Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 19:24, контрольная работа
Дизартрия (от греч. dys - приставка, означающая расстройство, arthroo -членораздельно произношу) - нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. При этом из-за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а также и общее развитие речи [1].
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................3
1 ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ДИЗАРТ-РИИ....................................................................................................4
2 КЛАССИФИКАЦИЯ ДИЗАРТРИИ...........................................................8
3 МЕТОДИКИ КОРРЕКТИРОВКИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ПРИ
ДИЗАРТРИИ...................................................................................................17
3.1 Упражнения для развития речевого дыхания.......................................18
4 КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ПРИ ДИЗАРТРИИ...................................................20
4.1 Артикуляционная гимнастика.................................................................20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................23
Список литературы.........................................................................................24
Приложение 1.................................................................................................25
Приложение 2.................................................................................................26
Работа организуется следующим образом.
- Взрослый
рассказывает о предстоящем
- Показывает его выполнение.
- Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения (“Видишь, язык уже научился быть широким”), подбодрить (“Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху”).
Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема ребенка серьезнее, чем вы думали.
Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.
Как веселые лягушки,
Тянем
губки прямо к ушкам.
Потянули - перестали.
И нисколько не устали!
Слон. Вытягивание губ вперед трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.
Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счет.
Рыбка. Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счет.
Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: кончик языка за верхними резцами; кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!
Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!
Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.
Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряженный язык. Удерживать 5-10 сек.
Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.
Речь - это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих - ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.
Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.
На основании выше изложенного можно определить общую схему коррекции:
1) Подготовительный этап. Нет собственно коррекции, идет подготовка к постановке звуков.
-формирование умения по опознанию и различению звука изолированно, в речевом потоке и т.д.; формирование артикуляторных умений и навыков, т.е. развитие мышц артикуляторного аппарата. Проводится в виде артикуляционной гимнастики; развитие дыхания, голоса.
Список литературы
1. Логопедия.
Методическое наследие. В 5 кн. Кн.1:
Нарушения голоса и
2. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. –-С.191-254.
3. Домашний логопед. Полный справочник / [авторский коллектив: Абрамович О.Д., Колесникова М.А., Юдина О.Н., Блисов В.А. и др.] ; под ред. Ю.Ю. Елисеева. – М.: Эксмо, 2007. - С.264-369.
4. Основы
логопедической работы с
5. Анатомия человека: учеб. пособие для студентов сред. мед. учеб. заведений / Р.П. Самусев, Ю.М. Семин.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: ООО издательство Оникс: ООО издательство Мир и Образование, 2005.-576с.
6. Детская невропатология. Естественно-научные основы специальной дошкольной психологии и педагогики: учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений / Г.В. Гуровец; под ред. проф. В.И. Селиверстова.-М.:Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-303с.
7. Методы
обследования речи детей:
8. Самоучитель
по логопедии. Универсальное
Приложение 1
Постановка звука.
Выполнение частных артикуляционных комплексов.
Игра “Деревцо”.
Дует ветер нам в лицо.
(махать руками ладошками к себе)
Закачалось деревцо.
(руки подняты, покачивания туловищем
из стороны в сторону)
Ветерок всё тише-тише, (плавно опустить руки)
Деревцо всё выше-выше (поднять руки и тянуться вверх)
Игра “Бабочка”.
Спал цветок
(исходное положение: присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками)
И вдруг проснулся.
(поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела)
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся.
Взвился вверх и полетел.
(выпрямить
спину, подняться; слегка
Солнце утром лишь проснется –
Бабочка кружит и вьется.
(“летать”, имитируя движения бабочки).
Приложение 2
Формирование фонематических представлений (гласные, согласные).
Игра “Цепочка слов”.
Цели: Выделение первого и последнего гласных звуков из слова
Ход игры:
Детям предлагается назвать картинки. Затем педагог называет картинку, которая будет стоять первая в цепочке, (или дети по заданию педагога сами устанавливают начальную картинку из цепочки, например, “Первая картинка та, название которой начинается со звука и последний звук “.) Дети составляют цепочку, связывая слова друг с другом (картинки), т.е. каждая последующая должна начинаться с того же гласного звука, который стоит последний в названии предыдущей картинки.
“Где звук?”
Цель. Нахождение места звука в слове.
Оборудование. Полоска из цветного картона, разделенная на три части яркими линиями, фишка (флажок или кружок).
Описание игры.
Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове.
В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Можно ограничиться только одной большого формата полоской на столе педагога или раздать каждому ребенку полоски и фишки. В последнем случае дети должны сидеть за столами.
Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они все это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук в середине слова. Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием: гласный должен быть ударным (аист, река, мак).
Содержание
ВВЕДЕНИЕ...................... |
|
1 ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ И ОСНОВНЫЕ
МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ДИЗАРТРИИ..................... |
|
2 КЛАССИФИКАЦИЯ ДИЗАРТРИИ..................... 3 МЕТОДИКИ КОРРЕКТИРОВКИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ПРИ ДИЗАРТРИИ..................... 3.1
Упражнения для развития 4 КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ПРИ ДИЗАРТРИИ.. 4.1 Артикуляционная гимнастика.... ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................... Список литературы............. Приложение 1............................. Приложение 2.............................
|