Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 12:06, лекция
Дошкольная педагогика это дисциплина, которая опирается на категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области дошкольной педагогики носят междисциплинарный характер и занимают пограничное положение на пересечении сфер общей педагогики, детской психологии и возрастной физиологии. Данные этих научных дисциплин выступают теоретической основой для разработки целей, содержания и организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ В ДОШКОЛЬНУЮ ПЕДАГОГИКУ
Дошкольная педагогика это отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения в возрасте, предшествующем поступлению ребенка в школу.
Дошкольная педагогика это дисциплина, которая опирается на категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области дошкольной педагогики носят междисциплинарный характер и занимают пограничное положение на пересечении сфер общей педагогики, детской психологии и возрастной физиологии. Данные этих научных дисциплин выступают теоретической основой для разработки целей, содержания и организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
История дошкольной педагогики прослеживается со времен античности. Однако на протяжении многовековой истории психолого-педагогическое своеобразие дошкольного детства фактически не выделялось. Рассуждения мыслителей древности о воспитании носили преимущественно общий характер. Это было связано с преобладавшей в общественном и научном сознании концепции детства, которое не выделялось в качестве своеобразного этапа развития человека. Позднее, когда ребенка стали рассматривать как несовершенное существо, отстающее по физическим и психическим параметрам от взрослого, стали выделять детство как время преодоления этого отставания. Целью обучения и воспитания ставилось достижение «несовершенным взрослым», каким считался ребенок, уровня нормально развитого взрослого.
В истории развития
человечества объективное
Одним из первых
мыслителей, всерьез обратившихся
к проблемам дошкольной
Подлинным гуманизмом,
искренней любою к детям и
глубоким пониманием роли
Идеи Ж.Ж.Руссо о дошкольном воспитании не потеряли своего значения в настоящее время, например, о влиянии непосредственного чувственного опыта ребенка в его последующем развитии; о важности физического, а затем и сенсорного воспитания дошкольника; о необходимости непосредственного ознакомления маленького ребенка с окружающей природой и трудом людей; о недопустимости излишней регламентации взрослыми поведения детей; о важной роли самостоятельной и практической деятельности ребенка в его духовном развитии.
Особое место
в трудах Ж.Ж.Руссо занимает
теория «свободного воспитания»
Во второй половине XVIII века внимание к вопросам дошкольного воспитания усилилось. В этот период появляются работы И.Г.Песталоцци (1746- 1827). Педагог придавал большое значение дошкольному воспитанию, утверждая, что « час рождения ребенка есть первый час его обучения». Но в отличие от Ж.Ж.Руссо И.Г.Песталоцци считал, что ребенок развивается не сам собой, а под влиянием воспитания, которое «делает человека человеком», подавляя его низменные животные влечения и развивая его способности и высокие нравственные качества.
В работах И.Г.Песталоцци
сделана попытка создания
Особое место
в его трудах занимают
В 30-40 годы XIX века сложилась педагогическая система Ф.Фребеля. Опираясь на общефилософские идеи о роли чувственного опыта, языка, математики в развитии сознания ребенка, Ф.Фребель создал свою особую педагогическую систему. Автор понимал организации общественного дошкольного воспитания. Ф.Фребелем были организованы учебно-воспитательные учреждения названные детскими садами. Значительную часть своей жизни Ф.Фребель посвятил разработке вопросов содержания и организации работы «детских садов», существенно отличавшихся от различных типов «школ для малышей» Одной из главных идей педагога было утверждение о необходимости не только физического ухода за маленьким ребенком, но и его всестороннего воспитания. Автор подчеркивал, что « в игре, веселье и невинности» дети должны готовиться к школе.
