Дошкольная дидактика, процесс воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 12:47, реферат

Описание работы

Во всей системе воспитательных влияний на личность, не умаляя значения семьи, дошкольных и внешкольных образовательных учреждений, решающая роль принадлежит школе. Даже если не акцентировать внимания на том, что практически весь период взросления, в течение десяти-одиннадцати лет ребенок находится под целенаправленным влиянием квалифицированных педагогов, роль школы в становлении личности трудно переоценить. Она дает не только общеобразовательную подготовку, составляющую основу для получения профессионального образования, что важно уже само по себе, но создает благоприятные возможности для удовлетворения личностью своих интересов и потребностей, развития природных сил и творческих способностей.

Содержание работы

1 Общее понятие о дидактике. Дошкольная дидактика.-------------------------1-6
2 Содержание воспитание, основные направления содержания.--------------7-9
3 Система образования в России.---------------------------------------------------- 10-13
4 Список литературы--------------------------------------------------------------------------14

Файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИКА.docx

— 37.04 Кб (Скачать файл)

Специфические  черты  процесса  воспитания:

Воспитательный  процесс имеет ряд особенностей: двухсторонний характер, целенаправленность.

1. Процесс  воспитания - процесс многофакторный, в нём проявляются многочисленные  объективные и субъективные факторы,  обуславливающие своим совокупным  действием невообразимую сложность  данного процесса. Установлено, что  соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности  личности, объективным условиям, в  которых личность живёт и формируется,  помогает успешно решать задачи  воспитания. Сложность воспитательного  процесса обусловлена и тем,  что он очень динамичен, подвижен  и изменчив.

2. Воспитательный  процесс отличается длительностью.  По сути, он длится всю жизнь. 

3. Одна из  особенностей воспитательного процесса - его непрерывность и необратимость.  Процесс школьного воспитания - это  процесс непрерывного, систематического  взаимодействия. Если процесс воспитания  прерывается, идёт от случая  к случаю, то воспитателю постоянно  приходится заново прокладывать  «след» в сознании ученика,  вместо того, чтобы, углубляя его,  вырабатывать устойчивые прививки.

4. Процесс  воспитания - процесс комплексный.  Комплексность в данном контексте  означает единство целей, задач,  содержания, форм и методов воспитательного  процесса, подчинение идее целостности  формирования личности.

5. Важна связь  с самовоспитанием.

6. Скрытая  позиция воспитателя.

7. Сложность  диагностики результата.

Цели воспитания: основная цель - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому  развитию личности. Частная цель - обеспечивать условия для расцвета индивидуальности конкретного ребёнка, с учётом его  возрастных особенностей.

Сущность  процесса заключается в том, что  внешнее (объективное) стало достоянием внутреннего (субъективного). Перевод  в область сознания человека с  тем, чтобы выразиться в результатах  дальнейшего поведения и деятельности.

Структура процесса воспитания

элементы  личности

Самовоспитание - это сознательная, целенаправленная, самостоятельная, систематическая  деятельность человека над собой, возникает  в результате активного взаимодействия со средой и влияющая на развитие и  усовершенствование личности. Движущей силой процесса самовоспитания является противоречие между тем, что есть у человека и тем, чего он хочет  добиться.

Отличительные черты самовоспитания:

1. самостоятельная  работа.

2. целеустремлённая  работа.

3. систематическая  работа по укреплению достоинств  и изжитию недостатков.

Структура:

1. Адекватная  самооценка;

2. Потребность  в самовоспитание;

  3. Мотивация  ( личностные, узко-социальные-семья,  широко-социальные - общество);

4. Определение  цели (цель должна быть простой  и осознаваемой, реально достижимой);

5. Составление  программы и плана (план должен  быть кратким и включать действия  по выполнен6ию программы, программа  - содержательная сторона работы  над собой);

6. Принятие  решений (волевой аспект);

7. Применение  методов  само-воздействия: а)  методы само-овладения (с/убеждение,  с/критика, с/принуждение, с/контроль, с/приказ, с/внушение; б) методы самопознания (с/наблюдение, с/анализ, с/оценивание) в) методы само-стимулирования (с/одобрение,  с/поощрение, с/наказание).

