Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:25, контрольная работа
Восточно-славяские племена прошли, как все народы, длительный путь исторического развития от времени дородового общества до периода разложения первобытнообщинного строя и разделения общества на классы.
Воспитание детей восточных славян при первобытнообщинном строе характеризовалось чертами, свойственными другим первобытным народам.
1. Развитие школы и педагогики в России до Х века.
2. Влияние христианства на развитие образования.
3. Развитие школы и педагогики в Киевский период X-XIII века
4. Развитие школы и педагогики в Московский период XIV-XVII века
5. Становление высшего образования.
С XI в. начинается обучение грамоте женщин. Образование давали как дома, так и в монастырях, по мере их открытия. Наибольшей известностью пользуется школа Ефросиньи Полоцкой. Девочек учили чтению, письму, счету, пению, а также рукоделию. Некоторые женщины этого времени известны своей большой образованностью: они знали иностранные языки, риторику, философию. С этого же времени на Руси стали появляться первые дома для сирот-малюток – «божедомки».
Тяжелейшие последствия для русского образования и воспитания имело монгольское нашествие. Резко сократилось число школ, исчезли государственные школы. Произошло падение духовного и нравственного уровня.
Более высокий уровень образования и культуры в это время был в Новгороде. Во-первых, потому что он имел политическую свободу, сохранял прежние формы культуры и образования; во-вторых, потому что был торговым городом-республикой, и это требовало определенного уровня образования. Педагогическое сознание этого периода представлено двумя формами: народным и нормативным.
Народное
педагогическое сознание отразило в
себе систему представлений о
воспитании человека от рождения до совершеннолетия.
Оно сформировало цели-образы, цели-идеи
этого воспитания, выработало содержание
– от эстетического (громадный детский
фольклор) до трудового; формы и методы
воспитания и включения ребенка в социальную
жизнь. При этом народное педагогическое
сознание решило много важных проблем
воспитания. Достаточно сказать, что проблема
содержания образования, соответствующего
детскому возрасту, в педагогике была
поставлена только в эпоху Возрождения,
но задолго до того она была уже решена
в народной педагогике.
Летописи. Начиная с «Повести временных
лет» и кончая «Хронографами», все они
также несут в себе нравственно-воспитательное
содержание, и более того нравственный
смысл. Нравственное содержание является
определяющей идеей этих исторических
творений.
Художественная литература. Воспитательная направленность практически всех художественных произведений Древней Руси очевидна. Достаточно указать только на такие шедевры, как «Слово о полку Игореве» или «Повесть о Куликовской битве». Поэтому многие исследователи древнерусской литературы указывают на ее педагогическое содержание как на существенную черту.
Дидактические
сборники. Наиболее известны «Изборник»
1076 г., многочисленные сборники «Пчела»,
содержащие нравственные наставления,
«Златоструй», «Златоусты» – поучения,
произносимые в церквях, «Измарагды» –
поучения для домашнего чтения, рассказы
из Ветхого Завета, «Мудрость Менандра»
– сборник пословиц и наставлений.
Поучения можно назвать, собственно, и
специальной педагогической литературой,
потому что они не только по содержанию,
но и по форме представляют собой педагогические
творения. Известны поучения Владимира
Мономаха, Серафима Владимирского. Наибольший
вклад в развитие нормативного педагогического
сознания внесли митрополит Иларион, Феодосий
Печерский, Владимир Мономах и др.
Владимир Мономах. В историю вошел как выдающийся государственный деятель и мудрый правитель. Для педагогики наиболее значимо его «Поучение», в котором он обосновал идеал христианской жизни человека, его воспитания.
Таким образом, воспитание и педагогическое сознание Древней Руси прошло сложнейший путь своего развития. Они усложнялись по мере развития славянских племен.
4. Развитие школы и педагогики в Московский период XIV-XVII века
XIV век – драматичное, но вместе с тем и уникально благоприятное время в истории России, потому что с XIV в. начинается духовный подъем Руси. Духовное возрождение русского народа позволило сделать успехи во всех остальных сферах: культуре, экономике, политике и т.д.
Расширяется книжное дело, растут библиотеки. Славятся библиотеки князей, особенно московских.
Постепенно идет собирание русских земель вокруг Москвы, растут города, укрепляется политическая мощь государства. Олицетворением всех этих перемен стала победа русского народа в Куликовской битве. Своим духовным возрождением русский народ обязан Русской православной церкви. Этот период связан с именами многих выдающихся деятелей православной церкви. Но центральной фигурой по праву считается Сергий Радонежский, ставший олицетворением русской святости.
Сергий Радонежский практически осуществил важнейшие идеи и принципы русского воспитания и утвердил их в педагогическом сознании: православие и православная жизнь как основа воспитания, приоритет духовного и нравственного начала в образовании; постоянное самовоспитание и самосовершенствование; личный пример как основа всего воспитания; индивидуальный подход к каждому в совместной и согласованной соборной жизни и деятельности.
До сих пор педагогически не осмысленным остается громадное наследие Максима Грека (ок. 1475–1556). Он известен своей переводческой и просветительской деятельностью, содействовал совершенствованию учебных пособий. В его трудах, особенно нравоучительных поучениях, содержатся наставления, множество педагогических идей и мыслей, которые остаются актуальными и до наших дней.
Неосмысленным и даже закрытым остается педагогическое содержание «Домостроя». Это книга о том, как «имети попечение отцу и матери о чадах своих, снадбевати и воспитывати в добром наказании и страху Божию и вежеству и всякому благочинию». В этой книге дается не только свод правил и норм отношения родителей к детям, их воспитания и формирования, но здесь дается образ идеальной семьи и концепция ее сохранения и воспитания.
