствование  двигательных и психических функций. Поэтому логопед работает в тесной связи с дефектологом, невропатологом, врачом ЛФК. В целом, логопедическое воздействие осуществляется поэтапно и с опорой на сохранные анализаторы. Главными целями такой работы являются улучшение разборчивости речи ребёнка  и развитие речевого общения. К методам  логопедического воздействия при  ДЦП относятся: расслабляющий и  стимулирующий логопедический массаж, пассивная и активная артикуляционная  гимнастика, дыхательные и голосовые  упражнения, искусственная локальная  контрастометрия.

Расслабляющий и стимулирующий  логопедический массаж способствует расслаблению или активизации мышечного тонуса. В случае гипотонического тонуса мышц применяются вибрация, пощипывание, глубокое разминание, а при гипертоническом  тонусе – растирание, поглаживание, поколачивание. Перед массажем ребёнка  сажают в такую позу, при которой  тонические рефлексы проявляются по минимуму. Массаж проводят для мышц лица, шеи, языка, губ. Массаж делают вручную  и с использованием механических средств: зонд, шпатель, вибратор.

После массажа делают артикуляционную  гимнастику. Сначала её проводят в  пассивной форме, а затем и  в активной. Начало, конец и фиксация пассивных движений не зависят от ребёнка. Логопед сам придаёт  органам артикуляции малыша нужное положение, а ребёнок лишь зрительно  оценивает каждое движение и старается  его запомнить. Пассивная артикуляционная  гимнастика делается для мышц языка  и губ. Активная артикуляционная  гимнастика проводится ребёнком с опорой на проприоцептивные ощущения. В ходе таких упражнений в работу включаются различные мышцы, формируется полнота  объёма движений, их плавность, симметричность, произвольность. Ребёнок учится контролировать свои движения. Активная артикуляционная  гимнастика проводится для губ, языка, мимических мышц лица.

Развитие и коррекция  дыхания начинается с дыхательных  упражнений. Это способствует увеличению объёма, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, нормализует  ритм дыхания. Такая гимнастика делается в положении лёжа на спине, сидя, стоя. Например, ребёнок лежит. Логопед  поворачивает ему голову – ребёнок  делает вдох, при повороте в обратную сторону – выдох. Такие упражнения можно сопровождать плавными мелодиями, стихотворениями. При тренировке вдоха  и выдоха ребёнку закрывают ноздри и просят подышать как собачка. Также  используются стандартные упражнения: надувание мыльных пузырей, дутьё  в дудку, сдувание со стола бумажек.

При формировании голоса ребёнка  просят произнести сначала гласную  на выдохе, затем – две, а потом  и целое слово. Используется прямой и обратный счёт с изменением силы голоса. Чтобы правильно сформировать высоту и тембр голоса, с малышом  играют логопедические игры “Эхо”, “В лесу”, “Ветер” и читают сказки по ролям.

Искусственная локальная  контрастометрия используется для  устранения гиперкинезов лицевой мускулатуры  и при артикуляционной апраксии. Это достигается с помощью  воздействия на кожу разных по температуре  агентов: ледяных крошек, горячей  воды, настоя трав. Например, ледяную  крошку заворачивают в марлю и  поочерёдно накладывают на корень, спинку, кончик языка. Продолжительность  сеанса 2-7 минут с постепенным  увеличением. Для тепломассажа можно  использовать теплоэлектромассажёр.

 

 

 

 

 

 

Комплексный метод устранения дизартрии.

 

 

 

 

 

 

1-й этап — подготовительный. Целью этого этапа является  подготовка артикуляционного аппарата  к формированию артикуляционных  укладов. Он включает в себя  шесть направлений: 1) нормализация  мышечного тонуса, 2) нормализация  моторики артикуляционного аппарата, 3) нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного  выдоха, 4) нормализация голоса, 5) нормализация  просодики, 6) нормализация мелкой  моторики рук. 

2-й этап — выработка  новых произносительных умений  и навыков. Направления: 1) выработка  основных артикуляционных укладов, 2) определение последовательности  работы над звуками, 3) развитие  фонематического слуха, 4) постановка  звука, 5) автоматизация, 6) дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация  артикуляции изолированных звуков; произносительная дифференциация  на уровне слогов, слов).

3-й этап — выработка  коммуникативных умений и навыков.  Направления: 1) выработка самоконтроля, 2) тренировка правильных речевых  навыков в различных речевых  ситуациях. 

4-й этап — преодоление  или предупреждение вторичных  нарушений. 5-й этап — подготовка  к обучению в школе. Направления: 1) формирование графомоторных навыков, 2) развитие связной речи, 3) развитие  познавательной деятельности и  расширение кругозора ребенка. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обследование  при дизартрии.

