Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 02:12, автореферат
Актуальность исследования. Характерной чертой современного общества в условиях глобализации является внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах человеческой деятельности. В области образования информатизация ныне оказывает определяющее влияние на содержание и технологии обучения в школе, в том числе на процесс формирования целостной картины мира личности школьника.
Национальная школа с учетом специфики культурно-образовательных традиций занимает особое место в формировании целостной картины мира личности ученика, главными качествами которого должны стать осознание себя как представителя определенного этноса, готовность взаимодействовать с другими личностями и культурами.
На правах рукописи
ОЧИРОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА
ФОРМИРОВАНИЕ
ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ИНФОРМАЦИОННО-
Специальность
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Улан-Удэ
2010
Работа выполнена на кафедре педагогики ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет»
Научный руководитель: |
кандидат физико-математических наук, доцент Баглаев Игорь Ильич |
Официальные оппоненты: |
доктор педагогических наук, доцент Ваганова Валентина Ивановна |
кандидат педагогических наук, доцент Лопсонова Зинаида Баторовна | |
Ведущая организация: |
ГОУ ВПО «Забайкальский
государственный гуманитарно- |
Защита состоится 23 апреля 2010 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.022.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет» по адресу: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, конференц-зал.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Бурятского государственного университета.
Автореферат размещен на официальном сайте Бурятского государственного университета http://www.bsu.ru 22 марта 2010г.
Автореферат разослан «22» марта 2010 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат педагогических наук, доцент Т.Н. Суетина
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Характерной чертой современного общества в условиях глобализации является внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах человеческой деятельности. В области образования информатизация ныне оказывает определяющее влияние на содержание и технологии обучения в школе, в том числе на процесс формирования целостной картины мира личности школьника.
Национальная школа с учетом специфики культурно-образовательных традиций занимает особое место в формировании целостной картины мира личности ученика, главными качествами которого должны стать осознание себя как представителя определенного этноса, готовность взаимодействовать с другими личностями и культурами.
Картина мира как интегративная категория является предметом изучения самых различных областей наук: философии, истории, культурологии, филологии, психологии, этнологии и др. Так же, как Р. Редфилд, В.В. Сериков, В.М. Симонов и др. исследователи, мы понимаем картину мира как результат осмысления действительности и обретения человеком гармонии с миром, которая проявляется в чувственно-эмоциональной оценке окружающего мира.
Вопросы, связанные с
формированием целостной
Такие ученые, как Н.А. Бердяев, В.П. Зинченко, А.Ф. Лосев, Н.Н. Моисеев, М. Хайдеггер и др., рассматривают целостную картину мира как синтез мифологической, религиозной, философской и научной картин мира.
Тенденции изучения картин мира с позиции целостности прослеживаются в трудах таких ученых, как В.В. Рубцов, В.М. Симонов, С.П. Курдюмов, В.А. Балханов, Г.П. Щедровицкий и др. Истоки целостного мировосприятия выявлялись еще в разработках ученых-космистов В.И. Вернадского, Н.К. Рериха, А.Л. Чижевского, в философских трудах Н.А. Бердяева, Ф. Капры, М.К. Мамардашвили, Н.И. Моисеева, Т. де Шардена и др.
Этническая картина
мира, которая проявляется и
Психологическое направление в изучении картины мира нашло свое отражение в концепции образа мира психологической школы А.Н. Леонтьева, в интегральных психологических характеристиках человека (Дж. Брунер, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн и др.).
Современные ученые-педагоги
рассматривают такие аспекты ан
Несмотря на то, что становление и развитие картины мира как школьников, так и взрослых, широко изучается представителями разных наук и с различных позиций, проблема формирования целостной картины мира у младших школьников раскрыта недостаточно, в частности, до настоящего времени не определялись условия ее формирования в информационно-образовательной среде.
Общеизвестно, что основными факторами формирования картины мира личности являются среда и воспитание, и мы согласны с И.С. Якиманской, которая рассматривает процесс формирования целостной картины мира младшего школьника как происходящее во времени изменение способа взаимодействия личности со средой, обусловленное возрастанием субъектности младшего школьника. Однако для формирования целостной картины мира необходимо построить особую образовательную среду, в которой должны быть реализованы принципы и развивающего, и личностно ориентированного обучения:
- принцип вариативности (возможности свободного выбора детьми средств и форм самовыражения на основе предложенных альтернатив);
- принцип гибкости (возможности педагога гибко изменять план своего воздействия на ученика);
- принцип открытости (готовности учителя использовать возникающие у детей идеи и предложения в совместной деятельности).
Активное внедрение
в образовательный процесс совр
Одним из перспективных направлений в разработке информационно-образовательной среды для младших школьников является среда Лого. Среда Лого рассматривается с различных позиций как в работах отечественных исследователей (Н.Л. Дашниц, Н.И. Никулина, Т.Л. Истомина, С.Ф. Cопрунов и др.), так и зарубежных (D.H. Clements, C. Hoyles, B. Sendov и др.).