Весьма ценным
для дошкольной педагогики
При всей популярности
система Ф.Фребеля с первых
лет существования критически
оценивалась и
В конце XIX – начале XX века большую известность приобрела педагогика М. Монтессори (1870 - 1952). Врач по образованию М.Монтессори первоначально апробировала свою методику в работе со слабоумными детьми, но заметила, что эти методы могут быть успешно применены при воспитании нормальных дошкольников. Автор резко критиковала методы, применявшиеся в школах и дошкольных учреждениях за муштру, игнорирование естественных запросов ребенка. Она разработала педагогическую концепцию, представлявшую собой одну из разновидностей «свободного воспитания». В ее концепции роль педагога в значительной степени сводилась к подбору комплекса упражнений и созданию необходимой среды для саморазвития и самовоспитания ребенка. Свои педагогические идеи М.Монтессори начала применять на практике, организуя дошкольные учреждения для бедняков. Особое внимание она уделяла развитию сенсорной культуры у дошкольников. Автор разработала систему сенсорного воспитания дошкольников и создала комплекс дидактических материалов для « упражнения органов чувств» ребенка. Находки и рекомендации М.Монтессори в области сенсорного воспитания значительно обогатили теорию и практику дошкольной педагогики.
В условиях XIX века крепло общественно- педагогическое движение в России. Одним из видных представителей этого движения был К.Д.Ушинский (1824 -1870). Обладая выдающимся талантом педагога, проницательным умом и богатой эрудицией, он внес поистине неоценимый вклад в разработку проблем общей педагогики, детской психологии, дидактики начального обучения, а также теории дошкольного воспитания. К.Д.Ушинский первостепенное значение придавал принципу народности воспитания, предлагая уже с ранних лет приобщать ребенка к сокровищам родного языка и богатству народного творчества, что является условием воспитания любви к своему народу и своей Родине.
Разработанные
К.Д.Ушинским пособия для
В работах
К.Д.Ушинского представлена
С 60 годов XIX века начала оформляться русская национальная система дошкольного воспитания. Были разработаны конкретные вопросы содержания и методики воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. В этой работе участвовали последователи К.Д.Ушинского – Е.Н.Водовозова, Е.И.Тихеева, А.С.Симонович, Л.К.Шлегер, многие, из которых продолжили свою педагогическую деятельность после Октябрьской революции в создании советской системы дошкольного воспитания.
Так, А.С.Симонович
сначала ратовала за
В конце XIX начале XX века идеи дошкольного воспитания обсуждались представителями фребелевских обществ и кружков. Усилилась пропаганда научных основ воспитания ребенка в семье. В работах П.Ф. Лесгафта была разработана система семейного воспитания. Автором были определены цели, задачи, содержание и методы семейного воспитания. Одним из направлений воспитания дошкольника в семье П.Ф.Лесгафт считал физическое воспитание. В этот период времени теория свободного воспитания находит своих сторонников в России, последовательным пропагандистом которого являлся К.Н.Вентцель, М.Х Свентицкая, Л.К. Шлегер и др. Вопросы дошкольного воспитания широко обсуждаются на страницах педагогических журналов «Вестник воспитания», «Воспитание и обучение», «Русская школа», «Свободное воспитание».
После 1917 года, в
отсутствие сложившейся системы
дошкольного воспитания, в отечественные
дошкольные учреждения
В послереволюционный период становление дошкольной педагогики проходило достаточно интенсивно. Проводились всероссийские съезды по дошкольному воспитанию (1919, 1921, 1924, 1928г.г.), на которых обсуждались насущные проблемы дошкольного воспитания. В работе съездов принимали участие известные ученые в области педагогики и психологии (П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, К.Н.Корнилов), педиатрии и гигиены детей (Е.А.Аркин, В.В.Гориневский, Г.Н.Сперанский, Л.И.Чулицкая), художественного воспитания (Г.И.Рошаль, В.Н.Шацкая, Е.А.Флерина). В этот период развернулись исследования по проблемам воспитания детей раннего возраста в дошкольных учреждениях
(В.М.Бехтерев, Н.М.Щелованов, Н.М.Аксарина и др.).
Важную роль
в формировании советской
Так, второй съезд
по дошкольному воспитанию (1921) провозгласил
идею создания системы