1)Общее понятие о дидактике.
Дошкольная дидактика.
Дидактика —
это крупная отрасль педагогики, разрабатывающая
теорию образования и обучения.
Обучение является объектом изучения
ряда наук: психологии, методик частных
учебных предметов, логики, кибернетики
(например, программированное обучение)
и др. Притом разных исследователей интересуют
проблемы своей науки, у них есть свой
предмет. Предметом дидактики,
как считают ученые-педагоги, выступают
«обучение как средство образования и
воспитания человека» (И.Я. Лернер, М.Н.
Скаткин), «связь, взаимодействие преподавания
и учения, их единство» (В.В. Краевский)»,
а также условия, необходимые для протекания
процесса преподавания-учения (Ч. Куписевич)».
Дидактика
является одновременно и теоретической
и нормативно-прикладной наукой.
Нормативно-прикладная функция заключается
в том, что на основе своих
законов и закономерностей дидактика
устанавливает принципы обучения,
определяет содержание образования,
дает рекомендации о применении
соответствующих форм, методов, средств
и организации обучения. Теми
же вопросами, что и дидактика
занимаются методики преподавания
частных учебных дисциплин, но
в пределах одного конкретного
учебного предмета (математики, истории,
биологии и т.д.). Их потому и
называют частной дидактикой.
Общая дидактика решает задачи.
1. Она определяет
цель образования и обучения.
Иначе говоря, отвечает на вопрос:
для чего учить? Именно от
этой целевой установки зависит
все остальное в обучении. Если
целью обучения признать усвоение
содержания образования, то наряду
с ней дидактика решает и
другую, не менее важную задачу:
разностороннее воспитание гармонически
развитой личности через обучение.
Таким образом, обучение выступает
одним из средств воспитания
и развития человека. Следовательно,
дидактика призвана решать проблемы
развития и формирования личности
в процессе и через обучение.
2. Из цели
вытекает и содержание образования
и обучения. То есть дидактика
ищет ответ на вопрос: чему учить.
3. Возникает
еще один вопрос: как учить? Это
значит, что дидактика
разрабатывает вопрос о формах, методах
и организации учебной работы.
4. В процессе
обучения используются соответствующие
дидактические средства: учебники
и учебные пособия, наглядно-изобразительные,
звуковые, различные технические
средства, радио- и электронная
техника, учебное оборудование. Все
они играют существенную роль
во взаимосвязи преподавания
— учения. Одна из задач дидактики
— разработка общих принципов
создания и использования этих
средств в учебных целях.
5. Дидактика
изучает общие законы, закономерности
и тенденции в учебном процессе.
На их основе, как уже было
сказано, формулируются принципы
и правила обучения. Соблюдение
обеспечивает успех обучения. Знание
их позволяет эффективно и
целенаправленно варьировать учебный
процесс в зависимости от возраста,
индивидуальных особенностей, особенностей
содержания учебного материала, связей,
форм, методов и приемов учебной работы.
6. В дидактике
также разрабатываются вопросы,
связанные с источниками и
методами исследования проблем
обучения; рассматриваются перспективы
развития и совершенствования
содержания, форм, методов и организации
образования. Дидактика анализирует
и обобщает конкретные данные
частных дидактик, вместе с тем
общая дидактика сама служит
научной основой частных методик
и выполняет для них роль
методологии.
Демократизация
общественной жизни ставит перед
государством задачу максимального
использования возможностей общеобразовательной
школы, а через нее и всей системы
образования для формирования разносторонне
развитой личности как основной составляющей
трудовых ресурсов о понятие дошкольной
дидактики
Областью
дошкольной педагогики, исследующей
закономерности процесса обучения
детей дошкольного возраста, является
дошкольная дидактика. Слово «дидактика»
происходит от греческого, что
означает- обучающий, наставляющий, поучающий.
Предметом дошкольной дидактики является
процесс обучения детей.
Идеи
обучения детей дошкольного возраста
впервые возникли еще на заре
становления педагогики как науки.
