Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 18:21, реферат
Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности.
Таким образом,
первый принцип позволяет расширить
кругозор ребёнка, повысить его досуговую
культуру и способствует проявлению
творческой активности. Наиболее полно
этот принцип реализуется в процессе
коллективной культурно-досуговой
деятельности. Следующим важным принципом
является разумное сочетание индивидуальной
и коллективной деятельности. Совместная
работа при организации развлечений,
отдыха, праздников формирует ценностно-
В исследованиях Л.П. Печко подтверждается мысль о том, что эстетическая и нравственная культура ребёнка взаимосвязаны и являются составными компонентами общей культуры. Необходимо помнить, что только позитивно содержательный досуг будет способствовать формированию основ культуры ребёнка младшего школьного возраста. Одним из основных принципов организации культурного досуга младших школьников должно быть нравственное и эстетическое формирование личности.
Все выше перечисленные
принципы, определяющие отдельные стороны
процесса культурно-досуговой
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста. () Методика организации отдыха детей младшего школьного возраста зависит от их возрастных особенностей, запросов и интересов. У детей особенная склонность к игровой деятельности, и именно она занимает ведущее место в их досуге. Дети младшего школьного возраста уделяют игре значительную часть времени, но, кроме того, игра вызывает значительные и глубинные изменения во всей психике ребенка.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Однако, игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
В рамках игровой деятельности дети младшего школьного возраста учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремлении подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности ребенка, который складывается еще в младшем возрасте.
А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...». Игра помогает развитию восприятий, внимания, воображения, интересов, мышления, содействует развитию инициативы, активности, вызывает положительные эмоции, без которых не может быть игровой деятельности. Кроме того, игра служит прекрасным отдыхом школьника от умственной работы в процессе обучения.
Игра представляет
собой сложный социокультурный
феномен, которому посвящено множество
философско-культурологических, психологических
и педагогических исследований [3]. Она
всегда составляет неотъемлемую часть
жизни человека, и, особенно, ребенка.
Слова «игра» и «играть» в русском
языке чрезвычайно многозначны.
Для сравнения: «играть в футбол»,
«играть в прятки», «играть с
огнём», «играть с малышом». Словарь
русского языка это слово определяет
как «деятельность, занятие детей,
обусловленное совокупностью
Игра человека есть подлинно культурная ценность, способствующая укреплению контактов между людьми на социальном уровне, и тем самым участвующая в процессе социализации личности наиболее приятным для него способом [18].
Среди всех
исследований по вопросам игры особое
место принадлежит
С психологической точки зрения игра трактуется одним из видов деятельности детей, который заключается в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, и является одним из средств физического, умственного и нравственного воспитания [26]. Игры детей есть та самая естественная форма проявления их деятельности, в которой осознаётся, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления творчества, личной активности. Понятие игры заключает в себя деятельность, досуг, развлечение, развитие, становление, формирование, отдых, познание.
Воспитательный потенциал игры огромен, и в умелых руках педагога возможности игры безгранично велики. С её помощью можно:
- создать
эмоциональную основу
- осуществить
своеобразную
- снять физическую усталость с мышц, переключить с одного вида деятельности на другой;
- организовать разумный досуг;
- развить
творческую самостоятельность
Игра - это, прежде всего, вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание общественного опыта, в которой складываются и совершенствуются самоуправление своим поведением. Такое понимание игры позволяет выделить основные её функции:
- развлекательная (развлечение, удовольствие, воодушевление, интерес);
- коммуникативная (освоение навыков взаимодействие);
- игротерапевтическая (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
- диагностическая (выявление индивидуально-личностных особенностей детей, самопознание в процессе игры);
- коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей);
- межнациональной
коммуникации (усвоение единых для
всех людей социокультурных
- социализации
(включение в систему
С.А. Шмаков выделяет четыре главные черты игры:
1. Процедурное
удовольствие - свободная развивающая
деятельность, предпринимаемая лишь
по желанию ребёнка, ради
2. Эмоциональное
напряжение - эмоциональная приподнятость
деятельности, соперничество,
3. Правила
игры - наличие прямых или косвенных
правил, отражающих содержание игры,
логическую и временную
4. «Поле творчества» - творческий, в значительной степени импровизационный характер деятельности [34].
Любая игра, если она грамотно организована, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, творчество, терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Для этого игра имеет свою структуру:
1. Игра как деятельность включает в себя:
- целеполагание;
- реализацию цели;
- анализ
результатов, в котором
2. Игра как процесс включает в себя:
- роли, взятые на себя игроками;
- игровые
действия как средства
- игровое
употребление предметов (
- реальные отношения между играющими;
- сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.
3. Игра как
метод обучения, передачи опыта
старших поколений младшим
- в качестве
самостоятельных технологий
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока или его части;
- как технологии внеклассной работы [17].
Игра включает в себя игровое состояние (мотив), игровые позиции, игровые ситуации, неопределённость развития и результата, игровые роли и действия, результат игры. Игра - путь к познанию ребёнком самого себя, своих возможностей, своих пределов. Ведь для детей не всегда важен результат игры, победа, успех. Им нравится сам процесс, те роли и отношения, которые меняют статус ребёнка в коллективе.
Чтобы игра стала подлинным организатором жизни людей, их активной деятельности, интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике воспитания существовало богатство и разнообразие игр. Детская жизнь будет интересней и содержательней, если дети будут иметь возможность играть в разные игры, постоянно пополняя свой игровой багаж. Существуют тысячи разнообразных, интересных и полезных игр. Каждый отдельный вид игры имеет многочисленные варианты. Дети очень изобретательны, они постоянно усложняют и упрощают известные игры, придумывают новые детали и правила.
Классификацию
игр можно представить
1. По области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические.
2. По характеру педагогического процесса:
- обучающие;
- тренинговые;
- контролирующие;
- познавательные;
- воспитательные;
- развивающие;
- репродуктивные;
- продуктивные;
- творческие;
- коммуникативные;
- диагностические;
- профориентационные.
3. По игровой методике:
- предметные;
- сюжетные;
- ролевые;
- деловые;
- имитационные;
- драматизации.
4. По предметной области:
- математические;
- физические;
- химические;
- биологические;
- музыкальные;
- литературные;
- театральные;
- трудовые;
- технические;
- народные;
- обществоведческие;
- управленческие;
- экономические;
- коммерческие.
5. По игровой среде:
- без предметов;
- с предметами;
Информация о работе Досуг и игровая деятельность детей младшего школьного возраста