 

 

 

Логопедическое обследование детей с дизартрическими (речедвигательными) расстройствами строится на общем системном  подходе, который опирается на представление  о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой  находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучениеречевого развития при дизартрии предполагает воздействие на все стороны речи. Важно учитывать соотношение речевых и неречевых нарушений (неврологической симптоматики) в структуре дефекта и определить сохранные механизмы речи. 
 
Комплексное всестороннее обследование и оценка особенностей развития речевых, психических функций, двигательной сферы, деятельности различных анализаторных систем позволит дать объективную оценку имеющихся недостатков речевого развития и наметить оптимальные пути их коррекции. Важным условием комплексного воздействия является согласованность действий логопеда-дефектолога и невропатолога при обследовании и постановке диагноза. 
 
В ходе логопедического обследования детей с речедвигательными нарушениями используют следующие методы: 
— изучение медицинской и биографической документации (сбор и анализ анамнестических данных); 
— наблюдение за ребенком (в обычной и специально организованной ситуации); 
— беседа с родителями и ребенком; 
— визуальный и тактильный контроль (ощупывание) в покое и в процессе речи; 
— индивидуальный эксперимент; 
— использование компьютерных игр при обследовании звукопроизношения, дыхательной и голосовой функций. 
 
Прежде чем начинать обследование ребенка, важно всесторонне изучить медицинскую документацию (данные анамнеза) и проанализировать результаты обследования и заключение невропатолога (неврологический статус), желательно обсудив его с врачом. Особенностью логопедического обследования и анализа структуры речевого дефекта детей с дизартрией является принцип соотнесения расстройств артикуляционной моторики с общими двигательными нарушениями. При дизартрии артикуляционная моторика, особенности дыхания и голосообразования оцениваются в соответствии с общими моторными возможностями ребенка (отмечаются даже незначительные двигательные расстройства). 
 
Совместно с невропатологом логопед изучает особенности общей моторики ребенка (удержание головы, свободные повороты ее в стороны, сидение, вертикальное положение стоя, самостоятельная ходьба, особенности походки) и функциональные возможности кистей и пальцев рук (опорная функция, ладонный и пальцевой захват, манипуляции с предметами, выделение ведущей руки, согласованность действий рук, тонкие дифференцированные движения пальцев). 
При определении ведущего неврологического синдрома и степени его проявления в артикуляционной мускулатуре и моторике (речедвигательного синдрома) логопед опирается на заключение невропатолога. При этом необходимо отметить отсутствие или наличие патологических тонических рефлексов и их влияние на дыхание, голосообразование и артикуляцию. 
 
Важно, чтобы при логопедическом обследовании ребенок был совершенно спокоен, не плакал, не был испуганным. Если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, это может отразиться на изменении (повышении) тонуса мышц, и представление о двигательных и речевых возможностях, которое получит логопед, будет ложным. В ходе обследования проводится тщательный анализ тех положений и движений, которые могут облегчать или, наоборот, утяжелять речевую деятельность. Ребенка с тяжелыми двигательными нарушениями желательно уложить на удобную кушетку или ковер, проверив разные положения — на спине, на боку, на животе. В более легких случаях обследование проводится в положении «сидя» или «стоя». 
 
Как и при всяком комплексном обследовании, важно оценить особенности развития познавательной деятельности (мышления, внимания, памяти), сенсорных функций (зрительного, слухового и кинестетического восприятия), проявления эмоционально-волевой сферы. 
Логопедическое обследование включает в себя сбор данных об особенностях доречевого, раннего речевого и психического развития ребенка до момента обследования. Опираясь на данные медицинской документации и беседы с родителями, выясняется время появления и характер крика, гуления, лепета, а затем первых слов и простых фраз. 
 
Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения его органов: губ, языка, зубов, твердого и мягкого нёба, челюстей. При этом логопед определяет, насколько их строение соответствует норме. 
 
Необходимо оценить состояние тонуса мышц артикуляционного аппарата в покое, при попытках к речевой деятельности, в процессе речи, при мимических, общих и артикуляционных движениях. Состояние мышечного тонуса в органах артикуляции (лицевой, губной и язычной мускулатуре) оценивается при совместном осмотре логопеда и невропатолога. У детей с дизартрией нарушения тонуса артикуляционных мышц характеризуются спастичностью, гипотонией или дистонией. Нередко имеет место смешанный характер и вариабельность нарушений мышечного тонуса в артикуляционном аппарате (например, в лицевой и губной мускулатуре может быть выражена гипотония, а в язычной — спастичность). Отмечается наличие или отсутствие гипомимии, асимметрии лица, сглаженности носогубных складок, синкинезий, гиперкинезов лицевой и язычной мускулатуры, тремора языка, девиации (отклонения) языка в сторону, гиперсаливации. 
 