8. Мобилизация  своей активности и воспитанности.

9. Итоговый  самоконтроль.

10. Формирование  новой адекватной самооценки.

Перевоспитание - это целенаправленное влияние на личность ребёнка с отклонениями в поведении, целью которого является актуализация положительного фонда  и преодоление своих недостатков.

Основные  идеи процесса  перевоспитания

1. Любая личность  автономна, нельзя переделать, перекопать, можно лишь помочь человеку  осознать свои проблемы и захотеть  их решить.

2. Мы стремимся  не подавить отрицательные, а  развить его положительные качества, которые уже есть у ребёнка.

3. перевоспитание  предполагает обращение к внутренним  силам и потенции самого ребёнка.

 

 

 

 

 

3)Система образования в России.

В педагогической лексике теоретиков и практиков  педагогики довольно часто в разных контекстах употребляется понятие "система" (система обучения, воспитания, система методов, средств и т.п.). Однако при использовании этого  термина в него часто не вкладывается изначальный истинный смысл. Система - выделенное на основе определенных признаков  упорядоченное множество взаимосвязанных  элементов, объединенных общей целью  функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление .

Как искусственная  специально, в силу объективных законов  развития общества, организованная, педагогическая система находится под постоянным "контролем" общества, т.е. той  социальной системы, частью которой  она является . Поскольку взаимодействие по линии связи (внешней для педагогической системы) идет не сплошным потоком, а  избирательно (отдельными гранями, свойствами), то изменения педагогической системы, ее перестройка и адаптация находятся  в зависимости от того, на какой  или на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствование  содержания образования, заботу о материальном положении учителя и т.п. Важно  заметить, что именно этот механизм вскрывает природу взаимодействия компонентов педагогической системы  и является своеобразным ключом для  понимания многих типичных ошибок в  принятии управленческих решений в  сфере народного образования  на всех уровнях. Причины многих неудачных  попыток совершенствования педагогических систем кроются в несистемном, локальном  подходе к преобразованию элементов.

В сложном  вопросе о компонентном составе  педагогических систем среди исследователей нет единства взглядов. Это объясняется  тем, что выбор компонентов, т.е. подсистем, может иметь различные основания, является интуитивным творческим актом. С другой стороны, педагогическая система  может исследоваться в статике  и в динамике как педагогический процесс. Для представления о  педагогической системе в статике  достаточно выделения четырех взаимосвязанных  компонентов: педагогов и воспитанников (субъектов) содержания образования  и материальной базы (средств).                                                                                                                                                                                

Взаимодействие  компонентов педагогической системы  порождает педагогический процесс. Другими словами, она создается  и функционирует с целью обеспечения  оптимального протекания педагогического  процесса. Функция педагогической системы - осуществление целей, которые задаются ей обществом. Рассмотрение сущности педагогической системы будет неполным без анализа ее видового многообразия: одна и та же сущность имеет разные формы проявления.Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую ему систему воспитания как наиболее общую педагогическую систему. Она, в свою очередь, своими подсистемами имеет все социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции и объединяющиеся в систему образования. Ведущей подсистемой (системообразующей) в системе образования является общеобразовательная школа. Для эффективного функционирования педагогических систем, имеющих целью воспитание подрастающего поколения, общество создает систему подготовки воспитателей - средние специальные и высшие педагогические учебные                                                                           заведения какпедагогические системы. Проявляя заботу об уровне профессиональной квалификации, общество создает разного уровня педагогические системы профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Виды педагогических систем различаются не своими сущностными  характеристиками (они совпадают), а  исключительно их назначением и, как следствие, особенностями организации  и функционирования. Так, в системе  дошкольного воспитания основной является педагогическая система "детский  сад", а ее вариантами - педагогическая система круглосуточных детских  садов, садов для детей с ослабленным  здоровьем и т.п.