В процессе формирования целостной картины мира младших школьников в национальной республике необходимо учитывать их этнопсихологические характеристики, что требует особой организации образовательного процесса. Формирование целостной картины мира также невозможно без опоры на культурные традиции народа, поскольку только через культуру народа возможно познание общечеловеческих ценностей и идеалов, приобщение к различным типам картины мира.
Таким образом, в формировании целостной картины мира младших школьников обнаруживаются следующие противоречия:
- между необходимостью
использования этнокультурного
компонента в процессе
- между все увеличивающимся применением и использованием различных ИКТ в современном обществе, когда и младшие школьники работают с ними в школе, дома, в качестве увлечения и пр., и состоянием формирования целостной картины мира у младших школьников, обусловленной их возрастными особенностями;
- между объективно
значимым педагогическим
С учетом выявленных противоречий нами определена проблема исследования: условия формирования целостной картины мира младших школьников бурятской национальной школы в информационно-образовательной среде.
Проблема обусловила выбор темы исследования: «Формирование целостной картины мира у младших школьников в информационно-образовательной среде».
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия процесса формирования у младших школьников бурятской национальной школы целостной картины мира в информационно-образовательной среде.
Объект исследования: информационно-образовательная среда начальной школы.
Предмет исследования: процесс формирования целостной картины мира у младших школьников в информационно-образовательной среде.
Гипотеза исследования: информационно-образовательная среда начальной ступени образования способствует эффективному формированию целостной картины мира у младших школьников при следующих условиях:
- обеспечение в информационно-образовательной среде освоения культурных ценностей бурятского народа;
- Лого-программирование как системообразующий компонент информационно-образовательной среды;
- выполнение информационно-образовательной средой Лого междисциплинарной функции в начальной школе.
Исходя из вышеизложенного, в процессе исследования решались следующие задачи:
1. Раскрытие содержания процесса формирования целостной картины мира у младших школьников.
2. Определение возрастных и этнопсихологических особенностей формирования картины мира учащихся начальных классов бурятской национальной школы.
3. Выявление возможностей информационно-образовательной среды Лого для формирования целостной картины мира учащихся начальных классов бурятской национальной школы.
4. Обоснование педагогических условий формирования целостной картины мира у учащихся начальных классов бурятской национальной школы в информационно-образовательной среде Лого, разработка содержания и методов ее формирования на базе данной информационно-образовательной среды.
5. Экспериментальная проверка предполагаемых результатов.
Методологическую базу исследования составляют:
- концепция развивающего обучения младших школьников (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин и др.);
- принципы реализации
личностно-ориентированного
- этнопедагогические концепции содержания образования в национальной школе, в том числе в Бурятии (В.Ф. Афанасьев, Г.Н. Волков, А.З. Измайлов, Я.И. Ханбиков и др.; Д.М. Бурхинов, М.С. Васильева, Н.Ж. Дагбаева, Т.Д. Дугарова, И.А. Маланов, С.Д. Намсараев, М.Н. Очиров и др.);
- исходные положения использования современных информационных технологий в образовании (М.И. Башмаков, А.И. Башмаков, И.А. Башмаков, В.П. Беспалько, А.Г. Гейн, В.П. Зинченко, М.П. Лапчик, С. Пейперт, Ю.А. Первин и др.).
Теоретическими основами исследования являются:
- рассмотрение целостной картины мира как единства мифологической, философской, религиозной, научной картин мира (Н.А. Бердяев, В.А. Балханов, С.Э. Крапивенский, И.Э. Куликовская, А.Б. Невелев, Д.А. Синянский и др.);
- учет концепции содержания образования в современном обществе как образования, обусловленного всеобщей интеграцией, стремлением осознать единство мира (М.Н. Берулава, Т.Г. Браже, В.С. Ильин, В.В. Краевский, С.В. Тарасов, В. Фоменко, Н.П. Шишлянникова и др.);
- рассмотрение младшего школьного возраста как периода всестороннего познания окружающего мира и максимального развития, раскрытия потенциальных возможностей ребёнка (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др.);
- рассмотрение средового подхода в образовании как феномена педагогического воздействия, так как он является способом организации среды и средством оптимизации ее влияния на личность школьника (О.С. Газман, В.М. Дрофа, Н.Б. Крылова, Б.Т. Лихачев, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.).
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач в диссертации использованы следующие методы исследования: методы теоретического анализа и синтеза, в т.ч. анализа философской, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, метод обобщения, метод наблюдения, систематизации, метод анкетирования и метод собеседования для накопления данных по существу изучаемого вопроса, метод педагогического эксперимента.