Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 19:24, контрольная работа
Дизартрия (от греч. dys - приставка, означающая расстройство, arthroo -членораздельно произношу) - нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. При этом из-за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а также и общее развитие речи [1].
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................3
1 ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ДИЗАРТ-РИИ....................................................................................................4
2 КЛАССИФИКАЦИЯ ДИЗАРТРИИ...........................................................8
3 МЕТОДИКИ КОРРЕКТИРОВКИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ПРИ
ДИЗАРТРИИ...................................................................................................17
3.1 Упражнения для развития речевого дыхания.......................................18
4 КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ПРИ ДИЗАРТРИИ...................................................20
4.1 Артикуляционная гимнастика.................................................................20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................23
Список литературы.........................................................................................24
Приложение 1.................................................................................................25
Приложение 2.................................................................................................26
ВВЕДЕНИЕ
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
По степени
тяжести речевые нарушения
Однако
в массовых детских учреждениях
дети с нарушениями речи также
нуждаются в специальной
При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно, поэтому существуют специальные детские сады и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи.
Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, ринолалия и различного типа дизартрии.
Для коррекции дизартрии прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему.
1 ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ
ДИЗАРТРИИ
Дизартрия (от греч. dys - приставка, означающая расстройство, arthroo -членораздельно произношу) - нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. При этом из-за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а также и общее развитие речи [1].
Основным
отличительным признаком
Причинами
возникновения дизартрии
Дизартрия
может наблюдаться как в
В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи - она понятна для окружающих, но нечеткая.
Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Одними приказаниями здесь ничего не добьешься. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения. Можно учить ребенка застегивать пуговицы (сначала крупные, потом мелкие) на одежде куклы или на снятом платье, пальто. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить руками самого ребенка. После подобной тренировки дети смогут уже застегивать пуговицы на одежде, надетой на себя. Для тренировки умения шнуровать обувь используются различной формы фигуры (квадрат, круг и др.), вырезанные из плотного картона. По краям фигуры на расстоянии 1см друг от друга делаются дырочки. Ребенок должен последовательно продеть во все дырочки через край длинный шнурок с металлическим концом, как бы обметывая края. Чтобы у ребенка не ослабевал интерес к упражнениям, можно наклеить в середине фигуры какую-нибудь картинку и сказать, что, правильно продев цветной шнурок, малыш сделает, таким образом, игрушку и сможет подарить ее кому захочет. Затем ему предлагают шнуровать ботинки, сначала снятые с ног, затем непосредственно у себя на ногах.
Дети
с диагнозом дизартрия
Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге [4] .
Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения.
Причинами могут быть:
Т.е. в результате действия комплекса причин происходит поражение коры головного мозга на разных уровнях, это приводит к нарушению передачи нервных импульсов из коры головного мозга по всем уровням к мышцам артикуляционного аппарата. Следовательно - нарушение функционирования.
Симптомы:
А) нарушение
звукопроизношения. В зависимости
от степени поражения может
Б) нарушение просодики - темпа, ритма, модуляции, интонации;
В) нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения. Возникает вследствие нечеткой, смазанной речи, которая не дает возможности сформироваться правильному слуховому образу звука;
Г) нарушение грамматического строя речи.
А) нарушения двигательного аппарата (дизартрия всегда сопровождает ДЦП).
Б) нарушение эмоционально-волевой сферы.
В) нарушение ряда психических функций (внимание, память, мышление).
Г) нарушение познавательной деятельности.
Д) своеобразное формирование личности [1] .
Классификация очень сложная и объемная. Детям в речевых садах чаще всего ставят стертую форму дизартрии, она относительно простая по сравнению с остальными, встречается чаще всех остальных форм.
2 КЛАССИФИКАЦИИ ДИЗАРТРИЙ
Выделяются три основные классификации:
А) Корковая дизартрия - расстройства речи связаны с очаговым поражением коры головного мозга.
Основные признаки. Более изолированные нарушения произношения отдельных звуков; отсутствие саливации и нарушений голосообразования.
1 вариант |
Обусловлен односторонним или двусторонним поражением нижнего отдела передней центральной извилины, при котором возникает избирательный центральный парез мышц артикуляционного аппарата (наиболее часто языка), что приводит к ограничению объема наиболее тонких изолированных движений: движения кончика языка вверх. 1. Нарушается произношение переднеязычных звуков, в первую очередь тех, которые образуются при поднятом и слегка загнутом вверх кончике языка: Ш, Ж, Р. При тяжелых формах дизартрии они отсутствуют, при более легких - заменяются другими согласными, при произнесении которых передняя часть спинки языка поднимается горбом к небу: С, З, Т, Д, Н. 2. Затруднено произнесение согласных, образующихся при сближении или смычке кончика языка с верхними зубами или альвеолами: Л. 3. Может нарушаться произношение
согласных по способу их 4. Характерно избирательное повышение мышечного тонуса, главным образом в мышцах кончика языка. В более легких случаях нарушается темп и плавность этих движений. |
2 вариант |
Обусловлен односторонним поражением коры доминантного (обычно левого) полушария в нижних постцентральных отделах кор, что приводит к недостаточности кинестетического праксиса. 1. Страдает произношение согласных звуков, особенно шипящих и аффрикатов. 2. Нарушения артикуляции непостоянны и неоднозначны. 3. Темп речи замедлен, плавность нарушена. 4.Трудности ощущения и воспроизведения, определенных артикуляционных укладов. 5. Недостаточность лицевого гнозиса.
|
3 вариант |
При односторонних поражениях коры доминантного полушария в нижних отделах премоторных областей, что приводит к недостаточности динамического кинетического праксиса. 1. Затруднено произношение сложных аффрикатов, которые могут распадаться на составные части. 2. Замены щелевых звуков на смычные (З-Д). 3. Пропуски звуков в
стечениях согласных, иногда с
избирательным оглушением 4. Речь замедлена, напряжена. 5.Трудности при воспроизведении серии последовательных движений по инструкции. |
Б) Псевдобульбарная дизартрия при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей.
Основные признаки. Повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре; ограничение движений губ, языка, мягкого неба; саливация; нарушения дыхания, жевания, иногда глотания; речь смазанная, малопонятная; голос глухой, немодулированный.
Псевдобульбарная дизартрия |
1. Центральный парез речевой 2. Усиление глоточного и небного рефлексов, возможно сохранение рефлексов орального автоматизма. 3. Синкинезии. 4. Язык напряжен и оттянут кзади, его спинка закруглена и закрывает вход в глотку, кончик языка не выражен. 5. Произвольные движения языка затруднены, рефлекторные автоматические сохранны. 6. Нарушено произношение наиболее сложных и дифференцированных звуков: Р, Л, Ш, Ж, Ц, Ч. При паретической форме страдает произношение смычных губных звуков: П, Б, М, язычно-альвеолярных. 7. Искажено произношение гласных звуков. 8. Часто саливация. 9. Назальный оттенок. 10. Речь медленная афоничная, затухающая, плохо модулированная. 11. Нарушения дыхания. 12. Гипомимия и анимия лица. 13. Может быть, озвончение или оглушение согласных. |
В) Бульбарная дизартрия - при поражении ядер, корешков или периферических отделов 7, 9, 10 и 12 черепно-мозговых нервов.
Основные признаки. Нарушения глотания (поперхивания при еде, попадание пищевых масс в нос); голос глухой, назализованный; речь смазанная, малопонятная; ограничена подвижность мягкого неба и голосовых связок; отсутствуют глоточный и небный рефлексы; выражена атрофия мышц языка и глотки.