Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 18:21, реферат
Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности.
1 глава (теория)
1.1 Досуг (младшего школьного возраста) (продолжение дошкольного возраста, игровая деятельность)
Особенности организации досуга детей младшего школьного возраста.
Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности.
К средствам, обеспечивающим детское развитие, традиционно относят игру, общение детей со взрослыми и сверстниками, детскую литературу, разнообразные виды художественной деятельности ребенка, обучение. Развивающий потенциал детского досуга значительно меньше исследован в теории педагогики. Вместе с тем, содержательный досуг - мощное средство развития личности человека, показатель общего уровня его культуры. Именно с культурой досуга теснейшим образом связана духовность человека, о чем в свое время писал великий русский педагог К.Д. Ушинский. Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда у него «портится голова, сердце, и нравственность». Сказанное выше предопределяет интерес к исследованиям различных аспектов досуга, как инструмента развития ребенка.
С позиции современных исследователей (А.Б. Антонова и Т.С. Комарова, А.В. Даринский, М.Б. Зацепина, М.В. Созинова и др) досуг - сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество, важнейшее средство социализации и индивидуализации личности человека, позволяющее по собственному усмотрению использовать свое свободное время для самообогащения, развития имеющихся способностей и склонностей. Культура досуга начинает складываться под влиянием семейных традиций и воспитания уже в период дошкольного детства и младшего школьного возраста. Такое обстоятельство стало решающим при определении приоритетов в исследовании детского досуга в педагогике последних лет.
Детский досуг целенаправленно организуется педагогами для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпрепровождения детей. В качестве сущностной характеристики досуга выделяется возможность выбора ребенком предпочитаемого вида деятельности (игры, рисования, конструирования и пр.). Вместе с тем анализ практики школьных учреждений свидетельствует, что традиционно досуг младших школьников используется достаточно узко, только как развлечение и отдых. В досуге преобладают непродуктивные виды деятельности, хотя досуг младшего школьника может включать и разнообразные продуктивные виды детской деятельности (рисование, конструирование, ручной труд и др.).
В школах педагоги стремятся использовать досуг в целях разностороннего образования ребенка, детям предоставляется достаточно широкий спектр дополнительных образовательных услуг, ориентированных на развитие художественно-творческих способностей и одаренности детей, ознакомление с культурой страны, народным искусством. Однако родители осуществляют выбор кружков за детей, ориентируясь на свое желание. Задача педагогов - привлечь внимание родителей к проблеме организации досуга детей, разъяснить его своеобразие, многообразие видов, развивающий потенциал, важность выбора вида досуга самим ребенком.
На основе анализа педагогической литературы можно выделить следующие основные характеристики досуга детей:
- досуг имеет
ярко выраженные
- досуг основан
на добровольности при выборе
рода занятий и степени
- досуг формирует
и развивает личность; способствует
самовыражению,
- досуг способствует
раскрытию природных талантов
и приобретению полезных для
жизни умений и навыков;
- досуг детерминирован
внутренне и внешне; выступает
как своеобразная «зона
- досуг способствует
объективной самооценке детей;
формирует позитивную «Я - концепцию»;
способствует самовоспитанию
- досуг обеспечивает положительные эмоции и удовлетворение.
Таким образом, сущностью детского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).
Характерологические
особенности детского досуга являются
основополагающими для
Досуг для детей - это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна самореализационная функция.
Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, в присвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа. Причем преимущественно эти процессы осуществляются в досуговое время. Через механизм эмоционального восприятия и переживания дети максимально активно усваивают элементы творческой деятельности, которые, закрепляются в их сознании и поведении и откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Значит, детскому досугу свойственна творческая функция.
Досуг - это
зона активного общения, удовлетворяющая
потребности детей в контактах.
