Дополнительное образование младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить дополнительное образование младших школьников в современных условиях.
В работе были определены следующие задачи:
1.Рассмотреть основное назначение дополнительного образования и его развития в нашей стране;
2.Выявить цель, задачи и виды учреждений дополнительного образования;
3.Изучить сущность и специфику дополнительного образования детей в условиях общеобразовательной школы;
4.Выявить методы воспитательной работы с младшими школьниками в условиях дополнительного образования;
5.Рассмотреть современные требования к программам дополнительного образования.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты дополнительного образования
школьников в современных условиях 5
1.1. Основное назначение дополнительного образования и его
развития в нашей стране 5
1.2. Цель, задачи и виды учреждений дополнительного образования 10
1.3. Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательной школы 18
Глава 2. Современные требования, предъявляемые к программам дополнительного образования 25
2.1 Методы воспитательной работы с младшими школьниками в условиях дополнительного образования 25
2.2 Современные требования к программам дополнительного образования 32
Заключение 36
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

Школа-дополнит.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.

Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:

выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;

способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;

обеспечить каждому  ученику “ситуацию успеха”;

содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

Конечно, далеко не все школы способны сегодня решать эти задачи. Однако совершенно очевидно и то, что наступило время, когда нельзя рассчитывать только на учебный процесс. Его эффективность в обеспечении современного качества образования не безгранична, особенно в рамках классно-урочной системы. Пора преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребенка.

 

1.3. Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательной школы

Обсудим вопрос о настоятельной  необходимости возрождения в  современной школе когда-то весьма объемного участка деятельности учителей, знакомого многим под названием “внешкольная (внеурочная) работа”. Сегодня эту сферу педагогической деятельности называют дополнительным образованием детей, и она выходит далеко за рамки традиционных внеклассных мероприятий, которые обычно направлены на решение воспитательных задач и организацию досуга школьников. Основу современного дополнительного образования составляет масштабный образовательный блок, компенсирующий удовлетворение когнитивных, коммуникативных и иных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения в школе. Этим видом образования профессионально заняты около 270 тыс. педагогических работников как в самих школах, так и в специализированных учреждениях — дворцах и домах детского творчества, станциях юных техников, спортивных и художественных школах, клубах по месту жительства.

Суть проблемы состоит в том, что современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, должна построить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что в российской школе впервые базовое (основное) и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного (а не только интеллектуального!) развития каждого ребенка. В этих условиях школа наконец-то смогла бы преодолеть интеллектуальный перекос в развитии учащихся и создать основу для их успешной адаптации в обществе.

Истоки детской агрессивности кроются в неблагополучной социально-психологической атмосфере общества, которая, в свою очередь, связана с целым комплексом причин. К их числу относятся: разрушение нравственных и семейных устоев, ранняя алкоголизация несовершеннолетних, рост в их среде наркомании, ослабление воспитательной функции школы, нерациональная организация досуговой деятельности школьников, безнадзорность детей в каникулярное время.

Ощущается острая необходимость снизить  напряженность, нетерпимость, агрессивность среди детей и подростков. Для этого в первую очередь необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным делом. В этом плане дополнительное образование детей представляет собой реальную социальную силу, способную последовательно противостоять натиску всевозможных “контркультур”, дестабилизирующих молодое поколение. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

Необходимость полного  цикла образования в школе  обусловлена и новыми требованиями к образованности человека, в полной мере заявившими о себе на рубеже XX и XXI веков. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека. До тех пор, пока школьная система образования будет сориентирована на трансляцию знаний без учета разностороннего развития личности ребенка, решение проблем индивидуализации и дифференциации обучения, самоопределения и самореализации школьников останется не более чем провозглашенным лозунгом, а реализация личностно ориентированного подхода — недостижимой задачей.

Практика показывает, что указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием: формализованное базовое образование все больше нуждается в дополнительном неформальном, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.

Действительно, школа  дает общее образование, важное и  значимое; но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование. И если школьное образование все дети получают в более-менее одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом, то не стандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности, вариативности. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом — смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.

Ценность дополнительного  образования детей состоит в  том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование детей — это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития.

По большому счету  основное и дополнительное образование  не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов. Говоря словами А.С. Макаренко, в идеале весь образ жизни ребенка, каждый квадратный метр его жизни должен быть заполнен образованием.

Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга — тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе. Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства как на уровне отдельной школы, так и целого города, региона, страны.

