Дошкольная дидактика, процесс воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 12:47, реферат

Описание работы

Во всей системе воспитательных влияний на личность, не умаляя значения семьи, дошкольных и внешкольных образовательных учреждений, решающая роль принадлежит школе. Даже если не акцентировать внимания на том, что практически весь период взросления, в течение десяти-одиннадцати лет ребенок находится под целенаправленным влиянием квалифицированных педагогов, роль школы в становлении личности трудно переоценить. Она дает не только общеобразовательную подготовку, составляющую основу для получения профессионального образования, что важно уже само по себе, но создает благоприятные возможности для удовлетворения личностью своих интересов и потребностей, развития природных сил и творческих способностей.

Содержание работы

1 Общее понятие о дидактике. Дошкольная дидактика.-------------------------1-6
2 Содержание воспитание, основные направления содержания.--------------7-9
3 Система образования в России.---------------------------------------------------- 10-13
4 Список литературы--------------------------------------------------------------------------14

Файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИКА.docx

— 37.04 Кб (Скачать файл)

1)Общее понятие о дидактике. Дошкольная дидактика.

      Дидактика — это крупная отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения.

       Обучение является объектом изучения ряда наук: психологии, методик частных учебных предметов, логики, кибернетики (например, программированное обучение) и др. Притом разных исследователей интересуют проблемы своей науки, у них есть свой предмет.      Предметом дидактики, как считают ученые-педагоги, выступают «обучение как средство образования и воспитания человека» (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), «связь, взаимодействие преподавания и учения, их единство» (В.В. Краевский)», а также условия, необходимые для протекания процесса преподавания-учения (Ч. Куписевич)».

  Дидактика  является одновременно и теоретической  и нормативно-прикладной наукой. Нормативно-прикладная функция заключается  в том, что на основе своих  законов и закономерностей дидактика  устанавливает принципы обучения, определяет содержание образования,  дает рекомендации о применении  соответствующих форм, методов, средств  и организации обучения.  Теми  же вопросами, что и дидактика  занимаются методики преподавания  частных учебных дисциплин, но  в пределах одного конкретного  учебного предмета (математики, истории,  биологии и т.д.). Их потому и  называют частной дидактикой.   Общая дидактика решает задачи.

1. Она определяет  цель образования и обучения. Иначе говоря, отвечает на вопрос: для чего учить? Именно от  этой целевой установки зависит  все остальное в обучении. Если  целью обучения признать усвоение  содержания образования, то наряду  с ней дидактика решает и  другую, не менее важную задачу: разностороннее воспитание гармонически  развитой личности через обучение. Таким образом, обучение выступает  одним из средств воспитания  и развития человека. Следовательно,  дидактика призвана решать проблемы  развития и формирования личности  в процессе и через обучение.

2. Из цели  вытекает и содержание образования  и обучения. То есть дидактика  ищет ответ на вопрос: чему учить.

3. Возникает  еще один вопрос: как учить? Это значит, что дидактика                     разрабатывает вопрос о формах, методах и организации учебной работы.    

4. В процессе  обучения используются соответствующие  дидактические средства: учебники  и учебные пособия, наглядно-изобразительные,  звуковые, различные технические  средства, радио- и электронная  техника, учебное оборудование. Все  они играют существенную роль  во взаимосвязи преподавания  — учения. Одна из задач дидактики  — разработка общих принципов  создания и использования этих  средств в учебных целях. 

5. Дидактика  изучает общие законы, закономерности  и тенденции в учебном процессе. На их основе, как уже было  сказано, формулируются принципы  и правила обучения. Соблюдение  обеспечивает успех обучения. Знание  их позволяет эффективно и  целенаправленно варьировать учебный  процесс в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей, особенностей                            содержания учебного материала, связей, форм, методов и приемов учебной работы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

6. В дидактике  также разрабатываются вопросы,  связанные с источниками и  методами исследования проблем  обучения; рассматриваются перспективы  развития и совершенствования  содержания, форм, методов и организации  образования. Дидактика анализирует  и обобщает конкретные данные  частных дидактик, вместе с тем  общая дидактика сама служит  научной основой частных методик  и выполняет для них роль  методологии. 

