Досуг и игровая деятельность детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 18:21, реферат

Описание работы

Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности.

Файлы: 1 файл

1.1 глава.docx

— 36.54 Кб (Скачать файл)

Таким образом, первый принцип позволяет расширить  кругозор ребёнка, повысить его досуговую  культуру и способствует проявлению творческой активности. Наиболее полно  этот принцип реализуется в процессе коллективной культурно-досуговой  деятельности. Следующим важным принципом  является разумное сочетание индивидуальной и коллективной деятельности. Совместная работа при организации развлечений, отдыха, праздников формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, улучшает организационную структуру, эмоциональную идентификацию, что  приводит впоследствии к повышению  у ребёнка уровня культурно-досуговой  деятельности, реализуя в ней воспитательно-образовательные  возможности. В исследованиях Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой, В.И. Петровой, Л.В. Пантелеевой, Н.П. Сакулиной и др. подчеркивается, что нельзя детей научить правде и добру без постоянного формирования у них понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», «добро» и «зло», нельзя научить ребёнка стремиться к защите правды и добра, не сформировав у него эмоциональное отрицание, эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе, в людях, в произведениях искусства. Также в ходе воспитания и обучения у младшего школьника формируется нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру: во-первых, первоначальный, эмоциональный опыт и способность к эмоциональному сопереживанию; во-вторых, развитие нравственных представлений и суждений; в-третьих, возможность применять свои знания и умения в жизни.

В исследованиях  Л.П. Печко подтверждается мысль о том, что эстетическая и нравственная культура ребёнка взаимосвязаны и являются составными компонентами общей культуры. Необходимо помнить, что только позитивно содержательный досуг будет способствовать формированию основ культуры ребёнка младшего школьного возраста. Одним из основных принципов организации культурного досуга младших школьников должно быть нравственное и эстетическое формирование личности.

 

Все выше перечисленные  принципы, определяющие отдельные стороны  процесса культурно-досуговой деятельности, взаимосвязаны и в своей совокупности лежат в основе организации детского отдыха, развлечений, праздников, самообразовании  ребёнка и его творческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется  определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста. () Методика организации отдыха детей младшего школьного возраста зависит от их возрастных особенностей, запросов и интересов. У детей особенная склонность к игровой деятельности, и именно она занимает ведущее место в их досуге. Дети младшего школьного возраста уделяют игре значительную часть времени, но, кроме того, игра вызывает значительные и глубинные изменения во всей психике ребенка.

 

 

 

 Игра - наиболее доступный для детей вид  деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Однако, игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.

В рамках игровой деятельности дети младшего школьного возраста учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко  игра служит поводом для сообщения  новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду  взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремлении подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который складывается еще в младшем возрасте.

 

 

 

А.С. Макаренко  писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...». Игра помогает развитию восприятий, внимания, воображения, интересов, мышления, содействует развитию инициативы, активности, вызывает положительные эмоции, без которых не может быть игровой деятельности. Кроме того, игра служит прекрасным отдыхом школьника от умственной работы в процессе обучения.

Игра представляет собой сложный социокультурный  феномен, которому посвящено множество  философско-культурологических, психологических  и педагогических исследований [3]. Она  всегда составляет неотъемлемую часть  жизни человека, и, особенно, ребенка. Слова «игра» и «играть» в русском  языке чрезвычайно многозначны. Для сравнения: «играть в футбол», «играть в прятки», «играть с  огнём», «играть с малышом». Словарь  русского языка это слово определяет как «деятельность, занятие детей, обусловленное совокупностью определённых правил, приёмов и служащее для  выполнения досуга, для развлечения».() Замечено, что дети в разных уголках планеты играют в похожие по своей сути игры.

Игра человека есть подлинно культурная ценность, способствующая укреплению контактов между людьми на социальном уровне, и тем самым  участвующая в процессе социализации личности наиболее приятным для него способом [18].

Среди всех исследований по вопросам игры особое место принадлежит использованию  игры в воспитательном процессе. Сложность  понимания воспитывающего значения игры кроется в особой природе  игровой деятельности: в её многочисленных определениях неизменно подчёркивается самоценность и самопроизвольность, отсутствие практической направленности, ориентации на результат. Между тем, воспитание - целенаправленная деятельность, которую организует педагог [20]. Поэтому использование игровых моделей в организации деятельности является сложной педагогической задачей. Именно поэтому вопрос о педагогическом управлении игровой деятельностью является достаточно значимым. На помощь в этом вопросе приходят различные классификации игр, позволяющие выбрать из широкого спектра именно ту, которая поможет приблизиться к решению поставленной педагогической задачи.

