Физиологические механизмы закаливания, его цель и место в системе физического воспитания детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить физиолого-гигиенические основы закаливания детей.
Задачи:
Рассмотреть физиологические механизмы закаливания, цель и место в системе физического воспитания детей;
Изучить основные принципы закаливания;
Показать значение факторов внешней среды для закаливания: воздух и солнечные ванны ;
Выявить особенности закаливание водой ;
Охарактеризовать нетрадиционные формы закаливания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Физиологические механизмы закаливания, его цель и место в системе физического воспитания детей 5
2. Принципы закаливания 7
3. Значение факторов внешней среды для закаливания: воздух и солнечные ванны 14
3. Особенности закаливание водой 17
5. Нетрадиционные формы закаливания 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 50.45 Кб (Скачать файл)

Процедура контрастных ножных ванн состоит в следующем. Ребенок попеременно на 1-2 мин погружает ноги в таз с горячей водой, а затем на 5-10мин – с холодной. Заканчивают процедуру погружением ног в таз с холодной водой. Количество попеременного погружения в первые процедуры составляет 3-4 раза. Продолжительность времени погружения конечностей в таз с холодной водой  возрастает постепенно до 15-30 сек. Увеличивают и количество попеременных погружений до 6. После окончания процедуры ноги вытирают до появления небольшого порозовения кожи.

Обливание ног производится так.

Ребенок садится на низкий табурет или детский стул, ноги ставит на деревянный брусок, положенный на дно таза. Воду льют из ковша или кувшина на нижнюю треть голеней и стопы. Длительность обливания 20—30 секунд. Температура воды вначале 27—28°, через каждые 10 дней ее снижают на 1—2 градуса. Конечная температура воды не должна быть ниже 18°.

После ножной ванны, обливания или обмывания ноги вытирают досуха, затем растирают руками до легкого покраснения.

Общее обливание — более сильная закаливающая процедура, которую можно делать детям, начиная с 2-3 лет. Проводить обливание рекомендуется ежедневно в любое время года.

Зимой процедуру можно начинать лишь после того, как уже проводили обтирания. Летом закаливание детей можно начинать сразу с обливаний.

Самый мощный закаливающий фактор, гармонично сочетающий в себе приятное и полезное — это плавание. Занятия на воде комплексно воздействуют на весь организм, плавание укрепляет его и закаливает.

Прекрасной закаливающей процедурой для детей дошкольного возраста является плавание в бассейне. В последние годы доказана огромная оздоровительная роль регулярных занятий плаванием с грудными детьми (начиная с 3-4 недель жизни), благодаря которым в процесс дыхания вовлекается больший, чем обычно, объем легких, что повышает их жизненную емкость и способствует лучшему обогащению крови кислородом. Такие занятия являются важным фактором профилактики заболеваний органов дыхания. Дети, с которыми систематически занимаются плаванием, становятся жизнерадостными, спокойными, имеют хорошую двигательную активность, завидный аппетит и крепкий сон. Занятия проводятся дома и в бассейне.

Местная ванна. Игра с водой может быть использована для закаливания как местная ручная ванна. Следует помнить, что кисти рук (так же как и стопы) являются важными зонами-теплообменниками: через эти области отводится 70% тепла.

При играх с водой ее температура не должна быть ниже 28 С. Наблюдая за реакциями детей, можно постепенно снизить температуру воды до комнатной, не допуская, однако, переохлаждения организма.

Конечно, одним из самых приятных и эффективных способов закаливания в теплое время года является купание в открытых водоемах. При купании осуществляется комплексное воздействие на организм воды, воздуха и солнечных лучей. Купаться можно, когда вода в водоёме прогреется до +18°C… +20°C. Желательно это делать в утренние и вечерние часы, сначала 1 раз в день, а затем 2-3 раза в день, с промежутком между купаниями в 3-4 часа.11

Купание в реке, озере, море разрешается детям после 2 лет один раз в день при безветренной погоде, если температура воды не ниже 23 °С, а воздуха — не менее 25 °С. Продолжительность купания — до 5 мин. Глубина при этом должна быть не выше пояса детей. В купании ребенка в открытом водоеме обязательно должен участвовать взрослый. После купания малыша следует вытереть, надеть панамку и не держать его долго на солнце.

Примерная схема закаливания детей от двух до семи лет

Температура воздуха в помещении, где находится ребенок, + 18, + 20 градусов.

1. Воздушная ванна—10—15 минут. Ребенок двигается, бегает; одетый в трусики, майку с короткими рукавами, тапочки на босу ногу или короткие носочки. Часть времени (6—7 минут) отводится на гимнастические упражнения из приведенного комплекса.

