Духовно-нравственное развитие детей с детским церебральным параличом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы духовно – нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.
2. Подобрать методы исследования нравственного развития детей с ДЦП.
3. Провести экспериментальное исследование и интерпретировать полученные результаты.
Цель исследования: изучение уровня духовно – нравственного развития детей с ДЦП.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.
1.1 Сущность духовно-нравственного развития детей с ДЦП…….5
1.2 Психолого-педагогические особенности детей с ДЦП……….10
1.3 Особенности духовно-нравственного развития детей с ДЦП..16
Глава 2.
2.1 Цели, задачи, методика констатирующего эксперимента……20
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента………..24
Заключение……………………….…….…………………………………28
Список литературы……………………………………………………….30
Приложение 1……………………………………………………....……..31
Приложение 2…………………………………………………………......32

Файлы: 1 файл

Псковский государственный университет.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Псковский государственный университет

Курсовая  работа

Тема: Духовно-нравственное развитие детей с детским церебральным параличом

                                                                            Выполнила студентка 3курса

                                                                            Отделения психологии

                                                                            Факультет логопедия

                                                                            Башкирова Е.Н.

                                                                            Руководитель: ассистент                                                                                                             кафедры специальной                                                                                       психологии и педагогики Германова Е.А.

Псков

2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1.

    1. Сущность духовно-нравственного развития детей с ДЦП…….5
    2. Психолого-педагогические особенности детей с ДЦП……….10
    3. Особенности духовно-нравственного развития детей с ДЦП..16

Глава 2.

         2.1 Цели, задачи, методика констатирующего  эксперимента……20

         2.2 Анализ результатов констатирующего  эксперимента………..24

Заключение……………………….…….…………………………………28

Список литературы……………………………………………………….30

Приложение 1……………………………………………………....……..31

Приложение 2…………………………………………………………......32

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Духовное развитие подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных проблем  современной педагогики. Особенно актуальна данная проблема  для организации воспитания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети наиболее уязвимы от воздействия негативных влияний, что требует целенаправленной работы по духовно-нравственному воспитанию данной категории детей.

Духовность, по мнению Л. П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов[1].

Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»[2].

Решение главных  задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения  к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными  нормами.

К сожалению, в последнее  время мы наблюдаем некоторый «дефицит» нравственных качеств у молодого и подрастающего поколения. Отчего так происходит?

Всё начинается с воспитания в детстве, и важно, чтобы ребёнок  с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребёнок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребёнка появляется собственное мировоззрение. 

Чуткость, милосердие, сострадание  – это важные качества, которые  необходимы человеку, живущему в обществе, а особенно детям страдающим детским церебральным параличом.

Детские церебральные параличи — это группа патологических синдромов, возникающих вследствие внутриутробных, родовых или послеродовых поражений мозга и проявляющихся в форме двигательных, речевых и психических нарушений. 

На современном этапе  государственная политика в отношении  инвалидов направлена на оказание в  основном социальной помощи. Большее  внимание уделяется медицинскому обслуживанию и экономической поддержке инвалидов, не придавая при этом должного значения духовно-нравственной сфере личности.

 

Цель исследования: изучение  уровня духовно – нравственного развития детей с ДЦП.

Объект  исследования–  духовно – нравственное развитие детей с ДЦП.

Предмет исследования – уровень развития  духовно – нравственных представлений ребенка страдающего детским церебральным параличом .

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом  исследования мы поставили следующие  задачи:

1. Проанализировать  состояние проблемы духовно – нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.

2. Подобрать  методы исследования  нравственного развития детей с ДЦП.

3. Провести экспериментальное  исследование и интерпретировать  полученные результаты.

Гипотеза: У детей с ДЦП старшего дошкольного и младшего школьного возраста наблюдается недостаточный уровень сформированности духовно-нравственных представлений.

Глава I.

    1. Сущность духовно-нравственного развития детей с ДЦП.

 

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

      Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству и миру в целом.

Духовный  кризис – глобальное явление, которое связывают с преобладающим характером цивилизационного развития человечества. Современное постиндустриальное общество, ориентировано на максимальное потребление материальных благ и преобразование окружающего мира для более полного их удовлетворения, интеллектуально развитого и технически образованного, но неспособного к подлинно человеческим отношениям и духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры. Последствия данного явления отчетливо проявляются в системе социальных, межличностных отношении.

С другой стороны, духовный кризис, характеризующийся  бездуховностью и безнравственностью – явление отечественное, которое  особенно стало явным, начиная с 90-х гг. XX века. Это связано не только с реалиями социальной жизни, но прежде всего с утратой прежних основ и ценностей воспитания, порожденной долгими годами идеологической неопределенности.

