Дизартрия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 19:24, контрольная работа

Описание работы

Дизартрия (от греч. dys - приставка, означающая расстройство, arthroo -членораздельно произношу) - нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. При этом из-за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а также и общее развитие речи [1].

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................3
1 ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ДИЗАРТ-РИИ....................................................................................................4
2 КЛАССИФИКАЦИЯ ДИЗАРТРИИ...........................................................8
3 МЕТОДИКИ КОРРЕКТИРОВКИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ПРИ
ДИЗАРТРИИ...................................................................................................17
3.1 Упражнения для развития речевого дыхания.......................................18
4 КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ПРИ ДИЗАРТРИИ...................................................20
4.1 Артикуляционная гимнастика.................................................................20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................23
Список литературы.........................................................................................24
Приложение 1.................................................................................................25
Приложение 2.................................................................................................26

Файлы: 1 файл

дизартрия.docx

— 58.13 Кб (Скачать файл)

Работа организуется следующим образом.

- Взрослый  рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

- Показывает  его выполнение.

- Упражнение  делает ребенок, а взрослый  контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых  ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись  симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном  случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается  напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить  о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения (“Видишь, язык уже научился быть широким”), подбодрить (“Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху”).

Если у ребенка  при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема ребенка серьезнее, чем вы думали.

Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как  бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Как веселые лягушки, 
           Тянем губки прямо к ушкам.  
Потянули - перестали.  
  И нисколько не устали!

Слон. Вытягивание  губ вперед трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

Подражаю я слону - 
Губы хоботом тяну. 
А теперь их отпускаю 
  И на место возвращаю.

Лягушка-слон. Чередование положений губ: в  улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счет.

Рыбка. Спокойное  широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счет.

Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: кончик языка за верхними резцами; кончик языка  за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в  улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в  улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в  улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряженный язык. Удерживать 5-10 сек.

Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счет.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются  у человека в детстве. И немалую  роль в становлении личности играет речь.

      Речь - это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих - ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

      Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. 

         На основании выше изложенного можно определить общую схему коррекции:

1) Подготовительный этап. Нет собственно коррекции, идет подготовка к постановке звуков.

-формирование умения по опознанию и различению звука изолированно, в речевом потоке и т.д.; формирование артикуляторных умений и навыков, т.е. развитие мышц артикуляторного аппарата. Проводится в виде артикуляционной гимнастики; развитие дыхания, голоса.

  1. Формирование первичных произносительных умений и навыков.
  • собственно постановка звука; автоматизация (закрепление) изолированного произношения, в слоге, слове, фразе, тексте, спонтанной речи; дифференциация (различение звуков, близких по своим характеристикам).
  1. Формирование коммуникативных произносительных умений и навыков. Т.е. знания, приобретенные у логопеда, должны активно использоваться в повседневном общении.

Список литературы

 

1. Логопедия.  Методическое наследие. В 5 кн. Кн.1: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны   речи: В 2 ч. Ч.2.: Ринолалия. Дизартрия: пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / [Шаховская С.Н., Волосовец Т.В., Парамонова Л.Г.] ; под ред. Л.С. Волковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – с.103-299.

2. Логопедия:  учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. –-С.191-254.

3. Домашний  логопед. Полный справочник / [авторский коллектив: Абрамович О.Д., Колесникова М.А., Юдина О.Н., Блисов В.А. и др.] ; под ред. Ю.Ю. Елисеева. – М.: Эксмо, 2007. - С.264-369.

4. Основы  логопедической работы с детьми: учебное пособие для логопедов,  воспитателей дет. садов, учителей нач. классов, студентов пед. училищ; под ред. Г.В. Чиркиной. - М., 2003. -С. 109-121.

5. Анатомия  человека: учеб. пособие для студентов сред. мед. учеб. заведений / Р.П. Самусев, Ю.М. Семин.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: ООО издательство Оникс: ООО издательство Мир и Образование, 2005.-576с.

6. Детская  невропатология. Естественно-научные основы специальной дошкольной психологии и педагогики: учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений / Г.В. Гуровец; под ред. проф. В.И. Селиверстова.-М.:Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-303с.

7. Методы  обследования речи детей: Пособие  по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. проф. Т.В. Чиркиной.-4-е изд., доп.-М.:АРКТИ, 2005.-240с.

8. Самоучитель  по логопедии. Универсальное руководство  / М.Полякова. – М.: Айрис-пресс, 2007. - 208с.

 

 

 

Приложение 1

 

Постановка звука.

Выполнение частных  артикуляционных комплексов.

Игра  “Деревцо”.

Дует ветер нам в лицо. 
(махать руками ладошками к себе)

Закачалось деревцо. 
(руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону)

Ветерок всё тише-тише, (плавно опустить руки)

Деревцо всё выше-выше (поднять руки и тянуться вверх)

Игра  “Бабочка”.

Спал цветок

(исходное  положение: присесть, спрятав голову  в колени, и обхватив колени  руками)

И вдруг проснулся.

(поднять  голову, выпрямить руки; затем опустить  руки вдоль тела)

Больше спать  не захотел.

Шевельнулся, потянулся.

Взвился вверх  и полетел.

(выпрямить  спину, подняться; слегка покачаться  вправо-влево; отвести руки назад – “вырастают крылья”)

Солнце утром  лишь проснется –

Бабочка кружит и вьется.

(“летать”, имитируя движения бабочки).

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Формирование фонематических представлений (гласные, согласные).

Игра “Цепочка слов”.

Цели: Выделение первого и последнего гласных звуков из слова

Ход игры:

Детям предлагается назвать картинки. Затем педагог  называет картинку, которая будет  стоять первая в цепочке, (или дети по заданию педагога сами устанавливают начальную картинку из цепочки, например, “Первая картинка та, название которой начинается со звука         и последний звук        “.) Дети составляют цепочку, связывая слова друг с другом (картинки), т.е. каждая последующая должна начинаться с того же гласного звука, который стоит последний в названии предыдущей картинки.

“Где звук?”

Цель. Нахождение места звука в слове.

Оборудование. Полоска из цветного картона, разделенная на три части яркими линиями, фишка (флажок или кружок).

Описание  игры.

Педагог называет слово. Дети определяют место  заданного звука в слове.

В зависимости  от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Можно ограничиться только одной большого формата полоской на столе педагога или раздать каждому ребенку полоски и фишки. В последнем случае дети должны сидеть за столами.

Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они все это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук в середине слова. Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием: гласный должен быть ударным (аист, река, мак).

 

 

 

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................3

 

1 ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ДИЗАРТРИИ....................................................................................................4

 

2 КЛАССИФИКАЦИЯ ДИЗАРТРИИ...........................................................8

3 МЕТОДИКИ КОРРЕКТИРОВКИ  РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ПРИ

ДИЗАРТРИИ...................................................................................................17

3.1  Упражнения для развития речевого  дыхания.......................................18

4  КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ПРИ ДИЗАРТРИИ...................................................20

4.1 Артикуляционная гимнастика.................................................................20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................23

Список литературы.........................................................................................24

Приложение 1.................................................................................................25

Приложение 2.................................................................................................26

 

 

 

 


Информация о работе Дизартрия