Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 21:19, курсовая работа
Цель данной работы – изучить физиолого-гигиенические основы закаливания детей.
Задачи:
Рассмотреть физиологические механизмы закаливания, цель и место в системе физического воспитания детей;
Изучить основные принципы закаливания;
Показать значение факторов внешней среды для закаливания: воздух и солнечные ванны ;
Выявить особенности закаливание водой ;
Охарактеризовать нетрадиционные формы закаливания.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Физиологические механизмы закаливания, его цель и место в системе физического воспитания детей 5
2. Принципы закаливания 7
3. Значение факторов внешней среды для закаливания: воздух и солнечные ванны 14
3. Особенности закаливание водой 17
5. Нетрадиционные формы закаливания 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
5. Разнообразие средств и формы.
Такой подход к процедурам обеспечивает ребенку всестороннее закаливание. Закаленность организма повышается только на тот раздражитель, воздействию которого ребенка многократно подвергали. Например, на повторные воздействия холода формируется повышение устойчивости только к нему, а повторные воздействия тепловых процедур, наоборот, формируют устойчивость к жаре. Все элементы закаливающих процедур разделяются на общее воздействие, когда закаливанию подвергают всю поверхность тела, и местное, направленное воздействие на отдельные участки тела. За счет сочетания общего и местного закаливания в значительной мере повышается устойчивость организма малыша к воздействию неблагоприятных внешних факторов.
Эффекты устойчивости к холоду проявляются на том участке, на которое оказывалось воздействие. Закаливание стоп не вызовет устойчивости к замерзанию туловища, и наоборот. Поэтому закаливающие воздействия необходимо комбинировать и направлять переменно на разные участки тела, чередовать общее и местное воздействие, направлять их на более чувствительные зоны тела – стопы, носоглотку.
Развитие устойчивости строго специфическое, т.е. ее вырабатывают именно на конкретные факторы или сочетания факторов, воздействию которых подвергался организм. Это означает, что закаливающие действия нужно изменять по силовой характеристике – делать слабее либо сильнее, менять продолжительность – они могут быть быстрыми, средними или медленными, изменять характер применения – только холод или сочетание его с физическими нагрузками. Эффективность от закаливания будет выше, если сочетать его с физической нагрузкой в виде упражнений или занятий такими видами спорта, как плавание, лыжи и коньки, легкая атлетика.
После выраженных физических, эмоциональных и психических нагрузок целесообразно уменьшать силу охлаждения.
Нарушение этих правил не только не приведет к положительному эффекту от закаливания, но может даже чрезмерно активировать нейроэндокринную систему и затем ее истощить. В лучшем случае мы не получим ожидаемого результата, в худшем – спровоцируем заболевание.
Вот пример основных условий закаливания в детском возрасте по проф. Г.Н. Сперанскому:7
У малыша отсутствует беспокойство и плач во время процедуры, если это грудной и ранний возраст, малыш не боится процедур – если он старше. Ребенок хорошо себя чувствует после процедуры. Процедуры должны быть оптимальны по длительности применения и по возможности непрерывны. Многие из них рекомендуется сделать постоянными моментами в режиме ребенка. Внимательно наблюдайте за диетой ребенка во время всех закаливающих процедур, у него должны быть полноценное питание и нормальные прибавки в весе.
Необходимы большая постепенность проведения закаливания и постоянное усиление (дозировка) раздражающих воздействий (снижение температуры воздуха и воды и т.д.). По возможности старайтесь точно учитывать реакцию со стороны нервной системы, нет ли возбудимости, сонливости.
Не начинайте закаливание детей, имеющих острые заболевания, особенно повышенную температуру, падение веса, а также в тех случаях, когда ребенку не нравится применяемый вид закаливания.
Если ребенок заболевает, все закаливающие процедуры немедленно прекращаются. Снова приступить к закаливанию можно только после полного выздоровления, но применять его нужно очень осторожно: начинать опять с минимальных воздействий, постепенно усиливая их и начиная комбинировать различные способы закаливания.
В закаливании предполагается не только наличие закаливающих процедур, а целая группа мероприятий, которые надо осуществлять ежедневно. Нужно соблюдать воздушный режим, регулярно проветривать помещения, поддерживать температуру воздуха в границах нормы. Необходимо одевать детей так, чтобы обеспечить тепловой комфорт. Легкие костюмы с короткими рукавами и носки как постоянную одежду допускают при температуре воздуха в помещении до 23 °С. При более низкой температуре (18-22 °С) детям младшего дошкольного возраста можно одеть колготы, старшим – гольфы или легкие штанишки. Проводят физкультурные занятия в спортивной форме при температуре воздуха 17-18 °С, общие воздушные ванны длительностью 3-5 минут (во время переодевания ко сну) – это способ каждодневного закаливания воздухом. Его эффективно можно дополнить обязательными прогулками в любую погоду, причем одеть ребенка так, чтобы вещи не стесняли активную деятельность. Сюда же добавьте физкультурные занятия на воздухе. Закаливающим эффектом обладают ежедневные водные процедуры. Приучите детей по утрам мыть руки до локтя, уши, шею, верхнюю часть груди прохладной водой, а перед ночным сном умываться, мыть ноги или лучше – принимать душ.
