Духовно-нравственное развитие детей с детским церебральным параличом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать состояние проблемы духовно – нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.
2. Подобрать методы исследования нравственного развития детей с ДЦП.
3. Провести экспериментальное исследование и интерпретировать полученные результаты.
Цель исследования: изучение уровня духовно – нравственного развития детей с ДЦП.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.
1.1 Сущность духовно-нравственного развития детей с ДЦП…….5
1.2 Психолого-педагогические особенности детей с ДЦП……….10
1.3 Особенности духовно-нравственного развития детей с ДЦП..16
Глава 2.
2.1 Цели, задачи, методика констатирующего эксперимента……20
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента………..24
Заключение……………………….…….…………………………………28
Список литературы……………………………………………………….30
Приложение 1……………………………………………………....……..31
Приложение 2…………………………………………………………......32

Файлы: 1 файл

Псковский государственный университет.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

 

Анализируя  данные таблицы можно заметить, что  наименьшее количество баллов дети набрали  при ответе на вопрос №.5 Этот вопрос касается межличностных отношений  между детьми, а именно, взаимопомощи и сопереживания за товарищей. Наименьшее количество баллов за этот вопросы говорит о низком уровне развития нравственных качеств детей данной группы.

    Ученикам  коррекционного класса потребовалась  помощь в объяснении задания  исследователем, на вопросы №1, 4, 7, 13,16. На эти вопросы дети отвечали только после пояснения слов и тщательного обдумывания каждого ответа. Наибольшие затруднения вызывал вопрос №13 и 16, дети не слышали выражение «золотое сердце» и  слово «зависть». Рассуждать на поставленный вопрос отказывались.

 

 

Рис.1 Средний  балл выполнения заданий детьми  на этапе констатирующего эксперимента.

  Для того  чтобы определить уровень сформированности  нравственных представлений у  детей мы подсчитали суммарное  количество баллов и в соответствии с этим условно выделили 3 уровня сформированности нравственных представлений детей дошкольного возраста с ДЦП.

Для большей  наглядности все данные представлены в таблицы 2.

Таблица 2

Уровневое распределение  детей по уровням сформированности нравственных представлений на констатирующем  этапе эксперимента.

 

Уровни

Количество  детей

I (высокий) 13-16 б.

1

II (средний) 8-13 б.

3

III (низкий) 0-7 б.

0


 

Среди дошкольников на первом уровне находятся 1 ребенок, на втором 3 человека , а на третьем не оказалось никого.

 Из результатов  протоколов обследования (приложение 2) видно, что ни один ребенок  не набрал наивысшее количество 16 баллов. Самый высокий балл 14 (Лика  Ш.), средние высокие -  10 (Никита  П. и Сергей П.), 12 (Илья В.).

 

Выводы: Результаты, полученные при проведении констатирующего эксперимента, позволили нам выявить уровень сформированности нравственных представлений у детей дошкольного возраста с ДЦП.  У детей отмечается слабое развитие нравственных качеств: слабо выражены чувства дружелюбия и взаимопомощи в коллективе; ребята  несут ответственности за свои поступки, но нет сложившейся культуры поведения внутри группы.

Таким образом, исходя из полученных данных, мы пришли  к выводу о необходимости воспитательной работы по нравственному развитию детей с ДЦП дошкольного возраста.

 

 

 

Заключение

Духовно-нравственное воспитание детей очень важная составляющая становления любой личности. Без нравственных ценностей невозможно представить ни одного человека. Нравственные ценности обуславливают существование всего общества.

Дошкольный  и младший школьный возраст характеризуется  повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это  позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. В рамках курсовой работы был проведен констатирующий эксперимент направленный на изучение уровня духовно-нравственного развития детей с ДЦП. Он показал, что 75% детей имеют средний уровень сформированности нравственных представлений и 25% имеют высокий уровень.

Исходя из проведенной  работы мы сделали вывод, что у  детей отмечается слабое развитие нравственных качеств: слабо выражены чувства дружелюбия и взаимопомощи в коллективе; ребята  несут ответственности за свои поступки, но нет сложившейся культуры поведения внутри группы.

Таким образом, исходя из полученных данных, выдвинутая нами гипотеза, что у детей с ДЦП старшего дошкольного и младшего школьного возраста наблюдается недостаточный уровень сформированности духовно-нравственных представлений доказана. Это свидетельствует о необходимости воспитательной работы по нравственному развитию детей с ДЦП дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Артюхова  И.  С.  Ценности  и  воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80.
  2. Педагогика  школы/ Под  ред.Г. И.  Щукиной. – М.: Просвещение, 1977-387с.
  3. Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии / А.Лихачев // Московский психотерапевтический журнал. – 2005. – № 3. – С.20-50.
  4. Соловцова И.А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания / И.А. Соловцова // Проблемы духовного воспитания: Гуманитарно-целостный подход: Материалы «круглого стола», 20 октября 2005 г. / Сост. И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – Волгоград: ТЦ «ОПТИМ», 2006. – С. 5-10.
  5. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1980. – 444 с.
  6. Л.М. Лузина Лекции по теории воспитания .
  7. Петракова Т.И. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся: Монография / Т. И. Петракова; Институт общего образования МО России // Образование: исследовано в мире [Электрон. ресурс]: Международный научный педагогический Интернет-журнал с библиотекой-депозитарием. Режим доступа: World Wide Web. URL:  http://www.oim.ru.
  8. Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. М., Медицина, 1981.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Дети

Заключение

Никита П.

Парез эрба слева

Сергей П.

ДЦП ППЦНС

Правосторонний  гемипарез

Илья В.

ДЦП

Правосторонний  гемипарез

Анжелика Ш.

ДЦП

 Спастическая  диплегия


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Имя ребенка

Никита П.

(кол. бал)

Сергей П.

(кол. бал)

Илья В.

(кол. бал)

Анжелика Ш.

(кол. бал)

№ вопроса

1

1

1

0

0

2

1

0

1

1

3

1

1

1

1

4

0

1

1

1

5

0

0

0

1

6

1

0

1

1

7

0

1

1

0

8

1

1

1

1

9

1

1

1

1

10

1

1

1

1

11

0

0

1

1

12

0

1

1

1

13

1

1

1

1

14

1

1

0

1

15

0

0

1

1

16

1

0

0

1


 


Информация о работе Духовно-нравственное развитие детей с детским церебральным параличом