Логопед оценивает непроизвольные движения артикуляционного аппарата во время еды (сосание, снятие пищи с ложки, питье из чашки, откусывание, жевание, глотание). Выясняются особенности нарушения акта приема пищи у ребенка: отсутствие или затруднение жевания твердой пищи и откусывания от куска; поперхивание и захлебывание при глотании. 
 
Особое внимание обращается на состояние произвольной артикуляционной моторики. При проверке подвижности органов артикуляции ребенку предлагают различные задания по подражанию. Анализируя состояние подвижности речевых мышц, обращается внимание на возможность выполнения артикуляционных позиций, их удержания и переключения. При этом отмечаются не только основные характеристики артикуляционных движений (объем, амплитуда, темп, плавность и скорость переключения), но и точность, соразмерность выполнения движений, их истощаемость. Особенно подробно логопед оценивает объем артикуляционных движений языка (строго ограничен, неполный, полный); отмечается даже незначительное снижение амплитуды артикуляционных движений языка. У некоторых детей с ярко выраженными речедвигательными синдромами иногда не удается даже пассивно вывести язык из полости рта. Проверяется возможность произвольного высовывания языка, боковых отведений, облизывания губ, удержания широким, распластанным, верхнего подъема, пощелкиваний и т.д. Оценивается степень и граница глоточного рефлекса (повышение или понижение). Логопед анализирует особенности движений губ (малоподвижные или достаточно подвижные) и нижней челюсти (открывание и закрывание рта, умение удерживать рот закрытым). 
 
Оценка понимания обращенной (импрессивной) речи является важнейшим этапом логопедического обследования. Логопед выявляет уровень понимания обращенной речи (различение интонации голоса взрослого, ситуативное понимание обращенной речи, на бытовом уровне, в полном объеме). Пассивный словарь проверяется на реальных предметах и игрушках, предметных и сюжетных картинках. При этом определяется понимание смыслового значения слова, действия, простого и сложного сюжетов, лексико-грамматических конструкций, последовательности событий. 
 
При обследовании собственной (экспрессивной) речи выявляется уровень речевого развития ребенка. Важно отметить возрастную сформированность лексической и грамматической сторон речи, усвоение различных частей речи, особенности слоговой структуры слов. У безречевых детей отмечается возможность использования ими различных невербальных средств общения: выразительной мимики, жестов, интонации. 
 
При изучении произносительной стороны речи выявляется степень нарушения разборчивости речи (речь невнятная, малопонятная для окружающих; разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая, смазанная). 
 
Подробно проверяется фонетико-фонематический строй речи. При обследовании звукопроизношения необходимо выявить умение ребенка произносить звуки изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и особенно в речевом потоке. Следует отметить характер недостатков звукопроизношения: искажения, замены, пропуски звуков. Нарушения звукопроизношения сопоставляются с особенностями фонематического восприятия и звукового анализа. Важно отметить, определяет ли ребенок нарушения звукопроизношения в чужой и собственной речи; как он дифференцирует на слух нормально и дефектно произносимые им звуки. 
 
Качество звукового расстройства у детей с дизартрией может быть различным. И.И. Панченко предложила выделять следующие формы звукового расстройства речи: 
1 форма — фонетическое расстройство, проявляющееся в искажении звуков, но с сохранностью всех дифференциальных фонематических признаков звуков; 
2 форма — фонетико-апраксическое расстройство, включающее как фонетические нарушения (искажения звуков), так и артикуляционную апраксию, выражающуюся в замене и пропусках звуков; 
3 форма — фонетико-фонематическое расстройство с явлениями артикуляционной апраксии (кроме искажений звуков имеются множественные замены, пропуски звуков, нарушения слоговой структуры слов, неправильное грамматическое употребление фонем в конце слова). 
 
Анализируя данные логопедического обследования, необходимо определить, к какой группе следует отнести выявленные у ребенка расстройства: к чисто фонетическим, к фонетико-фонематическим или к проявлениям общего недоразвития речи. 
 
Далее отмечаются особенности нарушений дыхания (поверхностное, учащенное, неритмичное), голоса (недостаточность силы и отклонения тембра голоса) и просодической организации речевого потока. 
 
Итак, в ходе логопедического обследования детей с дизартрией логопед должен выявить структуру речевого дефекта (соотношение речевых и неречевых нарушений), сопоставив его с тяжестью поражения артикуляционной и общей моторики, а также уровнем психического развития ребенка. 
 
