Дошкольная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 12:06, лекция

Описание работы

Дошкольная педагогика это дисциплина, которая опирается на категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области дошкольной педагогики носят междисциплинарный характер и занимают пограничное положение на пересечении сфер общей педагогики, детской психологии и возрастной физиологии. Данные этих научных дисциплин выступают теоретической основой для разработки целей, содержания и организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Файлы: 1 файл

Введение в дошкольную педагогику.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

       В научно- методической  и учебной литературе того  времени в целом отражалось поступательное движение советской науки и практики, которые не были защищены от ошибок, вытекающих из теории «свободного воспитания».

       Так, в книге  «Работа советского детского  сада» (1929) рекомендовалось воспитывать  детей по системе определенных заданий. Воспитанникам сообщали, что надо делать и лишь в самых общих чертах указывали, как делать. Считалось, что ребенок должен  проявить свою индивидуальность и  осуществить самостоятельный поиск.  А на IV съезде по дошкольному воспитанию в 1928 году обсуждался проект программы для детского сада и были приняты «Принципы составления программы детского сада». В этом документе  было указано, что программы должны  составляться по «организующим моментам» и по « видам деятельности». Программа по организующим моментам предусматривала 16 таких моментов. За основу организации взяты времена года и в каждом из них по 4 момента. Например, «Осенний квартал»: 1) организация жизни группы; 2) участие детей в оздоровлении быта; 3) участие детей в праздновании Октябрьской революции; 4) организация хозяйственного уголка и среды для занятий. Программа определяла основные виды деятельности по следующим разделам: 1) общественно- политическое воспитание; 2) трудовое воспитание; 3) физическое воспитание; 4) музыкально- двигательное воспитание; 5) изобразительная деятельность; 6) математика; 7) грамота.

       В то время  считалось, что «организующий момент»  позволяет связать все разделы  программы. Он был введен, как  первая попытка систематизировать  работу воспитателя и объединить содержание воспитания вокруг той или иной темы. Н.К.Крупская писала: « Мне кажется, что впервые был поднят вопрос об «организующем моменте» для того,  чтобы детям давать более углубленное представление, может быть, не начинять их политикой до конца, но сблизить с тем, чем живет страна». Эта форма организации педагогического процесса была заимствована из комплексной школьной программы, построенной по принципу «природа, труд, общество». Однако компоновка познавательного материала страдала формализмом, так как предусматривала механическое прикрепление всех разделов программы к определенной теме.

      В дальнейшем, в  программных документах 1934 года, в  руководствах для воспитателей  детского сада 1938 и 1945 годов сохранялись  примерно те же ошибки. Не обеспечивалась возможность усвоения каждым ребенком  систематизированного учебного материала на обязательных для всей группы занятиях, а именно это является условием всестороннего физического, умственного, нравственного, эстетического воспитания дошкольников. Обучение подменялось в значительной мере самообучением, педагогический процесс был стихийным, малоуправляемым. В программных    документах не нашла реализацию проблема использования разных видов деятельности ребенка в целях  воспитании. Это можно объяснить тем, что наука о дошкольниках  не имела еще необходимых экспериментальных данных, которые могли бы научно обосновать всю систему воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольном учреждении.

       В разработке  проблемы обучения в детском  саду большую роль сыграли исследования научных сотрудников сектора дошкольного воспитания Института теории и истории педагогики АПН РСФСР, которые были проведены в 40-60 годы под руководством А.П.Усовой (работы Е.А.Флериной, Е.И.Радиной, В.Г.Нечаевой, Л.А.Пеньевской, Р.И.Жуковской), а также научных сотрудников других институтов   ( Н.П. Сакулиной, Н.А.Ветлугиной, Е.Г.Леви-Гориневской), преподавателей кафедр дошкольной педагогики пединститутов ( А.М.Леушиной, П.Г.Саморуковой,  А.И.Сорокиной, М.М.Кониной) и других.

       Обосновывая необходимость  обучения дошкольников, А.П.Усова  писала:

« Не у всех детей в одинаковой степени развивается способность воспринимать, усваивать речь, счет, рисование и т.д. Если не идти здесь активным путем, то есть не обучать детей, тогда ряд существенных задач не будет осуществлен, развитие ребенка не получит существенного направления. Значит, если руководствоваться определенными образовательными задачами, то необходимо прибегнуть к обучению.

       Обучение характерно  активной обучающей ролью взрослого. Это дает возможность целенаправленно осуществлять задачи, идти рациональным путем… Обучение содержит возможность управлять процессом детского развития».

