Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 21:19, курсовая работа
Цель данной работы – изучить физиолого-гигиенические основы закаливания детей.
Задачи:
Рассмотреть физиологические механизмы закаливания, цель и место в системе физического воспитания детей;
Изучить основные принципы закаливания;
Показать значение факторов внешней среды для закаливания: воздух и солнечные ванны ;
Выявить особенности закаливание водой ;
Охарактеризовать нетрадиционные формы закаливания.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Физиологические механизмы закаливания, его цель и место в системе физического воспитания детей 5
2. Принципы закаливания 7
3. Значение факторов внешней среды для закаливания: воздух и солнечные ванны 14
3. Особенности закаливание водой 17
5. Нетрадиционные формы закаливания 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Природа наделила человека огромными приспособительными возможностями, но без постоянной тренировки, надлежащего руководства со стороны взрослого дети не могут реализовать эти возможности.
Закалять — это значит систематически, многократно, дозирование воздействовать на организм теми факторами, которые часто являются причиной заболеваний. Закалить — это значит вызвать устойчивое протекание всех физиологических процессов при любых изменениях температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли. Закаливание — это образ жизни!
В настоящее время значительное число детей относится к так называемой группе риска по тем или иным хроническим заболеваниям или имеет отклонения в состоянии здоровья. Поэтому система современного дошкольного образования является предметом внимания множества специалистов, имеющих отношение к педагогике и здоровью детей. Именно в это время даются необходимые предпосылки для будущего успешного умственного развития и базис для сохранения здоровья ребенка.
Важно правильно организовать мероприятия, связанные с поддержанием и укреплением здоровья ребенка дошкольного возраста. В этом плане очень важную роль играет закаливание в детском саду. Эта традиция со времен советской системы образования была практически забыта. Но постепенно начинает возрождаться - и не зря.
Закаливание детей в детском саду может испугать родителей. Многим это представляется варварским методом, при котором их бедных детишек будут обливать холодной водой на морозе из железного ведра. Это абсолютно не обоснованные предрассудки. А вот польза от закаливания в детском саду очевидна.
Цель данной работы – изучить физиолого-гигиенические основы закаливания детей.
Задачи:
Под закаливанием принято понимать воспитание наибольшей устойчивости, приспособляемости организма к различным факторам среды.
В процессе закаливания вырабатываются защитные реакции в ответ на климатические изменения. Использование отдельных средств закаливания повышает общую способность организма реагировать на любые неблагоприятные раздражители. Ребёнок становится менее подверженным любым заболеваниям и легче справляется с ними, происходит лучшее развитие организма.
Основой закаливания является приспособление организма к различным воздействиям внешней среды: колебаниям температуры, ветру, солнцу, изменению влажности воздуха, физической нагрузке и т.п. Как правило, закаливание включает занятия физкультурой на свежем воздухе, солнечные ванны и водные процедуры.1
Закаливание рекомендуется не только вполне здоровым детям, но и физически ослабленным. Правильно закаливать ребенка — значит правильно воспитывать его. При закаливании детского организма надо помнить, что хороший результат достигается только в том случае, если все закаливающие процедуры проводятся при соблюдении правильного режима питания и санитарно-гигиенических требований. Закаливание надо начинать с самого раннего возраста и продолжать систематически, непрерывно в течение ряда лет.2
Природными факторами закаливания являются воздух, вода и солнечная радиация. Самое мягкое воздействие на организм оказывают воздушные процедуры. Влияние воздуха на организм зависит и от его физических качеств: температуры, теплопроводности, влажности, давления, скорости движения и т. п. Более сильным является закаливание водой. Принцип постепенности при использовании этого средства должен выдерживаться особенно тщательно. Закаливание солнцем – эффективный способ оздоровления и полноценного роста и развития, но использовать солнечные лучи нужно осторожно и умеренно, так как они оказывают очень сильное воздействие.