 

С психологической  точки зрения игра трактуется одним из видов деятельности детей, который заключается в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, и является одним из средств физического, умственного и нравственного воспитания [26]. Игры детей есть та самая естественная форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления творчества, личной активности. Понятие игры заключает в себя деятельность, досуг, развлечение, развитие, становление, формирование, отдых, познание.

Воспитательный потенциал игры огромен, и в умелых руках педагога возможности игры безгранично велики. С её помощью можно:

- создать  эмоциональную основу жизнедеятельности  детского коллектива, установить  взаимные контакты, общение, закрепить  нормы поведения;

- осуществить  своеобразную психотерапевтическую  коррекцию личности, её самоутверждение  и дальнейшее самосовершенствование;

- снять физическую  усталость с мышц, переключить  с одного вида деятельности  на другой;

- организовать  разумный досуг;

- развить  творческую самостоятельность и  инициативу, закрепить умение быстро  ориентироваться в окружающей  действительности [22; 26].

 

Игра - это, прежде всего, вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание общественного опыта, в которой складываются и совершенствуются самоуправление своим поведением. Такое понимание игры позволяет выделить основные её функции:

- развлекательная (развлечение, удовольствие, воодушевление, интерес);

- коммуникативная (освоение навыков взаимодействие);

- игротерапевтическая (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);

- диагностическая (выявление индивидуально-личностных особенностей детей, самопознание в процессе игры);

- коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);

- межнациональной  коммуникации (усвоение единых для  всех людей социокультурных ценностей);

- социализации (включение в систему общественных  и межличностных отношений, усвоений  норм человеческого общения) [27; 28].

С.А. Шмаков выделяет четыре главные черты игры:

1. Процедурное  удовольствие - свободная развивающая  деятельность, предпринимаемая лишь  по желанию ребёнка, ради удовольствия  от самого процесса деятельности, а не только от результата.

2. Эмоциональное  напряжение - эмоциональная приподнятость  деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция.

3. Правила  игры - наличие прямых или косвенных  правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность  её развития.

4. «Поле творчества» - творческий, в значительной степени импровизационный характер деятельности [34].

Любая игра, если она грамотно организована, являясь  развлечением, отдыхом, способна перерасти  в обучение, творчество, терапию, в  модель типа человеческих отношений  и проявлений в труде.

Для этого  игра имеет свою структуру:

1. Игра как  деятельность включает в себя:

- целеполагание;

- реализацию  цели;

- анализ  результатов, в котором личность  полностью реализует себя как  субъект.

2. Игра как  процесс включает в себя:

- роли, взятые  на себя игроками;

- игровые  действия как средства реализации  этих ролей;

- игровое  употребление предметов (замещение  реальных вещей игровыми, условными);

- реальные  отношения между играющими;

- сюжет (содержание) - область действительности, условно  воспроизводимая в игре.

3. Игра как  метод обучения, передачи опыта  старших поколений младшим используется  в следующих случаях:

- в качестве  самостоятельных технологий для  освоения понятия, раздела учебного  материала;

- как элементы  более обширной технологии;

- в качестве  урока или его части;

- как технологии  внеклассной работы [17].

Игра включает в себя игровое состояние (мотив), игровые позиции, игровые ситуации, неопределённость развития и результата, игровые роли и действия, результат  игры. Игра - путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, своих  пределов. Ведь для детей не всегда важен результат игры, победа, успех. Им нравится сам процесс, те роли и отношения, которые меняют статус ребёнка в коллективе.

Чтобы игра стала подлинным организатором  жизни людей, их активной деятельности, интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике воспитания существовало богатство и разнообразие игр. Детская жизнь будет интересней и содержательней, если дети будут иметь возможность играть в разные игры, постоянно пополняя свой игровой багаж. Существуют тысячи разнообразных, интересных и полезных игр. Каждый отдельный вид игры имеет многочисленные варианты. Дети очень изобретательны, они постоянно усложняют и упрощают известные игры, придумывают новые детали и правила.

Классификацию игр можно представить следующим  образом:

1. По области  деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические.

2. По характеру педагогического процесса:

- обучающие;

- тренинговые;

- контролирующие;

- познавательные;

- воспитательные;

- развивающие;

- репродуктивные;

- продуктивные;

- творческие;

- коммуникативные;

- диагностические;

- профориентационные.

3. По игровой  методике:

- предметные;

- сюжетные;

- ролевые;

- деловые;

- имитационные;

- драматизации.

4. По предметной  области:

- математические;

- физические;

- химические;

- биологические;

- музыкальные;

- литературные;

- театральные;

- трудовые;

- технические;

- народные;

- обществоведческие;

- управленческие;

- экономические;

- коммерческие.

5. По игровой  среде:

- без предметов;

- с предметами;

Информация о работе Досуг и игровая деятельность детей младшего школьного возраста