Дошкольная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 12:06, лекция

Описание работы

Дошкольная педагогика это дисциплина, которая опирается на категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области дошкольной педагогики носят междисциплинарный характер и занимают пограничное положение на пересечении сфер общей педагогики, детской психологии и возрастной физиологии. Данные этих научных дисциплин выступают теоретической основой для разработки целей, содержания и организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

Введение в дошкольную педагогику.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ В ДОШКОЛЬНУЮ ПЕДАГОГИКУ

 

 

       Дошкольная педагогика это отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения в возрасте, предшествующем поступлению ребенка в школу.

        Дошкольная педагогика это дисциплина, которая опирается на категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области дошкольной педагогики носят междисциплинарный характер и занимают пограничное положение на пересечении сфер общей педагогики, детской психологии и возрастной физиологии. Данные этих научных дисциплин выступают теоретической основой для разработки целей, содержания и организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

 

       История дошкольной педагогики прослеживается со времен античности. Однако на протяжении многовековой истории психолого-педагогическое своеобразие дошкольного детства фактически не выделялось. Рассуждения мыслителей древности о воспитании носили преимущественно общий характер. Это было связано с преобладавшей в общественном и научном сознании концепции детства, которое не выделялось в качестве своеобразного этапа развития человека. Позднее, когда ребенка  стали рассматривать как несовершенное существо, отстающее по физическим и психическим параметрам от взрослого, стали выделять детство как время преодоления этого отставания. Целью обучения и воспитания ставилось достижение «несовершенным взрослым», каким считался ребенок, уровня нормально развитого взрослого.

       В истории развития  человечества объективное выделение  дошкольного детства в специфический этап становления личности имеет общественно обусловленный характер. По мнению Д.Б.Эльконина, дошкольное детство появляется  лишь на определенном этапе развития общества, предъявляющем повышенные требования к формированию личности. На протяжении мировой истории включение ребенка в мир взрослых связывалось с  созреванием организма и параллельным усвоением элементарных трудовых навыков. Материальный и духовный прогресс общества обусловил необходимость длительного поэтапного вхождения ребенка в мир взрослых и выделение специфических возрастных периодов.

       Одним из первых  мыслителей, всерьез обратившихся  к проблемам дошкольной педагогики, был Ян Амос Коменский(1592- 1670). В работах « Материнская школа» (1632),  «Великая дидактика» (1638), « Мир чувственных вещей в картинках»(1658) - автор изложил важнейшие идеи дошкольного воспитания. В его трудах сформулированы цели, задачи и содержание дошкольного воспитания, что явилось первой попыткой осмысления особенностей воспитательной и обучающей работы с детьми дошкольного возраста. Коменский подчеркивал значение  воспитания маленьких детей в семье, необходимость развития их восприятия, речи и наглядных представлений при подготовке к школе. Педагог выдвигал идею о «природосообразности» воспитания, обосновывал принципиальное значение ознакомления с окружающим и широкого использования наглядных методов в воспитательно-образовательной работе с детьми. При организации воспитания  важно учитывать опыт ребенка, возрастные особенности и идти от простого к сложному. Коменский утверждал, что в основе развития речи и качеств ума маленького ребенка должны быть « игра или развлечения». Написанная им книга для детей « Мир чувственных вещей в картинках», должна, по мнению автора, «побуждать молодые умы искать в ней, что- нибудь занимательное и облегчать усвоение азбуки».

       Подлинным гуманизмом, искренней любою к детям и  глубоким пониманием роли воспитания  для ребенка дошкольного возраста  проникнуты педагогические произведения  Ж. Ж. Руссо (1712- 1778).  Ж.Ж.Руссо выдвигал идею о всемогуществе воспитания, утверждая,  что только в демократическом обществе можно воспитать настоящего гражданина. Автор выступал против утвердившихся в то время принципов и методов педагогики, основанной на авторитарности, насилии и подавлении детской личности. В своих трудах педагог развивает и  обогащает содержание идеи о «природосообразности»  воспитания, подчеркивая, что воспитательный процесс должен быть приведен в соответствие с природой ребенка и естественными законами его развития. Ж.Ж.Руссо называют основоположником возрастной педагогики и психологии, поскольку в его трудах была сделана попытка выделения качественно своеобразных периодов детского развития.

