Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:35, курсовая работа
Цель работы – изучить дополнительное образование младших школьников в современных условиях.
В работе были определены следующие задачи:
1.Рассмотреть основное назначение дополнительного образования и его развития в нашей стране;
2.Выявить цель, задачи и виды учреждений дополнительного образования;
3.Изучить сущность и специфику дополнительного образования детей в условиях общеобразовательной школы;
4.Выявить методы воспитательной работы с младшими школьниками в условиях дополнительного образования;
5.Рассмотреть современные требования к программам дополнительного образования.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты дополнительного образования
школьников в современных условиях 5
1.1. Основное назначение дополнительного образования и его
развития в нашей стране 5
1.2. Цель, задачи и виды учреждений дополнительного образования 10
1.3. Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательной школы 18
Глава 2. Современные требования, предъявляемые к программам дополнительного образования 25
2.1 Методы воспитательной работы с младшими школьниками в условиях дополнительного образования 25
2.2 Современные требования к программам дополнительного образования 32
Заключение 36
Список литературы 38
Содержание
Введение
Отличительными изменениями характера образования является его ориентация на развитие инициативы, самостоятельности обучающихся, конкурентоспособности, мобильности будущих специалистов. Решение данной проблемы непосредственно связано с организацией дополнительного образования детей, которое создает условия для развития склонностей, интересов, способностей, формирования ценностных ориентаций детей и молодежи, выбора ими путей жизненного и профессионального самоопределения.
Возможность осуществления выбора направлений личностного становления характеризует дополнительное образование как особый тип, самоценную подсистему образования, способную осуществлять свою деятельность в контексте личностно-ориентированного подхода. Этим объясняется востребованность дополнительного образования со стороны его потребителей: детей, родителей. В то же время, в контексте стремительных изменений, происходящих в мире, стране, к системе дополнительного образования предъявляются все новые требования.
В настоящее время
роль системы дополнительного
Актуальной задачей является организация изучения особенностей становления и развития задатков и способностей ребенка. В настоящее время преобладает психологический подход при выявлении склонностей отдельных детей. Однако, необходимо также с социальных позиций исследовать процесс постепенного раскрытия природного потенциала личности под влиянием определенных воздействий культуры.
Сфера образования в целом, и дополнительного образования детей в частности, все больше воспринимаются как сфера услуг (услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры). В силу этого процесс модернизации системы образования способствует тому, что учреждения дополнительного образования детей становятся субъектами рынка образовательных услуг.
Отсюда следует, что в современных условиях от умения руководителя учреждения дополнительного образования детей провести маркетинг, найти своего заказчика зависит репутация этого учреждения, финансовое благополучие, сохранность, развитие и микроклимат педагогического коллектива. Особое значение приобретает выработка стратегии изменения культурных ценностей и представлений педколлектива, переориентация межличностных отношений, системы норм и правил поведения в учреждении дополнительного образования детей.
Цель работы – изучить дополнительное образование младших школьников в современных условиях.
В работе были определены следующие задачи:
1.Рассмотреть основное назначение дополнительного образования и его развития в нашей стране;
2.Выявить цель, задачи и виды учреждений дополнительного образования;
3.Изучить сущность и специфику дополнительного образования детей в условиях общеобразовательной школы;
4.Выявить методы
5.Рассмотреть современные требования к программам дополнительного образования.
Глава 1. Теоретические аспекты дополнительного образования школьников в современных условиях
1.1. Основное назначение дополнительного образования и его развития в нашей стране
Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Система дополнительного образования детей Российской Федерации в ее новом качественном состоянии развивается на протяжении более 10 лет.
Сеть учреждений дополнительного образования детей составляет 18 тыс. образовательных учреждений различной ведомственной принадлежности, в том числе в системе образования - 8,9 тыс., системе культуры – 5,8 тыс., системе спорта – 1,1 тыс., общественных организаций – более 2 тыс. В них занимается свыше 10 млн. детей в возрасте от 5 до 18 лет (около 39 % от общего числа обучающихся).
Кроме того, дополнительное образование детей, помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, позволяет решать ряд других социально значимых проблем, таких как: обеспечение занятости детей, их самореализация и социальная адаптация, формирование здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков. На основе дополнительного образования детей решаются проблемы обеспечения качественного образования по выбору, социально-экономические проблемы детей и семьи, оздоровления российского общества в целом.
Дополнительное образование, в значительной мере осуществляется специалистами, профессионалами, мастерами своего дела, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счете, – результативность как практико-ориентированного образования.
Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций. Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и выступает гарантом выявления, поддержки и развития одаренных детей.
