Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:47, курсовая работа
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы духовно – нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.
2. Подобрать методы исследования нравственного развития детей с ДЦП.
3. Провести экспериментальное исследование и интерпретировать полученные результаты.
Цель исследования: изучение уровня духовно – нравственного развития детей с ДЦП.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.
1.1 Сущность духовно-нравственного развития детей с ДЦП…….5
1.2 Психолого-педагогические особенности детей с ДЦП……….10
1.3 Особенности духовно-нравственного развития детей с ДЦП..16
Глава 2.
2.1 Цели, задачи, методика констатирующего эксперимента……20
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента………..24
Заключение……………………….…….…………………………………28
Список литературы……………………………………………………….30
Приложение 1……………………………………………………....……..31
Приложение 2…………………………………………………………......32
По мнению многих исследователей самым главным в духовно-нравственном развитии детей с ДЦП является формирование у них самооценки, т.к. зачастую дети считают себя хуже других из-за имеющегося у них дефекта.
Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям. [8.]
Формирование самооценки у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет ряд особенностей по сравнению с детьми в норме. Прежде всего, такие дети имеют тяжелые поражения опорно-двигательного аппарата, что значительно осложняет реализацию двигательных функций, многие дети, в силу заболевания, с трудом научаются ползать, сидеть, ходить, прыгать и т.д. А ведь именно во время выполнения этих движений ребенок начинает осознавать, «кто он есть?» в действительности. Помимо этого, любой физический недостаток оказывает влияние на взаимоотношения с окружающими людьми. В семье ребенок с физическим недостатком есть, прежде всего, особенный ребенок, к нему возникает исключительное отношение и здесь возникает вопрос о формировании социального « Я» ребенка, страдающего церебральным параличом.
Под самооценкой мы понимаем то, каким человек кажется себе в действительности в данный момент. Это вся система представлений, которые личность считает соответствующими реальности. Это все качества, которые, личность приписывает себе и принимает за свои в данный момент ее жизни. Следует заметить, что представления человека о своих физических и психических качествах не всегда точно отражают его реальные качества. Представления человека о том, каким он является в данный период своей жизни являются его реальным «Я», оно является актуальным относительно устойчивым «Я образом», играющим огромную роль в его жизнедеятельности. «Я- реальное» может мотивировать активность человека, детерминировать уровень притязаний и самооценку, определять особенности общения с людьми, выбор адаптивных механизмов и стратегий. В соответствии с этим образом, человек идет по жизни в настоящий момент. Помимо «Я-реального» существует «Я-идеальное», которое обозначает не то, какие мы есть на самом деле, а какими мы видим себя в наших мечтах. Это «Я», которое человек ценит больше всего и к которому он стремиться. Это то, что человек хотел бы иметь, но еще не имеет. Идеальное «Я» направлено на будущее и является целеобразующим фактором.
Функциональной задачей самосознания является осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта, предполагающее внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой, что обеспечивается стабильностью самооценки.
Л.С.Выготский считал, что физический недостаток вызывает совершенно особую социальную установку, чем у человека, не имеющего такого недостатка. Все связи с людьми, все моменты, определяющие место человека в социальной среде, его роль и судьбу как участника жизни, все функции бытия перестраиваются под новым углом.
Физический дефект, по мнению Л.С.Выготского, вызывает социальный вывих, который затрудняет социализацию ребенка, существенно влияет на его позицию, на его отношение к окружающему миру. Большое влияние на трудности формирования социального «Я» ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата оказывает социальная депривация, реакция окружающих на физический дефект, помимо реакции на осознание собственной неполноценности.
Дошкольники с церебральным параличом проявляют большую расторможенность, демонстративность и агрессию в общении, чем их здоровые сверстники, что является неблагоприятным условием развития личности и социальной адаптации детей и подростков с ДЦП.
У дошкольников с ДЦП вне зависимости от возраста отмечается нестабильность самооценки, проявляющаяся как в завышении, так и в занижении её показателей, особенно по таким эмоционально значимым шкалам как ум, смелость, счастье, что негативно влияет на формирование личности ребенка.
При разных формах
ДЦП имеются специфические
Большинство детей, страдающих указанным отклонением в развитии, пассивны, нерешительны, пугливы. Они боятся темноты, пустой комнаты, закрытой двери. У некоторых склонность к упрямству, быстрой смене впечатлений. Дети болезненно реагируют на повышение голоса, тона говорящего, на настроение окружающих. У большинства детей с ДЦП отмечается сниженная работоспособность, быстрая истощаемость всех психических процессов, трудности в сосредоточении и переключении внимания, малый объем памяти.
Таким образом, двигательные расстройства у детей с церебральным параличом отрицательно влияют на весь ход его психического развития, в том числе на формирование самооценки, которая часто оказывается заниженной.
Глава 2. Экспериментальное изучение состояния духовно-нравственного развития детей с детским церебральным параличом
2.1.Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента
Цель констатирующего эксперимента - выявить уровень духовно – нравственного развития детей с ДЦП.
Для реализации поставленной цели в ходе проведения констатирующего эксперимента решались следующие задачи:
Экспериментальное исследование проводилось на базе Псковской специальной (коррекционной) школы №4 VI вида в марте 2012 года.