В каком же состоянии  находится сегодня в школе  дополнительное образование детей? В отличие от учреждений дополнительного образования, где трудятся специалисты-профессионалы и где накоплен большой опыт работы с детьми, увлеченными тем или иным видом творчества, в общеобразовательных школах дело обстоит намного сложнее. Непосредственно в школе этот вид образования, как правило, осуществляется на имеющейся базе, причем ее же кадрами, т. е. учителями-предметниками. При этом сам термин “дополнительное образование” многими учителями до сих пор воспринимается с недоумением. Зачем, мол, какое-то мудреное название для обычной кружковой работы, тем более что популярность школьных секций, клубов, кружков за последнее десятилетие пошла на убыль, а роль классного руководителя, который направлял внеурочные интересы учащихся, и без того снизилась.

На волне вытеснения из школы воспитательной работы, чрезмерно  политизированной и пронизанной идеологическими штампами, с конца 80-х годов из жизни школы стала постепенно уходить любая внеурочная деятельность. Взамен традиционных кружков в школах стали активно вводиться новые учебные курсы (от экзотических иностранных языков до астрологии), возрождаться некоторые народные традиции. Однако ни введение модных дисциплин, ни проведение забытых прежде праздников (Рождества, масленицы и других) еще нельзя назвать созданием школьной системы дополнительного образования детей. До сих пор так и не удалось восстановить нарушенные в школах межвозрастные связи, которые прежде поддерживались детскими организациями — октябрятской, пионерской, комсомольской. Несмотря на большую долю формализма в их деятельности, они многое давали для реализации общественной активности школьников. Отказ от традиционных “маршей” и “смотров” не помог найти иную, личностно ориентированную форму работы.

Надо признать, что такое положение устраивало многих учителей, считавших, что их основной заботой должны быть уроки. Скудное финансирование, по сути дела, поддерживало такую точку зрения. Нарастание пассивности учителей, их нежелание знать о внеурочных интересах ребенка сейчас стало особенно заметным и вызывает тревогу. Нужно иметь в виду и такой момент: введенная в 1992 году в систему российского образования специальность “педагог дополнительного образования” не получила пока достаточного распространения в общеобразовательных школах. Это, конечно, связано с их финансовой нестабильностью. Директора зачастую идут на сокращение любых “малозначимых”, по их мнению, ставок либо используют эти ставки для других целей.

Ситуация усугубляется и тем, что в педагогических институтах до сих пор не готовят специалистов, которые официально получали бы звание “педагог дополнительного образования”. Не развернута по-настоящему и переподготовка кадров на базе институтов усовершенствования учителей. Как обычно, становление нового направления образования зависит от энергии и добросовестности энтузиастов.

Поэтому неудивительно, что среди школьных педагогов  пока преобладает настороженное отношение к идее интеграции дополнительного образования в современную школу. Одни заявляют, что дополнительное образование — это прерогатива специализированных детских учреждений, а не обязанность школы; другие утверждают, что в нем вообще нет необходимости; третьи полагают, что сегодня, учитывая сложности социально-экономического положения, вполне достаточно вернуться к прежней кружковой работе. У всех свои резоны, но едва ли нужно впадать в крайности. Наша задача — трезво оценить ситуацию и попытаться изменить ее к лучшему.

В современных условиях часть дополнительных образовательных  услуг является платными. Это обусловлено низким уровнем финансирования системы образования в целом и дополнительного — в частности, нехваткой высококвалифицированных кадров, недостаточным материально-техническим оснащением этой сферы образования. Возможность предоставления платных услуг заставляет работников дополнительного образования критически осмыслить и оценить свой потенциал, понять свою роль в удовлетворении культурно-образовательных запросов социума, проанализировать свои внутренние резервы. Введение в систему дополнительного образования платных услуг способствует здоровой конкуренции в образовательной сфере, укрепляет и поддерживает материальное состояние образовательного учреждения, повышает его ответственность за результаты образования, содействует развитию многообразия форм и методов обучения, вносит новое в содержание образования.

 

Глава 2. Современные требования, предъявляемые к программам дополнительного образования

 

2.1 Методы воспитательной работы  с младшими школьниками в условиях дополнительного образования

педагогический школьник внеклассный образование

Содержание и многообразие форм учебно-воспитательного процесса в их единстве позволяет заинтересовать и вовлечь детей в систему  дополнительного образования. Разнообразие форм даёт возможность увеличить  число воспитывающих факторов, влияющих на сознание и поведение, чувства и волю, эмоции и интеллект.

Большой диапазон направлений  и сфер образовательной и социальной деятельности, многообразные формы, применяемые в образовательном  процессе, позволяют удовлетворять  потребности детей и дают им возможность проявить себя в различных видах творческой и социальной деятельности.

Поэтому сфера дополнительного  образования создает своеобразное социально-образовательное пространство, в котором не только формируются  духовные и нравственные качества личности, нормы социального общения, но и постоянно реализуются в практической деятельности детей достижения и ценности науки, культуры, производства.

Информация о работе Дополнительное образование младших школьников