Дизартрия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 19:24, контрольная работа

Описание работы

Дизартрия (от греч. dys - приставка, означающая расстройство, arthroo -членораздельно произношу) - нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. При этом из-за ограничений подвижности органов речи (мягкого неба, языка, губ) затруднена артикуляция, но при возникновении во взрослом возрасте, как правило, не сопровождается распадом речевой системы. В детском же возрасте могут нарушаться чтение и письмо, а также и общее развитие речи [1].

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................3
1 ПРИЧИНЫ, СИМПТОМЫ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ ДИЗАРТ-РИИ....................................................................................................4
2 КЛАССИФИКАЦИЯ ДИЗАРТРИИ...........................................................8
3 МЕТОДИКИ КОРРЕКТИРОВКИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ПРИ
ДИЗАРТРИИ...................................................................................................17
3.1 Упражнения для развития речевого дыхания.......................................18
4 КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ПРИ ДИЗАРТРИИ...................................................20
4.1 Артикуляционная гимнастика.................................................................20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................23
Список литературы.........................................................................................24
Приложение 1.................................................................................................25
Приложение 2.................................................................................................26

Файлы: 1 файл

дизартрия.docx

— 58.13 Кб (Скачать файл)

Бульбарная дизартрия

1. Периферический парез речевой  мускулатуры.

2. Нарушено произношение  губных звуков.

3. Смычные согласные приближаются  к щелевым, переднеязычные - к  единому

глухому плоскощелевому звуку.

4. Звонкие согласные оглушаются.

5. Нарушены произвольные  и непроизвольные движения.


 

Г) Экстрапирамидная дизартрия.

Основные  признаки. Непроизвольно меняющийся мышечный тонус в артикуляционной мускулатуре (язык, голосовые складки, губы то резко напряжены, то расслаблены); выраженные нарушения модуляции, выразительности и темпа речи.

 

Экстрапирамидная дизартрия

1. Нарушение быстроты, точности и  диффиренцированности движений.

2. Нарушена регуляция  мышечного тонуса, последовательность, сила и двигательность мышечных сокращений.

3. Трудности в сохранении  и ощущении артикуляционной позы.

4. Насильственные движения.

5. Язык, собран в комок, подтянут  к корню, резко напряжен.

6. Речь отсутствует или  смазанная, невнятная, резко нарушена  просодика, монотонна, однообразна, немодулированна.

7. Назальность.

8. Наблюдается затухание  голоса, переходящее в неясное  бормотание.

9. Нарушения звукопроизношения  нестабильны и не однотипны.

10. Нередко нарушение слуха  по типу нейросенсорной тугоухости, при этом, прежде всего, страдает слух на высокие тона.


 

Д) Мозжечковая  дизартрия - поражен мозжечок и его связи с другими отделами центрально-нервной системы, а также лобно-мозжечковых путей.

Основные  признаки. Выраженная асинхронность артикуляции, голосообразования и дыхания, нарушение темпа и плавности речи; речь носит замедленный, толчкообразный характер; нарушена модуляция; отсутствует правильная расстановка ударений; наблюдается затухание голоса к концу произношения фразы.

 

Мозжечковая дизартрия

1. Речь замедленная, толчкообразная, скандированная, с нарушенной модуляцией  ударений, затуханием голоса к концу фразы.

2. Язык тонкий, распластанный  в полости рта, его подвижность  ограничена, движения неточны, темп  замедлен.

3. Жевание ослаблено, мимика  вялая.

4. Назализация.

5. Тремор языка.

 


 

  1.  по синдромологическому подходу И.И. Панченко[1]:

Врач  определяет  ведущий неврологический  синдром:

1)спастический порез (синдром пишут, когда отмечаются любые нарушения тонуса);

2)тонические нарушения управления речевой деятельностью по типу ригидности (максимальное увеличение тонуса);

3)гиперкинезы (непроизвольные насильственные движения);

4)атаксия  - нарушение координации движений (несоразмерность движений);

5)апраксия (ребенок не может выбрать пространственно-артикуляционную позу). Исходя из ведущего синдрома  и выделяют формы дизартрии:

 

Форма дизартрии

Спастико-паретическая дизартрия

Спастико-ригидная дизартрия

Гиперкинетическая

дизартрия

Атактическая

дизартрия

Характер нарушения мышечного тонуса

Спастичность, реже гипотония.