В исследовании принимали участие дети шестилетнего и семилетнего возраста, в количестве 4 человек, посещающих 0-й класс, с ДЦП (приложение 1).
При проведении методики констатирующего эксперимента были использованы следующие методы:
- словесная инструкция;
- эксперимент;
- беседа.
При разработке
и составлении методики обследования
были соблюдены следующие
- доступность;
- четкость, лаконичность инструкций;
- доступный темп предъявления задания;
- соответствие предоставленного материала возрасту детей;
- единообразие
условий проведения
Работа при проведении констатирующего эксперимента осуществлялась поэтапно.
На первом этапе мы ознакомились с документацией.
На втором этапе мы провели обследование духовно-нравственного развития.
На третьем этапе мы анализировали полученные данные и определили уровни сформированности духовно-нравственного развития детей с ДЦП.
Для реализации второго этапа констатирующего эксперимента, мы использовали методику Германовой Е.А. «Методика определения уровня сформированности нравственных представлений у младших школьников».
Учащиеся обследовались в логопедическом кабинете по одному человеку, чтобы избежать искажения результатов в знаниях, так как задания всем детям давались одинаковые.
Методика определения
уровня сформированности нравственных
представлений у младших
1.Что означает слово «милосердие»?
-милое сердце-0б.
-доброе, жалостливое отношение к людям-1б.
2.Как правильно поступить, если тебя обидели и попросили прощения?
-ответить обидным словом, долго помнить обиду-0б.
-простить от всего сердца-1б.
3.Настоящая красота, достоинство человека заключается в:
- красивой внешности, умении одеваться со вкусом-0б
- доброй душе,
умении по-доброму общаться с
окружающими, честных поступках
4.Что означает
выражение «бескорыстный
-человек, который делает добро без выгоды для себя-1б.
-человек, который любит корысть-0б.
5.Как правильно относиться к чужим успехам, подаркам?
-радоваться за друзей-1б.
-расстраиваться, что у тебя этого нет -0б.
6.Как правильно
нужно себя вести, если
- постараться понять, в чем ты был не прав, и извиниться. -1б.
-Постараться
не обращать внимание на
7. Что такое зависть
-зависимость от кого-то-0б.
-неприятное
чувство, которое возникает,
8.Что ты сделаешь, если увидишь у друга две одинаковых наклейки, которые тебе очень нравятся?
-наклеишь одну себе на тетрадь, а потом обязательно скажешь об этом своему другу. -0б.
-сначала попросишь у друга разрешение и наклеишь только в том случае, если он тебе разрешит-1б..
9.Как лучше поступить, если ты потерял деньги, которые тебе дали на покупку проездного?
-Сказать, что их украли, чтобы не расстраивать родителей. -0б.
-честно признаться, что ты их потерял, попросить прощение, постараться быть более внимательным-1б.
10. Что такое честность?
-умение всегда говорить правду
-Умение отстаивать свою честь-0б.
11. Как ты поступишь, если очень устал и хочешь домой, а твой друг просит тебя помочь ему в уборке класса?
Извинишься, вежливо скажешь, что ты поможешь ему в другой раз-0б.
-Останешься с ним и поможешь ему в уборке класса. -1б.
12.Мама говорит тебе, что ты должен закончит играть в компьютерную игру через 10 минут, как ты поступишь?
-будешь играть, пока не победишь. -0б.
-закончишь игру через 10 минут-1б.
13.Что означает выражение «золотое сердце»?
-сердце, сделанное из золота-0б.
-доброе сердце-1б.
14.Твой друг
просит тебя помочь ему
-поможешь другу-0б.
-откажешься
помочь ему, попытаешься
15.Что лучше иметь?
-доброе сердце, хороших друзей, хорошие привычки-1б.
-много денег, большой коттедж, самый дорогой компьютерный телефон. -0б.
16. Зависть - это
-переживание от того, что у тебя нет того, что есть у других-1б.
-умение завестись самому и завести друзей -0б.
13-16 балов высокий уровень сформированности нравственных представлений.
8 -13 средний уровень сформированности нравственных представлений.
0-7 низкий уровень сформированности нравственных представлений.
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента.
Каждое задание мы оценивали в баллах в соответствии с выбранными критериями оценки. Итоговая оценка состояния уровня сформированности духовно-нравственного воспитания выводилась на основании подсчета суммы баллов набранных в результате тестирования.
Так максимальное количество баллов составляет 16 баллов.
На основании подсчета количества баллов были выведены результаты, которые отражены в сводной таблице 1:
Таблица 1
№ вопроса |
группа детей |
Средний балл за вопрос |
|
1 |
0,5 |
2 |
0,75 |
3 |
1 |
4 |
0,75 |
5 |
0,25 |
6 |
0,75 |
7 |
0,5 |
8 |
1 |
9 |
1 |
10 |
1 |
11 |
0,5 |
12 |
0,75 |
13 |
1 |
14 |
0,75 |
15 |
0,5 |
16 |
0,5 |
Сумма баллов |
11,5 |
Информация о работе Духовно-нравственное развитие детей с детским церебральным параличом