Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 16:35, контрольная работа
«Традиция» — ключевое слово для понимания культуры страны восходящего солнца. Традициями пронизана вся японская жизнь, включая систему образования, в том числе и дошкольного.
По традиции образование является здесь мужской вотчиной. Среди преподавателей университетов женщины — редкость. И в школе их немного. Среди заведующих дошкольными учреждениями женщины тоже практически не встречаются. А в последнее время мужчины стали теснить женщин и в профессии воспитателей.
1. Дошкольное образование в Японии…………………………………………………3
2. Составление кроссворда по основным понятиям педагогики……………………..6
3. Концепция Л.В.Занкова, ориентированная на психическое развитие.....................7
4. История возникновения и развития проблемы приобщения детей
к социальной действительности …………………………………………………..8
5. Комплексно-тематический план по социально-нравственному воспитанию…....13
Список литературы………………………………………………….……………..........18
4. История возникновения и развития проблемы приобщения детей к социальной действительности.
Приобщение ребенка к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т. е. ко всему тому, чем живет общество, — задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Во все времена матери учили и учат своих детей тому, что знают и умеют сами, тому, что, на их взгляд, пригодится ребенку в жизни.
Однако можно наблюдать, как, начиная уже с педагогической теории Яна Амоса Коменского (1592—1670) и кончая современной педагогикой, менялось отношение к проблеме приобщения детей к социальной действительности: к его целям, содержанию, методам. Можно даже проследить тенденции развития проблемы.
Я. А. Коменский в своем труде «Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни» воплотил, говоря современным языком, свою концепцию ознакомления ребенка с окружающим миром. Его труд — своеобразная энциклопедия для детей, в которой мир представлен ребенку во всем многообразии и на уровне развития науки того времени. Из картинок и коротких текстов к ним малыш мог узнавать о первых занятиях человека на земле — садоводстве, земледелии, скотоводстве; о книгах, искусстве речи, этике, мудрости, человечности и других нравственных качествах; о физике, химии, астрономии.
Можно сказать, что Коменский, решая задачу приобщения ребенка к миру, считал ее важной и в основу отбора знаний положил принцип энциклопедичности.
В русской педагогике вопрос о возможности приобщения детей к социальной действительности начиная с дошкольного возраста решался неоднозначно. Но если говорить об общей тенденции, то, пожалуй, следует отметить, что прогрессивные деятели того времени (К.Д.Ушинский, Л. Н. Толстой и др.) считали, что воспитание ребенка должно быть насыщено содержанием жизни взрослых людей, что очень рано нужно приобщать детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям, языку. При этом значительный акцент делался на введении ребенка в среду, непосредственно его окружающую, что должно было давать малышу ощущение полного слияния со своим народом. Только при таких условиях подрастающий человек становится сыном своего народа.
Можно сказать, что в основе позиции русских педагогов по вопросу приобщения детей к социальному миру лежат краеведческий принцип, учет национальной принадлежности, народность.
Однако на русскую педагогику сильное влияние оказывала педагогика Запада, в частности, распространенные в начале века теории Ф. Фребеля и М. Монтессори.
В своих системах воспитания эти известные всему миру педагоги придерживались позиции ограничения социального мира для ребенка его ближайшим окружением, миром детей и близких взрослых, а также их взаимоотношениями.
И П. Фребель и М. Монтессори считали, что для детей дошкольного возраста важно познавать чувственный мир в его свойствах и качествах. Окружающий мир в широком понимании, в его сложных проявлениях не может быть доступен маленькому человеку.
В отечественной дошкольной педагогике можно выделить после 1917 года несколько тенденций в подходе к проблеме ознакомления детей с социальной действительностью. Объективный анализ причин появления этих тенденций свидетельствует о том, что все они были обусловлены социальными изменениями в обществе.
В первые послеоктябрьские десятилетия задачи воспитания решались исходя из требования неразрывной связи воспитания с социальными, политическими и экономическими проблемами, стоящими перед государством. Установление такой связи представляло собой в тот период одну из наиболее активных линий борьбы за утверждение новой системы воспитания.
Содержание понятия «социальный мир» приравнивалось к понятию «общественная жизнь взрослых людей, страны». Н. К. Крупская рассматривала ознакомление дошкольников с явлениями общественной жизни как «предпосылку для того, чтобы ребенок мог позднее переварить этот материал». Она называла подобное ознакомление «правом ребенка на образование».