Спастичность мышц и ригидность (максимальное резкое увеличение мышечного тонуса во всей речевой и скелетной мускулатуре, усиливающееся под влиянием раздражителей).

Спастичность мышц и ригидность (максимальное резкое увеличение мышечного тонуса во всей речевой и скелетной мускулатуре, усиливающееся под влиянием раздражителей).

Гипотония.

Наличие непроизвольных насильственных движений, синкинезий

Синкинезии, оральные синкинезии. Возможно сохранение рефлексов орального автоматизма.

Частое присутствие синкинезий стволового уровня мозга и оральных автоматизмов (насильственные сосательные и облизывающие движения).

Гиперкинезы языка, лица, шеи в покое, усиливаются при произносительных попытках. Синкинезии.

Тремор языка (при целенаправ-

ленных движениях.

Нарушения артикуляцион-

ной  моторики,

артикуляцион-

ного праксиса,

мимики

Снижение объема и амплитуды артикуляционных движений языка, губ (различной степени). Может страдать выполнение и сохранение артикуляционных поз; переключение от одной артикуляции к другой. Гипомимия лица.

Объем артикуляционных движений строго ограничен. Включение в движение с удлиненным латентным периодом (до нескольких минут. При включении в движение - резкое повышение тонуса во всей речевой и скелетной мускулатуре. Язык напряжен, малоподвижен, отодвинут назад, не всегда его удается вывести из полости рта. Недефференцированность губных и язычных движений (смешанная губно-язычная артикуляция). Мимика крайне бедная (лицо застывшее, маскообразное).

Объем артикуляционных движений может быть достаточным. Особые трудности удержания и ощущения артикуляционной позы и при переключении от одной артикуляции к другой, то есть страдает автоматизация артикуляционных движений.

Дисметрия (несоразмер-

ность) артикуляционных движений; чаще- гиперметрия (увеличение амплитуды, утрированность, замедленность движений). Трудность выполнения и удержания артикуляционных укладов. Мимика вялая.

Состояние акта приема пищи (жевание, глотание)

Акт приема пищи замедлен, но координирован.

Грубо нарушено жевание, глотание. Жевание часто заменяется сосанием. Нарушена координация между дыханием, жеванием, глотанием.

Процессы жевания, глотания затруднены, дискоординированы.

Жевание ослаблено.

Разборчивость речи, нарушения звукопроизношения

Разборчивость речи значительно снижена, часто речь трудно понять при незнании контекста. Звуки речи лишены четкого фонетического оформления. Невнятность согласных звуков. Усредненность гласных. Слабость дифференциации губных, призубных; твердых мягких, звонких глухих.

Разборчивость речи значительно снижена, часто речь трудно понять при незнании контекста. Звуки речи лишены четкого фонетического оформления. Невнятность согласных звуков. Усредненность гласных. Слабость дифференциации губных, призубных; твердых - мягких, звонких - глухих.

Разборчивость снижена (речь невнятная, смазанная, порой малопонятная). Характерно отсутствие стабильных нарушений звукопроизношения (пропуски, замены, смешения звуков непостоянны). Много искажений звуков (щелевые и сонорные).

Разборчивость речи снижена. Нарушены переднеязычные, губные, взрывные звуки.

Нарушения

дыхания

Нарушения речевого дыхания (речевой выдох укорочен и истощаем, вдох неглубокий).

Тяжелые нарушения дыхания.

Тяжелые нарушения дыхания.

Асинергия асинхронность дыхания, голосообразова-ния  и артикуляции.

Нарушения

голоса

Голос недостаточной силы и звонкости (тихий, слабый, истощающийся, глуховатый). Может быть назализация.

Голос тихий, глухой, сдавленный, напряжённый.

Голос напряженный, прерывистый, вибрирующий, изменяющийся по высоте, силе, звонкости. Может быть назализация.

Голос истощающийся, затихающий к концу фразы; с носовым оттенком.

Нарушения

просодики

Снижена амплитуда голосовых модуляций, нет темпоритмических перебоев, необходимых для живой интонации (голос мало модулированный, монотонный).

Модуляций голоса почти нет. Тембр бедный. Темп чуть убыстренный.

Мелодико-интонационная сторона речи нарушена, утрачен эмоциональный оттенок. Слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (монотонность).

Модуляций голоса почти нет. Интонация практически отсутствует. Ритм скандированный. Темп замедленный.

Вегетативные расстройства

Гиперсаливация.

Гиперсаливация.