       Решением коллегии  Министерства просвещения РСФСР 4 сентября 1951года признается целесообразным ввести обучение в практику работы детского сада. В решении указывалось:

  1. Обучение в детском саду рассматривать как процесс  планомерной передачи воспитателем и усвоения детьми простейших знаний, умений и навыков.
  2. Обучение в детском саду должно носить организованную форму, проводиться на обязательных занятиях, где воспитатель ведет работу со всей группой детей и обеспечивает усвоение программного содержания каждым ребенком. Обучение на обязательных занятиях носит воспитывающий характер, детям даются не только простейшие знания и навыки, но и воспитывается отношение к людям, к явлениям природы, общественной жизни.
  3. Содержание обучения в детском саду определяется «Руководством для воспитателей детского сада».

       В связи с  введением обязательных занятий возникла необходимость разработки содержания обучения дошкольников, а также методов работы с детьми на занятиях.  В новом «Руководстве…» 1953 года для каждой возрастной группы были определены объем знаний, умений и навыков по ознакомлению с окружающим, общественной жизнью и природой, родным языком, изобразительной деятельностью, музыкой, пением, конструированием, формированию математических представлений, физической культуре.

       Активно велись  исследования и по другим вопросам  дошкольного воспитания. Так, в 1956 году издана монография Е.А.Флериной «Изобразительное творчество детей дошкольного возраста». Разрабатывались проблемы организации игры, трудового и нравственного воспитания (Д.В.Менджерицкая, Р.И.Жуковская,  А.П.Усова, З.М.Богуславская,  А.В.Суровцева, В.Г.Нечаева, Ф.С.Левин-Щирина).

       В Академии  медицинских наук СССР под  руководством проф. Н.М.Щелованова  изучались вопросы воспитания  детей раннего возраста. Исследователи  пришли к выводу, что для  развития  ребенка раннего возраста необходима организация воспитания и обучения:  в процессе общения ребенка со взрослыми, проведения специальных занятий по развитию движений, сенсорики, эмоций  возможно полноценное  нервно- психическое развитие ребенка ( Н.М.Аксарина, Е.Г.Бибанова, М.Ю. Кистяковская,  Г.М.Лямина).  Позднее, в 1961 году, проблемы воспитания детей раннего возраста разрабатывались Е.И.Радиной. В своих исследованиях автор  пришла к выводу  о необходимости усиления дидактических компонентов при использовании игр, занятий в организации работы с детьми раннего возраста по умственному, речевому и художественному развитию детей.

 

       В    1959 году  произошли важные изменения в  организации дошкольного воспитания  в стране.  Вышло в свет постановление  « О мерах по дальнейшему  развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста». В нем предусматривалось  объединить ясли и детские сады в единое дошкольное учреждение, чтобы улучшить воспитание и медицинское обслуживание детей и обеспечить единую линию воспитания детей от рождения  до поступления в школу.

       В постановлении  была определена задача разработки  единой программы воспитания, которая  охватывала бы семь лет жизни  детей. Подготовкой новой программы  занялась комиссия Академии педагогических наук РСФСР и Академии медицинских наук СССР, председателем которой была А.П.Усова. В составлении программы самое активное участие принимал организованный в сентябре 1960 года Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания АПН РСФСР во главе с его директором, известным детским психологом А.В.Запорожцем. В этом институте решались разнообразные задачи: проводились  психолого-педагогические  исследования, направленные на изучение условий и закономерностей воспитания и развития маленьких детей;  осуществлялась разработка новых более эффективных программ и методик дошкольного воспитания;  изучался и обобщался передовой педагогический опыт.

       В лабораториях  института была подготовлена  программа, вышедшая в свет в1962 году.  В преддверье опубликования этой программы в Институте дошкольного воспитания были проведены исследования генезиса познавательной деятельности в раннем возрасте (А.М.Фонарев), закономерностей физического воспитания (М.Ю.Кистяковская), особенностей дошкольного обучения и его влияния на умственное развитие ребенка (Л.А.Венгер, Н.Н.Поддьяков),  формирования нравственных представлений, чувств и привычек поведения у детей ( В.Г.Нечаева, Т.А.Маркова), взаимоотношений обучения и самостоятельного художественного творчества в процессе эстетического воспитания дошкольников ( Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская),  детской игры в нравственном и умственном развитии ребенка (Р.И.Жуковская, А.П.Усова). В 70- х годах интенсивно разрабатывались проблемы трудового воспитания дошкольников, взаимосвязи детского труда и ознакомления ребенка с трудовой деятельностью взрослых ( В.Г.Нечаева, В.И.Логинова, Р.С.Буре).