Физиологические механизмы закаливания действуют наиболее эффективно в связи с определёнными, постепенно меняющимися раздражителями. Прекращение закаливающих процедур быстро приводит к утрате защитных свойств организма.
Организация закаливающих процедур требует от дошкольных работников четкого выполнения правил.
1. В режиме дня каждой возрастной группы для проведения закаливающих процедур должно быть отведено определённое время.
2. В начале учебного года на первом педагогическом совещании должен быть обсуждён вопрос о проведении закаливающих процедур во всех деталях.
3. Закаливающие процедуры назначаются врачом при участии заведующей детским учреждением с учетом состояния здоровья и физического развития ребёнка, его индивидуальных особенностей, условий жизни дома.
4. Закаливание проводится в течение всего года с учетом климата, сезона и погоды.3
Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья, формируются личные качества, интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности ребенка.
Итак, закаливание - один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям. Для закаливания используются факторы внешней среды – воздух, вода, солнце.
Начинать закаливание ребенка можно практически в любом возрасте. Причем чем раньше начнете, тем здоровее будет организм.
Для каждого ребенка характерно индивидуальное состояние здоровья и физическое развитие. То, что может быть полезным одному, навредит другому. Поэтому закаливание следует начинать только после обследования и разрешения детского врача, если ребенок полностью здоров. В течение всего периода проведения закаливающих процедур нужно регулярно консультироваться с врачом и проверять их эффективность.
Чтобы закалить организм, нужно длительное время, большое терпение и настойчивость. За несколько дней результатов не добиться. Лучше всего начать в летний период, а затем уже закаляться систематически круглый год.
Эффекта от закаливания детей в раннем возрасте стоит ожидать, только если строго соблюдены следующие основные правила.
1. Систематичность закаливания.
Принцип систематичности подразумевает ежедневное выполнение процедур. Длительные перерывы в закаливании ослабляют или вовсе сводят на нет приобретенный защитный эффект. В основе этого принципа лежит условно-рефлекторный характер ответной сосудистой реакции. Повторное и регулярное закаливающее воздействие приводит к формированию стойкого рефлекса, который после прекращения процедур исчезает очень быстро – в дошкольном возрасте за 5-7 дней. Перерыв больше 10 дней полностью снимает все эффекты от закаливания.
Закаливание не проведешь «про запас», оно будет эффективным, если организм постоянно подкрепляется и тренируется. Обеспечивать систематическое проведение закаливания в течение года легче, когда оно полностью вписано в ежедневное расписание ребенка. 4
Закаливание рекомендуется начинать в теплые месяцы года, тогда само по себе длительное пребывание малыша в окружающей воздушной атмосфере в легкой одежде начинает тренировать его защитные силы. Затем тренировки проводят уже круглогодично, без перерывов. Подчиняясь правилу систематического повторения закаливающих воздействий, его уже нельзя отменить даже в случае легкого заболевания ребенка, не сопровождающегося значительным нарушением его общего состояния. При недомоганиях просто примените слабо действующие методы.
В холодные месяцы тоже не нужно прекращать закаливающие процедуры. По мере того, как изменяются условия, связанные с сезонностью, или меняется характер погоды, варьируется назначение методов закаливания, но они не отменяются совсем. Например, душ или общее обливание, проводимое летом, можно заменить местным обливанием ног зимой, а общая воздушная ванна, проводимая в жаркий летний день, при похолодании заменяется частичным обнажением тела.
2. Постепенное увеличение воздействия.
Постепенно и последовательно наращивать интенсивность процедуры – обязательное условие правильного закаливания. Организм тренирует приспособительные механизмы тогда, когда перед ним ставятся новые задачи. Большим значением обладает постепенное увеличение сил закаливающих факторов. Это достигают разными способами – снижают температуру воды, либо увеличивают площадь, на которую воздействуют, или, наконец, удлиняют экспозицию. В любом случае нужно обеспечивать постепенный переход к более сильному раздражителю и обязательно контролировать реакцию ребенка на новый раздражитель.