       Идеи Ж.Ж.Руссо  о дошкольном воспитании не  потеряли своего значения в настоящее время, например, о влиянии непосредственного чувственного опыта ребенка в его последующем развитии; о важности физического, а затем и сенсорного воспитания дошкольника; о необходимости непосредственного ознакомления маленького ребенка с окружающей природой и трудом людей; о недопустимости излишней регламентации взрослыми поведения детей; о важной роли самостоятельной и практической деятельности ребенка в его духовном развитии.

       Особое место  в трудах Ж.Ж.Руссо занимает  теория «свободного воспитания», ставшая необыкновенно популярной во всем мире. С одной стороны, эта теория была прогрессивной для своего времени, в  ней разоблачалась порочность старой системы воспитания и обучения. С другой, в1 пылу критики и разоблачения пороков старой системы Ж.Ж.Руссо  впадал в крайность, отрицая значимость педагогических воздействий и утверждая, что ребенок может и должен развиваться «свободно» без всякого вмешательства извне. Эти идеи легли в основу при построении концепций дошкольного воспитании в дальнейшем.

      

       Во второй половине  XVIII века внимание к вопросам дошкольного воспитания усилилось. В этот период появляются работы И.Г.Песталоцци (1746- 1827). Педагог придавал большое значение дошкольному воспитанию, утверждая, что « час рождения ребенка есть первый час его обучения». Но в отличие от  Ж.Ж.Руссо  И.Г.Песталоцци считал, что ребенок развивается не  сам собой, а под влиянием воспитания, которое «делает человека человеком», подавляя его низменные животные влечения и развивая его способности и высокие нравственные качества.

       В работах И.Г.Песталоцци  сделана попытка создания научно  обоснованной теории и методики  элементарного образования. Работая  в Бургдорфской городской школе  для малолетних детей, где воспитывались  мальчики и девочки в возрасте от 5 до 8 лет он проводил опытную работу, направленную на формирование у дошкольников представлений о форме, числе и развитие речи. Педагог утверждал, что обучение должно быть развивающим. Его принцип развивающего обучения был положен в основу школьной и дошкольной дидактики. Песталоцци подчеркивал, что школа и дошкольные учреждения должны взаимодействовать. Автор предложил форму организации такого взаимодействия – «детский класс», в котором решались задачи подготовки дошкольников к обучению в школе.

       Особое место  в его трудах занимают проблемы  семейного воспитания дошкольников. В своей «Книге для матерей»  он писал о том, как мать  должна развивать физические  силы ребенка с раннего возраста, прививать ему трудовые навыки, вести его к познанию окружающего мира, воспитывать любовь к людям.

       В 30-40 годы XIX века сложилась педагогическая система Ф.Фребеля. Опираясь на общефилософские идеи о роли чувственного опыта, языка, математики в развитии сознания ребенка, Ф.Фребель создал свою особую  педагогическую систему.   Автор понимал организации общественного дошкольного воспитания. Ф.Фребелем были организованы учебно-воспитательные учреждения  названные детскими садами. Значительную часть своей жизни Ф.Фребель посвятил разработке вопросов содержания и организации работы «детских садов», существенно отличавшихся от различных типов «школ для малышей» Одной из главных идей  педагога было утверждение о необходимости не только физического ухода за маленьким ребенком, но и его всестороннего воспитания. Автор подчеркивал,  что  « в игре, веселье и невинности» дети должны готовиться к школе.