Гиперсаливации при “чистом” гиперкинетическом синдроме нет.

Может быть гиперсаливация.

Ведущий

синдром

Спастический парез.

Спастический парез и тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности.

Гиперкинез.

Атаксия.

Форма ДЦП

спастическая диплегия, гемипарез.

Двойная гемиплегия.

Гиперкинетическая форма ДЦП.

Атонически-астатическая форма ДЦП.


 

 

  1. по степени разборчивости для окружающих Ж. Тардье:

 

1 степень

2 степень

3 степень

4 степень

Нарушения звукопроизношения выделяются только специалистом, остальные их не слышат.

Нарушения звукопроизношения заметны каждому, но речь для окружающих понятна.

Речь понятна только близким людям.

Речь непонятна даже близким людям.


 

 

Особенностью дизартрий является их смешанный характер, частое сочетание различных вариантов дизартрий у одного и того же ребенка. Это связано с тем, что при воздействии вредоносного фактора на развивающийся мозг повреждения нередко имеют распространённый характер, и с тем, поражение одних систем может способствовать недоразвитию и нарушать функционирование других. Поэтому дизартрические расстройства речи у детей нередко сочетаются с задержкой речевого развития, с алалическими проявлениями, недоразвитием слуховой системы и приводят к недоразвитию речи (неполноценности словаря, нарушению грамматической связи слов), а в школьном возрасте - к нарушению письма и чтения.

 

3 МЕТОДИКИ КОРРЕКТИРОВКИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ПРИ

ДИЗАРТРИИ

 

В клинической картине дизартрии  неизменно присутствуют расстройства дыхания. Неречевое дыхание дизартриков имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении.

Речевое дыхание представляет собой  высоко координированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. У дизартриков эта координация нередко нарушается даже в процессе плавной речи. Перед вступлением в речь дизартриков делают недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно-смыслового отрезка сообщения. Нередко дизартрики (не только дети, но и взрослые) говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха.

При коррекции дизартрии в практике, как правило, используется регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приемов установления плавности речи.

В логопедической работе над речевым дыханием детей, подростков и взрослых широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.  Стрельниковская дыхательная гимнастика - детище нашей страны, создавалась она на рубеже 30-40-х годов как способ восстановления певческого голоса, потому что А.Н.Стрельникова была певицей и его потеряла.

Эта гимнастика - единственная в мире, в которой короткий и  резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.

В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, - это уметь затаить дыхание, "спрятать" дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.

 

 

3.1 Упражнения для развития речевого дыхания

 

В логопедической практике рекомендуются следующие  упражнения:

- Выберите  удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите  одну руку на живот, другую - сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

- Произведите  короткий, спокойный вдох через  нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

- Сделайте  короткий вдох при открытом  рте и на плавном, протяжном  выдохе произнесите один из  гласных звуков (а, о, у, и,  э, ы).

-Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков: 
аaaaa,   аaaaaooooooo,   аaaaaуууууу.

- Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).

-Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдайте установку, данную в первом упражнении.

Капля и камень долбит.  
Правой рукой строят - левой ломают.  
Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.  
На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.  
Не плюй в колодец - пригодится воды напиться.  
На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.  
Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...  
- Прочитайте русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Репка.

Посадил дед  репку. Выросла репка большая-пребольшая.  
Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может.  
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!  
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!  
Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!  
Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!  
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!

Отработанные  умения можно и нужно закреплять и всесторонне применять на практике.

«Чей  пароход лучше гудит?» Возьмите стеклянный пузырек высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см или  любой другой подходящий предмет. Поднесите  его к губам и подуйте. «Послушай, как гудит пузырек. Как настоящий  пароход. А у тебя получится пароход? Интересно, чей пароход будет громче гудеть, твой или мой? А чей дольше?» Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной и выходить посередине. Только не дуйте слишком долго (больше 2-3 секунд), а то закружится голова.

Также способствуют развитию речевого дыхания свистульки, игрушечные дудочки, губные гармошки, надувание шариков и резиновых игрушек.

 

 

4 КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ ПРИ ДИЗАРТРИИ

 

4.1 Артикуляционная гимнастика

 

Мы правильно  произносим различные звуки благодаря  хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Работа  по развитию основных движений органов  артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно  ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

При отборе упражнений для артикуляционной  гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых  двух-трех упражнений новым может  быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку  выполняют сидя, так как в таком  положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Информация о работе Дизартрия