Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 12:06, лекция
Дошкольная педагогика это дисциплина, которая опирается на категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области дошкольной педагогики носят междисциплинарный характер и занимают пограничное положение на пересечении сфер общей педагогики, детской психологии и возрастной физиологии. Данные этих научных дисциплин выступают теоретической основой для разработки целей, содержания и организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
В научно- методической и учебной литературе того времени в целом отражалось поступательное движение советской науки и практики, которые не были защищены от ошибок, вытекающих из теории «свободного воспитания».
Так, в книге «Работа советского детского сада» (1929) рекомендовалось воспитывать детей по системе определенных заданий. Воспитанникам сообщали, что надо делать и лишь в самых общих чертах указывали, как делать. Считалось, что ребенок должен проявить свою индивидуальность и осуществить самостоятельный поиск. А на IV съезде по дошкольному воспитанию в 1928 году обсуждался проект программы для детского сада и были приняты «Принципы составления программы детского сада». В этом документе было указано, что программы должны составляться по «организующим моментам» и по « видам деятельности». Программа по организующим моментам предусматривала 16 таких моментов. За основу организации взяты времена года и в каждом из них по 4 момента. Например, «Осенний квартал»: 1) организация жизни группы; 2) участие детей в оздоровлении быта; 3) участие детей в праздновании Октябрьской революции; 4) организация хозяйственного уголка и среды для занятий. Программа определяла основные виды деятельности по следующим разделам: 1) общественно- политическое воспитание; 2) трудовое воспитание; 3) физическое воспитание; 4) музыкально- двигательное воспитание; 5) изобразительная деятельность; 6) математика; 7) грамота.
В то время
считалось, что «организующий момент»
позволяет связать все разделы
программы. Он был введен, как
первая попытка
В дальнейшем, в программных документах 1934 года, в руководствах для воспитателей детского сада 1938 и 1945 годов сохранялись примерно те же ошибки. Не обеспечивалась возможность усвоения каждым ребенком систематизированного учебного материала на обязательных для всей группы занятиях, а именно это является условием всестороннего физического, умственного, нравственного, эстетического воспитания дошкольников. Обучение подменялось в значительной мере самообучением, педагогический процесс был стихийным, малоуправляемым. В программных документах не нашла реализацию проблема использования разных видов деятельности ребенка в целях воспитании. Это можно объяснить тем, что наука о дошкольниках не имела еще необходимых экспериментальных данных, которые могли бы научно обосновать всю систему воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольном учреждении.
В разработке проблемы обучения в детском саду большую роль сыграли исследования научных сотрудников сектора дошкольного воспитания Института теории и истории педагогики АПН РСФСР, которые были проведены в 40-60 годы под руководством А.П.Усовой (работы Е.А.Флериной, Е.И.Радиной, В.Г.Нечаевой, Л.А.Пеньевской, Р.И.Жуковской), а также научных сотрудников других институтов ( Н.П. Сакулиной, Н.А.Ветлугиной, Е.Г.Леви-Гориневской), преподавателей кафедр дошкольной педагогики пединститутов ( А.М.Леушиной, П.Г.Саморуковой, А.И.Сорокиной, М.М.Кониной) и других.
Обосновывая необходимость обучения дошкольников, А.П.Усова писала:
« Не у всех детей в одинаковой степени развивается способность воспринимать, усваивать речь, счет, рисование и т.д. Если не идти здесь активным путем, то есть не обучать детей, тогда ряд существенных задач не будет осуществлен, развитие ребенка не получит существенного направления. Значит, если руководствоваться определенными образовательными задачами, то необходимо прибегнуть к обучению.
Обучение характерно активной обучающей ролью взрослого. Это дает возможность целенаправленно осуществлять задачи, идти рациональным путем… Обучение содержит возможность управлять процессом детского развития».