Ян Амос Коменский в книге
«Материнская школа» предложил
первую в мире программу обучения
маленьких детей в семье. Вопросы
дошкольной дидактики находили
свое
отражение в
педагогических трудах Г. Песталоцци,
Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фребеля и других зарубежных
ученых. В русской педагогике проблема
обучения детей получила свое развитие
в трудах В.Ф. Одоевского, К.Д. Ушинского,
Е.В. Водовозовой, П.Ф. Лесгафта, Е.И. Тихеевой
и других исследователей. Обучение
дошкольников рассматривалось как
процесс, направленный на ознакомление
детей с окружающим миром, развитие
у детей умений наблюдать, сравнивать,
анализировать. Ученые считали, что
главное – научить детей учиться,
развивать их умственные способности.
Данная идея получила свое научное
обоснование и глубокую экспериментальную
разработку в исследованиях А.П.
Усовой в 50-х годах 20 века. Коллектив
ученых под руководством А.П. Усовой
разработал концепцию о дошкольном
обучении как единстве образовательной,
обучающей и воспитательной работы.
Исследователями были определены содержание
образовательной работы для каждой
возрастной группы, средства и формы
организации обучения, методы обучения.
Психолого-педагогические исследования
(А.М. Леушина, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер,
А.А. Люблинская и др.) убедительно
свидетельствуют о влиянии обучения
на ускорение процесса умственного
развития детей дошкольного возраста.
Исследования
последних лет посвящены в
большей степени разработке вопросов
содержания дошкольного обучения,
использования новых средств,
в частности информационных технологий
(С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова,
С.А. Козлова, А.Н. Давидчук и
др.). Ведутся поиски новых форм
организации обучения, дается их
психологическое обоснование.
Вместе
с тем, ученые отмечают, что
при показателях умственного
развития у современных детей
обнаруживается расхождение между
количеством и качеством знаний,
часто знания детей не системны,
отрывочны, разрознены. Отсутствие
четких упорядоченных и осмысленных
знаний неизбежно ведет к новой
проблеме – к низкому уровню
обобщения и к плохо оформленным
понятиям. Эти и другие проблемы
в умственном развитии дошкольников
объясняются исследователями следующим
рядом причин:
1. Воспитатели
далеко не всегда используют
возможности обучения в умственном
развитии на ранних его ступенях,
как правило, основные задачи
начинают решаться в старших
группах, что затрудняет планомерную
работу в умственном воспитании
детей.
2. Задачи
умственного воспитания в основном
решаются при проведении занятий
по познавательному развитию, в
то время как при проведении
музыкальных занятий, изобразительных,
физкультурных – такие задачи
вообще не ставятся. А между
тем, педагогические исследования
показывают, что в содержании
любых занятий скрыты большие
возможности развивающего обучения.
3. Проводимые
занятия с детьми в детском
саду не всегда отвечают предъявляемым
требованиям. Воспитатели , часто
испытывают серьезные трудности
при отборе и планировании
программного материала занятий,
типичным недостатком при планировании
занятий является то, что в
программное содержание включается,
как правило, только формирование
знаний и не всегда конкретно
отражаются другие задачи обучения
и умственного воспитания детей,
такие как развитие мыслительных
процессов (анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации), форм
мышления (умозаключения, суждений,
понятий), умственных качеств (любознательности,
активности, самостоятельности и
т.д.), умственных действий (умения
наблюдать, планировать свою работу,
выбирать способы ее выполнения
и др.), конкретные умения и
навыки учебной деятельности. Решение
этих и других задач будет
зависеть от возрастной группы,
вида занятия, опыта детей.
4. Одной
из существенных причин , влияющих
на уровень умственного развития
детей является недостаточное
владение многими воспитателями
методами и приемами развивающего
обучения, современными образовательными
технологиями.
Анализ
существующих проблем в области
обучения современных дошкольников
побуждает ученых и практиков
к поискам новых форм организации
обучения в детском саду. Рассматриваются
возможности таких форм обучения,
при которых стимулируется общение
между детьми в процессе решения
учебной задачи (Е.В.Субботский, Н.Я.
Михайленко, Н.А. Короткова).