В 20—30-е гг. педагоги нашей страны стремились активно вовлекать детей в общественную жизнь, посвящать их во все события, которыми жил народ. В «Методических письмах» (именно они в то время выполняли роль программ воспитания в дошкольных учреждениях) ориентировочно определялись объем и содержание знаний об общественных явлениях. Предлагалось рассказывать детям о борьбе с буржуазией, о гражданской войне и ее причинах, о Советах, о кулаках и др.
Как это видно даже из приведенных выше примеров, содержание знаний об общественной жизни отражало тенденцию к одностороннему углублению в область политической сферы. Были представлены и другие стороны социального мира, однако явный приоритет отдавался именно этому, общественно-политическому аспекту. В первых программах — «Программе и распорядке жизни в детском саду» (1932, 1934) — был раздел, который так и назывался «Общественно-политическое воспитание». Данное обстоятельство объясняется тем, что, во-первых, как уже отмечалось выше, шла активная борьба за утверждение принципа связи воспитания и обучения с жизнью, во-вторых, мощный поток информации поступал к ребенку из различных источников, в том числе и из самых значимых для него — семьи и собственных наблюдений. Находясь в гуще событий, дети испытывали на себе их влияние. Все это способствовало тому, что дошкольники тех лет усваивали сложные с точки зрения сегодняшнего дня знания об общественной жизни. Именно этот положительный фактор — относительная легкость усвоения политических знаний благодаря близости их к личной жизни детей — давал основания для ошибочного вывода о способности ребенка осознанно принимать участие в политических событиях, включаться во взрослые формы организации жизни.
Тенденция к перегрузке детей познавательным материалом время от времени проявлялась и в другие годы. С нею можно встретиться и сегодня.
После Постановления ЦК ВКП(б) 1934 г. «О перегрузке школьников и пионеров общественно-политическими знаниями» было пересмотрено и содержание знаний об общественной жизни в программе детского сада.
В 1938 г. издается «Руководство для воспитателя детского сада». Этот документ отличался от предыдущих. В нем была подчеркнута ведущая роль воспитателя как организатора процесса воспитания, отмечалось, что приобщение детей к социальной действительности необходимо проводить постоянно в повседневной жизни, что оно должно быть положено в основу всей воспитательной работы дошкольного учреждения. Однако эта правильная точка зрения на практике привела к стихийности в преподнесении детям знаний.
Тенденция необязательности для детей знаний об общественных явлениях существовала недолго. В период Великой Отечественной войны воспитатели, хоть и ориентировались в основном на «Руководство» 1938 г., не могли оградить детей от событий в стране. Педагоги рассказывали своим воспитанникам о героических подвигах воинов Советской армии, дети посылали на фронт изготовленные собственноручно нехитрые подарки, выступали перед ранеными в госпиталях, помогали взрослым, вместе со всеми слушали сообщения о положении на фронтах. Социальный опыт дошкольников обогащался очень активно, он способствовал быстрому взрослению детей. Жизнь еще раз доказала закономерность — сильные личностно значимые переживания активизируют процесс социализации личности.
В 1945 г. было переиздано «Руководство для воспитателя детского сада». В него вошел раздел «Знакомство с окружающим», имевший подраздел «Знакомство с бытом и общественной жизнью». И хотя содержание знаний было намечено неконкретно, в очень общих формулировках, это все же положило конец тенденции рассматривать задачу сообщения детям знаний об общественных явлениях как второстепенную.
В 1953 г. новым программным документом для детского сада вводилось обязательное обучение на занятиях. Е. И. Ра-дина предложила программу ознакомления детей с явлениями общественной жизни. Ее программа состояла из пяти разделов: о стране (географические представления), о многонациональности нашего государства, о труде взрослых, о Ленине и его соратниках, о Советской армии. Этот материал вошел в «Руководство для воспитателя детского сада», а в дальнейшем — в «Программу воспитания и обучения в детском саду» (1962,1969). Однако он был включен не как самостоятельный раздел, а как составная часть раздела, носившего название «Ознакомление с окружающим и развитие речи». Объединение задач ознакомления с окружающим с задачами развития речи привело к целому ряду серьезных ошибок в практике воспитательной работы. Постепенно задачи и методы развития речи формализовывали, а во многом и вытесняли задачи приобщения детей к социальной действительности. Содержание знаний о социальном мире стало лишь материалом для развития речи, исключались необходимость и возможность воспитания социальных чувств и отношений. В методике ознакомления с окружающим преобладали словесные методы с недостаточной опорой на разнообразную деятельность.