Затраты бюджетов всех уровней на дополнительное образование детей являются долгосрочными инвестициями в будущее развитие российского общества и государства, кадровый потенциал интеллектуального, научно-технического, творческого и культурного развития общества; безнадзорность и профилактику асоциальных проявлений в детской и подростковой среде.
В учреждениях дополнительного образования детей более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, получение квалифицированной помощи по различным аспектам социальной жизни, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.
Одним из эффективных путей решения проблемы творческого развития личности ребёнка выступает интеграция основного и дополнительного образования, реализация личностно-ориентированного и личностно-деятельностного подходов, способных сыграть в жизни ребёнка значительную роль в достижении им вершин своего творческого развития, в определении жизненного пути.
Дополнительное образование детей имеет большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, его самоопределения. Выявлено, что формированию положительной мотивации учения и общественно полезной деятельности способствуют общее положительное отношение к школе, дополнительному образованию, радость познания, желание что-то сделать своими руками, широта интересов, любознательность. Наиболее распространенными оказались познавательные мотивы, выявленные у 59 % детей, и социальные – у 42 % детей.
В целом можно выделить несколько типов мотивации:
1) особые (индивидуальные) интересы учащихся;
2) осознание ценности познания;
3) желание добиться особых успехов в развитии своих творческих способностей,
4) желание испытывать
приятные ощущения от
5) стремление избежать неудач и др.
Выявлены зависимости между степенью включенности ребёнка в творческую деятельность, старательностью и результатом этой деятельности; между старательностью, педагогической оценкой и отношением ребёнка к себе. Кроме того, дети отмечают важность таких ценностей: активность жизненной позиции, наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе.
Дети относятся к дополнительному образованию, как к средству их творческого развития. Подавляющее большинство детей (88,0 % девочек и 86,6 % мальчиков) отметили, что на их выбор творческого объединения повлияли любовь и интерес к конкретному делу, что подтверждает добровольность выбора. Лишь единицы отметили, что стали заниматься в том или ином творческом объединении в силу определенных обстоятельств или по настоянию родителей (в основном это занятия музыкой).
Проведённый всесторонний анализ теории и практики дополнительного образования детей позволил выявить неравномерность его развития. В то же время история становления и анализ современного состояния этого образования в нашей стране на протяжении 80-ти лет его существования показали, что оно может рассматриваться как определенная система, включающая в себя совокупность взаимодействующих элементов:
- образовательных программ
различного уровня и
- учреждений дополнительного образования детей;
- органов управления образованием;
- детских и молодежных общественных объединений, реализующих дополнительные образовательные программы;
- семьи.
Специфика СДО заключается в возможности добровольного выбора ребёнком, его семьёй направления и вида деятельности, педагога, организационных форм реализации дополнительных программ, времени и темпа их освоения; в многообразии видов деятельности. Осуществляется это с учётом интересов и желаний, способностей и потребностей ребёнка; с применением личностно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, активно способствующего творческому развитию личности, мотивации познания, самореализации, самоопределению ребёнка.
Таким образом, система дополнительного образования детей представляет сложную педагогическую систему.
В целом обследованные дети оптимистичны, полученные данные позволяют сделать благоприятный прогноз их дальнейшего творческого развития. Здесь важно управлять данным процессом для чего и требуется хороший инструментарий оценивания. Необходим набор критериев разных уровней СДО, а также комплекс методик по их использованию.
Под дополнительным понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, профессионально, личностно.
Дополнительное образование детей описается на следующие принципы:
- гуманизация;
- демократизация
- индивидуализация;
- педагогика сотрудничества.
Важнейшим принципом
дополнительного образования
Учреждения дополнительного
образования детей создают
Каждое учреждение дополнительного образования детей должно стать организационно-методическим центром по развитию дополнительного образования детей для образовательных учреждений различных типов и видов своего микрорайона, муниципалитета, региона.
Государственные учреждения
дополнительного образования
В деятельности учреждения
дополнительного образования
Управленческая деятельность сегодня также претерпевает изменения: авторитарное администрирование уступает место демократическому характеру, делегированию управленческих полномочий педагогам.
В последнее время программно-целевому подходу в управлении общеобразовательной школой уделял внимание целый ряд исследователей, а в отношении учреждений дополнительного образования эта тема освещалась явно недостаточно.
Невозможно объективно оценивать результаты, если нет строгой целевой декомпозиции на каждом иерархическом уровне СДО. Прежде чем оценивать результаты системы, её следует спроектировать. А начинать надо с определения назначения системы, установления целей и выбора задач.
Информация о работе Дополнительное образование младших школьников