С середины 80-х
годов возникло широкое общественно-педагогическое
движение, которое охватило и
систему дошкольного воспитания.
Изменились подходы к дошкольному
воспитанию, которые привели к
изменению целей, содержания, средств
и методов дошкольного образования и появлению
концепций, характеризующихся ориентацией
на признание самоценности дошкольного
детства. Дошкольное образование отказалось
от авторитарных методов в работе с детьми,
от идеологических крайностей в содержании
воспитания и обучения. Современное дошкольное
образование ориентировано на создание
возможностей для более свободных и естественных
позиций участников педагогического процесса:
ребенка и воспитателя. Именно эти перемены
были зафиксированы в «Концепции дошкольного
воспитания», вышедшей в свет в 1989 году.
Целью дошкольного воспитания стало развитие
личности дошкольника на основе личностно-ориенированной
модели воспитания. За последние годы
появилось большое количество вариативных
программ, предлагающих разнообразные
пути решения задач поставленных в концепции.
Это программы «Радуга» ( сост. Т.Н.Доронова
и др.), «Детство» ( под ред. Т.И.Бабаевой,
З.А.Михайловой, Л.М.Гуревич), «Развитие»
(подготовлена к публикации О.М.Дьяченко,
Н.С.Варенцовой), «Истоки» и другие программы.