Эту тенденцию можно обозначить как тенденцию формализованного подхода к проблеме приобщения детей к социальной действительности.
Следует отметить, что, несмотря на различное в разные отрезки времени отношение к объему знаний и организации их преподнесения детям, период с 1917 по 1984 г. отличался единым пониманием термина «социальная действительность» как общественной жизни страны, взрослых людей.
Конец 80-х и 90-е гг. можно обозначить как период, для которого характерна тенденция поиска нового содержания и постановки новых задач ознакомления детей с социальным миром. Причин появления данной тенденции несколько. Исследования 60—80-х гг. (Р. И. Жуковская, Ф. С. Левин-Щирина, Г. М. Лямина, Н. В. Мельникова, С. А. Козлова, М. И. Богомолова, Э. К. Суслова, В. И. Логинова, Г. И. Григоренко, Л. А. Таллер и др.) показали, что дети проявляют интерес к социальной действительности, способны усваивать определенные знания о ней, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям. Было экспериментально доказано, что приобщение к социальной жизни оказывает влияние на разные стороны развивающейся личности ребенка.
В стране изменилась политическая ситуация. Это обстоятельство оказало влияние и на изменение методологических подходов к воспитанию подрастающего поколения. Показателем изменений стала предложенная педагогами и психологами (Л. А. Венгер, В. А. Петровский, Н. Я. Михайленко, Л. А. Парамонова и др.) личностно-ориентированная модель воспитания. Она послужила фундаментом для новой концепции дошкольного воспитания. Личностно-ориентированная модель воспитания ознаменовала поворот к развитию личности ребенка.
Таким образом, с одной стороны, изменившаяся идеология позволила смелее взглянуть на проблему ознакомления детей с социальной действительностью, расширить ее границы, выйдя за пределы общественной жизни взрослых людей в нашем государстве. С другой стороны, появилась необходимость конкретизировать понятие личностной ориентированности применительно к содержанию ознакомления с социальным миром, что привело к выходу на более глобальную проблему — социализацию личности ребенка. Поиск нового содержания продолжается и идет в нескольких направлениях: нахождение новых аспектов в содержании; объединение линий когнитивного, эмоционального и поведенческого развития; активизация роли самого ребенка в процессе его социализации; взаимосвязь национального и планетарного начал личности.
Таким образом, ретроспективный анализ показывает, что проблема приобщения детей к социальному миру всегда была и остается острой и одной из ведущих проблем формирования личности ребенка. Она непосредственно связана не только с психологией и педагогикой, изучающими возрастные особенности социализации, становления человека человеком. На эту проблему оказывает влияние общественно-политическое устройство человеческого общества, его функционирование и развитие под воздействием различных факторов. Исторический анализ убеждает также в важности и необходимости квалифицированной помощи ребенку со стороны взрослых в сложном процессе вхождения в мир себе подобных.
Возрастная группа 4-5 лет.
Тема: «Моя семья».
Программное содержание:
1. Расширение представлений о своей семье.
2. Формирование
первоначальных представлений
3. Закрепление знания детьми своего имени, фамилии, возраста, имен родителей.
4. Воспитание эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей, заботливого отношения к пожилым родственникам.
5. Развитие представлений детей о своем облике.
Непосредственно образовательная деятельность по образовательным областям:
«Познание» (развитие сенсорной культуры, конструирование)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- «Где я?» Развивать
умение определять положение
предметов в пространстве
«Познание» (развитие кругозора)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- Создавать ситуации
для формирования
«Коммуникация», «Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- Беседа с детьми на тему «Я житель Южного Урала». Формировать понятие малой родины. Учить называть своих ближайших родственников подчеркивать их заботу друг о друге. Активизация словарного запаса на основе углубления знаний о семье;
- Чтение А.Усачев «Паповоз». Учить передавать свое отношение к содержанию стихотворения, побуждать выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях. Подводить к пониманию нравственного смысла произведения, к мотивированной оценке поступков и характера главных героев;
«Художественное творчество» (лепка)
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать:
- коллективная
лепка «Моя деревня- мой дом
родной» Учить создавать
«Художественное творчество» (конструирование)