Древнерусская культура и народная педагогика. Влияние христианства на развитие образования и педагогическое мысли в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:25, контрольная работа

Описание работы

Восточно-славяские племена прошли, как все народы, длительный путь исторического развития от времени дородового общества до периода разложения первобытнообщинного строя и разделения общества на классы.
Воспитание детей восточных славян при первобытнообщинном строе характеризовалось чертами, свойственными другим первобытным народам.

Содержание работы

1. Развитие школы и педагогики в России до Х века.

2. Влияние христианства на развитие образования.

3. Развитие школы и педагогики в Киевский период X-XIII века

4. Развитие школы и педагогики в Московский период XIV-XVII века

5. Становление высшего образования.

Файлы: 1 файл

Тема.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

     Но  так как русских студентов  для слушания этих профессоров (всего их прибыло 17) «не было наготове», то вместе с ними из Германии выписали еще и 8 студентов, четверо из которых потом стали академиками.

     Русских слушателей новый университет пытался  заполучить долго и безуспешно. По специальному запросу сената присылались ученики различных духовных академий, но их было мало, и все они оказывались годными разве что для гимназии. Только через два года (то есть к 1738) некоторые из них были признаны способными слушать университетские лекции, и тогда была сделана попытка впервые начать «правильное преподавание». Однако оно все время прерывалось из-за нехватки слушателей. В 1742 году, например, на 12 профессоров приходилось ровно столько же студентов.

     В 1747 году в качестве решительных мер  при университете были учреждены 30 казенных стипендий. Стипендиаты были выбраны из числа знающих латынь – язык, на котором и велось преподавание иностранными профессорами – учащихся духовно-учебных заведений.

     1753 году произошел первый выпуск  студентов, правда, из 20 экзаменовавшихся стипендиатов окончили курс только 9. И хотя на смену выпущенным поступили новые студенты из академической гимназии, к 1757 году лекции в университете вновь перестали читаться.

     Вступивший  в 1758 году в заведование университетом  Ломоносов нашел, что «при Академии наук не только настоящего университета не бывало, но еще ни образа, ни подобия университетского не видно». Он хотел решить проблему за счет улучшения материальных условий существования университета, «дарования» служебных прав окончившим и присвоения дворянского достоинства профессорам, но в связи с кончиной императрицы Елизаветы осуществить эти планы не удалось.

     В 1765 году половина студентов «вышла в отставку», объявив, что они  «не имея способности более наукам обучаться, просят, чтобы их из университета исключили и распределили по должностям».

     После этого университет пришел в полный упадок. В 1783 там было всего два  студента, причем ни один из них не знал иностранных языков. Упадок этот был  связан отчасти с открытием Московского  университета, решение об основании которого, по-видимому, было принято еще в 1754 году, во время пребывания там двора. А уже в июле того же года Шувалов представил в сенат свой знаменитый проект создания университета, разработанный совместно с Ломоносовым.

     Привлечь в Московский университет дворянство должны были предоставляемые им права по службе и присваивающиеся по окончании офицерские чины. И, действительно, родовитое дворянство стало отдавать своих детей в университет. В 1758 году общее число студентов доходило примерно до 100.

     Но  дальнейший ход дела, увы, не соответствовал такому удачному началу. Сказывалась  нехватка преподавателей: на многих кафедрах их было всего по одному; число студентов  упало, лекции посещались «неисправно».

     Профессора  на запрос императрицы Екатерины о причинах упадка ответили, что «виною тому был не сам университет, а его учреждение». Они напоминали, что кафедры пустуют и самые необходимые предметы не преподаются, а для заполнения всех кафедр были необходимы средства, которыми университет не располагал. Так же они видели препятствие для процветания в управлении университетом посредством директора, назначавшегося правительством и при этом, в сущности, «человеком ученым» не являвшимся.

     Профессора  предлагали введение «широкой автономии» с выборными деканами и ректорами, сменяемыми ежегодно, и с конференцией, имеющей дисциплинарную власть и право приглашения и смены преподавателей. Так же они требовали, чтобы правительство не брало на службу студентов до окончания курса. В числе прочего говорилось и об улучшении материального положения профессоров и обеспечении их государственной пенсией, что было необходимым условием для привлечения в университет новых ученых людей. Но, занятая осуществлением своей идеи создания закрытых учебных заведений, а затем и сети средних школ, Екатерина не обратила внимания на эти справедливые требования; проект устройства университета на новых началах, написанный для нее Дидро так же остался без внимания.

     Университетский вопрос вновь поднимался уже в 1786 году комиссией об учреждении училищ, когда проектировалось даже постепенное создание на началах свободы преподавания и академической автономии трех университетов - в Пскове, Чернигове и Пензе. Но, отвлеченная вопросами внешней политики императрица уже не имела возможности уделять внимание проблеме реорганизации образовательной системы.

     Поэтому подготовленный комиссией проект осуществился только в начале царствования Александра I, когда "учебная часть" впервые  была сосредоточена в специальном  органе – Министерстве народного просвещения, а в основу университетского устава был положен проект, разработанный Карамзиным. Именно с этого времени начитается связная история российских университетов.


Информация о работе Древнерусская культура и народная педагогика. Влияние христианства на развитие образования и педагогическое мысли в России