Закаливание должно быть комплексным: желательно, чтобы замечательная триада – солнце, воздух и вода – работала в единстве. Если ребенка приучают только к холодной воде, это не значит, что сквозняков или холодного воздуха он перестанет бояться.
Медицинских противопоказаний к закаливанию нет, только острые лихорадочные заболевания. Глубоко ошибочно мнение, что закаливающие процедуры вредны ослабленным детям. Задача состоит в правильном подборе и дозировании этих процедур индивидуально для каждого ребенка.
Закаливающие процедуры делятся на:
- общие, когда воздействию подвергается вся поверхность тела (воздушные ванны, плавание, душ, обливание),
- местные, которые направлены
на закаливание отдельных
Закаливание воздухом (воздушные ванны) – это наиболее «нежная» и безопасная из закаливающих процедур. С неё и рекомендуется начинать.
Закаливающее действие воздуха зависит от его температуры, а так же от влажности и скорости движения. Воздушные ванны по теполоощущению условно делятся на тепловые (+30…+20 °C.), прохладные (+20…+14 °C.) и холодные (ниже +14 °C.)
Начинать приём воздушных ванн нужно в предварительно проветренном помещении. Это может быть зарядка вместе с ребёнком в комнате с открытой форточкой или окном. Затем, по мере закаливания, можно перенести занятия на открытый воздух. Лучшее место для занятий – тихий сквер, парк, лес, в общем, где есть зелёные насаждения и тень. Принимать воздушные ванны лучше всего в движении: зарядка, лёгкая пробежка или просто подвижная игра. В ветреную и сырую погоду продолжительность процедуры можно сократить, а при дожде и тумане или сильном ветре лучше заниматься дома с открытым окном.
Начинают процедуру с 20-30 минут при температуре воздуха +15…+20°C, в дальнейшем увеличивая продолжительность на 10 минут ежедневно и доведя её до 2 часов.
Первым требованием для проведения закаливания является создание гигиенических условий. Это обеспечение чистого воздуха и рационального сочетания t° воздуха и одежды детей, бактериальная и химическая чистота воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием, которое создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Сквозное проветривание очень кратковременно, в течение 5-7 мин. 8
Необходимо сквозное проветривание:
а) перед приходом детей;
б) перед занятиями;
в) перед возвращением детей с прогулки;
г) во время дневного сна (в группе), после сна (в спальне);
д) после полдника;
е) после ухода детей домой.
Температура воздуха в группе восстанавливается через 20 мин. В каждом групповом помещении находится график сквозного проветривания с указанием времени. Для поддержания t° воздуха в группе используют постоянное одностороннее проветривание, но не сажать под открытые фрамуги детей и следить, чтобы не было сквозняка. В туалетной и умывальной комнате никаких сквозных и односторонних проветриваний в присутствии детей не должно быть. Следить чтобы дети долго не находились в туалете, чтобы не мочили рукава, т.к. мокрая одежда вызывает резкое охлаждение, и вызывает простудные заболевания.
Оздоравливающее действие воздуха необходимо использовать при организации дневного сна, путем правильной одежды и проветривания. Спать дети должны при открытой фрамуге, в любое время года.
Солнечные лучи обладают общеукрепляющим действием на детский организм, они активизируют обмен веществ, улучшают самочувствие, поднимают настроение, способствуют здоровому сну и аппетиту (это еще один способ для тех, кто не знает, как улучшить аппетит), регулируют теплообмен. 9
Наряду с такими положительными свойствами солнце нередко оказывает вредное действие. Поэтому в детских садах к таким процедурам необходимо подходить ответственно и осторожно. Для младших детей эффективными окажутся солнечные ванны, которые рекомендуется проводить в движении. Однако игры эти должны быть спокойного характера. Солнечные ванны детям нужно принимать:
Необходимо постоянно следить за тем, чтобы не было солнечных перегревов.
Таким образом, закаливание солнцем происходит обычно во время прогулок. Продолжительность солнечных ванн должна быть от 2-3 до 10 минут, одномоментная. Очень важно следить за индивидуальной реакцией ребенка на облучение, не допуская перегревания.