^ Дидактические
принципы
Успешность
процесса обучения во многом
зависит от положений, которыми
руководствуется педагог в его
организации. Данные положения
или законы обучения получили
в педагогике название – дидактические
принципы. Впервые дидактические принципы
были сформулированы Яном Амосом Коменским
в 17 веке в книге «Великая дидактика, или
Как всех учить всему». Впоследствии К.Д.
Ушинский дал им научное обоснование,
опираясь на достижения физиологии и психологии
19 века.
Современная
дидактика выделяет ряд принципов
обучения.
^ Принцип
развивающего обучения. Обучение
должно вести за собой развитие
– данное положение Л.С. Выготского
лежит в основе организации
взаимодействия педагога и ребенка.
Суть заключается в том, что
обучение не должно ориентироваться
только на достигнутый уровень,
а всегда опережать его, чтобы
ребенок затрачивал усилия для
овладения новым материалом.
^ Принцип
воспитывающего обучения. Обучение
и воспитание неразрывные процессы,
поэтому, когда воспитатель определяет
содержание знаний, он намечает
и воспитательные задачи, которые
должны быть решены в процессе
обучения.
^ Принцип
доступности обучения. По мнению
ученых, обучение только тогда
результативно, когда оно посильно
и доступно детям. Доступным
должно быть и содержание обучения,
и его методы. Данный принцип
лежит в основе содержания
всех образовательных программ,
дети должны, прежде всего, изучать
те предметы и явления окружающего
мира, которые им понятны и
доступны. Я.А.
Коменский так сформулировал данный
принцип: «От близкого к далёкому, от простого
к сложному, от знакомого к незнакомому».
^ Принцип
системности и последовательности.
Новые знания всегда должны
опираться на имеющиеся у ребенка,
быть связанными с ними и
способствовать упрочению и уточнению
их. На основе последовательного
накопления знаний об окружающем
мире у детей формируется система
знаний, обобщенные понятия.
^ Принцип
сознательности и активности
детей в усвоении и применении
знаний. Исследованиями ученых доказано,
что знания прочны тогда, когда
они осознанны и осмыслены.
Освоение знаний происходит тем
результативнее, чем активнее ребенок
ими оперирует. Для развития
активности детей в процессе
обучения педагог использует
различные приемы: вопросы, сравнения,
проблемные ситуации, элементарные
опыты, эвристические беседы и
т.д.
^ Принцип
наглядности. Так как мышление
дошкольника носит наглядно-действенный
и наглядно-образный характер, то
данный принцип имеет особое
значение в обучении детей.
Использование различных видов
наглядности – наблюдение живых
объектов, рассматривание предметов,
картин, образцов, применение ТСО,
использование схем, моделей в
процессе обучения и т.д. –
способствует осознанному восприятию
тех явлений и предметов, с
которыми знакомит детей взрослый.
Я.А. Коменский считал его «золотым
правилом» дидактики.
^ Принцип
индивидуального подхода к детям.
Индивидуальные особенности развития
детей диктуют необходимость
их учета и в процессе обучения
малышей. Дифференцированный подход
в обучении требует от воспитателя
определенной гибкости, все задания,
которые получают дети, должны
соответствовать их уровню ближайшего
развития, поэтому и степень сложности
заданий должна быть различной
для каждого ребенка, так как
дети могут развиваться по-разному.
Руководствуясь
дидактическими принципами, воспитатель
достигает лучших результатов
в обучении детей.
Таким
образом, умственное воспитание
в процессе обучения и учения
– процесс длительный и сложный.
Содержание, методы умственной деятельности
оказывают воспитывающее и развивающее
воздействие на все стороны
личности ребенка.
2)Содержание воспитание, основные
направления содержания.
Воспитание
- целенаправленный и организованный
процесс формирования личности. В
целостном педагогическом процессе
важное место занимает процесс воспитания
(воспитательный процесс). Процесс - разворачивающаяся
во времени последовательность состояний,
событий и явлений. Процесс воспитания
- это разворачивающийся во времени
процесс взаимодействия воспитуемого
и воспитателя, в ходе которого реализуются
цели воспитания.