Изначально  сущность, основное назначение воспитания заключается в формировании духовного стержня человека – его внутреннего, духовного мира, который проявляется в системе его эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру и к самому себе, что является ключевым в преодолении такого заболевания как ДЦП.

В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания? И почему мы настаиваем на единстве духовного и нравственного, а не обращаемся к одному из этих понятий?

Существуют  разные точки зрения на этот счет. Одна из них заключается в том, что  в их объединении проявляется стремление соединить религиозное и светское понимание духовности (духовность – понятие религиозное, нравственность – светское). По мнению А. Лихачева, «в наше время, когда говорят о смысловых, идейных исканиях отдельного человека или целого культурного течения, но при этом желают подчеркнуть их автономность от религиозной сферы, термины "духовный" и "нравственный" зачастую соединяют, образуя новое слово:  духовно-нравственный. ... Речь в подобных случаях идет все о том же поиске Истины и Смысла, который осуществляется и в религии, но при этом с опорой на интуитивный поиск самого человека, его совести, а не на то или иное религиозное учение или Откровение» [3].

Согласно другой точки зрения, нравственность распространяется на повседневную жизнь, а духовность – на жизнь в ее высшем качестве – бытии человека [4, с.10].

Духовность–это ценностное содержание сознания, это ориентация и волевая устремленность к избранным в качестве предпочтительных ценностям. Она представлена выбором доминирующих ценностей в объективной реальности, и в этом выборе принимают участие не только чувства, но сознание и воля. Душевность-почва для произрастания духовности. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых – чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. Недаром значение слова «дух» – (лат. spiritus) – дуновение, тончайший воздух, дыхание [5]. Таким образом, проблема души в педагогике- это проблема воспитания души, т.е. воспитание культуры чувств [6].

 

Второе понятие, важное для осознания сущности духовного воспитания, – «духовная жизнь», или «духовное бытие» человека. «Духовность» и «духовное бытие» – взаимопроникающие, но не синонимичные понятия. Духовное бытие личности проявляет ее духовность, а духовность выступает основой и результатом ее духовного бытия.

 Если религиозная  традиция чаще всего рассматривает  духовное бытие как трансцендентный  выход человека за пределы  своей реальной жизни, то светская  включает в нее всю сферу  духовно-практической жизнедеятельности  личности: поиск и обретение смысла жизни, своего призвания; духовное самосовершенствование и обогащение внутреннего мира посредством приобщения к культуре, духовного общения между людьми; духовно-практическую деятельность, направленную на служение и помощь окружающим.

По мнению русских  философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без душевности – эмоциональной  чуткости, отзывчивости, способности  к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.

 Человек  реализует себя как личность, лишь развивая в себе душевную  духовность: способность к состраданию  и сопереживанию, чуткость и  отзывчивость, совестливость, готовность  прийти на помощь другому человеку, ответственность за все, что совершается вокруг него.

 Необходимо  отметить, что, в отличие от  некоторых других религиозных  мировоззрений, православие выступает  во многом как бытийное, реально-практическое  педагогическое мировоззрение и  рассматривает духовность не  как отвлеченное, но как реально-практическое свойство человека, проявляющееся во внимательном, глубоком, уважительном отношении к жизни другого человека, к собственной жизни как к внутреннему подвигу.

 

 Рассмотрим  сущность и специфику нравственного  воспитания. Можно ли утверждать, что нравственное воспитание – это всегда духовное воспитание личности?

Нравственность  рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий  его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. Нравственное сознание личности может находиться на разном уровне развития. В частности, нравственным считается человек, который руководствуется принципами «общественного договора» или Золотым правилом нравственности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой».

К сожалению, традиционная система воспитания (в том числе  этического образования) ориентирована  на сообщение нравственных знаний, внедрение в сознание ребенка  определенной системы норм и принципов, а не на развитие его духовно-нравственного сознания и самосознания. В современных условиях, когда происходит утрата обществом существовавших ранее норм и принципов морали, а новые еще не выработаны, размыты, особенно актуальным становится формирование у подрастающего поколения способности к нравственному выбору, базирующейся на высоком уровне духовного развития личности.

Итак, «духовно-нравственное воспитание направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни (И.Г. Песталоцци). Оно, – по мнению Т.И. Петраковой, –представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира» [4].

Традиционно в  качестве содержания духовно-нравственного развития рассматривают систему ценностей, присвоение которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. Содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия:

 

  • опыт переживания высоких духовных состояний;

Информация о работе Духовно-нравственное развитие детей с детским церебральным параличом