Древнерусская культура и народная педагогика. Влияние христианства на развитие образования и педагогическое мысли в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:25, контрольная работа

Описание работы

Восточно-славяские племена прошли, как все народы, длительный путь исторического развития от времени дородового общества до периода разложения первобытнообщинного строя и разделения общества на классы.
Воспитание детей восточных славян при первобытнообщинном строе характеризовалось чертами, свойственными другим первобытным народам.

Содержание работы

1. Развитие школы и педагогики в России до Х века.

2. Влияние христианства на развитие образования.

3. Развитие школы и педагогики в Киевский период X-XIII века

4. Развитие школы и педагогики в Московский период XIV-XVII века

5. Становление высшего образования.

Файлы: 1 файл

Тема.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

     Тема: Древнерусская культура и народная педагогика. Влияние христианства на развитие образования и педагогическое мысли в России.

  1. Развитие школы и педагогики в России до Х века.
  2. Влияние христианства на развитие образования.
  3. Развитие школы и педагогики в Киевский период X-XIII века
  4. Развитие школы и педагогики в Московский период XIV-XVII века
  5. Становление высшего образования.

     1. Развитие школы  и педагогики в  России до X века.

     Восточно-славяские племена прошли, как все народы, длительный путь исторического развития от времени дородового общества до периода разложения первобытнообщинного строя и разделения общества на классы. 
Воспитание детей восточных славян при первобытнообщинном строе характеризовалось чертами, свойственными другим первобытным народам. Оно осуществлялось путем непосредственного участия детей во всей повседневной жизни общины, в трудовой деятельности со возрастом, в сопровождающих ее обрядах, празднествах, культовых актах и т. п. При этом прежде всего усваивались обряды и обычаи, связанные с почитанием земли-кормилицы, хлеба, старших и предков.

     Дети  воспитывались всей родовой общиной: в раннем возрасте до 7—8 лет —  женщинами, а затем мальчики и  юноши — мужчинами, а девочки  и девушки — женщинами. Имеются  основания полагать, что у древних  славян, как и у других народов, существовало деление людей на возрастные группы, а с периода позднего матриархата имелись дома молодежи, в деятельности которых важное место занимала подготовка к «посвящениям» (инициациям) в следующую возрастную группу.

     С появлением парной семьи произошла замена общественного воспитания детей семейным воспитанием. Семья во главе с отцом стала массовым органом воспитания и обучения детей. Дети наследовали виды занятий своих родителей — земледелие, охоту, скотоводство, ремесла.

     Непосредственно участвуя во всей жизни семьи, дети приобретали необходимые им практические навыки и умения, усваивали взгляды, представления и понятия, моральные требования и нормы. Обучение ремеслам и искусствам, например изобразительному, осуществлялось отдельными искусными мастерами. При языческих святилищах некоторые дети могли обучаться простейшему древнему (пиктографическому) письму. Имеются данные о том, что в VIII веке славяне пользовались древней формой письма, «чертами и рёзами», т. е. своеобразным вариантом пиктографического письма.

     В связи с классовым расслоением  общества появляется неравное воспитание для детей разных социальных слоев. Так, согласно свидетельствам летописи в Х веке в княжеских домах  появляются специальные лица для  воспитания и обучения княжеских детей, в том числе и военному искусству.

     На рубеже VIII—IX веков возникло крупнейшее в Европе раннефеодальное государство — Русь с центром в Киеве, которое просуществовало до наступления периода феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания. 
Создание мощного политического союза, объединившего под властью киевских князей многочисленные племена, расселившиеся на огромной территории от Карпатских гор до Урала и от Черного до Белого моря, создало благоприятные условия для развития в Киевском государстве высокой культуры, просвещения, новых форм воспитания и обучения.

     Процессу  укрепления классовых отношений  и феодализации Руси способствовало осуществленное киевскими князьями в 988 году крещение населения. Огромное значение для развития культуры и просвещения имело дальнейшее укрепление тесных связей с Византией, которая была наследницей античной культуры. Усвоение новой культуры проходило на Руси творческим путем на основе сложившихся древнеславянских традиций и с учетом запросов своего времени.

     В своих политических целях княжеская  власть стремилась к тому, чтобы  создать национальную церковь, независимую  от византийского духовенства. Поэтому  князья стали энергично действовать  в области подготовки духовенства. Государству требовались грамотные люди и для сферы управления.

