Дополнительное образование младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить дополнительное образование младших школьников в современных условиях.
В работе были определены следующие задачи:
1.Рассмотреть основное назначение дополнительного образования и его развития в нашей стране;
2.Выявить цель, задачи и виды учреждений дополнительного образования;
3.Изучить сущность и специфику дополнительного образования детей в условиях общеобразовательной школы;
4.Выявить методы воспитательной работы с младшими школьниками в условиях дополнительного образования;
5.Рассмотреть современные требования к программам дополнительного образования.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты дополнительного образования
школьников в современных условиях 5
1.1. Основное назначение дополнительного образования и его
развития в нашей стране 5
1.2. Цель, задачи и виды учреждений дополнительного образования 10
1.3. Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях общеобразовательной школы 18
Глава 2. Современные требования, предъявляемые к программам дополнительного образования 25
2.1 Методы воспитательной работы с младшими школьниками в условиях дополнительного образования 25
2.2 Современные требования к программам дополнительного образования 32
Заключение 36
Список литературы 38

Файлы: 1 файл

Школа-дополнит.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

Результаты дополнительных общеобразовательных программ:

Дополнительные общеобразовательные  программы создают условия для приобретения общих (универсальных) способов действия (способностей и умений), позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в разных видах деятельности, что составляет основу (сущность) компетентностного подхода в дополнительном образовании. Дополнительные общеобразовательные программы должны быть направлены на становление следующих ключевых (сквозных) компетентностей:

  • познавательная компетентность (способность к обучению в течение всей жизни как в личном профессиональном, так и в социальном аспекте; использование наблюдений, измерений, моделирования; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного их применения);
  • информационная компетентность (способность работать с разными источниками информации; способность к критическому суждению в отношении получаемой информации; владение телекоммуникационными технологиями в общении с людьми; компьютерная грамотность, умение использовать планы и конспекты, знаковые системы, таблицы и схемы );
  • коммуникативная компетентность (владение различными средствами письменного и устного общения; выбор адекватных ситуациям форм вербального и невербального общения, способов формирования и формулирования мысли; владение способами презентации себя и своей деятельности);
  • социальная и гражданская компетентность (соблюдение социальных и культурных норм поведения, правил здорового образа жизни; умение ориентироваться в политических и социальных ситуациях и занимать адекватные позиции; способность к регулированию конфликтов ненасильственным путем; способность жить и общаться с людьми других языков, религий и культур; способность участвовать в деятельности демократических институтов; готовность к участию в позитивных социальных преобразованиях на уровне класса, школы, населенного пункта);
  • организаторская компетентность (планирование и управление собственной деятельностью; владение навыками контроля и оценки деятельности; способность принимать ответственность за собственные действия; владение способами совместной деятельности).

Дополнительные общеобразовательные  программы могут обеспечивать становление  специальных компетентностей, выделяемых в различных областях образовательной  деятельности.

5. Условия реализации  дополнительных общеобразовательных программ:

Соответствие Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.1251–03 в части определения рекомендуемого режима занятий.

Соответствие требованиям  к обеспечению безопасности обучающихся  согласно нормативно-инструктивным документам Министерства образования РФ. Таким образом, целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим, содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать: - достижениям мировой культуры, российским традициям, - соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию); - направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной); - современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и г. д.).

 

 

 

Заключение

 

В современных условиях учреждения дополнительного образования  играют уникальную роль в системе  образования. Они служат задачам  обеспечения необходимых условий  для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет, позволяют адаптировать детей к жизни в обществе, формируют общую культуру, позволяют организовать содержательный досуг.

Анализ показал, что в современной педагогической науке воспитание рассматривается как процесс формирования установок мотивационной культуры детей, отношения ребенка к самому себе, к окружающему миру, к своему месту в этом мире, к своей роли в жизни этого мира. Содержание воспитания в учреждении дополнительного образования определяется диапазоном разработок образовательных программ.

Воспитание в дополнительном образовании имеет следующие  особенности:

- в содержании реализуются  дополнительные образовательные  программы по различным видам деятельности;

- формами организации  воспитания являются добровольные  детские объединения (кружки, студии, школы, клубы, ансамбли, театры, секции, научные общества);

- основным методом  является метод развивающего  общения;

- ребенок сам определяет продолжительность своего образовательного маршрута;

  • уровень взаимоотношений детей и педагогов проявляется в сотрудничестве, сотворчестве
  • ребенок - субъект собственного самопознания, саморазвития, самореализации;

- в дополнительном  образовании воспитание деятельностное.