2. Умывание водой, температура  которой с +28 градусов снижается  к концу года закаливания летом  до +18, зимой до +20. Дети старше  двух лет моют лицо, шею, руки  до локтя, старше трех— верхнюю часть груди и руки выше локтя. Исходная температура воды для детей старше трех лет тоже +28, а минимальная летом +16, зимой + 18 градусов.

3. Дневной сон летом  с доступом свежего воздуха, зимой—в  хорошо проветренной комнате  при температуре + 15 +16 градусов.

4.Сон без маечек. Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

5. Прогулка два раза  в день при температуре до -15 градусов продолжительность от 1—1,5 часа до 2—3 часов.

6. В летнее время солнечные  ванны от 5—6 до 8—10 минут два-три  раза в день; пребывание на  свежем воздухе и в тени  неограниченно.

7. Закаливание солнцем  происходит обычно во время  прогулок. Продолжительность солнечных  ванн от 2-3 до 10 мин. - одномоментное. Очень важно следить за индивидуальной реакцией ребенка на облучение, не допуская перегревания.

Первым требованием для проведения закаливания является создание гигиенических условий. Это обеспечение чистого воздуха и рационального сочетания t° воздуха и одежды детей, бактериальная и химическая чистота воздуха в помещении достигается сквозным проветриванием, которое создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Сквозное проветривание очень кратковременно, в течение 5-7 мин.

Необходимо сквозное проветривание:

а) перед приходом детей;

б) перед занятиями;

в) перед возвращением детей с прогулки;

г) во время дневного сна (в группе), после сна (в спальне);

д) после полдника;

е) после ухода детей домой.

Температура воздуха в группе восстанавливается через 20 мин. В каждом групповом помещении находится график сквозного проветривания с указанием времени. Для поддержания t° воздуха в группе используют постоянное одностороннее проветривание, но не сажать под открытые фрамуги детей и следить, чтобы не было сквозняка. В туалетной и умывальной комнате никаких сквозных и односторонних проветриваний в присутствии детей не должно быть. Следить чтобы дети долго не находились в туалете, чтобы не мочили рукава, т.к. мокрая одежда вызывает резкое охлаждение, и вызывает простудные заболевания.

Оздоравливающее действие воздуха необходимо использовать при организации дневного сна, путем правильной одежды и проветривания. Спать дети должны при открытой фрамуге, в любое время года.

С помощью средств закаливания достигается высокая сопротивляемость организма различным неблагоприятным факторам. Достичь высокого эффекта можно лишь при соблюдении определенных принципов проведения закаливающих процедур.

Прежде всего, закаливающие процедуры следует проводить систематически, а не от случая к случаю. Только регулярно проводимые закаливающие процедуры позволят нервной системе приспособиться к меняющимся условиям внешней среды. Закаливание надо проводить ежедневно. Практика показала, что организм привыкает к холоду быстрее, если охлаждение проводить каждый день по 5 мин., а не через день по 10 мин. Длительные перерывы в закаливании ведут к угасанию, а то и полной утрате приобретенных защитных реакций. Обычно уже через 2-3 недели после прекращения процедур организм теряет устойчивость к простуде. Значит перерывы недопустимы. Если же перерыв был, то закаливание возобновляется с «мягких» процедур. Очень важно выработать привычку к закаливающим процедурам, чтобы они со временем переросли в насущную потребность на всю жизнь.

Другое обязательное условие закаливания – постепенность в усилении воздействия процедур. Только последовательный переход от малых доз к большим, нарастающее усиление того или иного раздражителя обеспечивает желаемый эффект.

Закаливание детей требует немалых усилий и упорства. Только набравшись терпения, вы добьетесь гармонии организма с природой, их благоприятного взаимодействия. Действие закаливающих факторов должно ощущаться детьми как естественное и приятное. Тогда верными друзьями будет – солнце, воздух и вода

 

5. Нетрадиционные  формы закаливания

 

1) Интенсивный метод закаливания  высокими температурами (испарительное  закаливание по К.В. Плеханову)

Для проведения процедуры нужно взять салфетку, намочить ее в воде температурой 40 С, а затем обтереть тело ребенка. Начинать горячее обтирание можно не сразу всего тела, а с рук до локтей, плеч, далее увеличивая площадь обтирания, постепенно захватывая грудь, живот, спину и ноги. Вначале после процедуры мы обтираем ребенка сухим полотенцем, в дальнейшем он может походить, не вытираясь. Оптимальная продолжительность процедуры 3-3,5 мин.12

2) Ходьба босиком. Учитывая  высокую рефлекторную связь между  холодовыми рецепторами стопы и слизистой верхних дыхательных путей, хождение босиком является действенным методом повышения устойчивости организма к воздействию низких температур. Одновременно данная процедура способствует укреплению связок и правильному формированию свода стопы.