     Для дальнейшего развития древнерусской  культуры и просвещения важное значение имело введение усовершенствованной  азбуки (кириллицы), созданной на основе буквенно-звукового греческого алфавита с учетом фонетической системы древнеславянского языка. Близость новой азбуки к речи восточных славян способствовала усилению языковой общности единой древнерусской народности и развитию литературы и языка.

     Таким образом, все это имело огромное педагогическое значение, позволяло  организовать обучение грамоте на родном языке, использовать в воспитании детей произведения устного народного творчества, обеспечить распространение грамотности и в демократических слоях населения.

     2.Влияние  христианства на  развитие образования  в России.

     К X в. на территории восточно-славянских земель сложилось государство – Киевская Русь. Специфика образования и воспитания в Киевской Руси главным образом определялась ее зависимостью от православной христианской традиции. Однако средневековая христианская педагогика на Руси значительно отличалась от западно-европейского воспитания и образования. Через пять столетий после распространения христианства в Западной Европе, в 988 г. Киевская Русь принимает крещение, и господствующим официальным вероисповеданием становится восточный византийский вариант христианства – православие. Вместе с культурной традицией православия Русь воспринимает от Византии и образовательные традиции, основанные на античных образцах, что благоприятно сказывается на развитии русского просвещения. 

     Кроме того, на становление древнерусского воспитания и обучения заметное влияние  оказала общеславянская традиция образования, особенно древнеболгарская. В 863 г. братья-монахи Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку – кириллицу, которая основывалась на традициях греческого алфавита, но учитывала фонетический строй старославянского языка. Постепенно азбука приспособилась и к специфике древнерусского языка, оформившегося к XI–XII вв. Старославянский, а затем древнерусский язык с понятным для русского человека правописанием и произношением стал не только языком церковных ритуалов, но и, в отличие от Западной Европы, языком просвещения. Под влиянием православия образование на родном языке стало доступным самым широким слоям населения, однако это отдаляло содержание обучения и воспитания на Руси от богатейшего наследия Античности, которое активно использовалось в европейской традиции. Содержание образования исчерпывалось изучением священных текстов без их толкования, «житийной» литературы (жития святых), некоторых фольклорных произведений. Языковой барьер затруднял доступ к произведениям, написанным на латыни, что ощутимо сужало круг научного и философского знания. 

     В 1054 г. в процессе официального разделения восточной и западной ветвей христианства Руси, заняв позицию Византии, старалась придерживаться самобытной традиции образования, противопоставленной европейской, которая ассоциировалась у Русской православной церкви с католичеством. Если в X–XI вв. в монастырях и культурных центрах велась работа по переводу греческих и латинских книг, соответствовавших православным представлениям о мире, на древнерусский язык, то к XII в. она практически затихла. Это предопределило дальнейшее развитие воспитания и обучения в Русском государстве вплоть до XVIII в. Сильное влияние на идеал древнерусского образования оказали ценности православия, согласно которым каждый человек должен верить в Бога (именно поэтому русское население называлось «крестьянами», т. е. «христианами») и эта истинная вера должна стать основой воспитания и обучения. На пути приобщения к Богу русский человек ориентировался не на рациональное осмысление окружающего мира, а на внутреннее самосовершенствование, достигаемое в смиренной праведной жизни. Таким образом, педагогическое воздействие нацеливалось на «душевное строительство», определив отношение к знаниям как к нравственно-духовной ценности. 

     В XV в. Византийская империя пала под  натиском турецких завоевателей, усилилось  противостояние православия и католицизма, что заставило Русь отказаться от использования в обучении византийских традиций и ранее переведенных античных источников. На Руси стали почти враждебно относиться ко всему западному, в том числе и к образованию. Косвенным следствием влияния православия можно считать то, что сложившаяся система образовательных институтов просуществовала без значительных изменений до эпохи реформ Петра I. Кроме того, в России не создавались школы различного типа, развитие которых было характерным для средневековой Европы; предпосылки возрожденческих тенденций так и не осуществились в ренессансе образования; на русской почве вплоть до XVIII в. так и не появились университетские центры науки и образования. 

     Обучение  грамоте и основам наук в школе  было второстепенным по отношению к  чтению православной литературы и осуществлялось только в этой связи. Основной формой получения образования стало семейное воспитание, которое проходило под руководством «мастера грамоты» – бродячего монаха, обучавшего детей на дому. В то время как в средневековой Европе сложилось сословие профессиональных учителей, главной фигурой древнерусского образования стал человек духовного звания – носитель ценностей православной культуры. Если в X–XI вв. распространение просвещения на Руси как условия расширения сферы влияния православия было заботой государства, то позднее с упрочением Русской православной церкви образование и устройство школ перешло в ведение самой церкви.