Дополнительные общеобразовательные  программы должны соответствовать  целям общественного развития, обеспечивать всестороннее удовлетворение образовательных  потребностей личности, соответствовать  образовательным интересам детского и взрослого населения.

Содержание дополнительных общеобразовательных программ должно быть направлено на создание условий  для социального, культурного, профессионального  самоопределения, творческой самореализации личности, на укрепление психического и физического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия и положительную социализацию.

Результаты этих программ – приобретение способностей, умений, навыков, позволяющих человеку результатов  в различных видах деятельности.

Перспективы развития дополнительного образования совершенствуют в профессиональной деятельности, тем самым увеличивают свои показатели по основным уровням образования. Ставят целевые установки на обучение, проводят на практике опыты в конкретном профессиональном направлении. Все это свидетельствует о качестве работы. Перспективы развития дополнительного образования открывают нам большие возможности в изучении инновационных методик с небольшими трудностями которые возникают у обучающихся на практике, но путем защиты творческих проектов и последующих семинаров они набирают свою силу и овладевают эффективностью. Перспективы развития дополнительного образования образуют такую степень подготовленности, как модульный принцип обучения он организовывается по индивидуальному графику и позволяет создать слушателям полный объем нужной информации. Таким образов стал значительно увеличиваться спрос на такую структуру обучения. Такие программы значительно повлияют на качество учебного процесса. Анализ показывает, что совместная деятельность позволила создать учебно – методические центры в которых учитываются все особенности достойных слушателей, а развивающая система дополнительного образования в нашей стране сегодня является главном брендом.

 

Список литературы

 

  1. Аннелиз, Ф. Корнер «Теоретическое исследование пределов возможностей проективных методик» из кн. Проективная педагогика, - М., 2009. – 258с.
  2. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки./ Пер. с англ., Москва: Смысл, 2010. – 146с.
  3. Большой толковый педагогический словарь. П-Я., Вече-Аст., Москва, 2009.- 592с.
  4. Бурлачук Л.Ф. Педагогика. – Спб.: Питер, 2010. – 352с.
  5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Педагогика. – Киев, Наукова Дулека, 2011.-238 с.
  6. Гильбух Ю.З. Актуальные проблемы валидизации психологических тестов. – «Вопросы психологии».- 2010.- №5.-с.12-21.
  7. Елисеев О.П. Практикум по педагогике. – Спб.: Питер, 2009. – 560 с.
  8. Меньшиков В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М.: Изд-во Московского Университета, 2009.-236 с.
  9. Носс И.Н. Педагогика. – М: Изд-во «КСП+», 2011.-230 с.
  10. Педагогика / Пер. с англ. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010.- 528с.
  11. Прошанский Г.М. «Классификация проективных методов» из кн. Проективная психология, - М., 2009. – 258с.
  12. Психогеометрическое тестирование. Теоретический и практический аспекты. Самара, 2009.- 84с.
  13. Психодиагностика: Теория и практика. / Пер. с нем. Под ред. Н.Ф. Талызиной. – М.: Прогресс, 2010.-340 с.
  14. Ричард С. Лазарус «Неопределённость и однозначность в проективных методиках» из кн. Проективная психология, - М., 2010. – 258с.
  15. Савенко Ю.С. Проективные методы в исследовании бессознательного. – В кн.: Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования. Москва, 2009.-245 с.

16. Самоукина Н.В. Игры в школе  и дома. М., 2009.-162 c.

17. Самоукина Н.В. Практический  педагог в школе. М., 2009.-184 c.

18. Скотт Дж. Г. Конфликты,  пути их преодоления. — Киев: Внешторгиздат, 2010.- 191 с.

19. Социальная психология/ под ред. А.В. Петровского.-М., 2009.-146 c.

20. Социальная психология/ под ред. А.Н. Сухов, А.А. Деркача.-М., 2009.-178 c.

21. Социальная психология: Хрестоматия/ Сост. Е.П.  Белинская,  О.А. Тихомандрицкая.- М., 2009.-158 c.

22. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья (в 2-х тт.). М.2010.-239 c.

23. Урунтаева Г. А. Педагогика. М.Инфра-М, 2010.-139 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Дополнительное образование младших школьников