       Данные, полученные  в результате этих исследований, были использованы в программах 1962 и  1969 годов. В этих программах были определены задачи физического, умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.

       Большое значение  придавалось развитию движений  ребенка. С этой целью предлагалось  проводить специальные занятия, подвижные игры, утреннюю гимнастику, спортивные развлечения, систему специальных физических упражнений, направленных на формирование у детей определенных двигательных навыков, начиная уже с первого года жизни

( Т.И.Осокина). Исследования позволили  представить в программе режимы дня для различных групп детского сада.

       Программа предусматривала  постоянное знакомство детей  с доступными их пониманию  явлениями природы и общественной  жизни. Исследованиями  в области  умственного воспитания было  доказано, что воспитатель призван знакомить ребенка с окружающим миром, развивать его восприятие, память, мышление, формировать речь, вырабатывать определенное отношение к различным сторонам действительности (В.Н.Аванесова, Н.П.Сакулина, А.М.Леушина, Л.А.Пеньевская, Б.И.Хачапуридзе и др.). Особое место в умственном воспитании детей раннего и дошкольного возраста занимает сенсорное воспитание. Поэтому в программе был представлен раздел «Сенсорное воспитание», ориентирующий педагогов на решение задач развития зрительного, слухового, осязательного и кинестетического анализаторов. При этом были использованы данные психологических и педагогических исследований, посвященных изучению закономерностей развития восприятия в дошкольном возрасте и выявлению роли обучения и воспитания в этом процессе ( А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, Я.З.Неверович, А.П.Усова, Н.Н.Поддьяков).

        Наряду с  сенсорным воспитанием в этот  период исследуется проблема  развития мышления дошкольника. В работах  В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, Л.А.Венгера, Н.Н.Поддьякова, Ф.А.Сохина, изучавших закономерности умственного и речевого развития дошкольников,  показано, что дети при целенаправленном обучении начинают выделять не только частное, но и общее в окружающей действительности, ориентируясь на существенные свойства наблюдаемых объектов. Педагогические исследования Р.И.Жуковской, Н.П.Сакулиной позволили разработать содержание программы по ознакомлению с природой, социальными явлениями, формированию математических представлений, развитию речи.

       Специальный раздел  программы раскрывал содержание эстетического воспитания в детском саду. В исследованиях А.Н.Леонтьева, Б.М.Теплова, Е.А.Флериной, Н.А.Ветлугиной, Н.П.Сакулиной было доказано, что художественные способности развиваются в период детства и во многом зависят от тех условий,  в которых воспитывается ребенок. Поэтому  программой предусматривалось проведение различного рода игр, на которых дети должны были слушать музыку, стихи, сказки, художественные рассказы, заниматься  рисованием,  лепкой,  аппликацией, пением, танцами, игрой на музыкальных инструментах, участвовать в играх- драматизациях, читать стихи.

       На основе проведенных  исследований психологи и педагоги  пришли к  выводу, что нельзя  противопоставлять обучение и  творчество ребенка, что между  ними существует органическая связь.

       Большое внимание  уделялось вопросам нравственного  воспитания и особенно воспитанию  у детей любви к Родине. В  этот раздел программы были  положены результаты педагогических  и психологических исследований  А.В.Суровцевой, Ф.С.Левин-Щириной, В.Г.Нечаевой, Л.А.Пеньевской, Я.З.Неверович, Т.А.Репиной. В этих работах была показана важная роль своевременного формирования у дошкольников нравственных представлений, как основы нравственного воспитания. Программа рекомендовала воспитателям в первые годы жизни ребенка формировать понимание того, что такое хорошо и что такое плохо, почему следует поступать так, а не иначе, какое положительное и отрицательное значение имеют те или иные поступки для самого ребенка и окружающих его людей.

       В 70-х годах в Институте дошкольного воспитания началось углубленное исследование социально- педагогических проблем воспитания детей дошкольного возраста в семье и его взаимосвязи с общественным воспитанием (Т.А.Маркова). А.В.Запорожец разработал концепцию обогащающего развития ребенка  с первых лет жизни (амплификация развития), в которой указывалось, что важна реализация возрастного и индивидуального потенциала ребенка. Это возможно только в условиях организации специфических для дошкольников видов деятельности, таких как игровая, трудовая, учебная.

Информация о работе Дошкольная педагогика