Демократизация  общественной жизни ставит перед  государством задачу максимального  использования возможностей общеобразовательной  школы, а через нее и всей системы  образования для формирования разносторонне  развитой личности как основной составляющей трудовых ресурсов о понятие дошкольной дидактики

 Областью  дошкольной педагогики, исследующей  закономерности процесса обучения  детей дошкольного возраста, является  дошкольная дидактика. Слово «дидактика»  происходит от греческого, что  означает- обучающий, наставляющий, поучающий. Предметом дошкольной дидактики является процесс обучения детей.

 Идеи  обучения детей дошкольного возраста  впервые возникли еще на заре  становления педагогики как науки.  Ян Амос Коменский в книге  «Материнская школа» предложил  первую в мире программу обучения  маленьких детей в семье. Вопросы  дошкольной дидактики находили  свое                                                                                                                                                                    

отражение в  педагогических трудах Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фребеля и других зарубежных ученых. В русской педагогике проблема обучения детей получила свое развитие в трудах В.Ф. Одоевского, К.Д. Ушинского, Е.В. Водовозовой, П.Ф. Лесгафта, Е.И. Тихеевой и других исследователей. Обучение дошкольников рассматривалось как  процесс, направленный на ознакомление детей с окружающим миром, развитие у детей умений наблюдать, сравнивать, анализировать. Ученые считали, что  главное – научить детей учиться, развивать их умственные способности. Данная идея получила свое научное  обоснование и глубокую экспериментальную  разработку в исследованиях А.П. Усовой в 50-х годах 20 века. Коллектив  ученых под руководством А.П. Усовой разработал концепцию о дошкольном обучении как единстве образовательной, обучающей и воспитательной работы. Исследователями были определены содержание образовательной работы для каждой возрастной группы, средства и формы  организации обучения, методы обучения. Психолого-педагогические исследования (А.М. Леушина, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер, А.А. Люблинская и др.) убедительно  свидетельствуют о влиянии обучения на ускорение процесса умственного  развития детей дошкольного возраста.

 Исследования  последних лет посвящены в  большей степени разработке вопросов  содержания дошкольного обучения, использования новых средств,  в частности информационных технологий (С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, С.А. Козлова, А.Н. Давидчук и  др.). Ведутся поиски новых форм  организации обучения, дается их  психологическое обоснование. 

 Вместе  с тем, ученые отмечают, что  при показателях умственного  развития у современных детей  обнаруживается расхождение между  количеством и качеством знаний, часто знания детей не системны, отрывочны, разрознены. Отсутствие  четких упорядоченных и осмысленных  знаний неизбежно ведет к новой  проблеме – к низкому уровню  обобщения и к плохо оформленным  понятиям. Эти и другие проблемы  в умственном развитии дошкольников  объясняются исследователями следующим  рядом причин:

1. Воспитатели  далеко не всегда используют  возможности обучения в умственном  развитии на ранних его ступенях, как правило, основные задачи  начинают решаться в старших  группах, что затрудняет планомерную  работу в умственном воспитании  детей.               

  2. Задачи  умственного воспитания в основном  решаются при проведении занятий  по познавательному развитию, в  то время как при проведении  музыкальных занятий, изобразительных,  физкультурных – такие задачи  вообще не ставятся. А между  тем, педагогические исследования  показывают, что в содержании  любых занятий скрыты большие  возможности развивающего обучения.

3. Проводимые  занятия с детьми в детском  саду не всегда отвечают предъявляемым  требованиям. Воспитатели ,  часто  испытывают серьезные трудности  при отборе и планировании  программного материала занятий,  типичным недостатком при планировании  занятий является то, что в  программное содержание включается, как правило, только формирование  знаний и не всегда конкретно  отражаются другие задачи обучения  и умственного воспитания детей,  такие как развитие мыслительных  процессов (анализа, синтеза, сравнения,  обобщения, классификации), форм  мышления (умозаключения, суждений, понятий), умственных качеств (любознательности, активности, самостоятельности и  т.д.), умственных действий (умения  наблюдать, планировать свою работу, выбирать способы ее выполнения  и др.), конкретные умения и  навыки учебной деятельности. Решение  этих и других задач будет  зависеть от возрастной группы, вида занятия, опыта детей.

4. Одной  из существенных причин ,  влияющих  на уровень умственного развития  детей является недостаточное  владение многими воспитателями  методами и приемами развивающего  обучения, современными образовательными  технологиями.