Когда переходить от более легких воздействий на более сильные, определяет состояние конкретного ребенка. На начальном этапе закаливания все воздействия сопровождаются выраженными реакциями сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. По мере того, как повторяются все воздействия, эти реакции ослабевают и вновь могут нарастать, если усилить раздражающий фактор, например, начать использовать более холодную воду.
Чтобы избежать переохлаждения, нельзя допускать очень резких смен температуры, однако надо учесть, что если их увеличить совсем незначительно, это не будет сопровождаться формированием закалки.5
Каждый отдельный случай предоставляет выбор среднего значения между чрезмерно сильными и чрезмерно слабыми воздействиями. Например, если использовать более холодную воду, она должна вызвать кратковременное усиление пульса, увеличить глубину или частоту дыхания. Если этот эффект не достигается, значит, температура воды была снижена недостаточно. Если же у ребенка участился пульс и появилось дрожание, наличие «гусиной кожи», то есть признаки переохлаждения, значит, снизили температуру воды чрезмерно или ребенок еще не готов к смене температур.
3. Индивидуальный подход.
Этот фактор закаливания детей учитывает возраст и физическое развитие ребенка. При выборе дозировок и формы проведения закаливающей процедуры необходимо учитывать индивидуальные особенности организма.
Обратите внимание на здоровье ребенка, какие он перенес заболевания – недавно и за всю жизнь, особенности его физического и психического развития, условия жизни.
Положительного эффекта от закаливания стоит ждать тогда, когда, исходя из общих приемов, которые разработаны для разных возрастов, вы будете осуществлять индивидуальное построение занятия, особенно если малыш ослабленный, часто болеющий, имеет хронические заболевания, либо он здоровый, но не закаленный. Основная методическая тактика – применение более щадящих воздействий и более аккуратное и постепенно увеличивающееся по силе тренирующее воздействие.
Результат тренировок ребенка во время закаливания в определенной мере зависит от особенностей его высшей нервной деятельности. Ребенок, имеющий сильный и уравновешенный тип центральной нервной системы, поддается тренировкам гораздо быстрее, чем слабый. Если поведение ребенка часто возбужденное, то ему будут полезны успокаивающие процедуры. Если преобладает торможение, ребенку назначаются возбуждающие процедуры.
Например, ребенка увлекают подвижные игры, спокойные занятия его утомляют, он неусидчив, часто отвлекается даже во время еды, особенно возбуждается перед сном, спит неспокойно и мало, а пробуждаясь, сразу проявляет активность. Такому ребенку не нужны бодрящие воздействия после сна (душ, общее обливание). Наоборот, ему полезны успокаивающие методы закаливания перед сном – теплая ванна, обтирание.
Другой ребенок почти все время проводит в спокойных играх, не проявляя интереса к подвижным, спит много и пробуждается медленно, сонлив. Ему полезны бодрящие методы (обливание, душ) сразу после сна, тогда ребенок активнее включается в режим.6
Проведение закаливаний при оптимальном тепловом состоянии.
Все знают, что эффекта от тренировки функции теплорегуляции можно достигнуть при периодических действиях раздражающих агентов, а вот длительное перенапряжение приводит к истощению функции.
Если ребенок замерз, у него срабатывают защитные сосудистые реакции; тогда сформировать нужный ответ на закаливание не получится. Если ему жарко, включится усиленное потоотделение, тогда даже умеренные закаливающие воздействия могут привести к переохлаждению малыша, это происходит потому, что при увеличении влажности резко возрастет теплопроводность кожи.
Таким образом, оптимальной ответной реакцией теплорегуляции можно добиться только в условиях теплового комфорта.
Применение всех закаливающих процедур должно быть только на фоне положительного эмоционального настроя ребенка. Закаливание нужно проводить только при хорошем настроении ребенка, тогда проще вырабатываются положительные условные связи. Если во время первого сеанса закаливания ребенок чувствует себя спокойным, то тогда и дальше ему всегда будут интересны эти процедуры, они будут ассоциироваться у него с хорошим настроением.