       Весьма ценным  для дошкольной педагогики является  утверждение Ф.Фребеля о важном  воспитательном значении детской  игры. Педагог одним из первых  разработал пособия и дидактический материал, оперируя которым  ребенок мог познавать окружающее. Дидактические материалы Ф.Фребель назвал «дарами». Они состояли из цветных мячей, шаров, кубов, цилиндров и т.д. Автор полагал, что, упражняя органы чувств, ребенок будет знакомиться с общими свойствами и взаимоотношениями вещей, которые лягут в основу элементарных понятий об окружающей действительности.   

       При всей популярности  система Ф.Фребеля с первых  лет существования критически  оценивалась и пересматривалась. На ее основе сложились некоторые системы дошкольного воспитания, в которых отрицались такие черты исходной теории как мистичность, символизм, педантичность, канонизация дидактического материала, обусловленные религиозными взглядами автора.

       В конце XIX – начале XX века большую известность приобрела педагогика М. Монтессори (1870 - 1952). Врач по образованию М.Монтессори первоначально апробировала свою методику в работе со слабоумными детьми, но заметила, что эти методы могут быть успешно применены при воспитании нормальных дошкольников. Автор резко критиковала методы,  применявшиеся в школах и дошкольных учреждениях  за муштру, игнорирование естественных запросов ребенка. Она разработала педагогическую концепцию, представлявшую собой одну из разновидностей «свободного воспитания». В ее концепции роль педагога в значительной степени сводилась к подбору комплекса упражнений и созданию необходимой  среды для саморазвития и самовоспитания ребенка. Свои педагогические идеи  М.Монтессори начала применять на практике, организуя дошкольные учреждения для бедняков. Особое внимание она уделяла развитию сенсорной культуры у дошкольников. Автор разработала систему сенсорного воспитания дошкольников и создала комплекс дидактических материалов для « упражнения органов чувств» ребенка. Находки и рекомендации М.Монтессори в области сенсорного воспитания значительно обогатили теорию и практику дошкольной педагогики.

       В условиях XIX века крепло общественно- педагогическое движение в России. Одним из видных представителей этого движения был К.Д.Ушинский (1824 -1870). Обладая выдающимся талантом педагога, проницательным умом и богатой эрудицией, он внес поистине неоценимый вклад в разработку проблем общей педагогики, детской психологии, дидактики начального обучения, а также теории дошкольного воспитания. К.Д.Ушинский первостепенное значение придавал принципу народности воспитания, предлагая уже с ранних лет приобщать ребенка к сокровищам родного языка и богатству народного творчества, что является условием воспитания любви к своему народу и своей Родине.

       Разработанные  К.Д.Ушинским пособия для детей, в частности «Родное слово»,  позволяют развивать речь ребенка  в единстве с его мышлением. Педагог подчеркивал, что при  обучении родному языку важно, с одной стороны, усвоение новых слов, а с другой,  ясное понимание их значение, приобретение правильных понятий о называемых предметах и явлениях.

        В работах  К.Д.Ушинского представлена психолого-педагогическая  теория дошкольной игры, как особой  деятельности,  обеспечивающей реализацию возрастных возможностей ребенка. Педагог высказал ряд  важных замечаний относительно организации педагогического процесса, среди которых необходимость обеспечения взаимосвязи умственного, нравственного и эстетического воспитания. Автор возражал против излишней регламентации детской деятельности.  Вместе с тем, он критиковал сторонников забавляющей педагогики, полагая, что ребенка надо с малых лет приучать к выполнению маленьких учебных и трудовых обязанностей.

       С 60 годов XIX века начала оформляться русская национальная система дошкольного воспитания. Были разработаны конкретные вопросы содержания и методики воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. В этой работе участвовали последователи К.Д.Ушинского – Е.Н.Водовозова, Е.И.Тихеева, А.С.Симонович, Л.К.Шлегер, многие, из которых продолжили свою педагогическую деятельность после Октябрьской революции в создании советской системы дошкольного воспитания.