 Анализ  существующих проблем в области  обучения современных дошкольников  побуждает ученых и практиков  к поискам новых форм организации  обучения в детском саду. Рассматриваются  возможности таких форм обучения, при которых стимулируется общение  между детьми в процессе решения  учебной задачи (Е.В.Субботский, Н.Я.  Михайленко, Н.А. Короткова).

^ Дидактические  принципы

 Успешность  процесса обучения во многом  зависит от положений, которыми  руководствуется педагог в его  организации. Данные положения  или законы обучения получили  в педагогике название – дидактические  принципы. Впервые дидактические принципы были сформулированы Яном Амосом Коменским в 17 веке в книге «Великая дидактика, или Как всех учить всему». Впоследствии К.Д. Ушинский дал им научное обоснование, опираясь на достижения физиологии и психологии 19 века.

 Современная  дидактика выделяет ряд принципов  обучения.

^ Принцип  развивающего обучения. Обучение  должно вести за собой развитие  – данное положение Л.С. Выготского  лежит в основе организации  взаимодействия педагога и ребенка.  Суть заключается в том, что  обучение не должно ориентироваться  только на достигнутый уровень,  а всегда опережать его, чтобы  ребенок затрачивал усилия для  овладения новым материалом.

^ Принцип  воспитывающего обучения. Обучение  и воспитание неразрывные процессы, поэтому, когда воспитатель определяет  содержание знаний, он намечает  и воспитательные задачи, которые  должны быть решены в процессе  обучения.                                                                           

^ Принцип  доступности обучения. По мнению  ученых, обучение только тогда  результативно, когда оно посильно  и доступно детям. Доступным  должно быть и содержание обучения, и его методы. Данный принцип  лежит в основе содержания  всех образовательных программ, дети должны, прежде всего, изучать  те предметы и явления окружающего  мира, которые им понятны и 

доступны. Я.А. Коменский так сформулировал данный принцип: «От близкого к далёкому, от простого к сложному, от знакомого к незнакомому».

^ Принцип  системности и последовательности. Новые знания всегда должны  опираться на имеющиеся у ребенка,  быть связанными с ними и  способствовать упрочению и уточнению  их. На основе последовательного  накопления знаний об окружающем  мире у детей формируется система  знаний, обобщенные понятия.

^ Принцип  сознательности и активности  детей в усвоении и применении  знаний. Исследованиями ученых доказано, что знания прочны тогда, когда  они осознанны и осмыслены.  Освоение знаний происходит тем  результативнее, чем активнее ребенок  ими оперирует. Для развития  активности детей в процессе  обучения педагог использует  различные приемы: вопросы, сравнения,  проблемные ситуации, элементарные  опыты, эвристические беседы и  т.д.

^ Принцип  наглядности. Так как мышление  дошкольника носит наглядно-действенный  и наглядно-образный характер, то  данный принцип имеет особое  значение в обучении детей.  Использование различных видов  наглядности – наблюдение живых  объектов, рассматривание предметов,  картин, образцов, применение ТСО,  использование схем, моделей в  процессе обучения и т.д. –  способствует осознанному восприятию  тех явлений и предметов, с  которыми знакомит детей взрослый. Я.А. Коменский считал его «золотым  правилом» дидактики.

^ Принцип  индивидуального подхода к детям.  Индивидуальные особенности развития  детей диктуют необходимость  их учета и в процессе обучения  малышей. Дифференцированный подход  в обучении требует от воспитателя  определенной гибкости, все задания,  которые получают дети, должны  соответствовать их уровню ближайшего  развития, поэтому и степень сложности  заданий должна быть различной  для каждого ребенка, так как  дети могут развиваться по-разному.

 Руководствуясь  дидактическими принципами, воспитатель  достигает лучших результатов  в обучении детей.

 Таким  образом, умственное воспитание  в процессе обучения и учения  – процесс длительный и сложный.  Содержание, методы умственной деятельности  оказывают воспитывающее и развивающее  воздействие на все стороны  личности ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)Содержание воспитание, основные направления содержания.

Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В  целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Процесс - разворачивающаяся  во времени последовательность состояний, событий и явлений. Процесс воспитания - это разворачивающийся во времени  процесс взаимодействия воспитуемого и воспитателя, в ходе которого реализуются  цели воспитания.

Информация о работе Дошкольная дидактика, процесс воспитания