    3. Развитие школы  и педагогики в  Киевский период  X-XIII века

     Историю образования в России принято  отсчитывать от даты принятия христианства. Однако предпосылки для его появления сложились на Руси гораздо раньше, в предшествовавшие века. Рост населения и усложнение земледельческого труда, обособление ремесленного труда и появление отдельных ремесленных поселений, а затем укрепленных городов; формирование первых государств, появление специальных военных формирований, переход от матриархальных к патриархальным семейным отношениям – все эти перемены привели к усложнению процесса воспитания, появлению его новых форм. 

     Воспитание  земледельцев и ремесленников осуществлялось в основном в семьях посредством участия в трудовом процессе. Если ребенок из иной семьи должен был освоить профессию ремесленника, то он переходил жить в семью ремесленника. 

     В этот период складывается специальное  воспитание воинов, которое начиналось с двенадцати лет в военных поселениях. 

     Достаточно  сложным было воспитание жрецов, поскольку  они должны были владеть большим  объемом знаний о духовном мире, природе, человеке.

     Во  второй половине IX в. Кирилл и Мефодий  создают славянскую письменность и переводят на славянский язык священные и богослужебные книги. Их миссионерская деятельность и деятельность их последователей способствовала широкой христианизации славянского населения. Вместе с ним шло распространение новой грамоты и культуры.

     Государственное воспитание обрело более определенные черты. Оно было направлено на формирование единства русского народа, защиты своего государства и т.д. Самые существенные перемены произошли в семейном воспитании. Православная церковь стала утверждать в русских людях идеал христианской семьи и семейного воспитания, построенного на христианских заповедях.

     Образование в это время складывается в  определенную систему, которая включает в себя начальные школы («ученье  грамоте»); школы, дающие более высокий уровень образования – «ученье книжное» (княжеские и монастырские школы) и высшие школы, «училища». 

     Начальные школы открывались при церквях. С XII в. на Руси начинают работать мастера  грамоты, которые обучают вне  церкви.

     Первоначальное  содержание обучения включало в себя чтение, письмо, счет. В целом и содержание, и методика первоначального обучения соответствовали аналогичным образцам Византии и государств Западной Европы. Но были и свои отличия: во-первых, обучение шло на понятном и доступном детям церковно-славянском языке; во-вторых, школам Древней Руси, как отмечает ряд исследователей, было присуще мягкое и любовное отношение учителей к ученикам. 

     Помимо  « учения грамоте», существовало и  «учение», дающее более высокое образование, – «книжное учение». Основная масса городских образованных людей и священников готовилась именно в этих школах. Если предположить, что деятельность священников, служащих, переписчиков книг требовала более высокого образования, нежели простое знание грамоты, то можно утверждать, что такие школы существовали во многих городах Древней Руси.

     В школах «книжного учения» главным  предметом обучения была грамматика, здесь учили правильному чтению и пониманию текста, анализу речи. Не меньшее значение придавалось  риторике, поскольку умение правильно и красиво говорить было необходимо и священникам, и государственным деятелям. Кроме того, риторика включала в себя и этические знания. Ее изучали по трактату Георгия Хировску «О образах». И завершалось обучение знакомством с диалектикой или философией.

     В этих школах учили иностранным языкам – прежде всего древнегреческому, латинскому. Кроме того, в древнерусских  источниках упоминается о людях, знавших другие языки: сирийский, древнееврейский, живые языки соседних народов. 

     При Софийском Соборе во времена Ярослава Мудрого существовала академия. В академии, кроме элементарных знаний, при переводе книг получали сведения по всемирной истории, космогонии, философии, филологии, этике, географии, математике, медицине. 

     Видимо, высокий уровень образования давался и в крупных монастырях, прежде всего в Киево-Печерском. Это «знаменитая обитель, ставшая уже в XI веке центром летописания и книжности, просвещения, своеобразной Академией и Университетом Древней Руси. Распространение печерских монастырей на Руси от Пскова до Нижнего Новгорода – не случайность, а закономерное следствие авторитета первой печерской обители в Киеве». Здесь получали не только высшее богословское образование, но и готовили иконописцев (художников), архитекторов, врачей, летописцев (историков).  
Кроме того в этот период просветительскую деятельность осуществляли библиотеки.

Информация о работе Древнерусская культура и народная педагогика. Влияние христианства на развитие образования и педагогическое мысли в России