В ХVII в. в России творят многие деятели, оставившие заметный след в истории русского воспитания и педагогики. И среди них Ф. Ртищев (1626–1673), государственный деятель, один из добродетельнейших людей России, много сделавший для развития ее образования, воспитания и педагогического сознания.
Епифаний Славинецкий занимался литературной и переводческой деятельностью. В российской педагогике наибольшую известность получил переводом книги «Гражданство обычаев детских».
Симеон Полоцкий (1629–1680). Один из выдающихся деятелей культуры XVII в. Выступал за широкое развитие образования в России. Занимался воспитанием детей, в том числе и будущего царя Алексея Михайловича. Писал философские и богословские работы, стихи, которые носят дидактический характер, подготовил несколько букварей.
В целом же в развитии педагогического сознания этого периода мы видим глубокую преемственность с Киевским, особенно в XIV – XVI вв.
Возрождение русской земли в XIV веке приводит к укреплению воспитания и заметному расширению образования. Воспитание благочестия и нравственности является подлинной целью воспитания, а образование, обучение грамоте – это средство, позволяющее читать Симеон Полоцкий (1629–1680)., духовные книги для обретения подлинного благочестия.
Таким образом, в этот же период происходит упрочение сложившегося еще в период становления древнерусского образования убеждения, что духовно-нравственное воспитание является основой и целью образования, и даже обучение элементарной грамоте должно служить целям воспитания: православного, духовного, нравственного.
Вместе с развитием всех сторон социальной жизни, возникает потребность и в более широком образовании населения, и более высоком его уровне. Поэтому в этот период начинает увеличиваться число грамотных, растет число образованных и высокообразованных людей – имена некоторых из них сохранились в русской истории и поныне: книжник Дорофей, Павел Высоцкий, Митрополит Алексий, преподобный Сергий Радонежский. Д.С. Лихачев в этой связи замечает: «Лишь во второй половине XIV в., когда русские города постепенно оправляются от ударов кочевых орд, начинается необычно быстрый рост русской образованности».
Таким образом, во второй половине XIV – первой половине XV вв., благодаря деятельности многих выдающихся людей Руси, развивается образование, строившееся на фундаменте православия, духовности, нравственности.
В
XVI в. потребности в развитии образования
значительно возрастают. В этот период
быстрыми темпами развивается
Решение об открытии училищ в Русском государстве было принято Стоглавым собором в 1551 году, что свидетельствует о понимании государством важности образования.
Громадное значение для просвещения и образования имело книгопечатание, которое позволило издавать учебную литературу, что способствовало упрощению и облегчению процесса обучения.
Борис Годунов намеревался открыть в Москве университет. Однако организовать высшее образование на Руси в этот период не удалось. Вместе с тем некоторые люди в этот период получают широкое образование. Известно, что ряд деятелей, в том числе и царствующие особы: Иван Грозный, Борис Годунов, – были высокообразованными, и даже всесторонне образованными людьми.
Существенные перемены в образование внес XVII век. В этот период существенно возросли потребности страны в образовании и образованных людях. Поэтому в XVII веке быстро росло число грамотных людей. Наряду с элементарным развивалось и более высокое образование, поэтому в это же время открываются школы, дающие достаточно высокое образование.
В этот период достаточно быстро шло развитие грамотности. Элементарные школы открывались как в городах, так и в селах. Во второй половине века только Московский печатный двор выпустил 300 тыс. букварей, а он был меньше печатных дворов Вильно и Львова. Известны буквари К. Истомина, Ф. Бурцева, С. Полоцкого.
Особо надо отметить семейное обучение. Видимо, в этот период в семьях шло не только обучение грамоте, в состоятельных семьях давалось более серьезное образование.
Важным событием стало открытие государственных школ, дающих профессиональное образование. Они создаются при приказах: Посольском, Аптекарском, Разрядном, Поместном, Пушкарском, Оружейной палате. В 1632 г. открывается правительственная школа, в 1649 г. на государственном дворе – греко-латинская школа, в ней преподавал Арсений Грек. В 1679 г. создается школа в Спасском монастыре.
В
1687 г. была открыта Славяно-греко-
Значительно улучшились средства обучения – в образование прочно входят учебники. В XVII в. появляются широко известные и достаточно совершенные в дидактическом отношении буквари Василия Бурцева, Федора Поликарпова, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Отличительной чертой их было то, что они не только учили читать, но и содержали нравственные наставления.
Появляются учебные пособия и для школ, дающих более высокое образование. Среди них – по грамматике, риторике, истории, географии, иностранным языкам, в частности, латинскому. Особой известностью пользовалась грамматика Мелентия Смотрицкого, напечатанная в 1648 г. «В XVI – XVII вв. появились учебные пособия по математике – «Цифирная счетная мудрость», «Считание удобное», «Геометрия» Альбертуса Долмоцкого».
Таким
образом, XVII в. стал временем устойчивого
роста и распространения
5. Становление высшего образования.
Вопрос о необходимости создания в России высших учебных заведений впервые поднимался еще при Петре I, когда в стране возникла потребность в собственных специалистах и учителях, в то время как отправка для обучения за границу оказалась малоэффективной в связи с незнанием языков и полной неподготовленностью посылаемых стипендиатов.
И русские (Салтыков, Курбатов), и иностранцы (Фик, Лейбниц, Вольф) неоднократно давали Петру советы основать в России собственные «академии». И, наконец, в 1724 году был утвержден доклад Блументроста об учреждении при Академии наук университета, а, начиная с 1725 года, уже после смерти Петра в Петербург начали съезжаться приглашенные правительством европейские ученые, обязавшиеся по контракту читать лекции в университете.