Проанализировав результаты комплексного обследования, логопед дает заключение, позволяющее судить о состоянии речевого дефекта на момент обследования. Желательно, чтобы логопедическое заключение (диагноз) ставилось (давалось) совместно логопедом и невропатологом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

 

 

 

 

http://www.boltun-spb.ru/problems.html#disartria

http://www.pedlib.ru/Books/2/0032/2_0032-74.shtml

http://zrenielib.ru/docs/index-15295.html?page=3

http://molchuny.ru/?p=329

http://www.referat.wwww4.com/view-text-296072

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка по дислалии.

 

 

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка.

Формы дислалии 


  • Мономорфная (простая) — страдает один звук или несколько звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч)
  • Полиморфная (сложная) — страдает несколько звуков из разных групп (С-Р-К-Ш)
  • Физиологическая (возрастная) — нарушения звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет проходит сама. Эта единственная форма дислалии, которая присутствует у всех людей, на определенном этапе развития.
  • Функциональная — нарушение звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной нервной системы, слуховом и периферическом артикуляционном аппарате.
  • Органическая (механическая) — обусловлена наследственными, врожденными или приобретенными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата.

Причины функциональной дислалии 


  • Соматические — физическая и неврологическая ослабленность из-за длительных хронических заболеваний организма (расстройство пищеварения, частые простудные заболевания)
  • Социальные:
  1. Педагогическая запущенность (родители не исправляют недостатки в речи детей и не демонстрируют образцов правильного звукопроизношения)
  1. Двуязычие в семье (Когда родители разговаривают на разных языках, ребенок вставляет в один язык другой. Например, французский + русский = горловой звук «Р»)
  2. Образец неправильной речи в окружении ребенка (по подражанию)
  • Выбор неправильной артикуляции
  • Недоразвитие фонематического слуха. Физический слух может быть сохранен, а фонематический нарушен.

Причины органической (механической) дислалии 


  • Органические — связанные со строением органа (языка, десны, зуба и др.)
  • Наследственные — передаются из поколения в поколение (редкие зубы, выдвинутая вперед нижняя челюсть и др.)
  • Врожденные — дефекты, сформировавшиеся в период внутриутробного развития
  • Приобретенные — дефекты, возникшие в момент родов или в течение последующей жизни

Проявления 


Дислалия может проявляться  в форме:

  • Наиболее частыми являются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков (сигматизмы) или их затрудненное произношение (парасигматизмы). Среди них чисто фонетические сигматизмы (межзубный, боковой, губно-зубной, щечный и т.п.) и парасигматизмы (призубный, свистящий, шипящий и т.п.).
  • нарушения произношения сонорных звуков р, рь, л, ль, представлены двумя группами, имеющими самостоятельные терминологические оформления.
  • нарушения произношения сонорных звуков л, ль, — ламбдацизм и параламбдацизм.
  • нарушения произношения сонорного звука «Р» (рь) — ротацизм и параротацизм. Просторечное «картавость» — нарушения произношения звука [р], замены его на увулярное [R], [j], [l], [γ] или гортанную смычку [']. Как правило, картавость в большинстве случаев не является врождённым дефектом речи. Pеализация фонемы /r/ как [R] во многих языках (например, французском, иврите) является нормой или вариантом нормы.
  • нарушения произношения заднеязычных звуков г, гь, к, кь, х, хь — имеют самостоятельное название соответственно гаммацизм, каппацизм, хитизм. Некоторыми авторами они объединяются в одну группу «гаммацизм» или «готтентотизм».
  • нарушение звука «й» носит название йотацизм.

Редко встречаются нарушения  других согласных звуков:

  • дефекты звонкости — расстройство звукопроизношения: замена звонких согласных глухими или их смешение [1. с. 126].
  • дефекты мягкости — расстройство звукопроизношения: замена мягких согласных твёрдыми или их смешение [1. с. 126].

В логопедии для более точной фиксации в речевой карте используют обозначения: «греч. название буквы + суффикс -изм» для нарушений звукопроизношений и «пара + греч. название буквы + суффикс -изм» для обозначения дефекта, проявляющегося в замене одного звука другим.

Проявления дислалии также  называют дефектами звукопроизношения. Помимо дислалии, к дефектам звукопроизношения относят дизартрию,ринолалию.

Дислалия сенсорная (сенсорное  косноязычие) является следствием нарушений  функций слухового аппарата.

К возрастным особенностям развития относится неправильное произношение некоторых звуков до периода замены молочных зубов на постоянные — молочное косноязычие.


Информация о работе Дизартрия. Определение всех дефектов