Начинать следует при температуре пола 18 С. Особо чувствительным детям можно ходить в носках в течение 3-5 дней, затем босиком по 3-4 мин. В день, постепенно увеличивая продолжительность на 1-2 мин до 15-20мин. Хорошо закаленные дети могут ходить босиком постоянно.

После купания ребенка обливают водой контрастной температуры (на 1-2 С ниже, чем температура в ванне). После этого ребенка насухо вытирают.

3) Рижский метод закаливания

Метод закаливания с 1983 года применяется в дошкольных учреждениях Риги и других городов Латвии. А подсказали его нам наблюдения за детьми: вода в Рижском заливе почти всегда прохладная, но ребята, которые в летние дни гуляют вдоль побережья по щиколотку в воде, обычно меньше болеют. Объясняется это тем, что раздражение рецепторов кожи стоп прохладной морской водой оказывает тренирующее воздействие на кровеносные сосуды, нервную систему ребенка, повышает холодоустойчивость организма.

На резиновый коврик с шипами, одетый в чехол и смоченный 10% раствором поваренной соли (1 кг соли на ведро воды), ребёнок становится босиком и шагает на месте (начиная с 5-7 и до 16 сек). После этого ребёнок встаёт на сухой коврик и топает на нём в течение 15 сек. Затем водой из-под крана протереть руки, шею, лицо.

Начиная со средней группы, дети полощут рот йодно-солевым раствором (на 1 литр воды 1 ст. ложка соли и 3-4 капли йода). Вода комнатной температуры.

Данный метод рекомендуется проводить после дневного сна или после проведения зарядки.

Для данного метода закаливания используется три дорожки из грубого полотна (мешковина, дерюга и пр.) шириной 0,4 м и длиной 1,5 м. Одна из них смачивается в 10% растворе поваренной соли (1 кг соли на ведро воды) комнатной t. Другая в чистой воде такой же t. Третья дорожка остается сухой. Дорожки выстилаются на полу в следующей последовательности: "соленая" дорожка, дорожка, смоченная обычной водой и сухая.

Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам. Прохождение можно повторить 2-3 раза и совместить его с хождением по ребристой доске или по "Дорожке Здоровья".

"Дорожка Здоровья" представляет собой полосу из  легкостирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы, бусинки, плетеные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка. Можно использовать коврик для ванной типа "травка". Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Закаливание – это система мероприятий, направленных на тренировку защитных физиологических механизмов терморегуляции организма.

Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, необходимо соблюдать основные принципы. Основной принцип закаливания – постепенное воздействие на организм тренирующих факторов, выработка выносливости к нарастающим по силе и длительности воздействиям. Необходимо учитывать состояние здоровья ребенка, особенности его высшей нервной деятельности. Более осторожно проводить закаливание ослабленных и часто болеющих детей.

Приемы закаливания, его методы должны быть для разных детей различными. Например, если одного ребенка можно сразу приучить к сравнительно низким температурам, то для другого ребенка переход от теплого к прохладному должен быть постепенным. Детям, часто болеющим простудными заболеваниями, закаливание просто необходимо. В этих случаях нужно проявить особую осторожность, выбрать наиболее мягкие методы. Не надо считать, что закаливать ребенка легко. Это дело трудное, требующее большого терпения, времени и внимания.

Итак – солнце, воздух и вода, тепло и холод должны стать друзьями ребёнка с первых дней его жизни. И тогда он будет сильным, здоровым, выносливым.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М., 2002.
  2. Дубогой А.Д., Мовчан Л.М., Физкультура и дети, Киев: Здоровье, 2008
  3. Закаливание детей дошкольного возраста // Электронный ресурс, режим доступа: http://chudetstvo.ru/stati/zdorove-rebyonka/3881-zakalivanie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
  4. Иванченко В. Г. Тайны русского закала. М., 1991
  5. Муравов И.В, Возможности организма человека, - М: Знание, 2007
  6. Муравов И.В., Оздоровительный эффект физкультуры и спорта. – Киев: Здоровье, 2006
  7. Колтушкин А.Н., Целебный холод. - М: Физкультура, 2003
  8. Марков В.В., Основы здорового образа жизни. - М: Академия, 2001
  9. Никитин Б.П., Никитина Л.А. «Резервы здоровья ваших детей», - М.: «Физкультура и спорт», 1990
  10. Панина Г.А., Лечебная физкультура сегодня.- Киев: АТФ, 2003
  11. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура. М.: «Академия», 2007
  12. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е издание – М.: Издательский центр «Академия», 2008
  13. Физическая культура и здоровый образ жизни // Адалсон К.В.,, Чеснаков А.С., - М: Физкультура и спорт, 2003
  14. Щукина Н.П. Журнал // Дошкольное воспитание № 4, 2011

Информация о работе Физиологические механизмы закаливания, его цель и место в системе физического воспитания детей