Такие формы досуга как самодеятельное
объединение по интересам, массовые
праздники - благоприятная сфера
для осознания себя, своих качеств,
достоинств и недостатков в сравнении
с другими людьми. Дети оценивают
себя, ориентируясь на социально принятые
критерии и эталоны, ибо самосознание
социально по своему содержанию, по
своей сути и невозможно вне процесса
общения. Именно в условиях досуга формируются
общности, дающие детям, подросткам и
юношеству возможность
Досуговое время
оказывает огромное влияние на познавательную
деятельность детей. В досуге происходит
узнавание нового в самых разнообразных
областях знания: расширяется художественный
кругозор; постигается процесс
Одна из важных задач детского досуга - помочь в выборе профессии. От первого периода детства до юношеского возраста все актуальней становится вопрос об избрании профессии. От тривиального: «Кем быть?» в детстве, до мучительного поиска своего места в жизни в юношеские годы, вопрос выбора профессии волнует все возрастные группы подрастающего поколения. Большинство детей находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга. Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи, где открывают для себя мир профессий. А, наметив для себя профессиональный путь, преимущественно на досуге, приобретают знания и развивают способности, навыки специфические для того или иного вида деятельности.
Жизнедеятельность современных детей младшего школьного возраста предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детский досуг, осуществляющийся преимущественно на основе игровой деятельности, помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция.
Заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга. Дети получают наслаждение от самых разнообразных досуговых занятий: игры и победы в ней; узнавание нового и возможность творить на этой основе модель самолета. Иными словами, детскому досугу свойственна гедонистическая функция.
Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей вызывают широкий резонанс в их душах, в кругу друзей и знакомых, в семье, порождая, таким образом, заданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного, совершенного. Как результат, осуществляются виды деятельности, которые сам ребенок не совершил бы, не будь побуждения извне. То есть детский досуг предполагает прокреативную функцию.
Реализация таких функций обеспечивает целостное развитие личности ребенка. Досуговая деятельность всегда транслирует этико-эстетические нормы культуры поведения и формирует у ребёнка такие качества, как человечность, гуманность, порядочность, увлеченность. А так же, досуговая деятельность является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его личности, но важной сферой социализации ребенка младшего школьного возраста.
Культурно-досуговая деятельность по своему содержанию и виду настолько разнообразна, что её можно различать:
- по форме (коллективная и индивидуальная),
- по способам осуществления (художественная - музыка, рисование, танцы; творческая; техническое творчество - моделирование; коллекционирование), - по эмоциональной напряженности (увлеченность, ощущение радости и удовлетворения потребности; всегда осуществляется в свободное время или в период после высокого уровня усталости, как вынужденный отдых в период интенсивной работы),
- по физиологической направленности (способствует восстановлению физических сил).
Досуг, как и любая деятельность, включает в себя следующие компоненты:
- мотив (потребность в этой деятельности);
- задача (средства решения задачи);
- действия (операции).
Задачи объединяют единство цели и условия её достижения, а действия соответствуют целям операций - условиям. Необходимо учитывать, что каждый вид культурно-досуговой деятельности ребенка имеет своё содержание. И как результат - у него возникает направленность потребностей, мотивов, задач, средств, действий и операций.
М.Б. Зацепина выделяет три типа отношения к организации досуга:
1- полное безразличие, т.е. педагогическая безнадзорность;
2- излишняя заорганизованность, когда ребёнку не предоставляется право выбора и взрослые в основном сосредотачивают своё внимание на развитии ребёнка с маниакальным духовным напряжением.
3- тип руководства - это поиск таких путей, форм, средств и методов, которые бы соединили в единое целое познание и развлечения, наполнили бы их нравственно-эстетическим содержанием.
В последнем
случае необходимо взрослым
Культурно-досуговая
деятельность, которая связана в
большей степени с
По мнению А.Ф. Воловик интерес в досуговой деятельности выступает в качестве доминирующего мотива. Досуговая активность или пассивность ребёнка определяется только наличием или отсутствием интереса к ней. Поэтому побуждение ребенка младшего школьного возраста к тому или иному виду досуговой деятельности, как и включение в неё, должно исходить из учёта интересов ребёнка, поскольку неучтенный интерес представляет собой неудовлетворенную потребность. Интерес не только способствует удовлетворению потребности, но и способен её породить.
Из вышеизложенных
подходов отечественных психологов
и педагогов вытекает, что у
ребёнка, в первую очередь, возникает
тот интерес к культурно-
Информация о работе Досуг и игровая деятельность детей младшего школьного возраста