Процесс закаливания детей в детском саду потребует от воспитателей и медсестры немалых усилий, но они будут 100%-но оправданы. Мало того, что существенно уменьшится заболеваемость среди посетителей сада, у детей будет хороший сон, отличный аппетит и радостное настроение. Всего этого не смогут не заметить и благодарные родители.
В осенне-зимний период для профилактики «светового голодания» у детей полезно использовать облучение от искусственных источников ультрафиолетовой радиации под наблюдением медицинского персонала.
Лето и осень — самое благоприятное время для начала закаливания водой. Лучше всего делать процедуры в утренние часы сразу после сна или после утренней зарядки. Начинать следует с лёгких водных процедур, с температурой воды +33…+34 °C. Затем, каждые 3-4 дня, снижают температуру воды на 1 градус и постепенно, за 1,5-2 месяца доводят её до +10…+15°C. Чем ниже температура воды, тем короче должно быть время процедуры. Закаливание водой делится на несколько видов (этапов): обтирание, обливание, душ, купание.
Начальный этап закаливания водой — это обтирание.
Обтирание — наиболее мягко действующая водная процедура, которую можно применять не только здоровым, но и слабым детям. Выполняется процедура следующим образом. Смоченным концом полотенца или рукавичкой обтирают руки, шею, грудь, живот, ноги, спину, сразу же вытирая насухо до легкого покраснения. Температура воды в начале - 30°, постепенно ее снижают, доводя до комнатной температуры.
В течение 1-3 недель дети обтираются влажным полотенцем или губкой. Сначала обтираются по пояс, а потом переходят к обтиранию всего тела. Осуществляется обтирание последовательно, сначала сверху вниз: обтерев водой шею, грудь, руки и спину, вытирают их насухо и растирают до красноты от периферии к сердцу. После этого так же обтирают ноги и ягодицы. Вся процедура, включая растирание, не должна длиться более 5 минут.10
Следующий этап закаливания водой — обливание.
Обливание — прекрасное средство закаливания, простое и доступное. Первоначально температура воды должна быть 30—32°, через каждые 3 дня ее снижают на один градус. Можно довести ее до 22—20° для детей младшего дошкольного возраста и до 18° — для 6—7-летних детей.
Сразу же после обливания необходимо энергично растереть тела ребёнка полотенцем. Длительность процедуры 3-5 минут.
Еще более эффективная водная процедура — душ.
Душ можно применять детям только с 1,5-летнего возраста. Эта водная процедура тонизирует нервную систему ребенка, придает ему бодрость, положительно действует на аппетит и сон. Душ особенно полезен вялым детям с плохим аппетитом.
В начале, вода в душе должна быть комфортной: +31°C … +34°C, а длительность процедуры – не более 1 минуты. Затем, постепенно, температура воды снижается, а продолжительность приема душа увеличивается до двух минут. Завершать нужно обязательно энергичным растиранием тела полотенцем.
Температура воды зимой должна быть не ниже 36°, летом — 33—35°. Постепенно (на 1 градус через каждую неделю зимой, а летом через 3—5 дней) ее снижают до 28°, а для детей 2—3 лет — до 25° и ниже.
Очень полезны для детей «ножные ванны» или топтание в воде. Это обычно делается перед сном. Начинают их с температуры около +35°C. Делается это так: наливают в ванну воду, чуть выше уровня щиколотки. Ребёнок должен потоптаться приблизительно полминуты. В дальнейшем наливают воду на 2-3 градуса холоднее, и так доводят до полностью холодной воды: +7°C … +12°C за два-три месяца. После ванны ноги ребёнка растирают и укладывают его спать.
Ножные ванны — очень действенное средство закаливания, поскольку ноги, особенно стопы, наиболее чувствительны к охлаждению. Проводят их перед ночным сном. Воздействию подвергаются стопы и нижняя часть голени. Начальная температура воды для детей до 3 лет летом 33—35°, зимой — 35—36°. Постепенно снижая через каждую неделю температуру воды на 1 градус, доводят ее до 22—24° и ниже. Продолжительность процедуры 1—3 минуты. Ребенок в это время шевелит стопами, как бы переступая по дну таза.
Методика контрастных ножных ванн. Необходимо налить воду в два резервуара (два таза или ведра). Один из них наполняют водой температурой 37-33 С, а другой - на 3-4 градуса ниже. Количество воды необходимо такое, чтобы вода покрывала ноги до середины голеней. На протяжении 7 дней температуру воды в резервуарах не изменяют. Далее понижают температуру воды во втором резервуаре на 1 градус в неделю и доводят ее до 18-20 С.