       Так, А.С.Симонович  сначала ратовала за распространение фребелевского метода в отечественных дошкольных учреждениях. Но позднее, видоизменила его, усилив роль русских народных элементов в работе с детьми (ввела раздел «Родиноведение», а в непосредственной работе с детьми использовала народные песни и игры). Под ее руководством издавался журнал «Детский сад» - первый русский журнал по дошкольному воспитанию.

       В конце XIX начале  XX века идеи дошкольного воспитания обсуждались представителями фребелевских обществ и кружков. Усилилась пропаганда научных основ воспитания ребенка в семье. В работах П.Ф. Лесгафта была разработана система семейного воспитания. Автором были определены цели, задачи, содержание и методы семейного воспитания. Одним из направлений воспитания дошкольника в семье П.Ф.Лесгафт считал физическое воспитание. В этот период времени теория свободного воспитания находит своих сторонников в России, последовательным пропагандистом которого являлся К.Н.Вентцель, М.Х Свентицкая, Л.К. Шлегер и др. Вопросы дошкольного воспитания широко обсуждаются на страницах педагогических журналов «Вестник воспитания», «Воспитание и обучение», «Русская школа», «Свободное воспитание».

       После 1917 года, в  отсутствие   сложившейся системы  дошкольного воспитания, в отечественные  дошкольные учреждения проникал  зарубежный опыт. В 20-е годы многие детские сады работали по системе Ф.Фребеля, альтернативу им составили детские сады, в которых применялся   «метод Е.И.Тихеевой». Е.И.Тихеева разработала свою систему работы с дошкольниками, которая широко применялась в практике советских детских садов. Ее система включала  развития речи дошкольников, сенсорное воспитание. Е.И.Тихеева создала комплекс дидактических материалов и игр, использование которых позволяло развивать умственные способности ребенка. Педагог подвергла критике теорию свободного воспитания, которая вплоть до конца 50- х годов определяла приоритеты дошкольного воспитания в России.

       В послереволюционный  период становление дошкольной  педагогики проходило  достаточно  интенсивно. Проводились всероссийские съезды по дошкольному воспитанию (1919, 1921, 1924, 1928г.г.), на которых обсуждались насущные проблемы дошкольного воспитания. В работе съездов принимали участие известные ученые в области педагогики и психологии (П.П.Блонский,  С.Т.Шацкий, К.Н.Корнилов), педиатрии и гигиены детей (Е.А.Аркин, В.В.Гориневский, Г.Н.Сперанский, Л.И.Чулицкая), художественного воспитания (Г.И.Рошаль, В.Н.Шацкая,   Е.А.Флерина). В этот период развернулись исследования по проблемам воспитания детей раннего возраста в дошкольных учреждениях

(В.М.Бехтерев, Н.М.Щелованов, Н.М.Аксарина  и др.).

       Важную роль  в формировании советской дошкольной  педагогики сыграла Н.К.Крупская, которая вместе с другими педагогами (Д.А.Лазуркина, М.М.Виленская,  Р.И.Прушицкая, А.В.Суровцева ) проводила в теорию и практику дошкольного воспитания идеи вытекавшие из своеобразной трактовки положений марксизма. Эта трактовка заключалась в чрезвычайной идеологизации всего процесса дошкольного воспитания, выражавшихся в преобладании целей политических над гуманистическими.

       Так, второй съезд  по дошкольному воспитанию (1921) провозгласил  идею создания системы общественного  дошкольного воспитания на марксистской  основе. Ведущими принципами воспитательной  работы утверждались коллективизм, материализм, активизм. Подчеркивалась необходимость уделять большое внимание знакомству детей с основами политграмоты, исследовательским методам в изучении детьми окружающего мира. В этот период преувеличивается роль трудового воспитания в дошкольном возрасте, ведется активная противорелигиозная пропаганда, проявляется отрицательное отношение к кукле, сказке, традиционным праздникам (которые якобы уводят ребенка от реальности в мир фантазии), в целом игнорируются многие положения, утвердившиеся в дореволюционной педагогике.

Информация о работе Дошкольная педагогика