Решением коллегии Министерства просвещения РСФСР 4 сентября 1951года признается целесообразным ввести обучение в практику работы детского сада. В решении указывалось:
В связи с введением обязательных занятий возникла необходимость разработки содержания обучения дошкольников, а также методов работы с детьми на занятиях. В новом «Руководстве…» 1953 года для каждой возрастной группы были определены объем знаний, умений и навыков по ознакомлению с окружающим, общественной жизнью и природой, родным языком, изобразительной деятельностью, музыкой, пением, конструированием, формированию математических представлений, физической культуре.
Активно велись
исследования и по другим
В Академии
медицинских наук СССР под
руководством проф. Н.М.Щелованова
изучались вопросы воспитания
детей раннего возраста. Исследователи
пришли к выводу, что для развития
ребенка раннего возраста необх
В 1959 году
произошли важные изменения в
организации дошкольного
В постановлении
была определена задача
В лабораториях института была подготовлена программа, вышедшая в свет в1962 году. В преддверье опубликования этой программы в Институте дошкольного воспитания были проведены исследования генезиса познавательной деятельности в раннем возрасте (А.М.Фонарев), закономерностей физического воспитания (М.Ю.Кистяковская), особенностей дошкольного обучения и его влияния на умственное развитие ребенка (Л.А.Венгер, Н.Н.Поддьяков), формирования нравственных представлений, чувств и привычек поведения у детей ( В.Г.Нечаева, Т.А.Маркова), взаимоотношений обучения и самостоятельного художественного творчества в процессе эстетического воспитания дошкольников ( Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская), детской игры в нравственном и умственном развитии ребенка (Р.И.Жуковская, А.П.Усова). В 70- х годах интенсивно разрабатывались проблемы трудового воспитания дошкольников, взаимосвязи детского труда и ознакомления ребенка с трудовой деятельностью взрослых ( В.Г.Нечаева, В.И.Логинова, Р.С.Буре).
Данные, полученные
в результате этих
Большое значение придавалось развитию движений ребенка. С этой целью предлагалось проводить специальные занятия, подвижные игры, утреннюю гимнастику, спортивные развлечения, систему специальных физических упражнений, направленных на формирование у детей определенных двигательных навыков, начиная уже с первого года жизни
( Т.И.Осокина). Исследования позволили представить в программе режимы дня для различных групп детского сада.
Программа предусматривала
постоянное знакомство детей
с доступными их пониманию
явлениями природы и
Наряду с сенсорным воспитанием в этот период исследуется проблема развития мышления дошкольника. В работах В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера, Н.Н.Поддьякова, Ф.А.Сохина, изучавших закономерности умственного и речевого развития дошкольников, показано, что дети при целенаправленном обучении начинают выделять не только частное, но и общее в окружающей действительности, ориентируясь на существенные свойства наблюдаемых объектов. Педагогические исследования Р.И.Жуковской, Н.П.Сакулиной позволили разработать содержание программы по ознакомлению с природой, социальными явлениями, формированию математических представлений, развитию речи.
Специальный раздел программы раскрывал содержание эстетического воспитания в детском саду. В исследованиях А.Н.Леонтьева, Б.М.Теплова, Е.А.Флериной, Н.А.Ветлугиной, Н.П.Сакулиной было доказано, что художественные способности развиваются в период детства и во многом зависят от тех условий, в которых воспитывается ребенок. Поэтому программой предусматривалось проведение различного рода игр, на которых дети должны были слушать музыку, стихи, сказки, художественные рассказы, заниматься рисованием, лепкой, аппликацией, пением, танцами, игрой на музыкальных инструментах, участвовать в играх- драматизациях, читать стихи.
На основе проведенных
исследований психологи и
Большое внимание
уделялось вопросам
В 70-х годах в Институте дошкольного воспитания началось углубленное исследование социально- педагогических проблем воспитания детей дошкольного возраста в семье и его взаимосвязи с общественным воспитанием (Т.А.Маркова). А.В.Запорожец разработал концепцию обогащающего развития ребенка с первых лет жизни (амплификация развития), в которой указывалось, что важна реализация возрастного и индивидуального потенциала ребенка. Это возможно только в условиях организации специфических для дошкольников видов деятельности, таких как игровая, трудовая, учебная.