В системе  общеобразовательной подготовки основой  является педагогическая система "школа" с вариантами в зависимости от режимов работы: традиционный, полу-интернатный (школы с продленным днем), интернатный (школа-интернат, детский дом, суворовские  и нахимовские училища и т.п.). Вариантами педагогической системы "школа" являются альтернативные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи и др.

Аналогично  варианты педагогических систем могут  быть прослежены в общей системе  профессионального образования. К  особым педагогическим системам есть все основания отнести учреждения дополнительного образования (музыкальные, спортивные школы, станции юных натуралистов, юных техников, туристов и т.п.)

В специальной  литературе термин "педагогическая система" употребляется довольно неоднозначно. Во многих случаях под  него подводятся отдельные составные  части педагогического процесса, совокупность организационных форм и т.п. Например, кружки, секции, клубы, трудовые объединения школьников, детско-юношеские  общественные организации. Широкое  хождение и тоже с неоднозначным  смыслом наряду с понятием "педагогическая система" в педагогической литературе (особенно в последние годы с появлением так называемых авторских школ) имеют  понятия "воспитательная система" и "дидактическая система". При  этом традиционные понятия "система  воспитания" и "система обучения" не тождественны им, хотя сплошь и рядом  можно видеть смешение этих разнящихся по смыслу понятий. Если "система  воспитания" и "система обучения" относительно самостоятельные, условно  выделяемые части педагогической системы, которые в своей диалектической взаимосвязи ее образуют, то воспитательная и дидактическая системы - средства эффективного решения школой своих  задач. Воспитательная и дидактическая  системы не что иное, как педагогическая система в динамике, как педагогический процесс. Термины "воспитательная система" и "дидактическая система" выражают те доминирующие задачи, для решения  которых они создаются; это, однако, не означает, что в первом случае не предусматриваются элементы обучения, а во втором не предполагается воспитание в процессе обучения.

Любое образовательное  учреждение, в основе деятельности которого лежат нетрадиционные подходы, идеи, можно отнести к авторским  педагогическим системам, назвать авторской  школой. К ним по праву можно  причислить педагогические системы  Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко, В. А. Сухомлинского, В. А. Караковского и многие другие системы  педагогов-классиков, современных педагогов-новаторов  и руководителей учебно-воспитательных учреждений.

Общая характеристика системы образования

Любое общество вне зависимости от воспитания наряду с функциями производства и воспроизводства  для обеспечения прогрессивного развития должно реализовывать и функцию воспитания своих членов. С этой целью оно создает образовательную систему, т.е. комплекс институтов образования. Основным типом института образования являются образовательные учреждения, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и (или) реализующие одну или несколько образовательных программ. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций). Однако действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории того или иного государства независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

Дошкольные  образовательные учреждения (детский  сад, детский ясли - сад, прогимназия, детский развивающий центр и  др.) создаются в помощь семье  для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков  развития. Воспитание и обучение осуществляемые в дошкольных образовательных учреждениях  являются подготовительным этапом начального образования.

Во всей системе  воспитательных влияний на личность, не умаляя значения семьи, дошкольных и внешкольных образовательных  учреждений, решающая роль принадлежит  школе. Даже если не акцентировать внимания на том, что практически весь период взросления, в течение десяти-одиннадцати  лет ребенок находится под  целенаправленным влиянием квалифицированных  педагогов, роль школы в становлении  личности трудно переоценить. Она дает не только общеобразовательную подготовку, составляющую основу для получения  профессионального образования, что  важно уже само по себе, но создает  благоприятные возможности для  удовлетворения личностью своих  интересов и потребностей, развития природных сил и творческих способностей, достижения гармонии в развитии интеллектуальной, духовной, эмоционально-волевой сфер.

Информация о работе Дошкольная дидактика, процесс воспитания